Олег Шук: "Дзэн учит нас жить"


Олег ШукКоротко о себе: Родился в восточном Казахстане в городе Серебрянск. 47 лет, женат, двое детей. Живу в Словакии. Закончил архитектурный факультет. Работаю преподавателем в художественной школе. Дзэн-буддизмом занимаюсь с 1988 года.

- Что повлияло на ваши жизненные интересы?

- Наверное, вначале вопрос “Кто и почему это все придумал?” и “Почему это не работает?” Или может быть, наоборот, очень хорошо работает? От обоих вопросов я приходил в смятение. Я видел много страдания вокруг.

Я, как и все, искал смысл жизни. Даже занимался дзю-до, так как думал, что если там есть иероглиф “путь” в названии, то будет там и знание. Но во время социализма это был только спорт. Но и дзю-до меня многому научило: бороться и не сдаваться, преодолевать страх и не бояться тяжелой работы. Падать и вставать, зализывать раны и снова вставать. В свое время мой тренер дзю-до дал мне очень много. У меня было много счастья на хороших людей: соседей, родных, друзей, одноклассников. Все они были моими учителями.

Но самое большое влияние оказал на меня мой первый учитель дзэн - монах До Ам сыним. Случайность это или нет, но в его имени тоже был “путь”. Он разбил все мои теории и представления о самом себе, о буддизме, человеческом предназначении, дзэне, просветлении и т.д. - обо всем, что я вычитал из книг. Я долго не мог от этого опомниться.

- Как вы пришли к традиции дзэн?

- Когда меня родила моя мама. :) Но после воспитания в яслях, детском саду, школе, комсомоле, я на некоторое время потерял свое “дзэнское” направление. После долгих исканий в книгах, философии, вере, эзотерических учениях, атеизме, мне посчастливилось встретить хорошего учителя, который сразу же показал мне направление. Этот человек учил меня своим примером и своими ошибками, своими достижениями и потерями, своим духовным полетом и падением. Как я уже говорил, это был монах До Ам сыним.

Бывший парашютист, он единственный в то время рисковал свободой и приезжал в Чехословакию подпольно проводить медитации. В то время никто из тогда многочисленного состава и традиций буддизма на это не решался. Несколько лет мы тайно занимались под его руководством.

У него было отличное чувство юмора. Я помню случай, когда мы сразу после падения “железного занавеса” ездили в Латвию проводить ретрит и на обратном пути на границе вызывали подозрение, поскольку у нас не было больших чемоданов, только рюкзаки с монашескими робами. Нас долго проверял таможенник и потом спросил, есть ли у нас золото и бриллианты. До Ам сказал, что у него золотое сердце. Таможенник несколько раз провел металлоискателем в области его сердца и ушел, качая головой.

Бывало, мы укрывались одним одеялом, т.к. он отдавал свой спальный мешок кому-нибудь из сангхи, когда это было нужно. Он однажды заложил свои часы в ломбард, чтобы после ретрита были деньги на общий обед. У него не было комплекса “большого мастера”, он просто был человеком.

- Когда вы основали центры в Братиславе и Кошице?

- Сразу же, как только это стало возможно: после революции в 1989 году мы основали группу в Братиславе. Это была первая в Словакии буддийская группа. А когда мы переехали в Кошице, мы основали группу и там, это было в 1990 году. Со временем группа разрослась, и возник центр.

У нас школа совместной практики и как учил дзэн-мастер Сунг Сан, совместная практика больше пользы приносит, больше тебя учит. В корейских монастырях в горах иногда не хватает воды, и картошку моют в тазу: наливают чуть-чуть воды и долго мешают палкой. Картошка трется друг о дружку и очищается. Так же и с нашей кармой: когда мы практикуем совместно, наше маленькое “я” очищается гораздо быстрее. Появляется многое из того, чего мы не желаем видеть и, видя это, мы можем это отбросить. Если бы мы сидели в одиночестве в пещере, то никогда может этого и не увидели бы. А так у нас есть много учителей. Каждый, кто с нами практикует, нас учит. Даже если он спит и ворочается во сне и даже если не практикует на 100%. Наше маленькое “я” учится, и мы тоже учим. Через смех и слезы.

- Как на вашей жизни отразилась встреча с дзэн-мастером Ву Бонгом?

- Как я уже говорил, меня “воспитали” в традиции дзэн множество учителей из Азии, Америки и Европы. Когда я уже практиковал пару лет, я встретил дзэн-мастера Ву Бонга. Он был ведущим учителем школы “Кван Ум” в Европе, уже получил передачу от дзэн-мастера Сунг Сана. Я уверен, что он один из лучших учителей дзэн в мире. Он научил меня очень многому - человеческому, буддийскому, дзэнскому... Изменил то, как я хожу, сижу, работаю, сплю и вообще живу. Без него я не был бы тем, кем являюсь сейчас - никем.

- Каким идеям учит дзэн? Какова цель практики дзэн?

- Дзэн не учит никаким идеям. Дзэн учит недуманию, немышлению. Учит нас, как постичь мысль “перед мышлением”. Учит нас найти и достичь, а не “понять интеллектуально”, природу Будды, что значит свою собственную природу. Затем из момента в момент использовать ее на благо всех чувствующих существ. Это можно назвать воплощением идеала Бодхисаттвы.

Дзэн учит нас жить и практиковать для других. Достигнув природы Будды, мы увидим, что мы и мир являемся одним целым. Дзэн не дает ответов, он задает очень хорошие вопросы. Дзэн дает нам метод, как найти на эти вопросы свои собственные ответы. Учит нас никому и ничему не верить фанатично, никого не обожествлять и никому не поклоняться. Только искать ответ на главный вопрос “Кто я?”

В дзэн есть две важные вещи:
- правильное направление, что значит найти свою природу Будды и спасти от страданий все чувствующие существа.
- пытаться, пытаться и еще раз пытаться.

Если у нас есть эти две вещи, тогда у нас есть правильная практика. Направление нам может показать учитель, но насколько прилагать усилия зависит только от нас.

- Можно ли практиковать дзэн без учителя?

- Да, можно. Это мы называем заниматься “формой” дзэн. Можно, например, найти в книге описание или видео-инструкции о том, как сидеть, складывать руки и ноги, и даже как правильно дышать. Все это можно делать, пока у нас нет хорошего наставника.

Но лучше прийти, к примеру, в центр нашей школы, и там по-настоящему научат: есть много людей, которые способны показать и объяснить технику. Когда мы начинаем практиковать в одиночестве, наше эго может начать играть с нами в различные игры, и мы можем начать верить в них. Например, что мы достигли просветления. Хороший учитель показывает нам хорошее зеркало, пробуждает нас от таких снов. А главное - дает нам правильное направление.

Но, самое главное (в контексте нашей школы) - это практика коанов. Коан это парадоксальный диалог между мастером и учеником, вопрос, ответ на который нужно найти не логически, а интуитивно. Сознание учителя и ученика при правильном ответе становятся одним и тем же. Ученик в этот момент может дотронуться до “чистого сознания”.

Существует много разных коанов, которые открывают разные “ворота” в реальность, учат нас быть здесь и сейчас, учат состраданию, смекалке, дают нам различные “просветления” и опыт. Но все коаны ведут к одному самому глубокому вопросу - кто мы?

У нас больше двух тысячелетий опыт работы с коанами, включающий в себя традиции Индии, Китая и уникальный подход корейских мастеров. Наш учитель дзэн-мастер Сунг Сан создал очень много современных коанов, я в других школах такого не видел. Когда я сравнивал разные стили, то этот понравился мне больше всего, поэтому я и начал его практиковать.

Главное, мы стараемся показать ученикам, как это использовать в этом сложном мире, для себя и для других. Этого без учителя достигнуть очень сложно, конечно.

Я видел множество людей, которые пытались практиковать без учителя. Они очень привыкли к практике в одиночестве. Многие из них стали чудаками, и они обычно вообще не могут практиковать с другими людьми. Их “все тревожит” и “все мешает”, их “никто не понимает”, как они говорят. Обычно они появляются пару раз и исчезают в “своей пещере”. Это либо “отшельническая” карма, либо чудачество, дай Будда им здоровья.

Наша практика - это практика для других. Даже если мы уходим на какое-то время от мира в соло-ретрит, то это делается с тем, чтобы когда мы вернемся, то передали бы, что там развили другим людям.

Как-то дзэн-мастера Сунг Сана спросили:
- Вы уже мастер, просветленный. Кто вас учит, кто является вашим наставником?
Сунг Сан ответил:
- Небо и облака меня учат, горы и вода, весь мир являются моими учителями.

Когда у нас есть такое состояние мысли, то практика без учителя не будет проблемой. Я думаю, что такое состояние все скоро постигнут, но для этого нужно иметь хорошего учителя.

- Что в дзэн означает передача инки от мастера?

- Это церемония, где мастер дает ученику официальное подтверждение. Причем церемония начинается с экзамена, когда каждый из пришедших может задать кандидату вопрос, проверить его постижение. Тот, кто получил инку, может учить коанам в нашей традиции, как это повелось от самого Будды, через Бодхидхарму и других знаменитых учителей. В Китае, когда делали копию документа, в подтверждение его подлинности ставили печать, одна половина которой оставалась на оригинале, а вторая на копии. Если возникали сомнения в подлинности, копию просто прикладывали к оригиналу и если половинки печати сходились, было ясно, что все верно.

- Расскажите о школе дзэн “Кван Ум”.

- Это международная школа дзэн. Основана 78 патриархом в линии Будды Шакьямуни. Это старая традиция корейского буддизма, которую мастер Сунг Сан реформировал для западных учеников. Насчитывает огромное количество центров в Азии, Америке, Европе.

- Чем является медитация в понимании дзэн? И чем отличается от других традиций буддизма?

- В мире существует много способов медитации: христианская, йогическая, для релаксации... Даже в буддизме существует много систем медитации, даже в дзэн можно найти много отличий в зависимости от страны, где развивалась конкретная традиция. В нашей школе мы говорим: когда делаешь что-то, делай это на 100%. Когда ешь, то ешь на 100%, когда идешь, то иди на 100% и т.д. Тогда ваши мысли, действия и ваша ситуация становятся едины. Ум перестает бегать, вы и мир становитесь одним. Тогда наша медитация и наша жизнь также становятся одним. Сама жизнь становится вашим учителем и учит мудрости, сочувствию и правильным действиям. Каждый момент вашей жизни становится медитацией. В то же самое время медитация не является чем-то специальным.

Что качается формальной практики, то в нашей школе существует практика поклонов, сидения, песнопений, еды, хождения, сна и пробуждения. Есть также практика коанов. Когда мастер задает ученику вопрос, на который нельзя ответить логически, т.е. “думая логически”. Все эти техники помогают нам отстранить нашу карму и достичь мысли “только когда это делается”.

Естественно, есть у нас и практика сидячей медитации, как все знают из книг и фильмов. Во время сидения мы задаем себе самый важный вопрос в жизни человека - “Кто я?” Все остальные вопросы о смысле жизни, все коаны в конечном счете ведут к этому вопросу.

Что касается других традиций, то я их не очень знаю, чтобы их сравнивать с дзэн. Как я уже говорил, недостаточно “понять” эти традиции, прочитав какие-то книги о них.

- Дзэн пришел с Востока, какие изменения пережила практика дзэн на Западе?

- Ядро дзэн осталось тем же самым. Некоторые формы практики песнопений упростились: нам, мирянам, необязательно знать все песнопения, которые поют в монастырях. Да и времени у нас на это просто нет.

Школа трансформировалась для мирян: нам не нужно брить головы, быть вегетарианцами, придерживаться целибата и т.д. Множество фольклора за тысячелетия “приклеилось” к традиции. Но главное что изменилось по сравнению с Кореей - миряне и монахи, мужчины и женщины могут практиковать вместе.

Также учителя больше внимания уделяют ученикам. В Корее учитель дзэн это почти что святой человек и заслуживает особого отношения. У нас же учитель это человек, живущий такой же жизнью, как и мы. Можно с ним медитировать на ретритах, сходить в кино или в пивную. Но больше всего мне кажется отличие в том, что учителя поддерживают учеников в практике. Иногда даже просят практиковать.

Больше внимания уделяется демократии в Сангхе, на востоке никакой демократии в отношениях ученика и учителя нет. Естественно, это приносит много “работы” для учителей: некоторые ученики делают из практики Олимпийские игры в “достижении рубежей” и постоянно бомбардируют учителя вопросами.

Естественно каждый, кто практикует дзэн, его изменяет, мы живем во время, когда создается “европейская традиция”. Я, например, уже воспитан в западной традиции. Даже когда я жил в корейском монастыре по корейским традициям, большинство учителей, которые меня учили, были с Запада.

Мы думаем по-другому, живем по-другому, поэтому и меняется традиция. Также как изменился буддизм, когда пришел из Индии в другие страны: Китай, Вьетнам, Японию...

- Расскажите о своей работе учителя в художественной школе.

- Моей работой является развитие таланта детей, их неповторимости, любви к художественному искусству. Научить их работать с любовью и радостью, научить смотреть на мир снова и снова свежим взглядом, стараться их не испортить. И естественно, учиться у них самому.

Но и подготовить их к экзаменам в институт и университет на художественное направление и архитектуру. Опять научить их сохранять собственный взгляд на вещи, научить их делать на 100%. Научить тому, что и через искусство человек может искать смысл своей жизни, помогать другим. Дать им направление, чтобы они оставили наш мир в хорошем состоянии после себя.

Я учу в детской художественной школе, не знаю, есть они еще в России, но когда-то были. Это государственная школа. Работа очень творческая, коллектив прекрасный. Что еще человеку нужно?

- С чем вы рекомендуете ознакомиться пользователям портала SunHome.ru для совершенствования и духовного развития?

- Прежде всего, я желаю вашим читателям, чтобы они познакомились со своей природой Будды. Все остальное это мелочи. Тогда они выполнят свое человеческое предназначение.

- Что вы пожелаете нашим читателям?

- Чтобы люди больше практиковали, чем читали. Чтобы свои знания и достижения на духовном пути могли использовать в своей жизни. Чтобы было больше действия, чем слов. Чтобы искали и продолжали искать, пытались и продолжали пытаться - 10000 лет. Никогда не теряли своего направления. Чтобы достигли просветления и помогли этому миру. Чтобы каждый стал Буддой.

Дата интервью: 09-02-2012    Автор вопросов: Георгий
В Избранное   Вконтакте Twitter   Взять код интервью Другое интервью »
Добавить в ВконтактеДобавить в FacebookДобавить в ОдноклассникиДобавить в закладки Поделитесь информацией об этой публикации с друзьями!
Скопировать! Скопировано!
Вот как это будет выглядеть:
© 2002-2018 Информационное агентство Дом Солнца™. Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-44924
Дом Солнца® - является зарегистрированным товарным знаком. Все права на использование товарного знака принадлежат ООО "Дом Солнца".