Привычка - вторая натура

Вопрос: Мы учили, что человек рождается с уже заложенными в нем наклонностями (решимо). Что значит приобрести решимо? Разве человек может сам изменить свои решимо?

Речь не идет о тех природных наклонностях (решимо), с которыми мы родились и которые называются нашей естественной природой, действующей в нас на уровне инстинктов. Есть также решимот (информационные записи), которые раскрываются по мере нашего развития, выходя из скрытия и всплывая в нашем сознании, так, что я вдруг начинаю чего-то хотеть, чувствовать или воспринимать что-то новое.

Но здесь говорится о дополнении к моей исходной, инстинктивной природе, которое называется «второй природой». И она обретается за счет привычки.

У человека есть общее желание насладиться – избежать страданий и получить удовольствие. Это общее желание, эту машину мы можем направить в каком-то направлении. Если я все время направляю ее в одном определенном направлении, то накапливаю от него впечатления – от кли и наполнения, и снова, кли и наполнения. И так я дрессирую свое животное, и в нем остается запись об этом состоянии (решимо), как будто оно было дано мне от природы.

Потому это называется «второй природой». Природные, исходные решимот продолжают во мне работать. Но поверх них я строю свою вторую природу. И эта вторая природа обычно гораздо более сильная и ярко проявляющаяся, ведь в этом у меня есть поддержка общества. И этим я пользуюсь.

Поэтому, все зависит от окружения. Что мы делаем с помощью воспитания? Все воспитание – это создание второй природы. Мы прививаем человеку всевозможные привычки такого поведения, при котором он бы лучше себя чувствовал.

На самом деле, человеку это совсем неудобно. Может мне удобнее вытирать нос рукавом, знаете, как делают дети. Но нет, меня научили поступать вот так, определенным образом, и я уже не могу иначе, даже если никто не видит. И это относится к множеству вещей: как мы пользуемся ванной, туалетом, как мы спим. Нас так научили, и мы привыкли, и уже не можем по-другому.

Не дай Бог, с человеком что-то случилось, он сломал ногу или прошел операцию и вынужден сменить привычную позу. Это необычайно тяжело. Обратите внимание на такие небольшие, но показательные примеры. И все это лишь его вторая, приобретенная природа: как мать когда-то посадила его, к такой позе он и привык. Я уже не говорю о привычной пище или манере поведения.

Мы говорим: это относится к ментальности. Но что такое ментальность? Возьмите любого ребенка – в какую среду вы его поместите, таким он и выйдет. И это станет его второй природой, которую необычайно сложно изменить. Она в нем уже останется, и он должен будет поверх нее приобретать разные другие наслоения.

Кроме наших базисных решимо, которые вообще почти никак не оформлены – все остальное в нас исходит от второй природы, то есть воспитания. И сейчас, когда мы хотим воспитать в себе духовную природу, нам необходим новый метод воспитания, коренным образом отличающийся от того, что нами уже пройдено.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ – ДРУГОЙ ПОДХОД К ЖИЗНИ
Теперь мы должны воспитать себя в ощущении, что отдача – это хорошо. До того, тебе просто говорили, как спать, как есть, как сидеть: так делать красиво – так не красиво, так принято – так не принято. Ты впитываешь эту информацию из книг и отовсюду, смотришь какой-то фильм и перенимаешь их нормы поведения – ты учишься у них. Обычный человек нашего мира всю свою жизнь ведет себя так, как он научился, глядя на сцены какого-то фильма или увидев где-то в другом месте. У него нет абсолютно ничего от себя самого.

Он увидел, как это должно быть, ему это понравилось по всевозможным причинам, и он принял это за образец, причем совершенно неосознанно. В соответствии с этим он теперь и действует.

Бааль Сулам говорит, что я не потому так сижу, что мне так хочется, и так лежу и так ем – а это общество обязывает меня к такому поведению. И когда сейчас мы начинаем воспитывать себя в духовном, нам нужно хорошенько изучить, как это происходит.

И то же относится к воспитанию нового поколения. Если в человеке есть точка в сердце, он сразу переходит к изучению науки Каббала. Но все новое поколение, то есть даже тех детей, у которых нет точки в сердце, все равно отличает совершенно другой подход к жизни, по сравнению с тем, что было одно-два поколения тому назад.

Поэтому все программы обучения, разработанные министерством просвещения и все, методы, которые мы пытаемся для них найти, чтобы на них подействовать, – на них не действуют. Ведь это абсолютно иной жизненный подход, они видят все по-другому, они иначе относятся к жизни. Они рассматривают ее совершенно в ином срезе, словно инопланетяне. Это нечто, еще не знакомое нашему миру.

Мы пока не очень это чувствуем. И мне пока сложно это сформулировать, но видно, что это очень отличается. И поэтому, либо с помощью каббалистов, либо когда сами преподаватели вырастут за счет страданий, они смогут найти подходящую методику воспитания.

Конечно, им необходима помощь каббалистов, ведь сами они не поймут, какова природа нового поколения. Но это будет очень тяжело, потому что разрыв между этими поколениями сделался просто катастрофическим. Еще лет через пять, когда эти дети будут приближаться к двадцати годам и начнут вступать в жизнь – эта жизнь очень изменится.

И у них тоже, «привычка стала второй натурой», но общее кли уже изменилось и поэтому потребует и уже сейчас требует совсем других форм поведения.

КАК НАУЧИТЬ АЛЬТРУИЗМУ?
Вопрос: Мне еще понятно, как можно научить отдавать в действии. Но отдача – это внутреннее отношение. Так как можно воспитать это в человеке? С группой товарищей это еще как-то понятно, но если перед тобой класс детей, то как научить их относиться друг другу альтруистически?

Я не могу сейчас дать общих решений, как взять класс детей и начать работать с ними таким образом. Но я думаю, что все видят примеры плохого воспитания, когда один ребенок или несколько таких плохих детей в классе могут сделаться заводилами и совершенно испортить класс, утянув его в своем направлении.

То же самое можно сделать в обратной форме. Возьмите несколько детей, договоритесь с ними потихоньку. Спросите их: «Чего вы хотите – велосипед по окончанию учебного года, поездку за границу, деньги? Все получите! Но давайте проведем такую особую работу в вашем классе: вы двое или трое будете вожаками, только договоримся по секрету, что вы тянете ваш класс к тому, что мы скажем». И вы увидите, что они смогут это сделать.

Пусть это будет за вознаграждение, как пишет Бааль Сулам. Ты нанимаешь людей, которые будут на тебя работать. Допустим, такой пример. И что в этом плохого?

Здесь можно придумать тысячи разных хитростей – я не знаю, я не педагог. Но возможно использовать природу человека и воспользоваться всеми течениями, которые есть в группе, которой является класс: ее лидерами и угнетаемыми, отношениями между девочками и мальчиками, красотой и силой – то есть играть с эгоизмом.

Понятно, что не нужно изобретать какие-то абстрактные методы. Надо действовать за счет того, чем их действительно можно купить, чтобы постепенно они раскрыли в этом то, что подходит им по характеру, и затем поняли, что это дает большой выигрыш. Начните раздавать медали, какие-то особые призы – но на деле, и чтобы все восприняли это всерьез, иначе ничего не получат.

Нашим желанием насладиться можно очень легко играть, и сделать из человека все, что угодно – все, что нам нужно. Надо только знать, как подступиться к его эго. И не насилием и наказаниями, не угрозой арестов, а привлечь их вознаграждением – то, что называется путем «ло лишма». Это возможно.

Человек, в конце концов, ищет наслаждения – как удовлетворить свою гордость, жажду удовольствий, власти и славы. Эти желания внушает ему общество, кроме телесных желаний, присущих ему от природы, остальное – это желание денег, власти и знания. Так используйте это!

ОБУЧИТЬ НАУКЕ ЖИЗНИ
Вопрос: Я пытаюсь понять, в чем разница между альтруистической организацией, которая тоже учит отдавать, и понятием отдачи в каббале? Чем отличается выражение той и другой отдачи?

Для нас важно, чтобы дети в основном учили не те предметы, которые они изучают сейчас в школе, а половину или большую часть времени посвятили изучению мира, в котором они живут: его систем, как все системы работают в теле человека, в материальной природе, в природе духовного, какие отношения существуют между людьми, какие отношения есть между душами.

То есть все должно быть связано и направлено только на одну цель – показать человеку: «Смотри в каком мире ты находишься! Посмотри, что вокруг тебя, по какому принципу действует вся природа, за что она наказывает, а за что награждает. Давай посмотрим, как можно с ней поладить, иначе тебя ждут вот такие последствия...» То есть мы учим его науке жизни.

Для этого нужно отвести большую часть времени, включая игры, вспомогательные пособия, фильмы, поездки. Все это нужно для того, чтобы установить человека в правильное состояние по отношению к природе. Надо предложить ему: «Давай мы отведем тебя в тюрьму, в больницу и запрем тебя в какой-то комнате, чтобы ты просидел там целый день. О чем ты будешь думать? Как ты начнешь относиться к этому?»

Надо учить его жизни – с любовью, через понимание и объяснение, ни в коем случае не принуждением. Но надо дать ему впечатления, ведь в итоге, привычка становится второй натурой. И мы должны показать ему и внедрить в него всевозможные примеры стандартного отношения. Словно в фильме, я вижу как ведет себя герой, и тоже хочу быть таким же.

Поэтому нужно преподать ребенку всевозможные формы поведения, но так, чтобы он сам проверил их на себе: насколько одно – хорошо, а другое – плохо. Это называется образное обучение, и так человек учится и получает впечатления. Все это должно сопровождаться объяснениями, разбором ситуаций, анализом. Это называется образованием.

А сегодня мы просто наполняем мозг ребенка всякими знаниями и данными, которые он считает совершенно не важными и не нужными. И чем больше растет его эгоизм, тем сильнее он отвергает такое обучение, ведь не видит никакой связи между тем, что получает в школе и тем, что, по его ощущению, ему нужно.

Зачем ему история и география – что это ему дает? Он даже не хочет получать профессию, ведь не видит, чтобы это давало кому-то свободу или приносило удовольствие. Совсем как в анекдоте про мексиканского ковбоя, отдыхающего под деревом. Я и сейчас без всякого образования могу так лежать под деревом. Так зачем мне работать 30 лет для того, чтобы потом лежать под деревом? Я буду это делать прямо сейчас.

ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Огромная проблема нашего образования в том, что оно не предназначено для того, чтобы построить человека. Оно было задумано с целью сделать из человека какой-то винтик в общей системе, когда мы развивались как технократическое общество и нам нужен был рабочий в одном месте и специалист в другом: врачи, инженеры и т.д. – и только. Именно это мы и были способны сделать из человека – ничего кроме этого.

В том, что касается самого человека, мы никогда ни в чем не преуспели. Или это были дикари, которые жили в Европе еще триста лет назад, а пятьсот лет назад люди жили просто как будто еще не спустились с деревьев. Это было что-то ужасное, кроме каких-то отдельных личностей, которые тоже по своим внутренним качествам были варварами.

И все это образование, пришедшее к нам из Европы, принятое также и народом Израиля, не преследует целью построить человека – а лишь выучить специалиста в какой-то нужной нам профессии.

То есть нам не нужен человек! Нам нужен знаток: в медицине, в машиностроении, в чем-то еще... Мы не связываем с этим никаких человеческих качеств: нам не интересно, какой у него подход к жизни, отношение к обществу – ничего. Какое это все имеет значение? Я плачу тебе деньги, и ты делаешь работу – вот и все.

И соответственные требования мы предъявляли к школе – неважно, начальная это школа или высшая. Мы заботились только об этом. А сейчас мы должны закончить с таким образованием, потому что хотим мы того или нет, но оно закончится само собой, ведь молодое поколение уже не принимает такого подхода.

Такое образование для них уже будто не существует, они его не желают. Максимум, он согласен получить какую-то простую профессию, чтобы все оставили его в покое, и он мог как-то существовать самостоятельно. А во всем остальном он требует предоставить его самому себе.

Здесь произошел качественный переход между поколениями.

ЦЕЛЬ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЧЕЛОВЕК, А НЕ СУММА ЗНАНИЙ

Вопрос: Получается, что это образование должно быть очень личным, с персональным подходом к каждому?

Нет, это образование не должно быть персональным. Это совсем не та методика, по которой занимаются с умственно-отсталыми детьми или при особых отклонениях в поведении. Оно может быть для всех вместе. Нужно лишь четко выяснить его направление – что оно нацелено на человека, а не на сумму его знаний в разных предметах.

А если ты нацеливаешься на человека, то ты уже каждому иначе ставишь оценки. Не в зависимости от того, сколько он усвоил или не усвоил из премудростей, о которых ты ему рассказывал – а насколько он сам понял, насколько в нем записался весь этот процесс внутреннего выяснения, насколько на него влияет его маленькая группа, и он влияет на нее.

И все это объясняется на тысячах примеров, показывающих детям, как они сами могут достичь всевозможных целей без всякого труда, если знают, каким образом направить общество, словно общий корабль, который привезет их к любой цели, какую они пожелают. Ты учишь каждого из них, как надо использовать группу.

Это словно находиться в плавании, тут нужно искусство. В итоге корабль достигает цели, но только при условии нашего участия.

Я далек от всех этих вопросов, но если бы мы связались с какими-то кругами, которые это обсуждают и занимаются этим по необходимости, в силу своей работы, то мы бы прониклись их вопросами, потребностями, проблемами и смогли бы больше объяснить. Ведь я обычно пытаюсь объяснить вопросы «ло лишма» - «лишма», а так бы мы стали ближе к публике, к обществу.

Если бы мы смогли в понятной форме объяснить решение проблемы образования, я думаю, люди бы это услышали, потому что это проблема, касающаяся каждого. Каждый – или отец, или мать, и беспокоится за это. И если бы мы дали четкое объяснение и предложили красивое решение, то это было бы принято.

ТЕХНИКИ ЗОМБИРОВАНИЯ
Вопрос: Когда-то в кино перед фильмом крутили такую рекламу, которая имеет особый психологический эффект. Каждую секунду на экране сменяются три кадра, и у человека будто отпечатывается в голове, какой товар он должен купить. И он сам того не желая, потом идет и покупает его. Можно и тут сделать подобный ролик и везде крутить его, чтобы убедить человека, что отдача это хорошо и надо отказаться от эгоизма?

Нет, этим ты сделаешь из человека животное. Он действительно привыкнет и обретет вторую природу, получив такие впечатления и информационные записи (решимот). Допустим, ты бы даже мог воткнуть ему в мозг какие-то кабели, подключиться к его памяти и выжечь там клетки со всевозможными желаниями. Но этим ты не строишь человека. Это против природы и потому не имеет права на существование.

И потому человечество с этим не согласно и не принимает таких вещей, хотя эти техники зомбирования и используются на выборах, для всевозможного манипулирования публикой. Но их способности очень ограничены, они работают только по законам толпы и не направлены на человеческое осознание. И потому они долго не удерживаются. Тут чинит препятствия сама природа, сам Творец, и не дает этому возможности существовать.

Поэтому нам запрещено пользоваться такими методами. Мы таким образом хотели бы внедрить вместо науки Каббала и методики исправления – методику исправления как порождение этого жестокого мира, при котором мы властвуем над человеком. А вся наука Каббала предназначена для того, чтобы привести человека к осознанию, чтобы он сам, своими силами, своим решением и свободным выбором достиг подобия Творцу. А ты хочешь сделать из него робота, машину, которая будет только выполнять то, что тебе угодно.

Это совершенно противоположно развитию. Вы можете прочитать об этом во множестве книг, нью-эйдж или фантастических, но эти идеи никогда не воплотятся в реальности, потому что идут вразрез с общим законом развития. Это не получится, никому не удастся достичь в этом успеха.

КАК ОБЪЯСНИТЬ, ЧТО НУЖНО ИЗУЧАТЬ КАББАЛУ?
Вопрос: Родители желают своим детям только добра, поэтому они хотят чтобы те получили какую-то профессию, потом хороший заработок. И как им объяснить, что Каббала тоже помогает в жизни и что это не просто философия?

В этом состоит вся наша работа – суметь объяснить каждому, что такое наука Каббала и насколько предлагаемое ею решение – глобальное, успешное, единственно возможное, одновременно естественное и не естественное, которое приходит к нам, как результат осознания общей природы. Мы, таким образом, раскрываем перед человеком законы мира – абсолютные, вечные и совершенные.

Желаем мы того или нет, но эти законы на нас влияют, и мы находимся под их властью, поэтому нам стоит их изучить и использовать. Чем лучше мы сможем объяснить это всем, тем больше преуспеем – и мы, и все человечество.

Сейчас надо обсудить, каким образом материализовать наше послание и быстро с ним выйти, используя все доступные нам средства, включая средства массовой информации. Выйти к народу и начать эту кампанию, пока мы не добьемся успеха – то есть до самого Конца исправления.

Нет больше никаких возможностей, кроме образования. Вся каббала – это образование и призвана научить человека, как исправить себя.

НАКАЗАНИЕ КАК РЕАКЦИЯ НА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ
Вопрос: Будет ли существовать наказание в будущем обществе, и в частности применительно к детям? Ведь вы сказали, что здесь недопустимо насилие?

Наказание существует, но оно должно быть таким, чтобы человек понял, что это наказание, и что оно приходит к нему от природы в ответ на его поведение, нарушающее равновесие с ней. А не то, что я его бью, потому что мне так захотелось, и мне кажется, что он это заслужил. И тогда он бежит от меня, ненавидя меня и это общество, которое на него давит.

Нужно показать ему, что удары приходят не от общества (и это главное) – а от природы, хотя, может быть, и посредством общества, и это потому, что он не находится с ней в равновесии. Это идеальное состояние. Будто я стою перед пламенем или на обрыве, и знаю, что нельзя прыгать. Почему? Потому, – таков закон, и не о чем больше спрашивать. Можно сколько угодно мудрствовать, но закон перед тобой: пожалуйста, прыгай с обрыва или в пламя и закончишь свою жизнь.

Человек должен увидеть это в такой форме и понять, какой вред он себе наносит, нарушая законы природы. Надо показать ему, что если он делает это по незнанию, есть такие законы природы, которые действуют на него, считаясь с уровнем его развития. И мы видим это на примере маленьких детей, которых природа будто бережет, чтобы они не повредили себе. А есть такие законы природы, которые не принимают во внимание, понимает ли человек и отдает ли себе отчет в том, что он делает.

Нужно подробно это разобрать и объяснить человеку. Мы, в сущности, знакомим его с тем миром, в котором он находится. И через это осознание он постепенно раскроет не наш мир – а мир Бесконечности, Творца. Это то, что мы должны ему показать.

Пока ему кажется, что он исполняет законы слепой природы, неживой природы. Затем он продвигается дальше к законам растительного, животного, человеческого уровней и выходит на такую ступень, где раскрывает, что вся эта природа представляет собой одну мысль, одно желание, любовь и одно отношение к нему. Это происходит поэтапно.

Вопрос: Но в обществе будущего будут шлепать детей и будут тюрьмы?

Можно посадить человека в тюрьму, и об этом пишет Бааль Сулам в своей статье «Последнее поколение», но при условии, что наказание исходит от исправленного общества, когда человек видит, что так оно устроено, и нет другого общества.

Он может скрыться и искать другое общество, но он знает, что то общество, в котором он находится, устраивает его в одном отношении, в другом и в третьем. А в чем-то оно не устраивает его эгоизм, и он должен знать, что таковы его законы. Но законы эти – абсолютные и касаются не только его, а всех членов общества. И он знает, что общество почитает того, кто исполняет эти законы. Таким образом общество воспитывает его.

Но человек должен понимать, что общество так воспитывает его потому, что хочет выполнить общий закон природы, а не потому, что во главе его стоит какой-то негодяй, который делает, что ему захочется, думая лишь о своем кармане и славе. Необходимо широкое объяснение и убеждение.

Бааль Сулам пишет, что нужно все время убеждать людей и приводить им доказательства, что по-другому невозможно, и у нас нет выбора - иначе нас ждет война и другие страдания. Он упоминает об этом всего в нескольких словах, но это определяет, на какой основе должно идти практическое объяснение.

ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ – ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС «В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?»

Вопрос: Не понятно, образование должно быть направлено против природы, или оно развивается на ее основе?

Образование призвано показать человеку, что собой представляет природа. Очень просто. В этом состоит задача образования. Ребенок не знает, что такое природа, и я ему объясняю. И я не только объясняю, а передаю ему келим, чтобы он потом сам мог найти объяснение – это и называется наукой.

Он изучает, как одно связано с другим, учится на опыте, как исследовать вещи, находить связи между ними, проводить анализ и синтез, перенимать знание от других. Надо не просто вложить в него какие-то данные, а научить, как самому их получить и обработать.

Но, в конце концов, я учу его, что он находится внутри природы, то есть Творца. В этом все образование.

Вопрос: Но в естественных науках уже существует такая система образования – изучение мира и того, как он построен на физическом уровне. Даже в младших классах есть такой предмет, как природоведение, физика.

Нет, мы вовсе не изучаем эти предметы в правильной форме. Во всех этих предметах не объясняется причинность и целенаправленность природы. Не говорится о главном: «Для чего она существует? Как она влияет на меня, стремясь продвинуть к какой-то цели? Почему мир создан именно таким, где в интегральной форме соединяются все виды природы: неживая, растительная, животная и человек?» Мы ничего этого не преподаем детям!

Мы не преподаем это с точки зрения самого человека, не нацелены на него, чтобы показать, что он таким образом приобретает. Каждый предмет должен отвечать на вопрос: «В чем смысл моей жизни? Для чего мне это нужно? Почему это для меня построено?»

ПОЧЕМУ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ?
Весь мир – эргометрический, он построен только ради человека. Если я знаю, что он построен для меня, ради того, чтобы я чему-то научился и мог это как-то использовать для своего блага, а без этого не достигну желанной цели, то я буду совершенно иначе его воспринимать. Нужно показать моему эгоизму, что для меня создан этот мир.

Чем мне поможет в жизни, если я буду знать строение разных жуков или все геологические и исторические периоды? Иди даже в математике, такие сложные вещи, которые мне не понадобятся, чтобы сделать покупки в супермаркете? Для чего мне больше? Мне нужны какие-то необходимые знания для жизни – и все.

Так нужно показать человеку, какое знание ему необходимо для жизни. И тогда мы увидим, что 99% из того, что человек учит в школе – ему совершенно не нужно. И потому дети не хотят учиться.

В человеке есть желание учиться, ведь в нем есть эгоизм. Но он приходит в школу, оценивает ее своим критическим взглядом человека нового поколения и видит, что его заставляют учить совершенно искусственные вещи, и здесь нет никакой связи между тем, что он, по своему внутреннему убеждению, желал бы получить, и зачем пришел.

Он думал, что ему расскажут что-то для него интересное – привлекательное для его эгоизма, его желания насладиться. А ему рассказывают такое, что его совершенно не волнует.

И пока в нем не разовьется эгоизм, может быть до первого-второго-третьего класса, он еще как-то может себя тащить. Но позже он уже просто не в состоянии это делать.

А кроме того, его не вдохновляет скорость обучения и поглощения знания. Его внутренний двигатель крутится гораздо быстрее, что сейчас называется гиперактивностью. А тут приходит какая-то учительница, которая сама ничего не знает о жизни, и начинает читать ему мораль и что-то объяснять.

Что она может объяснить ребенку? Что она сама знает, кроме того, что ей рассказали на каких-то курсах? О чем она может с ним говорить? Она вообще на него не настроена, будто вещает на другой волне.

Мы не понимаем, что это поколение – совершенно особенное. Оно не воспринимает на той же стандартной частоте FM, как предыдущее поколение. В нем абсолютно другое приемное устройство.

«ВОСПИТЫВАЙ ОТРОКА СОГЛАСНО ПУТИ ЕГО»
Вопрос: Но я хочу спросить, ребенок сегодня нуждается в каком-то голом знании? Вне связи с целью существования, а просто, для чистого знания?

Нет. Сказано мудрецами: «Воспитывай отрока согласно пути его». Но разве мы действуем согласно его пути? Разве нам известна его душа, чаяния этого поколения? Ничего не известно – так это не образование! Образование должно идти «согласно пути» ребенка.

Как мы сегодня выбираем предметы: «Вот это они должны знать! А вот это, как же нет – тоже нужно! Как же они не будут знать истории, так как мы учили – конечно, нужно! География – тоже да!» А зачем? Всю географию можно рассказать, показав несколько красивых фильмов. И ребенок будет учиться с удовольствием. А о чем мы ему рассказываем?

Я помню, как десять лет учился в школе (сейчас уже учатся двенадцать), и с четвертого класса у нас уже была география. То есть шесть лет, раз в неделю был урок географии, посчитайте, сколько это часов! Я не говорю, что у меня в голове ничего от этого не осталось. Осталось, но что это дает? Наше образование не согласуется с природой человека – и в этом вся проблема.

Преподаватели приходят из прошлого поколения и хотят воспитывать молодое поколение – а им это не подходит. Вы можете возразить: «Но таков закон природы! Именно родители должны учить молодое поколение». Но облачаясь в него... Поэтому написано: «Воспитывай отрока согласно пути его». Не согласно твоему собственному пути, а согласно его пути. Иначе ты не можешь быть учителем. Это очень тяжелое требование.

УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКИ И РОДИТЕЛИ – РАВНЫЕ ПАРТНЕРЫ
Вопрос: Одна из больших проблем образования, что ребенок не чувствует себя в школе уверенным и защищенным.

Это проблема и учителей, потому что сегодня учитель в школе не знает, как справиться с классом. Он хочет властвовать и не может. Хочет установить контакт с детьми и не умеет. Он тоже чувствует себя неуверенным и не защищенным.

Чувство неуверенности у учителя и у ребенка вызвано отсутствием правильного подхода. Если бы оба они были в таких отношениях, как мы здесь сейчас... Мы с вами, изучая здесь каббалу, тоже ведь учимся в классе, не так ли? Сейчас тут сидят такие же «дети» (не важно, что им по сорок лет) и учатся.

И мы учимся вместе, вместе решаем проблемы и отвечаем на вопросы. Мы стараемся изучить то, что каббалисты рассказывают нам о законах этого мира, и пытаемся извлечь из этого какую-то методику образования, правильного поведения, более четко выяснить для себя цель.

Понятно, что в таком виде этот подход еще не готов для детей, но в итоге, именно это мы и должны сделать. Обучение, прежде всего, должно быть интерактивным. Оно должно включать собрания товарищей, сопровождаться распространением. Ученики должны понимать, что они делают.

Это чем-то похоже на то, чем мы занимаемся. Они должны знать, что собираются изменить себя и изменить мир. Все молодое поколение должно об этом знать и гордиться тем, что есть новый мир, в котором оно будет хозяином. Надо поставить перед ним цель.

И не такую цель, что ты сейчас приобретешь специальность, а потом будешь хорошо зарабатывать, и все на этом. Мол, будет у тебя отпуск заграницей, холодильник с едой, машина, дом. Здесь же, учитель и ученик должны стремиться к одной цели, оба вместе.

Почему мы думаем, что учителя не касается это развитие, проходимое ребенком? Учитель находится в том же самом процессе развития. Он также желает достичь той же цели. Он показывает ребенку лишь чуть больше того, что ему известно из собственного опыта прохождения того же самого пути.

И тем же путем идет весь мир. И тогда получается, что все человечество ощущает себя идущим вместе к одной великой цели. И также дети: как когда-то учили, живя в диких джунглях, что нельзя трогать, а что разрешено, как стоит поступать, а как – не стоит, что опасно, а что - нет. Так, собственно, и мы должны учить их, как правильно вести себя с природой, чтобы достичь цели.

И в этом родители и дети – едины. Мы все вместе – это одна душа, и не важно, прошлое это поколение или следующее, которые пока еще вместе находятся в этом мире. Из этого и учитель, и ученик черпают силу, уверенность, как вы ее называете, - от того, что идут вместе и находятся на равных со всеми остальными.

Это очень важный принцип. Мы пользуемся им, когда играем с детьми, желая им попутно что-то объяснить. Мы хотим показать им, что сейчас мы с ними на равных и вместе играем.

И здесь, то же самое. Ты вместе с ним играешь в эту жизнь – и так, все человечество. Поэтому отношение детей к родителям, к учителям, к воспитателям, ко всем остальным – сразу же изменится. Они станут товарищами, объединившись ради одной цели, находясь в одной общей системе. Они будут чувствовать взаимную ответственность. Таким образом, ты превращаешь ребенка в активного участника происходящего, в своего партнера, равного тебе.

А вы спрашиваете про уверенность... Представляете, какую это будет вселять уверенность! Как он будет этим гордиться!

99% ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – НЕ НУЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Вопрос: Вы сказали, что каждый урок должен отвечать ребенку на вопрос: для чего он живет. Можете ли вы нарисовать такую картину, как ребенок приходит на урок математики в будущем исправленном обществе, и урок отвечает ему на вопрос о смысле жизни?

Я не люблю предаваться таким фантазиям, но я отвечу.

Девяносто девять процентов всей человеческой деятельности - это совершенно не нужные действия. Если бы люди находились в хороших отношениях друг с другом, в каком бы виде работали все системы в обществе? Все эти системы будут совершенно иными. Я уже не говорю о том, что исчезнут армия и полиция, замки и воры. Вся система обеспечения станет другой, отношение к своей специальности будет определяться только возможностью больше отдать обществу.

Я не говорю о том, что девяносто девять процентов товаров, которые мы потребляем, не приносят нам никакой пользы, а только вредят. Я как раз вчера ходил в супермаркет, посмотрел на полки – это что-то страшное. А если человек начнет изменяться, так все станет другим.

А вы говорите – математика. Математика – это не наука, это особый язык. Поэтому о ней трудно что-то сказать – мы пользуемся ею в мере того, насколько нам нужно это для жизни.

Математику придумали люди, которые начали исследовать мир, и не в том виде, как это сегодня делает современная наука. Современная наука тоже приходит к своему концу в результате всеобщего кризиса. Мы можем все дальше и дальше развивать эти научные системы, но они не принесут нам никакой пользы и счастья. И поэтому мы постепенно прекратим все эти разработки, они нам больше не нужны.

Зачем нам заниматься исследованиями, дающими множество абсолютно бесполезных знаний, которые невозможно использовать? В то время как мы можем, и даже заинтересованы из-за эгоистической выгоды, заниматься такими вещами, от которых будет польза.

Так выходит, что в материальной области вся наука, все теории в итоге сведутся к очень ограниченным действиям, предназначенным для того, чтобы действительно предоставить каждому необходимые ему жизненные условия, больше которых он и не захочет. Он будет этим полностью удовлетворен.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПИРАМИДА
Бааль Сулам говорит, что земной шар готов снабжать все человечество необходимыми продуктами в полном изобилии. Что значит в изобилии? У всех все будет в полном достатке. Так, что каждый почувствует, что больше ему просто ничего не нужно: зачем ты мне еще что-то принес?

И тогда вся человеческая деятельность сконцентрируется на внутренней работе. А какая тебе для этого нужна математика? Вся внутренняя работа происходит внутри, это раскрытие Творца творениям этого мира. Это единственное занятие, нужное человеку сверх заботы о жизненно необходимом. И все будут этим заниматься.

Но что значит «все»? Вы увидите, в какой идеальной форме построена вся человеческая пирамида во всем мире. Так, что люди, не способные заниматься внутренней работой, поисками и раскрытием Божественного, ради того, чтобы передать его другим (то есть нижняя часть пирамиды, не ощущающая к этому склонности), - они будут по своему желанию заниматься обеспечением этого мира всем жизненно необходимым в материальной форме.

А те, кто будет чувствовать большее стремление к духовному, станут больше заниматься духовной работой. И все так естественным образом устроится, что каждый окажется точно на своем месте и будет делать именно то, что нужно миру. Так устроена наша пирамида.

Так устроены наши души, свойства каждой души и связи между нами, что если мы стремимся к цели, то для этого идеально подходят данные нам силы, свойства и способности. А также даются все необходимые нам внешние условия, обеспечивающие, как наше обязательное материальное существование, так и духовное – раскрытие Творца творениям этого мира.

Все это устроится между всеми нами так, что ни один не займет чужое место и будет в совершенстве подходить для своей работы. Будет ли он заниматься частично духовной работой, частично материальной, или только духовной, или только материальной – он захочет только этого и почувствует, что это место точно приспособлено под него.

ЧТОБЫ КОГО-ТО ВОСПИТЫВАТЬ, НУЖНО БЫТЬ «ЗРЯЧИМ»
Вопрос: Вы сказали, что ребенок должен стать активным участником учебного процесса. Вы имели в виду, что дети должны получить самоуправление в школе?

Нет, конечно, я не имел в виду такие вещи. Это может быть сейчас в моде такие современные, извращенные подходы. Вообще демократия только портит нам жизнь. Что такое демократия? Я беру какого-то человека с улицы, провожу выборы, и он становится для меня как эталон.

Для того, чтобы продать ему что-то, может это и сгодится. Но чтобы кого-то воспитывать, нужно быть «зрячим», как говорится «у мудреца глаза в голове». А не поручать это ребенку или человеку с улицы.

Но я говорю о взаимной связи, которая будет существовать между учителем и учеником, когда оба они находятся в одном процессе, по одной причине, двигаясь к одной цели. Оба вместе: только один - большой, а другой – маленький.

Большой берет маленького за руку и, обладая знанием, что нужно делать, приводит его к той же самой цели. И относительно этой цели они оба находятся в том же самом процессе развития.

Это не так, как у нас в школе, когда я получаю диплом учителя, прихожу к детям и начинаю им вдалбливать все, что есть в программе. Нужно это или не нужно – я не знаю, министерство просвещения так решило, и я должен все это дать – положенное количество часов.

Здесь же речь идет о продвижении учеников: что они могут усвоить, какой материал, как его правильно обработать, сопровождая это играми в группе, рассказывая о том, что такое человек, что такое общество, как можно раскрыть Творца – в маленькой группе, в большой, с помощью каких игр.

ОБУЧЕНИЕ – ЭТО ИГРА
Ведь все обучение - это игра. Все, о чем мы не знаем, но желаем постичь – все это называется игрой. Это предполагает полное взаимодействие и участие как учителей, так и учеников.

Словно учат жизни в джунглях, когда там рождается ребенок. Мы видим такое поведение и у обезьян, и у живущих там людей, как берут ребенка и начинают показывать ему что и как, что можно, а что нельзя. Шлепают его. И обезьяны тоже шлепают детенышей, чтобы немного его наказать. В сущности, это не наказание, а лишь чтобы привлечь его внимание. И он в естественной форме понимает, почему это так или иначе.

Если мы будем учить ребенка тому, что ему нужно для этого жизненного круговорота, то естественно, это будет для него важно. Откуда это известно? Из потребностей души. Ведь сегодня души уже начинают задавать вопросы по сути. А мы им что даем – математику и географию? Зачем им это нужно?

Вопрос: Как вы на деле узнаете, чего хотят дети? Надо спросить их самих, чем они хотят заниматься, или не надо?

Конечно нет! Я не должен их спрашивать, ведь они это не понимают. Разве я спрашиваю тебя, что тебе нужно, когда ты приходишь сюда учиться? Нет. У нас есть программа, оригинальные статьи: статьи о группе, об устройстве мироздания, о внутреннем развитии человека, о строении миров, и так мы в более-менее разнообразной форме учимся, в соответствии с методикой, полученной мной от своего учителя.

Разумеется, мне пришлось внести изменения в ту методику, что была раньше, и не маленькие, поскольку мы сегодня уже приступаем к ее непосредственной реализации.

Но ученик не может знать, что ему нужно получить. Он получает знания, примеры и упражнения, которые призваны поднять его на следующую ступень. Он не знает, что такое следующая ступень, на которую должен подняться. Только тот, кто уже находится на высшей ступени, может спустить ему вниз все средства, помогающие подняться.

Я помню двадцать пять лет назад, когда я жил в Реховоте, там в Институте Вайцмана было специальное отделение, которое разрабатывало игры для детей. И там сидели очень умные люди, которые знали, какие нужно использовать всевозможные формы и цвета. Кроме того, что они обладали для этого фантазией, они также понимали специфику детского восприятия и за счет чего его можно развить – что подходит для трехлетнего возраста, что для четырех лет и т.д.

Я не говорю, что они все делают абсолютно правильно на все сто процентов, но мы понимаем, что игра – это очень серьезная вещь. За счет нее человек растет! Игра формирует человека.

И здесь мы говорим только о механических играх, позволяющих ребенку стать умнее и узнать что-то новое. В каббале же речь идет о внутреннем развитии, когда нужно дать человеку келим, чтобы за счет них он вырос как человек (адам), став подобным (эдоме) Творцу.

Нужно как можно быстрее привести к раскрытию точки в сердце и начать с ней работать. И за счет каких инструментов ее развивать? Ведь у нас нет подобных примеров в этом мире. Нужно как-то все это передать ребенку. Это совершенно иное обучение. Надо помочь ему найти эту точку и научить, как ее развить. Это не относится к внешнему обучению – это внутреннее образование человека. И нужно дать ему для этого келим.

Здесь не помогут цифры и количество информации, которой ты его напичкаешь. Это требует развития человека, а не наполнения его мозговых клеток – ты даешь ему возможность стать созидателем.

Вопрос: Я не очень понимаю, как подготовить подходящих для такой работы учителей...

Вы – и есть учителя. Наши занятия – и есть ваша подготовка. А ты что думал? Какие еще учителя? Те, которых посылает министерство просвещения? Пусть уходят на раннюю пенсию. (Смех) А куда их еще девать? Разве это не они привели к краху нашего образования?

Вопрос: Но у нас будет семь миллиардов учеников, ведь, как я понял – каждый должен учиться...

Для этого есть интернет. У меня нет другого ответа. Я не знаю, в какой форме это будет и когда. Но я думаю, что возможно все это сделать в течение одного поколения. И дети, и родители – все должны будут сидеть и учиться. И как это обычно бывает, именно молодое поколение потребует и заставит предыдущее поколение изменить его. Дети своим давлением должны будут заставить родителей измениться.

Я не знаю, в какой форме будет проходить новое образование, и не весь мир немедленно нуждается в таких изменениях. Но мне кажется, что в ближайшие годы мы сможем уже распространить это знание, этот подход, эту методику и понемногу начать ее развивать – с той скоростью, какая будет возможна.

Я также не уверен, что сохранится такой же подход к обучению, как в сегодняшних школах. Мне кажется, что это будет иначе.

Та система, к которой мы привыкли – очень искусственная. И хотя она принята во всем мире, и такие образовательные рамки нашло для себя человечество, тем не менее, возможно это изменится.

Я думаю, что с самого начала дети будут объединяться в группы – а не в классы. Учеба будет проводиться в маленьком обществе, которое называется «группа», и это будет групповое обучение. То есть нужно сразу же дать маленькому человеку практическое понимание, на основе игр, что означает соединение тел, ведущее к соединению душ. Поэтому мне кажется, что это будут не школьные классы, а группы.

Вопрос: Советует ли каббала отвлечься от текущих проблем, существующих сегодня в образовании – от насилия в школе и проблемы гиперактивных детей, и немедленно перейти к развитию духовных келим?

Ты прав, все эти проблемы существуют – и насилие в школах, и проблема гиперактивности. Но как только мы перестанем заниматься латанием дыр в существующей системе образования, пытаясь ее как-то исправить, а начнем глобальную реформу всего образования, эти проблемы исчезнут сами по себе.

Ведь ты начинаешь заниматься самим человеком. Это уже не так, когда его человеческая личность мешала тебе напичкивать его знаниями по математике. Ты начинаешь относиться к нему, как к человеку, и соответственно этому даешь ему келим. Я думаю, что здесь все зависит от их групповой организации.

Это горение, которое в них происходит, пылающий огонь, называемый гиперактивностью, вызвано огромным эгоистическим желанием, которое современное обучение абсолютно не может ничем наполнить. Оно пичкает ребенка такими вещами, которых он не может выносить.

Может ты спокойный человек, а я – очень вспыльчивый по своему характеру, и мне не хватает терпения. Если ты начнешь объяснять мне что-то такое, о чем я не хочу слушать, то я тут же тебя оборву, накричу и выгоню из своего кабинета. Это и есть форма гиперактивного поведения. Я не хочу этого терпеть, я просто не в состоянии – это для меня слишком медленное объяснение, и вообще меня это не интересует. Ведь я приготовил другие келим (хотя ребенок и не понимает, что в нем приготовлено). И в этом все дело!

Если ты начнешь давать ребенку то, что хотят получать души сегодняшнего поколения, то я почти уверен, что вся эта проблема гиперактивности исчезнет. Перестаньте напичкивать его всевозможными предметами, которые ему никогда не пригодятся в жизни, перешедшими к нам по традиции от предыдущих поколений, потому что так было, и мы думаем: как же может быть иначе!

Что нужно учить современному ребенку? Ему нужно изучать художественную литературу? Что человеку нужно для жизни? Слава Богу, если он забудет все, чему его учили.

Мы преподаем ему методику и даем наполнения, которые были хороши для времени изгнания из духовного. Они предназначались для эгоистического развития человека, и были вполне подходящими – пока человечество не дошло до сегодняшнего дня.

А сегодня во всем мире говорят о гиперактивности детей (мы только что вернулись из Мексики и Соединенных Штатов и везде слышали об одних и тех же проблемах). Это проблема всего мира. Пришло поколение, которое требует совсем другого наполнения.

И это мы просто так говорим гипер-активность. Это никакая не «гипер» – а нормальная активность, подходящая для его внутренних запросов сегодня. Ты не можешь их удовлетворить – так уходи. Освободи место для того, кто сможет.

Старое наполнение не подходит для новых келим. И понятно, что дети взрываются. А потом они начинают употреблять наркотики, потом начинается террор и насилие в школах. А всему есть одна причина – ты не даешь ему ни средства привести в порядок свой внутренний мир, ни возможности себя чем-то наполнить. Ничего!

И вот он выскакивает из класса словно безумный и не знает, что ему делать. Отсюда лишь два пути – либо в наркотики, либо к насилию. И только те, кому не хватает ума, остаются примерными детьми. Они еще недостаточно развились, и пока продолжают вести себя хорошо. А мы радуемся: посмотрите, какой хороший мальчик!

Вопрос: Если мы соберем всех гиперактивных детей в одном классе и начнем обучать их науке каббала, они будут послушно сидеть и слушать?

Необходимо понять, что в нашем поколении мы имеем дело с развитым эгоистическим желанием, стремящимся к определенным наполнениям. Если ты дашь ему это наполнение, в согласии с его природой, оно будет удовлетворенным, спокойным, красивым, правильно развивающимся, и у тебя не будет с ним никаких проблем. Это все.

«Воспитывай отрока согласно пути его» - говорится не о том, что было две тысячи лет назад. Речь идет о воспитании того, кто желает стать человеком, кто приходит к духовному развитию по своему внутреннему требованию. Поэтому ты должен обеспечить ему правильное развитие – развивать в нем человека.

Нынешний кризис в воспитании наступил потому, что впервые в истории молодое поколение требует развивать из них людей. А прежде каждый был всего лишь «винтиком». Нам нужны сапожники, портные, инженеры, электрики? – И мы делаем из них тех, кого нужно, чтобы каждый занял свое рабочее место. И что же мы сделали? - Работников производства. И неважно, что один – адвокат, а другой – сапожник. Каждый называется производственным рабочим. Он должен работать в обществе, что-то производить – и все. Таким было воспитание.

Сейчас мы впервые ощущаем, что в молодом поколении раскрывается потребность к развитию в себе человека. И хотя мы еще не понимаем этого, но в печати уже появляются интересные результаты подобных исследований. Об этом уже говорят.

Вопрос: Я выхожу из этой комнаты, оставляя здесь свое воодушевление от объяснений, прихожу в класс, где обучаю детей раз в неделю, и мне кажется, что эти дети – самые поверхностные из всех. Такой ребенок настолько далек от вопроса «В чем смысл моей жизни?», что кажется нелогичным, что он воспримет наше объяснение. Разве он спрашивает: «В чем смысл моей жизни?»?! Ты смотришь на него и говоришь, что футбол – это предел его интересов, и даже это под вопросом…

Он глух к тому, что предлагает ему мир. На самом деле, он более эгоистичен, чем предыдущее поколение. Но он отвергает все наполнения этого мира, потому что они уже не наполняют его, и остается только с твоим футболом. И тогда ты судишь о нем по этому футболу.

Если ты посмотришь на меня, то скажешь: «Человек замкнулся в какой-то крошечной области. Он выбрал какой-то образ жизни, и кроме этого ничего не знает. Он не выходит из своей комнаты, словно одержим какой-то манией. Где же настоящая жизнь - с путешествиями, с развитием?»

Так говорит мне моя мама, когда я приезжаю к ней: «Ты не делаешь то, не делаешь это. Что у тебя есть? Одни ученики… Посмотри на своего брата…»

Так ты видишь этих детей. Из всего, что ты предлагаешь им, они не принимают ничего, кроме футбола, - и не из-за того, что не хотят большего, а потому, что ты не предлагаешь им подходящее для них. К ним есть еще тысяча подходов, кроме футбола, но ты их не находишь. Ты не находишь!

Что ты им предлагаешь? «Они не хотят учиться, не хотят то, не хотят это». Верно, не хотят. Но ты уверен, что кроме футбола, у них больше ничего нет? Есть, и даже много. Их эгоизм гораздо больше. У тебя просто нет к ним подхода. Тебе кажется, что все двери закрыты. Это неверно. Ты не способен их открыть. Так не сваливай все на детей.

Вопрос: Человек, который приходит к вопросу «В чем смысл моей жизни?», относительно быстро понимает, что его волнует этот вопрос…

Мы говорим не о тех, в ком есть эта точка, а о детях, у которых пока еще не возникает такого вопроса. Но общее желание насладиться уже готово к этому, и потому этот вопрос очень легко извлечь наружу. Общее желание называется сердцем, а точка в сердце находится чуть ниже его поверхности, чуть утоплена внутри желания. Но ее очень легко вытащить наружу – в частности потому, что это дети.

Реплика: Я учитель, и хочу сказать от себя. Нынешнее поколение – это поколение, обделенное вниманием, и они ищут только отношение к себе. Я говорю, исходя из своего опыта работы в гиперактивном классе. Сегодня в классе все – «индейцы». Если ты хочешь, чтобы они не разбили стулья и не выбросили тебя вперед ногами из класса… Я пробовал раздавать газеты, беседовать с ними. Это работает. И это единственное, что может их успокоить.

Ты раздавал наши газеты? Тебе разрешили это делать?

Продолжение реплики: Я никого не спрашивал. Я просто оказался в такой ситуации, что если не сделаю это – конец моей карьере. Это единственное, что может их успокоить. С ними можно говорить, и к ним есть множество подходов, кроме футбола. Нужно просто их найти.

Вопрос: Допустим, я люблю математику. Люди строят дороги, здания, самолеты и корабли. Разве им не понадобится это делать? Но чтобы построить, нужно учиться…

Разумеется, будут такие, которые пожелают этим заниматься. Все это понадобится, и они захотят это делать ради отдачи. С этим не будет никакой проблемы. Пусть делают. Мы не говорим, что человек должен ограничивать себя.

Все устроено по пирамиде. 99% этой пирамиды составляют люди, которые не видят себя философами, не стремятся к духовному развитию, их не интересует, что происходит в Высших мирах, какова цель творения. У них этого нет. Они хотят действия: «Дайте мне что-то делать!».

Мы тоже хотим действовать. Давайте оторвем вас от распространения и всего прочего. Начните заниматься только тем, что делают люди на самом острие пирамиды. Вы знаете, насколько это тяжело? На это способны лишь единицы. Поэтому люди будут строить дороги и все прочее, преуспеют и достигнут Конца Исправления.

Вопрос: «Воспитывай отрока согласно пути его» - по сути, означает изучение каббалы на разных уровнях. Одни будут изучать ее на уровне «пятого класса», а другие - на уровне «университета». Останутся и математика, и физика, но к ним добавится и каббала на определенном уровне…

Разумеется. Все устроено по пирамиде.
«Воспитывай отрока согласно пути его» говорит о том, что мы должны найти место для каждого согласно пирамиде. Нет насилия в духовном. Дайте человеку внутренне развиваться, и вы увидите, как к этому внутреннему развитию он присоединит свою земную профессию, необходимую для общества. Но вся цель должна состоять в том, чтобы «вылепить» человека. И в конечном счете это делает сам ребенок.

Но после того, как ты даешь ему возможность внутренне развиваться, он чувствует, где именно может добавить к своему внутреннему развитию что-то внешнее. Это приходит к нему естественным побуждением. И тогда он пойдет в тот же университет или колледж изучать какую-то специальность. Но это будет для него внешним выражением своего внутреннего развития. Из развития души выйдет и его земная профессия.

Допустим, будучи ребенком, я достиг какого-то развития. Тогда уже, в идеальном случае, я выбираю, в чем могу быть нужным и полезным обществу. Вы понимаете, как тогда выбирают профессию? - Кем я должен быть, чтобы принести наибольшую пользу обществу? И тогда я выбираю. Может быть так, что я стану дворником.

Необходимо понять, что отношение к профессии будет не таким, как сегодня. Тебя не будет волновать, сколько ты зарабатываешь, ходишь ли ты на работу в рубашке с «белым воротником», «синим» или «черным».

Нечто подобное много лет существовало у нас в религиозном обществе. Больших каббалистов даже называли по их профессии: Рабби Йоханан-сапожник. Люди, достигшие очень высоких духовных ступеней, работали сапожниками, портными и так далее. Вы знаете, что значило быть сапожником две-три тысячи лет назад? Какая это было профессия? Какая обувь была тогда?

Ребе когда-то приводил подобные примеры. Это что-то страшное. Работа сапожника была совсем не в почете. И сегодня тоже слово «сапожник» часто используют для того, чтобы сказать о ком-то пренебрежительно.

Но в религиозном обществе уважали человека, который работал по простой специальности и занимался своим духовным развитием. Он мог быть великим каббалистом и при этом работать сапожником, чинить обувь.

Так будет. И на самом деле так было на протяжении многих лет примерно два века назад. Все это время в народе Израиля уважали человека, а не его профессию. Так было и в арабских, и в европейских странах. Люди вообще не обращали внимания на то, сколько денег у человека в кармане, и кто он по профессии – профессор или простой рабочий.

Поэтому, разумеется, подход к этим вопросам будет иным. Общество по-другому будет оценивать людей. Бааль Сулам пишет об этом в «Последнем поколении».

Вопрос из Лос-Анджелеса: Очень тяжело сейчас передать наш посыл через министерство образования. Может, стоит организовать какое-то молодежное движение, которое в процессе своей деятельности передавало бы науку каббала?

Может быть. Кстати, в Лос-Анджелесе для этого есть много возможностей. Сейчас там организуются занятия для группы израильтян. Может быть, со временем стоит открыть класс для их детей, чтобы они встречались раз в несколько дней или недель. Тогда впоследствии можно будет показать пример другим – насколько эти дети изменяются, становятся более богатыми духовно.

Нам тоже нужно подумать о зимнем семестре для детей, чтобы сделать занятия с ними более целенаправленными.

Вопрос: Я тоже обучаю в школе гиперактивных детей. Я рассказывал им о каббале, и это их очень впечатлило. Все, что находится в плоскости этого мира, им можно объяснить. Желание насладиться и тому подобное – это ясно. Но несколько раз я пытался говорить с ними о другом измерении – о духовном, и мне это не удалось. Они не воспринимают большего.

Не нужно ничего большего. Для чего эти премудрости? Зачем говорить о других измерениях и всем прочем? Для чего?!

Духовное облачается в материальное в самой простой форме. Если я начинаю связываться с другими и слышу, что таков всемирный закон, если я хочу, чтобы этот закон действовал между нами, то естественным образом раскрываю в отношениях между нами какие-то силы, явления, новые отношения - даже если мне никто не рассказывал, что это духовное. Я не знаю, что это духовное. Но я раскрываю его в своем восприятии, своим новым «приемным устройством» – в моем новом отношении к другим.

Ты называешь это духовным, Творцом, Высшей силой. А человек, который не знает, назовет все это миром. Какая разница? Никакой разницы нет. Я раскрыл между нами новые отношения, новые возможности, я чувствую себя более связанным с природой. Человек не будет знать твоих слов. А как Авраам раскрыл духовное? Из того, что ему рассказали о восприятии реальности? С чего вдруг? Как раз наоборот, самым естественным образом.

Не говори им ни слова о каббале. Ты должен объяснять практически, в самой простой форме. А мы подходим с другой стороны, как ученые, - и это нехорошо. Зачем все это нужно? Напротив, ты должен обучать их тому, как развивать правильные отношения между людьми. И постепенно ребенок начнет раскрывать, что эти отношения дают ему ощущение, с кем он имеет дело. «Этого я чувствую лучше, а того – ближе. Я начинаю чувствовать, что происходит в сердце человека, как «дышит» природа».

Он начинает это ощущать. И это для него – не ступень «есод», а затем – «нецах» и так далее. Нет. Для него это мир. Даже если он не будет знать этих названий, он узнает их потом изнутри. Эти имена всплывут в нем из осознания – без того, что он от кого-то их услышит или где-то прочитает. Так он естественным образом раскроет духовный мир.

Что значит «духовный мир»? В отношениях любви друг к другу мы раскрываем связь между нами, а в этой связи мы раскрываем вечность, совершенство природы, ее самую высшую силу, называемую Творцом. Это раскрывается в связи между нами. И тогда человек больше отождествляет себя с ней, потому что это более сильное ощущение, чем жизнь его тела. И так он возвышает себя – но без изучения книг.

Бааль Сулам также пишет о том, что человеку не потребуется помощь книг, душа человека будет учить его – из простых игр общества. Поэтому нам запрещено путать людей этими словами о стадиях, определениях, парцуфим, решимот. Для чего?..

И только если на мои публичные лекции приходят 40-ка и 50-ти летние, что я могу им рассказать? Я начинаю рассказывать им всевозможные премудрости, говорить о свободе воли – где она есть, а где ее нет. Я говорю обо всем будто бы с обратной стороны – так, как это спускается сверху вниз.

А тут ты начинаешь подниматься вместе с ребенком снизу. Ты сопровождаешь его в развитии мира, как будто бы вы вдвоем открываете мир.

Вопрос: Все учителя в школе говорят детям о том, как важно отдавать, как это красиво и хорошо. Все говорят об этом! Так что же я могу им добавить? Как объяснить, что такое каббала?

Ты не объясняешь ребенку, что отдавать – это хорошо, ведь это противоречит его желанию. Тебе запрещено это говорить. Это уже не называется «воспитывай отрока согласно пути его». Как можно сказать ребенку что-то противное его духу?

Ты должен предложить ему такую игру, чтобы из нее самой он увидел, что ему стоит хорошо относиться к другому, потому что от этого он больше выиграет. Почему? – Общество начинает благодарить его, другие люди уважают его, он получает какой-то приз. И это не делается искусственно – будто бы сейчас все это существует, а завтра уже может не быть. Напротив, он должен изучать, что так происходит в жизни, так устроена природа. Исходя из этого, он начинает изменяться.

Но никогда нельзя говорить ребенку что-то противоречащее его желанию. Как говорит Рамбам: «Женщинам, рабам и маленьким детям раскрывают эту тайну очень постепенно». Им говорят то, что приятно слышать, что они принимают, - пока они не станут умнее. Они поумнеют – из твоих объяснений, но в форме игры. И вдруг он поймет: «Ой, оказывается не стоит этого делать!»

А как мы держим себя в каких-то рамках? В одном случае мне будет стыдно, в другом люди что-то обо мне скажут, в третьем я получу удар, в четвертом меня посадят в тюрьму, в пятом я получу штраф – и потому мне не стоит этого делать. И так мы все время удерживаем себя от неправильных поступков. Но это насилие над нами.

Если же человек будет изучать, за что общество благодарит его, на чем он получает выгоду, а не штрафы, от которых убегает, - в таком случае ты придаешь ему новую форму. Но он сам должен прийти к выводу, что ему стоит это делать.

А ты приходишь и говоришь: «Сейчас по плану своей работы я должен сказать им, что отдавать – это хорошо». Тогда уже ребенок не знает, что ему делать, не может усидеть на месте и ждет не дождется, когда этот урок закончится. Отсюда его гиперактивность, которую ты видишь.

Вопрос: Есть противоречие между твоим желанием передать какие-то знания или опыт следующему поколению и желанием дать им все…

Я не собираюсь обсуждать сейчас программы обучения. Мы должны еще многому научиться. У нас есть всего лишь правила, переданные нам каббалистами. Многое в этих вопросах от нас еще скрыто.

Я уверен, что если возникнут конкретные вопросы, которые мы должны будем разрешить, то мы найдем решение. Ведь если есть вопрос, то на него уже готов ответ, и мы раскроем его. Это не значит, что мы такие умные, мы просто его раскроем, поскольку вопросы и ответы приходят по мере развития поколения. Поэтому мы найдем ответ. А говорить просто так бессмысленно.

Вопрос: Как работает этот механизм? Что вызывает в ребенке изменение? Если я начинаю объяснять ему о влиянии общества на человека, о желании насладиться, не входя в более глубокие объяснения, то что заставит его измениться?

Есть душа Адама Ришон, в которой все мы соединены вместе. Там действует вся сила и весь закон, проявляющийся в реальности в соединении всех душ в одну общую душу, которую наполняет единый свет. Это состояние называется Бесконечностью. Там Творец и творение соединяются вместе в вечном слиянии.

Если я делаю что-то в подобии этому состоянию, оттуда на меня воздействует особая высшая духовная сила, называемая Окружающим светом или светом, возвращающим к Источнику. И неважно, знаю я об этом, осознаю это или нет. Желая того или не желая, я уподобляю себя этому состоянию в самой простой игре. Я не осознаю ее, но это неважно – из нее я изменяюсь.

Эту методику я использую в самых разных случаях. Как говорит Бааль Сулам? Поместите человека в общество – даже того, кто не желает духовно развиваться, и только говорит, что готов лишь в чем-то присоединиться. Примите его в общество. Постепенно, под влиянием остальных людей, среди которых он находится, он захочет понравиться им, ему потребуется выполнять те и иные действия, - и вдруг он начнет чувствовать, что ему стоит это делать. Он ощутит это со стороны общества.

Раз это того стоит, он продолжит так поступать, чтобы удостоиться медалей и всевозможных общественных благ. И вдруг он начнет ощущать так называемое очарование святости. Он почувствует, что в самой по себе отдаче есть нечто хорошее. Пусть даже я не получаю от общества медали, и даже более того – мне стыдно, что когда-то я их получал, ведь я вижу, что отдача – это нечто более великое. Я хочу отдавать, даже если ни один человек об этом не узнает.

Это приходит к человеку внезапно. Он настолько осознает величие отдачи, что даже не желает, чтобы кто-то знал о том, что он отдает. Сама по себе отдача настолько дорога для него, что он способен так поступать. И это называется очарованием святости.

Откуда оно приходит к этому животному? – Поскольку он совершал действия в подобии Бесконечности, Адаму Ришон. Человек даже не знает об этом, но механизм работает, ведь он находится внутри этой системы.

Вопрос: Сейчас мы находимся в начале пути. Мы предлагаем определенную систему воспитания. Мы учим ребенка законам, по которым устроена природа, но само окружение не ценит и не поддерживает их. Он не видит этого в своей жизни. Как мы можем соединить все это вместе в данный момент, если окружение не поддерживает эти идеи и не демонстрирует их ребенку?

Это трудно. Я не знаю. Есть вопросы, на которые нет мгновенного ответа. Это похоже на то, как ты оказался посреди пустыни, и у твоей машины сломалось колесо. Что ты будешь делать? Ничего не поделаешь. Придет спасение – значит придет, а если нет – нет. Что ты можешь сделать на своем месте? Ты ставишь меня в такие же условия.

Если ты дашь нам министерство образования со всеми его возможностями, тогда мы сможем разработать системы игр, действий, отношений, обучения учителей и воспитателей. Это огромная система. Я не понимаю тебя. Есть перед тобой шесть с половиной миллиардов людей? Через двадцать лет они сменятся? Ты должен их воспитывать, что-то с ними делать? Ты говоришь, что в рамках нашей системы мы сможем это сделать? Разумеется, нет.

Даже если взять отдельно взятую страну, тебе нужна система. Поэтому мы должны действовать. А ты приходишь ко мне из своей системы воспитания, потерпевшей провал и разрушенной, и хочешь спросить меня, как сейчас, мгновенно спасти ее? Ты не можешь спасти ее. Ты должен сломать ее до конца. И она сломается до конца. Ей ничего не поможет. Мы вдруг обнаружим, что дети не ходят в школу – и становится лучше.

Однажды в Израиле была забастовка врачей. И вдруг статистики обнаружили, что люди меньше умирали. ( Все смеются) Вы не помните? Это было лет двадцать назад. На время забастовки вместо министерства здравоохранения и больничных касс взяли какую-то постороннюю фирму, чтобы она управляла всей этой системой. Прежде всего, она управляла ею гораздо лучше, чем министерство здравоохранения. Это действительно так. Тогда даже предлагали сделать то же самое с правительством, чтобы нашей страной тоже управляли лучше. Это не смешно. Но в результате забастовки врачей обнаружили, что проводилось гораздо меньше операций, расходы снизились на 90%, и было меньше смертельных случаев.

Что я хочу сказать? Если мы действуем согласно эгоизму, то вся наша деятельность не может привести к добру. У нас просто нет выбора, но мы даже не представляем себе всех масштабов разрушения, потому что не видим другой картины. Прекрати свое воспитание – и ты увидишь, что мо
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Привычка - вторая натура

Заповедь вторая

Книга Зоар. Статья "Заповедь вторая" (в сокращении) 198. Вторая заповедь...
Религия

Два Ума: Ум матери часть вторая

То есть, эту основную черту общественного сознания людей надо признать наиболее...
Религия

Раса Махатм часть вторая

Идя по такому пути, люди имели право самостоятельно решать те проблемы, с...
Религия

Путешествия сознания часть вторая

2. Возраст и слух Взять хотя бы нейтрино, существование которого тоже относили...
Религия

Привычки, которые не впечатляют противоположный пол

Привычка – это одна из неприятностей человеческой жизни. Стоит только что-то...
Журнал

Привычка - это хорошо или плохо?

Как правильно вырабатывать маленькие привычки, чтобы они привели к большим...
Психология

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Ещё об определении счастья
О важном значении сна