Все рецензии на стихи

Рецензии на стихи, написанные пользователями сайта Дом Солнца. Опубликовав на нашем сайте свои стихотворения, вы всегда можете заказать на них компетентные рецензии.

Письмо «попутчику»



Прочитал ваше творение – «Дорога добра». Стал писать рецензию, да разрослась она почти в статью. Оправдываясь, замечу, что и стих то ваш немаленький, целая дорожная повесть.
Прочитав первый раз – наискосок – отметил стих как неважный, непоэтичный. Но готовя рецензию, прочитал еще два раза, уже с лупой. Задумался. Нужно ли нападать? Стих показался мне не так уж и плох. Обычное многословие графомана, правда, - доброго, христианского. Бывает и хуже. К тому же, сайт наш - не поэтический. Автор, любитель, - самовыражается. Ну, и слава Богу! Стоит ли цепляться к человеку…
К слову сказать, с уважением отношусь к людям творческим. Даже к тем, кто понимает под поэзией написание открыточных поздравлений. Пусть пишут все. Пусть сочиняют, малюют, лепят. Творчество – облагораживает…
Стихотворение тянет на критику, когда в нем что-то есть. Ну, хотя бы задумка, смысл, содержание. Хотя содержание без точно найденной художественной формы не делает стих поэзией. Уж лучше писать прозой.. Что же не устраивает меня в «Дороге добра»? Возможно – многословие? Сестра таланта – краткость…Хотя на сайте есть и похлеще графоманы, штампующие свои вирши ежедневно.
В чем смысл стиха? Автор спешит поделиться своим открытием. На каком -то этапе жизни он пришел к Богу, воспринял Его в сердце, осознал в душе благодать. Отсюда – возлюбил и себя, и жизнь, и ближнего. Простил всех, воспарил над землей, нашел ключ к богатству жизни и к Господу, ключ к своей душе, к добру.
С другой стороны думаешь антихристово: и чего бы автору не любить жизнь? Не в деревне российской живет, где пьянство и полынь запустения. А на курорте Испании, занимаясь защитой интересов богачей.. Иначе, чего бы он там делал, на солнечных пляжах…За что бы ему платили? Возможно, все и не так. Но в обществе мало доверия к честности нынешних богачей.
Стих длинный из-за повторов. Куплет 1 и 15-й повторяются буквально. В остальных повторы смысловые. На мой взгляд, стих можно сократить на треть – только выиграл бы.

К рифме особо не придираюсь. Считаю, что в поэзии хозяйка – мысль, а рифма лишь ее служанка. Рифма должна подчиняться образу. И там, где она выпирает и мешает пониманию образа, – ею можно пренебречь. Однако, в вашем творении небрежность рифмы удивляет. Вот пары слов, которые «рифмует» автор:
« мой друг – о том; на зло – негатив; над собой – жизнь; не прав – любовь;
должникам – грешу; мир – мать; себя – подари; глас – избрал; сосуд – миг;
шепчет – приемлет; ключ – воспрял; бред – есть…»
Ну, а там, где рифма пробилась, - она бедна, примитивна. Помните, у Незнайки в стихах : печка – свечка, шишка – мишка…? У вас посложнее: «умора – Гоморра; буду – позабуду; мир – эфир; блага – бумага; лучик – попутчик; буйный – струйный». Кстати, что за термин такой – «струйный»? От слова струя? Или это офисный струйный принтер? Но в стихе звучит «гад струйный». Загадка. И кому этот гад должен купить машину?
Нам лучше денег ты отправь,
Купи машину, гад ты струйный.
Вообще, в стихе очень много строк, которые можно понимать двусмысленно. Попадись этот стих злому критику…Сочинил бы целую пародию! Вот куплет авторский:
Тебе, невидимый мой друг,
Пишу, не глядя эти строки,
И рассказать спешу о том,
Что я узнал, сойдя с дороги.
Ну, ладно друг у вас есть – «человек-невидимка». Но почему сам автор, не глядя, пишет слова? Закрыл специально глаза и строчит по листу. Зачем писать вслепую? Экстрасенсом хочет стать? И что он познал, сойдя с дороги? Может грязь обочины, ужас крапивы? Хотя какая крапива на песках Испании? Вот так бы придирался злой критик. Или вот шедевр:
Трудна работа над собой,
Так тяжела, невыносима.
Мы выбираем проще жизнь,
Пусть будет лучше Хиросима.
Ну, автор! Что это вы сочинили? Да еще на сайте, призванном привлечь людей к самопознанию. Работа над собой, самосовершенствование – не прогулки под Луной. Надо и стараться. Но уж никак эти усилия не «невыполнимы». Неужто так тяжело? Убийственно трудно, что лучше лечь под ядерный взрыв. Ведь так у вас получается. Лучше Хиросима, чем работа над собой. А все потому, что мысль выражена - криво, двусмысленно.
Еще ваши строки:
Я прославляю этот мир,
Планету, жизнь, вселенной блага.
Так и хочется спросить. Ну планету прославлять еще полбеды. А вот вселенной блага – это какие? Трудно представить. Но может, автор свободно парит между звезд и вселенная для него – как личная теплая сауна…
Люблю тебя – Отец и Мать,
И знаю стерпит все бумага.
Ну, во-первых, надо писать «Вас». Люблю я вас – отец и мать. А во- вторых, зачем здесь бумага, да еще терпеливая? Какая связь? Любишь и люби себе…
Обращаясь к Богу, автор откровенничает:
Навеки ты лишь мой герой,
Ты, жизнь мне давший без затеи.
Тут уж прямо возмущаюсь: За что же вы так к Всевышнему? Не мог он вас создать без затеи (смысла, задачи, программы). Иначе к чему вы тут?
Вообще же, в поэзии, если опираться на ее лучшие образцы, тема взаимоотношений с творцом – особенная. Пожалуй, стоит написать отдельную статью об этом, с примерами и подробным анализом. Большие поэты избегают общих затертых слов и образов. Находят в себе особенное, индивидуальное содержание и неповторимую образность…
У вас же, пока лишь общие фразы – летаю, люблю, счастлив, простил…. Причем выражены кособоко.
Конечно, вы самовыражаетесь на непоэтическом сайте. Да ведь рубрика, где вы печатаете свои опусы – называется Поэзия. А не самодельное творчество. Здесь даже есть несколько добровольных рецензентов, вполне доброжелательных, кстати.
В целом же, подводя итог, все зависит от уровня взгляда на ваш стих. Если расценивать его как любительское писание для себя – это один подход. Если начинать завышать планку и смотреть на литературное мастерство – начнутся вопросы. Решайте сами, стоит ли тратить время, совершенствуясь на ниве поэзии.
Кстати, слово «попутчик» вряд ли применимо к описанию своих отношений с Богом. Попутчик – это тот, кто трясется с вами в купе и болтает, попивая чаек. Ему надо убить время в пути. Он ни к чему не обязывающий попутчик, вынужденный сосед. Встретились – и забылись.
Всего доброго.

Надеюсь, прекрасные девы оценят сей призыв!

Однако возникают некоторые вопросы.

В стране родной "правит сердце и любовь", а где же "правит боль"?

Восьмая строка приобрела лишнюю стопу: стала 6-стопной, в контрасте с 5-стопными остальными строками.

"Услышать в тапочках его шаги" - "услышать в тапочках", или "его шаги в тапочках"?

"И пуд со съеденною вместе солью
Хранит..." - пуд хранит вместе со съеденной солью?

Обращайте внимание на порядок слов - порой он очень важен.

Искренне,

Здравствуйте, автор!
Объемная, глобальная философская лирика. Поток Ваших мыслей нескончаем, наполнен энергией созидания, эволюции, развития; устремлен своей целью помочь и направить.
На мой взгляд, необходимо ввести новый стиль и направление в поэзии – "конструктивная (регенеративная) философская лирика" (не путать с религиозной)), которая будет именно пробуждать и устремлять души к поиску, совершенствованию не только внутри себя, но и с выходом в Целое.
Ритм гармоничен, а вот качество рифмы оставляет желать лучшего, хотя оно здесь и не определяющее.
Жаль, что лексическая наполняемость также, слишком упрощена. Очень много повторений, использования простых, обиходных слов.
Особенность данного произведения – смысловая наполненность строк и…. их небрежность. Если на данный смысл наложить красоту слога – получилось бы идеально с поэтической стороны.
«..Их Вам сейчас бесплатно дам..» - слово «бесплатно» вносит дисгармонию своей материалистической составляющей в общую идеалистическую.
«..Узнай, что в жизни этой главно..» - слово «главно» ломает восприятие своей архаичностью.
Касаемо технической стороны, Вы также можете почитать мою предыдущую рецензию на Ваше произведение, - рекомендации те же.

Удачи и Вдохновения!

С уважением, Notea

Здравствуйте, автор!
Это лучшее, что мне пока приходилось читать в представленной тематике. Больше добавить нечего.

Светлая память Вашему деду!

С уважением, Notea

Первый катрен вселил надежду, что стихи получились.
Однако, дальше посыпались вопросы.

"А шепот разума сквозит мой потолок" - шёпот и сквозит? К тому же: сквозить из окна, сквозь крышу, из щелей.

"Измученное гильотиной тело" - автор вообще-то представляет, что такое гильотина?

"Хватаешь лезвия спасительный клинок" - у лезвия есть клинок? Или у клинка лезвие?

"пафосный ублюдок" - это круто, чисто по-женски.

" в мире не удел" - у чего? - "у дел".

"Не перекладывай ответственность на нас" - где выше ЛГ перекладывал ответственность? И кто такие "мы"?

"Возьми же в руки маховик судьбы" - автор представляет, чем закончится, если взять в руки вращающийся маховик двигателя?

"Тоски удар и жизни мрак развей" - развеять удар? Однако...

Искренне,

Каков альбом, такова и начинка.. :)

Апатия, склоняющаяся к чему-то мерзкому, нередкое состояние, особенно в определённых возрастных рамках и в определённых жизненных ситуациях.

Однако выражать своё ощущение, восприятие этого состояния надо более логичным, хотя и поэтическим образом.

"Но воздух свеж в канун весны" - почему "но"? Эта частица используется для противопоставления, а выше по тексту не чему противопоставлять свежесть воздуха".

"Не пережить нам сей войны" - что за война? С лукавой зимой? С тем, что дни прерываются ночами?

"Весь этот мир, как в преисподней" - что-то в известных описаниях преисподней не упоминаются кошки, ожидающие родного кота.

"Моя любовь давно тупа" - как-то грубо по отношению к женщине (ведь любовь моя - это она).

"Они летят в сей мир сонлив" - несколько не по-русски в данном случае получился порядок слов.

"Кровать я расстелю спокойно" - кровать заправляют, постель расстилают.

Искренне,

Спасибо автору, решившему отдать дань тому, что было с нами, с каждым практически жителем нашей Родины - СССР. Вопреки не утихающим, к сожалению, потокам, заливающим историю мутью коллаборационизма, предательства, просто лжи.

Технически произведение исполнено, к сожалению, не лучшим образом.
Например, размер строки - 6-стопный ямб с цесурой (паузой) посередине, и вот эта пауза порой неудачно разрывает слово, или по смыслу падает не на середину строки.

Чтение и восприятие порой затрудняется "неестественным" порядком слов. Вот, например, строка
"Я свой давно сполна отдал Отчизне долг", которая звучит лучше, если просто переставить слова:
"Отчизне я давно сполна отдал свой долг".

Стоит внимательнее следить за правильнописанием:
"И так не раз, не два – неоднократно!"

Ещё мне кажется, что произведение затянуто, чересчур длинно: может быть, стоит отобрать среди перечисляемых мест, событий наиболее существенные, сильные памятью и образностью.

Искренне,

Здравствуйте автор!
Прекрасное стихотворение! Тонкие, изящные, умиротворяющие образы поют в мелодичности ритма, создавая ощущение присутствия, состояние отдохновения.
Интересная, необычная рифмовка abcb добавляет произведению индивидуальности, неповторимости.
Примечательно, что в данном случае, отсутствие знаков препинания никак не отражается на восприятии образов.

Удачи и Вдохновения!
С уважением, Notea

Здравствуйте, автор!
Лаконичность и "объем" характеризуют данное произведение, которое я бы отнесла к экзистенциальной лирике.
В сжатости слов с одной стороны читается некоторая недосказанность, а с другой, - глубина и размах авторской мысли, внутренний путь и полученный опыт.
Название стихотворения и изображение к нему дополняют картину восприятия, помогая глубже проникнуть в экзистенцию мыслей.
К технической стороне претензий также нет.

Удачи и Вдохновения!
С уважением, Notea

Здравствуйте автор!
Насыщенная, богатая образами пейзажная лирика.
Созданные метафоры, сравнения, олицетворения рисуют в воображении яркую, эмоциональную картину грозы. Вам удалось раскрыть тему, передать и начало грозы (…и шорох листьев, как предупреждение; вот молнии как чудный фейерверк), и ее разгар (..На Землю хлынул вдруг второй потоп; стволы деревьев гнутся, но стоят..), и затишье (…а вымытое небо засияло).
Восклицательные знаки усиливают впечатление, добавляя эмоции.
Однако стихотворение требует доработки:

Вот молнии как чудный фейерверк,
на темном небе змеями играют,
и страшным громом поражал всех Зевс...
Дождинки на асфальте замирают:
----- все действо разворачивается в «здесь и сейчас», поэтому глаголы не должны диссонировать во времени: играют – поражал (заменить на «поражает Зевс»).
«Фейерверк-Зевс» - это отсутствие рифмы.

На Землю хлынул вдруг второй потоп,
стена дождя такая же как "Плача",
и нескончаемый воды поток,
летел куда-то ,просто, наудачу:
------ здесь мне не совсем понятна строка «стена дождя такая же как "Плача"».
«Потоп-поток» - приблизительная рифма.
Строчка «летел куда-то, просто, наудачу» - неудачная с поэтической стороны.

К монологу веток я бы добавила усиление:
«а ветки в ужасе почти вопят: -
Друзья…! А что же будет дальше с нами?!
«стволы гнуться» – что делают? – пишется без мягкого знака: гнутся.

Мне бы очень хотелось увидеть исправленный Вами вариант. Данное стихотворение заслуживает большего.

Удачи и Вдохновения!
С уважением, Notea