Практика Исихазма

Об обычаях молчальников писали такие византийские аскеты, как Марк Подвижник, Исайя Отшельник, Ефрем Сирин, Фалласий Африканский, Диадох, преп. Варсонофий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и др. авторы. Григорий Синаит распространил на Афоне правила исихии. В 14 в. исихазм подвергся нападкам со стороны ученого монаха Варлаама из Калабрии. Не знакомый с мистич. традициями византийской правосл. церкви, он обвинил монахов-исихастов в суеверии, ереси двубожия и многобожия и, имея в виду внеш. приемы погружения в созерцание, при к-рых молчальники сидели, уставившись глазами в живот, назвал их омфалопсихами, т. е. теми, у кого душа находится в пупке (от греч. οωμφαλοψυχία — пуподушие). За И. вступился Григорий Палама. Т. н. исихастский спор варламитов с паламитами продолжался около 30 лет, разбирался на неск. соборах и окончился признанием учения исихазма офиц. православ. доктриной. Богослов. основы исихазма выявились в ходе истолкования т. н. Фаворского света, к-рый являлся монахам в их исихастских опытах. Требовалось доказать, что он не сотворен и доступен зрению и что его вечное присутствие в мире не ведет к разделению Бога на части, т. е. не нарушает простой недоступной природы Божества. Григорий Палама полагал, что в этом вопросе следует различать сущность Бога и его энергии, пронизывающие миры и доступные посвященным. Исихастский спор, по существу, обнаруживал противоположность двух форм духовности: у варламитов приближение к Богу осуществлялось посредством учености, силлогистики, рац. знания, у Паламы — путем опытов "блаженного созерцания Бога" с опорой на восточное византийское анахоретство. Исихия как путь к Богу и знание Бога отстаиваются Паламой в сочинениях "Второе слово на Преображение Господне", "Прозопопея, или Сочинение, в котором ум осуждает тело, а тело себя защищает", "Наставление безмолвствующим" и др. Офиц. признание исихазма на соборе 1351 окончательно утвердило позиции и авторитет Паламы и его сподвижников.

И. получил распространение на Руси, проникая туда по преим. через Афон. Центрами новых настроений на Руси стали Троице-Сергиев мон. и заволжские обители. В 14—15 вв. широко переводится исихастская и близкая к ней лит-ра, в т. ч. соч. Григория Синаита и Григория Паламы. Возрождение мистич. традиции И. в рус. церкви связано с именами Паисия Величковского и Серафима Саровского.


******************************************************************************************

Высказывания в сети интернет:

Иван Чёрный 17 июн 2013
На мой взгляд, ярким примером формы инициации является обряд монашеского пострига в Восточной христианской традиции.

Действительно, монашеский постриг по сию пору сохраняет премордиальные инициатические черты, а сами монахи (особенно в Восточной Церкви) являются "убежищем неприкосновенной традиции", надежно осмоленным ковчегом в бушующих волнах погибающего мира. Существуют предания о тайных монастырях и "неявленных миру праведниках, коих малым числом мир держится". Подлиная традиция живет в скитах и пустыни, а при "большой дороге" сами знаете, кто водится.

Инициация в восточнохристианском монашестве меняет опять же не только сознание, но и материальную составляющую человеческого естества (появился повод несколько дополнить высказанную ранее мысль). Характернейшим примером в данной связи является нетленность святых мощей, да и афонский обычай опознания духовности человека после его смерти может служить этому подтверждением. Такие необыкновнные останки как святые реликвии с благоговением помещаются в костницах афонских монастырей, находя там достойное упокоение. Истинный инициатический путь, подлинное духовное делание меняют человека кардинально.

Понятия гнозиса очень близки понятиям традиционной восточнохристианской эзотерики (исихазм и проч.), так что на этом фронте вражды особой нет и к тому же достигнут некий уровень взаимопонимания, обоюдной толлерантности и даже взаимного интереса.

...
можно долго спорить и обмениваться дефинициями, однако исихазм я бы так смело к мистицизму не подводил.Известно мнение традиционалистов о внутренне присущей " рецептивной пассивности" мистицизма, в отличие от инициатических школ,где духовный праксис основан на доктринальном знании, что и обьясняет, при всем разнообразии личностей аскетов и святых православной церкви, глубокое внутреннее единство и полную конгруэнтность (связность, логику,совместимость) христологии и духовных завоеваний православной духовной школы.

Максим Медоваров
В исихазме есть и инициатическая цепь, но в то же время известно, что эта цепь в отдельных регионах прерывалась и затем не раз восстаналивалась заново (свт. Паисий, схимонах Иларион)...

Россия слишком величественна, чтобы проводить национальную политику... ее дело в мире есть политика рода человеческого... (П.Я. Чаадаев)

Лев Каждан
Как в России. Сначала Нил Сорский затем 300 лет перерыва затем Паисий Величковский.

******************************************************************************************

Исихазм не есть отделённая от восточного православия традиция. Следовательно нет возможности говорить, что она прерывалась. Любой имеющий посвящение - может его практиковать, для этого какой-либо отдельной инициации не требуется. Требуется просто опытный наставник (который сам прошёл этим путём и знает подводные камни), так как имеются реальные опасности впасть в прелесть, сдвинуться умом, при самостоятельной, никем не благословлённой практике. Но главная цель наставника даже не дать какие-то методики, а держать ученика в жёстком послушании, смирении, так как эффекты от практик исихазма могут привести к непомерному тщеславию, которое сведёт на нет все предыдущие успехи.

Сама инициация - вступление в Церковь Хрiстову.
Главный учитель - тома Добротолюбия.


В Церкви не существует безблагодатных служений, в том числе и служение народа Божия. Безблагодатным становится только тот христианин, который от какого бы то ни было благодатного служения в Церкви сам отказывается; тогда благодать, полученная им в таинстве крещения, остается безплодной. Ветхозаветное священство было поставлено на служение как целый народ (колено Левия). В Новом Завете священство принадлежит всей Церкви. Вместо рукотворенного храма христиане имеют нерукотворенный, вместо кровавых жертв – духовные жертвы. В Церкви нет непосвященных, нет несвященников – но клир и народ вместе составляют новозаветное духовное царственное священство, ибо крещение есть посвящение и поставление на служение народа Божия – на “священство святое” (1 Пет. 2, 5). Каждый член Церкви в широком смысле есть “клирик” – т. е. избранный в удел, “причт” или “наследие Божие” (1 Пет. 5, 3). Различие между мiрянами, низшим, средним и высшим клиром заключается в степенях посвящения, ибо церковная иерархия начинается от крещения.

Итак, поскольку народ Божий призван к духовно-нравственному и практическому служению в области священнодействия, члены его могут совершать эти священнодействия, в случае необходимости, без иерея или архиерея, но опять-таки – рукою избранного для этого служения члена народа Божия (даже если это будет один из двух), не рукоположенного в священный сан. Таково православное учение о новозаветном царственном священстве и священнодействии мiрян в Церкви, вопреки утвердившейся повсюду в последнее время ереси папизма и олигархизма, разсекающей Тело Христово на посвященных и непосвященных, духовенство и бездуховных, гностиков и профанов, господ и рабов, благодатных и безблагодатных его членов.

Что до монашества, то им сам их чин обязывает к практике непрестанной молитвы, которая и выливается в практику исихазма.

Назорейство (воздержание и девство) есть обратная сторона брачного сожительства, ибо воздержание (монашество=“уединенность”) с девством и благословенное сожительство являются уравновешивающимися формами человеческого брака: в первом случае – при воздержании, души человека с Богом; во втором случае, при соединении мужа и жены в едину плоть, также с Богом.

Материалы из Добротолюбия по практике исихазма (рекомендую эти материалы, именно в такой последовательности, и не изучать далее, прежде чем осознано предыдущее, тем, кто хочет заниматься практикой исихазма самостоятельно, так как прежде чем заниматься техническими методиками, следует обезопасить себя от духовного безумия, и укрепить психику):

Борьба с тщеславием
http://www.sunhome.ru/religion/19501

Борьба с духом тщеславия
http://www.sunhome.ru/religion/19500

Борьба с духом печали
http://www.sunhome.ru/religion/19489

Борьба с духом уныния
http://www.sunhome.ru/religion/19487

Борьба со скорбями от бед и напастей
http://www.sunhome.ru/religion/19486

Борьба с помыслами и злыми духами
http://www.sunhome.ru/religion/19485

Письмо к монахам Индии
http://www.sunhome.ru/religion/19490

О трех образах внимания и молитвы
http://www.sunhome.ru/religion/19419

Одну из методик такой работы над собой приведу, но не рекомендую применять её без наставника, который должен быть действительно преподобным старцем. Иначе Вы можете и люциферианский свет принять за Божественный. Здесь нужно большое смирение и великие духовные труды. Наставление святого Симеона Нового Богослова (949-1022г.г.):

Запри дверь твоей келии, сядь в углу её, отвлеки свою мысль от всего земного. Склони затем подбородок твой на грудь свою и устреми чувственное и душевное око на пупок твой. Далее сожми обе ноздри свои так, чтобы едва можно было дышать и отыщи глазами то место сердца, где сосредоточены все способности души. Проведя в этом положении день и ночь — о, чудо! Увидишь, что вокруг сердца распространяется Божественный свет.

Кстати данная методика даётся из греческого Добротолюбия. В русском варианте этот метод из текста убрали, так как были случаи, когда целые монастыри, при неправильной практике, впадали в беснование и безумство.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Практика Исихазма

Представители исихазма

Первыми христианскими монахами были отшельники, жившие в 4 веке нашей эры в...
Религия

Практика созерцания

На перекрестье дорог стоит каменный лев. Ни слова не говоря, он извещает тех...
Религия

Практика взаимоотношений

Что такое время? Существует ли время? Что можем мы сказать о повседневной жизни...
Религия

Духовная практика

Невежество – это не знать о том, что материальный мир является местом страданий...
Религия

Религиозная практика

"Когда бы и где бы не было упадка в религиозной практике, O потомок Бхараты, и...
Религия

Совместная практика

Однажды я спросил у Дэ Сон Са Нима: "Для чего в Дзэн-центрах необходима...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Хоопонопоно. Повышение вибраций
Как качественно обучить человека или команду?