Суббота. Субботний ритуал

Современному сознанию институт Субботы не представляется на первый взгляд чем-то из ряда вон выходящим. Мысль о том, что раз в неделю человеку необходимо отдыхать от работы, кажется нам очевидной. Однако такое объяснение, как показывает более глубокий анализ, является недостаточным.
Суббота. Субботний ритуал
В самом деле, почему чисто социально-гигиеническому, казалось бы, предписанию придается такое значение, что его включают в Десять Заповедей, которые во всех остальных случаях провозглашают фундаментальные религиозные и этические принципы? Далее, субботние запреты на различные виды работы зачастую много более обременительны, чем сами действия, подвергающиеся запрету. В талмудической интерпретации ритуала запрету подлежит не только работа в прямом смысле этого слова, но и всякая активная деятельность вообще: нельзя зажигать огонь, даже если этот запрет сопряжен с большими неудобствами; нельзя сорвать травинку или цветок, хотя, с точки зрения затраты сил, это

— не работа; нельзя поднять что-либо, принадлежащее другому человеку, даже если это столь легкое, как, например, носовой платок.

Так что же, имеем мы здесь дело просто с неуклюжим и изощренным усложнением первоначально „разумного" ритуала или это наше понимание его слишком примитивно и нуждается в пересмотре?

Анализ субботнего ритуала неоспоримо показывает, что сущность его — отнюдь не в утомительной обрядовой сверхпедантичности. Подлинная сущность Субботы — в концепции труда и отдыха, совершенно отличных от сегодняшних представлений.

Прежде всего, работа в библейском и (более позднем) талмудическом понимании — не просто набор физических действий. Это гораздо более значительное понятие, которое можно определить следующим образом: „работа" — это всякое созидательное или разрушительное вмешательство в жизнь природы. „Отдых" — это отказ от такого вмешательства. Иными словами, в Субботу человек представляет природу себе самой, никак не изменяя ее, ничего не разрушая, ничего не созидая. Суббота — день перемирия между человеком и природой, а „работа" — все то, что может нарушить это перемирие и равновесие между ними. В самом деле, тяжелая работа (например, вспашка земли или строительство дома) одинаково является работой и в свете библейских концепций, и в современном представлении. Но такие действия, как сорвать цветок или зажечь спичку, не требуют физических усилий, — они лишь символизируют вторжение человека в естественный ход событий, нарушают мир между человеком и природой, — и поэтому они запрещены.

Такой же смысл имеет и талмудическое запрещение поднимать что-либо, принадлежащее постороннему, как бы мало оно ни весило. Само по себе Поднятие тяжестей в Субботу не запрещено. Внутри своего дома разрешается поднять самый тяжелый ^>уз, и это не будет нарушением субботнего ритуала. Но в чужих владениях (будь то частный дом или находящаяся в общем пользовании улица) нельзя поднять даже носовой платок. В этом запрете находит выражение другая идея — идея мира уже не с природой, а с окружающим социальным коллективом.

Таким образом, субботний ритуал предписывает человеку не только не вмешиваться в природные процессы, но и воздерживаться от изменения социальных условий. Следовательно, Суббота символизирует состояние абсолютной гармонии между человеком и природой и между человеком и человеком. Не „работая" — иными словами, не участвуя в процессе естественных и социальных изменений, гг человек высвобождает себя из оков природы и социума, пусть всего лишь на один день в неделю.

Но идея Субботы этим не исчерпывается. Вся ее многозначность может быть понята лишь при более глубоком анализе библейских представлений о взаимоотношениях между человеком, природой и другими людьми.

До грехопадения Адама (т.е. до появления „человека разумного") человек находился в состоянии всеобъемлющей гармонии с природой. Первый акт неповиновения, с которого началась человеческая свобода, одновременно „открыл ему глаза": человек познал разницу между добром и злом; стал сознавать себя и своих ближних — таких же, как он, и в то же время „иных". Так началась человеческая история. Так первоначальная индивидуальная гармония сменилась борьбой с природой и коллективными конфликтами. Что же, по мнению Библии и пророков, является отныне целью человека? Возвращение к состоянию мира и гармонии с другими людьми, с землей, с природой. Это не может, однако, стать возвратом к первоначальной гармонии — это стремление к новой гармонии. А новая гармония возможна лишь тогда, когда человек увенчает свое развитие истинной человечностью, когда он познает сущность мироздания и его законы, когда совершенный разум освободит его от угнетения другими людьми, от оков природы, от гнета иррациональных желаний и страстей. Книги пророков буквально пронизаны образами этой грядущей гармонии: к земле снова вернется безграничная плодоносность; мечи перекуют на орала; лев возляжет рядом с ягненком; женщина без мук будет рожать детей своих; все человечество объединится в истине и любви. И высшим символом новой гармонии, достижение которой есть цель исторического процесса, является грандиозная фигура Мессии.

Сказанное позволяет нам проникнуть в суть субботнего ритуала во всей его сложной и многозначной полноте. Суббота есть не что иное, как предрешение мессианского времени, — и именно поэтому мессианскую эпоху называют „продолжением Субботы". Более того, Суббота — не только предвкушение пришествия Мессии, но одновременно и его предварение. „Если бы весь Израиль хотя бы один раз соблюл Субботу, явился бы Мессия", — говорит Талмуд.

Следовательно, понятие Субботнего Отдохновения, т.е. „неработы", имеет совершенно иное и несоизмеримо более глубокое содержание, нежели расхожее современное словечко „релаксация"(расслабление, передышка). В Субботнем Отдохновении человек ощущает возможность мессианской гармонии и свободы и предвкушает их приход. Субботний ритуал занимает такое место в библейской религиозной традиции не потому, что Суббота — просто „день передышки", а потому, что она является символом спасения и освобождения. Суббота символизирует Божественное Отдохновение, ибо, как бы величественны ни были творчество, созидание, работа, — они есть временное „грехопадение" Бога: Бог почивает „в день седьмый" не потому, что „устал", а потому, что полная мера Божественной свободы воплощается лишь в состоянии Отдохновения, гармонии со Своим творением. Поэтому и человек является в полную меру Человеком лишь в состоянии гармонии и свободы. Вот почему субботняя заповедь один раз мотивируется Божественным Отдохновением, а второй раз — освобождением из Египта. Обе формулировки, дополняя и объясняя друг друга, гласят: Субботнее отдохновение есть свобода.

В той мере, в какой человек наделен разумом и свободой, он Богоподобен, т.е. не подвержен ни времени, ни смерти. Но в той мере, в какой он „человек во плоти", он подчинен законам природы и отдан в рабство времени и смерти. Древние вавилоняне тщетно пытались умилостивить бога времени самобичеванием в день Шапату. Библейская концепция Субботы предлагает иное решение этого глубочайшего противоречия. Отказавшись на один день от вмешательства в дела природы и общества, мы тем самым обособляем себя от истории. Где нет ни работы, ни деятельной активности, там нет и времени. В отличие от вавилонского Шапату, повергшего человека к ногам бога времени и смерти, библейская Суббота (Шабат) символизирует победу человека над преходящим и бренным: время остановлено, и смерть низвержена со своего трона.
×

Обсуждения Суббота. Субботний ритуал

  • Дорогой кастор, чуть не прослезилась, прочитав статью!
    Вот это и есть настоящий мужественный и мужской подход к вещам. Потому Фромм и стал мировой величиной.
    Есть же нормальные люди на белом свете, которые могут сами подумать и разобраться с этими субботами, пейсами и прочими учениями, символами и ритуалами без нападок на других за то, что эти другие делают!
     

По теме Суббота. Субботний ритуал

Ритуал устранения препятствий

Тысячи жителей Калмыкии собрались сегодня в новом великолепном храме Элисты...
Журнал

Ритуал посвяшенный Джорджу Харрисону

В московском храме Кришны "Шри Шри Даял-Нитай Шачисута" почтили память гитариста...
Журнал

Ритуал изгнания беса

Валерий Цимбал не монах и не священник. Он обычный мирянин, живёт в посёлке...
Журнал

Буддийский ритуал

В Элисте 6 мая в центральном элистинском хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни...
Журнал

Болгарские тамплиеры совершили свой ритуал

Болгарские тамплиеры отпраздновали накануне трехлетие создания Великого приората...
Журнал

Обряд (Ритуал,The Rite)

Молодой парень по имени Майкл живет со своим отцом и вынужден помогать ему в...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация