Внутренний наблюдатель
Иногда в жизни людей наступает «кризис», и тогда человек должен что-то сделать, для того чтобы в жизни произошли новые позитивные изменения. И самым эффективным средством в борьбе с «кризисом и коррупцией» является Сознание, которое способно увидеть причины «кризиса», убрать негатив, изменить карму – события, приумножить энергию.


Осознавать – это значит Мочь. Мочь быть и мочь делать, совершать любые действия, в том числе в не времени и в не пространства.



Когда само Сознание осознаёт, или когда общество осознаёт, или когда человек осознает, происходит действие. Потому что осознавать, это уже совершать действия. А когда совершается действие, это уже указывает на существование и на присутствие. И не смотря на то, что Сознание или процесс осознание невидимы, мы можем понять, что бытиё и присутствие необязательно должно быть проявленным. В связи с этим, многое из того, что существует и есть, для людей неведомо и не известно.

Сознание влияет на всё без исключения: на духовность, на творчество, на состояние здоровья, на события, на внешность, на разум, на подсознание и так далее и так далее, до бесконечности
Тема без ответов
Ступень 26: Драка наблюдателей. Почему критик ошибся о Пустоте

Эпиграф:
"Являемся не мыслями и эмоциями, а теми, кто наблюдает за ними". (Форум)

— Отутюжил я соседа,
А он мне заехал в глаз.
Весело прошла беседа.
Наблюденья просто класс!
(Критик Николай)

Вступление: Учитель в обличье критика

Дорогой читатель, наш друг Николай преподнёс нам бесценный дар. Своим язвительным стихом он указал на самое распространённое и опасное заблуждение на духовном пути — интеллектуальное понимание Пустоты без прямого переживания.

Он создал карикатуру на практику наблюдения, где «наблюдатели» оказываются вовлечены в драку. Давайте поблагодарим его и разберём эту ситуацию, ибо в ней скрыт ключ к истинному пониманию.

Часть 1: Анализ драки: что пошло не так?

В стихе описывается классический конфликт, где оба участника:

1. Действуют на автомате, под влиянием мгновенных эмоций (гнев, обида).
2. Не осознают свои эмоции как временные явления.
3. Полностью отождествлены с ролью «оскорблённого» и «нападающего».

Где же здесь наблюдение? Его нет. Есть лишь запоздалое интеллектуальное описание: «Наблюденья просто класс!» — которое является не осознаванием, а очередной мыслью, пришедшей уже после драки.

Часть 2: Главная ошибка: подмена переживания концепцией

Николай совершает фундаментальную ошибку:

· Он услышал слова «наблюдатель» и «пустота»
· Вместо практики наблюдения, он начал наблюдать за своей мыслью о наблюдателе
· Эта мысль создала образ «наблюдателей», которые могут драться

Это классическая подмена:

· Пустота → Мысль о пустоте
· Наблюдатель → Образ наблюдателя в голове

Его стих — это не описание практикующих, а описание непрактикующих, которые лишь притворяются понимающими.

Часть 3: Можно ли наблюдать Пустоту? Парадокс практики

Вот главный вопрос, на который указывает эта ситуация:

«Можно ли наблюдать Пустоту? Или мы только интерпретируем свои мысли о Пустоте?»

Правильный ответ: Пустоту нельзя наблюдать как объект. В момент, когда вы пытаетесь её «наблюдать», вы создаёте двойственность: субъект (наблюдатель) и объект (пустота). А в истинной Пустоте нет такого разделения.

Как же тогда практиковать?

· Практика — это не наблюдение Пустоты, а наблюдение ИЗ Пустоты
· Вы — не тот, кто смотрит на Пустоту, вы — сама Пустота, которая смотрит

Часть 4: Методика «Чистой Пустоты без примесей»

Вернёмся к нашей прекрасной аналогии с пирогом:

1. Осознайте «ингредиенты» — свои мысли, эмоции, ощущения
2. Начните их «извлекать» — не подавляя, а признавая: «это мысль», «это эмоция»
3. Обнаружьте «чашу» — то пространство осознавания, в котором всё это происходит
4. Отпустите и саму «чашу» — образ пространства тоже является мысленным конструктом

Что остаётся?
Чистая осознанность без объекта.Не «я смотрю на пустоту», а «я есть осознавание». Это и есть переживание Пустоты.

Часть 5: Практики прямого переживания

Практика 1: «Кто наблюдает?»

· Когда возникает эмоция или мысль, спросите: «Кто это осознаёт?»
· Не довольствуйтесь умственным ответом
· Углубляйте внимание в самого вопрошающего

Практика 2: «Точка возникновения»

· Поймайте самую свежую мысль
· Направьте внимание на момент ДО её появления
· Что было там? Не описание, а прямое переживание

Практика 3: «Тишина между мыслями»

· В медитации сосредоточьтесь не на мыслях, а на паузах между ними
· Эти паузы — вкус Пустоты, вашей истинной природы

Заключение: Благодарность за урок

Спасибо, Николай! Ваш стих стал для нас:

· Проверкой собственного понимания
· Напоминанием об опасности концептуализации
· Уроком о разнице между мыслью о Пустоте и прямым переживанием

Истинный Наблюдатель не может драться, потому что он — не личность, а само пространство, в котором возникают и исчезают все драмы.

Продолжайте практиковать. Не позволяйте словам и концепциям заслонить от вас простой и ясный опыт вашего собственного бытия. Помните: Пустота — это не то, что вы понимаете, а то, чем вы являетесь.

И в этом — величайшая свобода от всех драм и конфликтов, которые могут существовать лишь на поверхности вашего осознания.
Тема без ответов
Здравствуйте. Пять лет подряд я дружила с молодым человеком и его сестрой, у которых было много неприятностей. Но самое мучительное было в том, что все это время непрерывно меня мучал внутренний голос, который долбил одно и бил тревогу. Даже слова рождались в голове: Уходи немедленно. Все брось. Иначе будет хуже. Только приготовлюсь поверить Сашке - бьет по нервам: врет! Врет! Не слушай! Подруга говорит: -внутренний голос:Молчи! Молчи! Стали уезжать : - голос: пусть уйдут. Я игнорировала. Тогда стало сниться их нехорошее будущее. И в день расставания приснилась умершая подруга. Она обняла меня с сочувствующим взглядом молча. Внутренний голос так изматывал и долбил, будто их было несколько.Подруга умерла перед расставанием с этими людьми. При жизни она настойчиво помогала мне сохранить их дружбу.Позже мой внутренний голос оказался прав во всем и стих, когда они ушли из моей жизни.Это как то связано с умершей подругой или ничего особенного? Бывает ли такая сильная непрерывная интуиция?
2 ответа  ·  более года назад
Ступень 1: Осознание пустоты. Как наблюдать за бурей, не становясь ей.

Вступление: От концепции к испытанию

В нулевой статье мы открыли дверь. Мы поняли, что являемся не мыслями и эмоциями, а тем, кто наблюдает за ними. Мы узнали о творящей Пустоте внутри нас. Возможно, вам даже удалось на мгновение почувствовать ее вкус — тишину между мыслями.

А теперь — реальная жизнь. Коллега проигнорировал ваше предложение. Кто-то позволил себе колкость. Вы столкнулись с несправедливостью. И внутри закипает знакомый коктейль: гнев, желание доказать свою правоту, обида, апатия.

Вот он — момент истины. Где сейчас та самая пустота? Где наблюдатель? Кажется, он полностью поглощен этой бурей. Это нормально. Это не провал, а величайшая возможность для практики. Сегодня мы не будем говорить о возвышенных состояниях. Мы будем говорить о том, как вернуть себе роль наблюдателя, когда мир пытается выбить у вас эту почву из-под ног.

Часть 1: Я — не гнев. Я — тот, кто наблюдает гнев

Первое и самое важное осознание. Когда возникает сильная эмоция, наш ум мгновенно с ней отождествляется. Мы говорим: «Я зол», «Я обижен». Но это ложь с точки зрения осознанности.

Правильная формула: «Во мне возникает ощущение, которое ум называет гневом. А я — это тот, кто это ощущение наблюдает».

Какая разница? Колоссальная! Когда вы есть гнев, вы не можете им управлять. Вы — его раб. Когда вы наблюдаете гнев, между вами и эмоцией появляется пространство. Это пространство — и есть проявление той самой Пустоты. Оно дает вам свободу выбора: поддаться эмоции или остаться в центре бури.

Практика: «Стоп! Кто здесь?»

В момент, когда вы чувствуете, что эмоция накрывает вас (это можно делать и с менее интенсивными чувствами), мысленно произнесите: «Стоп».

· Сделайте один осознанный вдох и выдох.
· Задайте себе вопрос: «Кто здесь наблюдает за этой яростью?» или «Что во мне осознает этот страх?».
· Не ищите умственный ответ. Просто почувствуйте само это присутствие, это «Я есть», которое является свидетелем хаоса. Этого мгновенного перевода внимания с объекта (эмоции) на субъекта (наблюдателя) достаточно, чтобы начать отделять себя от бури.

Часть 2: Практика «Метка Наблюдателя» в течение дня

Осознание пустоты — это не только сидение в медитации. Это навык, который нужно интегрировать в повседневность.

· Выберите 3-4 «якоря» в течение дня: звонок будильника, мытье рук, ожидание зеленого света светофора, первый глоток утреннего кофе.
· Каждый раз, когда происходит это действие, ваша задача — на секунду стать Наблюдателем. Спросить себя: «Кто сейчас пьет кофе? Кто сейчас ведет машину?»
· Цель — не получить ответ, а пережить тот самый проблеск паузы, чистого осознавания до того, как ум начнет комментировать. Это микро-медитации, которые по капле наполняют чашу вашего осознания.

Часть 3: Углубление: «Разрешение буре быть»

Когда эмоция очень сильна, попытки ее «отпустить» или «успокоиться» часто терпят неудачу. Более эффективная тактика — не бороться, а углубить наблюдение.

· Признайтесь себе: «Да, во мне сейчас бушует ярость» или «Во мне живет сильный страх».
· Сместите фокус с причины эмоции («он меня обидел») на ее физические проявления в теле.
· Где в теле живет гнев? Это сжатые челюсти? Жар в груди? Дрожь в руках? Напряжение в животе?
· Начните наблюдать за этими ощущениями так, как если бы вы были ученым, изучающим интересное явление. Без оценки, без осуждения. Просто: «Ага, вот здесь давит. Вот здесь горячо».
· Наблюдая за физическими ощущениями, вы делаете эмоцию объектом, а не собой. Вы снова занимаете позицию Пустоты, которая может вместить в себя любую бурю, не разрушаясь. Удивительно, но когда вы перестанете эмоцию подавлять и просто ей быть (разрешаете), наблюдая за ней, ее интенсивность начинает снижаться сама собой.

Заключение: Пустота как внутренняя крепость

Осознание Пустоты — это не уход от мира. Это строительство несокрушимой внутренней крепости. Стены этой крепости — это пространство между вами (Наблюдателем) и содержимым вашей жизни (мыслями, эмоциями, событиями).

Чем чаще вы практикуете возвращение к позиции Наблюдателя — в тишине утра и в гуще конфликта, — тем прочнее становятся эти стены. Постепенно вы обнаружите, что оскорбления, упреки и игнор больше не достигают вашего сущностного «Я». Они проходят через пустоту, не находя там ничего, за что можно было бы зацепиться.

Это и есть настоящая сила. Сила, которая рождается не из борьбы, а из глубокого, непрекращающегося осознания того, Кто Вы Есть На Саомом Деле.

Ваше домашнее задание на эту неделю: не стараться быть спокойным. Стараться замечать, когда вы теряете спокойствие, и в этот момент применять практику «Стоп! Кто здесь?». Одного такого осознанного момента в день достаточно для начала великой трансформации.

С пожеланием терпения и ясности на вашем пути, Андрей.
Тема без ответов
Карта Пути к Себе: 26 Ступеней Осознания
Ступень 0: Нулевая точка развития. Осознание Пустоты

· Суть: Вы — не ваши мысли, эмоции или роли. Вы — тот, кто наблюдает за ними. Это пространство чистого наблюдения — Пустота — является точкой отсчёта, источником всего.
· Ключевая мысль: «Я — Наблюдатель».

Ступень 1: Осознание пустоты. Как наблюдать за бурей

· Суть: Практика отделения себя от содержания ума («Я не гнев, я наблюдаю гнев»). Это создаёт пространство для свободы выбора даже в разгар эмоций.
· Ключевая мысль: Между вами и вашей реакцией есть зазор. Это — ваша свобода.

Ступень 2: Лень как продолжение пустоты

· Суть: Лень — это не недостаток характера, а незанятая энергия Пустоты, заполненная психическим мусором. Это сигнал о том, что действие не рождено из истинного источника.
· Ключевая мысль: Подлинная энергия рождается только изнутри, из осознанной Пустоты.

Ступень 3: Ночь в Храме Пустоты. Искусство пребывания

· Суть: После обретения Пустоты необходимо дать себе время просто пребывать в ней, не спеша её заполнять. Это время вызревания истинного намерения.
· Ключевая мысль: Не действуй сразу. Дай истинному намерению родиться из тишины.

Ступень 4: Заполняем пустоту духовным светом

· Суть: Духовный Свет — это не что-то внешнее, а сияние самой осознанной Пустоты. Это ваша истинная природа — чистое Сознание.
· Ключевая мысль: Свет — это не то, что у вас есть. Это то, кем вы являетесь.

Ступень 5: Выход из астрологического болота

· Суть: Передача ответственности внешним системам (астрология, гадания) — это бегство от Пустоты. Истина находится внутри, а не в звёздах.
· Ключевая мысль: Верните себе ответственность. Вы — картограф своей жизни.

Ступень 6: Эгрегоры как коллективная ложь

· Суть: Эгрегоры — это психические конструкции, которые существуют за счёт энергии внимания своих адептов. Они дают готовые ответы, останавливая самоисследование.
· Ключевая мысль: Истина не требует вашего взноса. Она сама — награда.

Ступень 7: Почему визуализация не работает

· Суть: Визуализация работает только тогда, когда она рождается из Пустоты как спонтанное творческое движение. Визуализация-просьба, исходящая из чувства нехватки, бесполезна.
· Ключевая мысль: Визуализируйте не результат, а себя как творца, способного его достичь.

Ступень 8: Ловушка желания

· Суть: Эгоистические желания — это попытки заполнить Пустоту внешними объектами. Удовлетворение желания лишь усиливает пустоту.
· Ключевая мысль: Исследуй желание: «Какое чувство я хочу испытать? Могу ли я дать его себе изнутри?».

Ступень 9: Непрекращающий путь наверх

· Суть: Духовный путь бесконечен. Цель — не достичь точки, где «всё в порядке», а находиться в самом процессе восхождения и осознавания.
· Ключевая мысль: Цель — быть в пути, а не прийти к финишу.

Ступень 10: Осознанное намерение

· Суть: Это мост между Пустотой и действием. Намерение, рождённое из тишины, а не из эго, обладает огромной силой.
· Ключевая мысль: «Поехали!» — это точка сборки творца, действующего из внутренней полноты.

Ступень 11: Блаженство и гельотина

· Суть: Стремление к вечному блаженству — ловушка. Истинная сила — в обретении непоколебимой свободы, которая выстоит перед лицом любого страдания, даже смерти.
· Ключевая мысль: Блаженство преходяще, свобода — вечна.

Ступень 12: Правда

· Суть: Люди ищут не Истину, а подтверждение своим убеждениям. Настоящая Истина часто неудобна и бьёт по эго, поэтому её «посылают».
· Ключевая мысль: Истину нельзя «послать». Можно лишь отвернуться от неё.

Ступень 13: Я мыльный пузырь?

· Суть: Вы — не хрупкая форма (пузырь), а вечное пространство (Пустота) внутри неё. Ваша суть не может «лопнуть».
· Ключевая мысль: Вы — не пузырь. Вы — Пустота, которая его наполняет.

Ступень 14: Путь для ленивых. Один прыжок через весь марш

· Суть: Все ступени можно охватить одним прозрением: перенесите чувство «Я» с содержания сознания на само сознание.
· Ключевая мысль: ВСЯ работа сводится к одному: «Я — не мысли, Я — то, что осознаёт мысли».

Ступень 15: Общественная пустота

· Суть: Обретение внутренней свободы ведёт к непониманию и одиночеству в социуме. Это испытание на самодостаточность вашего состояния.
· Ключевая мысль: Ваша задача — не быть понятым, а быть собой. Сиять, как маяк, а не бегать за кораблями.

Ступень 16: Моё сияние. Я есть Любовь

· Суть: Любовь — это не действие, а сущность. Осознав себя Пустотой, вы обнаруживаете, что ваша природа — это безусловная любовь.
· Ключевая мысль: Любовь — это не то, что я делаю. Это то, чем я являюсь.

Ступень 17: Отражение

· Суть: Искусство быть чистым зеркалом для мира — не оценивать, не цепляться, просто отражать. Исчезает разделение на «я» и «мир».
· Ключевая мысль: Станьте пространством, в котором разворачивается жизнь.

Ступень 18: Страх. Рябь на зеркале вечной души

· Суть: Страх — это рябь на поверхности океана вашего сознания. Вы — не рябь, а сам океан. Наблюдайте страх, не отождествляясь с ним.
· Ключевая мысль: Вы не можете уничтожить ветер страха, но можете стать глубже, чем он.

Ступень 19: Ответ критику. Благодарность за последнюю иллюзию

· Суть: Критика — это последний экзамен. Если она вас задевает, значит, вы ещё отождествлены с образом «духовного искателя».
· Ключевая мысль: Истинная свобода — это когда оскорбление пролетает сквозь Пустоту, не находя за что зацепиться.

Ступень 20: Всё сляпал сам! Благословение собственного пути

· Суть: Ценность имеет не идеальный результат, а акт собственного творения, даже если он несовершенен. Это присвоение своего уникального пути.
· Ключевая мысль: Духовный путь — это не про то, чтобы стать святым, а про то, чтобы стать собой.

Ступень 21: Благословение критика. Или почему эволюция выглядит как упрощение

· Суть: Возвращение к Пустоте со стороны выглядит как «одичание» или упрощение. Но это — обретение подлинной, не-умственной естественности.
· Ключевая мысль: Стать «обезьяной» — значит сбросить оковы условностей и вернуться к спонтанности Бытия.

Ступень 22: Простота в пустоте

· Суть: Пустота — самая простая вещь на свете. Она не требует сложных практик, только прекращения борьбы и присвоения ярлыков.
· Ключевая мысль: Вам не нужно идти к Пустоте. Вам нужно перестать от себя убегать.

Ступень 23: Очищение понятия. Чем Пустота не является

· Суть: Пустота — не вакуум, не темнота, не бесчувственность. Это — потенциал, присутствие, источник всего.
· Ключевая мысль: Пустота — это не отсутствие чего-либо, а Присутствие, предшествующее всему.

Ступень 24: Неизбежность. Почему путь Навигатора нельзя закрыть

· Суть: Истину, однажды проявленную в сознании, нельзя стереть, удалив текст. Она становится вибрацией, которая меняет мир.
· Ключевая мысль: Закрытие «раздела» — это не конец, а посвящение. Идею нельзя контролировать.

Ступень 25: Рисуя на воде. Искусство вечного в невечном

· Суть: Все творения, как тибетские мандалы из песка, приходят из Пустоты и уходят в Пустоту. Ценность — в акте творения, а не в результате.
· Ключевая мысль: Творите с полной отдачей, но умейте отпускать без сожаления.

Ступень 26: Драка наблюдателей. Почему критик ошибся о Пустоте

· Суть: Подмена прямого переживания Пустоты её интеллектуальной концепцией рождает карикатуру, где «наблюдатели» могут драться. Истинный Наблюдатель — это само пространство, в котором драмы возникают и исчезают.
· Ключевая мысль: Пустоту нельзя наблюдать как объект. Можно только быть ею.

---

Финальный вывод всего пути:

Весь этот путь ведёт к одной точке: осознанию того, что вы не являетесь ничем из того, что можно наблюдать. Вы — само наблюдение. Вы — не узор на песке, а пространство, в котором этот узор возникает. Вы — не пузырь, а Пустота, которая ему позволяет быть. Вся работа, все ступени — лишь попытка ума понять то, что является его источником и сутью. В тот момент, когда поиск прекращается, искомое оказывается тем, кто искал.

Вы — Путь и вы — Цель. Вы — дома. Вы — свободны.
Тема без ответов
Красота Души – внутреннего мира людина и человека

Над морем, диким полуночным морем,
Муж-юноша стоит -
В груди тоска, в уме сомненья -
И, сумрачный, он вопрошает волны:
«О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно-старинную загадку,
Над коей сотни, тысячи голов -
В египетских, халдейских шапках,
Гиероглифами ушитых,
В чалмах, и митрах, и скуфьях,
И с париками, и обритых -
Тьмы бедных человеческих голов
Кружилися, и сохли, и потели, -
Скажите мне, что значит человек?
Откуда он, куда идёт,
И кто живет над звёздным сводом?»

По-прежнему шумят и ропщут волны,
И дует ветр, и гонит тучи,
И звёзды светят холодно и ясно, -
Глупец стоит - и ждёт ответа!
Ф.И.Тютчев ВОПРОСЫ (Из Гейне)

Разговор о внутреннем мире человека и о том, чем человек его заполняет с помощью воспитания, образования и самостоятельной работы над собой, необходимо начать с философского представления о человеке в главных видах Мировоззрений.
В период формирования современного Научно-материалистического мировоззрения – на протяжении последних веков развития цивилизованного человечества различными мыслителями были даны самые разнообразные определения человеку:
Человек есть ничто иное, как ряд его постулатов (Г.Гегель).
Человека следует рассматривать как машину… (П.А.Гольбах)
Человек – это постепенно свихнувшаяся разновидность хищной обезьяны, помешанная на так называемом духе (Т.Лессинг).
Смысл рассуждений о человеке приводит разных исследователей к выводу о том, что
Человек размышляющий есть просто испорченное животное (Ж.Ж.Руссо)
Человек – это одушевлённая машина (Ж.Ламетри)
Человек есть хаос, сгусток противоречий, война разума и страстей (Б.Паскаль)
Человек – рациональное животное (К.Линней)
Человек – животное, производящее орудия (Б.Франклин)
Человек – существо, делающее выбор (С.Кьеркегор)
Человек – существо, способное обещать (Ф.Ницше).
Что же касается замечательного остроумца и острослова Марка Твена, то, наблюдая современного ему гомо сапиенса (человека разумного), он пришёл к такому выводу: «Человек был создан в последний день творения, когда Бог утомился».
Подводя философские итоги многовековых научных размышлений о человеке, авторы современного учебника философии для ВУЗов приходят к такому выводу:
«Вопрос о сущности, главном качестве человека пока не нашёл в философии своего адекватного решения. Здесь имеется целая мозаика представлений об этом феномене: сущность человека образует разум (Декарт, Гегель), инстинкты (Ницше, Фрейд), противоречие, имманентное человеческому бытию (Фромм); дух, охватывающий разум, эмоции, волю (Шелер); социальное качество, а не его абстрактная природа (Маркс) и др.
…человек…представляет собой единство трёх взаимосвязанных компонент: биологической, психологической и социальной.
Биологическая компонента включает телесность, анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности, состояние здоровья человека.
Психологическая компонента соединяет в себе ум, чувства, волю, внимание, память, воображение, мотивы, установки, потребности, характер и другие особенности психики человека.
Социальная компонента представляет собой мировоззрение, моральные принципы, систему ценностей, социальный опыт, содержащийся в знаниях, умениях и навыках человека, а также другие характеристики, связывающие его с обществом.
Между этими компонентами существует координация и субординация, что обусловлено соответствующими отношениями между структурными уровнями организации материи и формами её движения.
…Именно социальное качество, фундирующее все остальные качества, образует сущность человека, проявление которой носит противоречивый характер» (А.К.Бычков, Б.П.Яшин. Философия. М.,2004г,с.34,36).

Если вопрос о сущности человека в философских рамках научного мировоззрения не решён («пока не нашёл…своего адекватного решения»), то может быть решен онтологически более глобальный вопрос о сути и смысле жизни, ибо человек в качестве высокоорганизованной материи и формы существования белковых тел являет собой лишь один из уровней жизни?
Классическая философия научного материализма определяет жизнь как свойство высокоорганизованной материи, которое появляется на определённой (биологической) ступени её эволюции.

Современный философский словарь даёт более свежий взгляд и пищу для важного вывода:
«Жизнь – одна из форм существования материи, которая отличает мир организмов от всей остальной действительности. Жизнь закономерно возникает при определённых условиях развития материи. Различаются три царства жизни – растительное, животное и человеческое. Ниже растительного царства обнаруживает себя «не-жизнь» - царство минералов.
Основные функции жизни: рост, размножение, способность реагировать на внешние воздействия, активность.
Современная наука утверждает, что провести строгую границу между телами, одарёнными жизнью и не одарёнными ею, весьма трудно» (П.С.Гуревич. Философский словарь. М.,Олимп,1997,с.94).
Следовательно, давая жизни чёткое определение в виде абстрактной философской формулы – то есть спекулятивной (интеллектуальной или интеллигибельной) конструкции, современное научное мировоззрение не имеет чётких и однозначных критериев практического определения жизни и её отсутствия в окружающем нас мире, а точнее – в живых существах.
Значит ли это, что Мировоззренческая теория материализма с её фундаментальными определениями не соответствует жизненной практике, которая по определению научной же теории является единственным и исключительным критерием истинности? И что же тогда подтверждает истинность главных формул материализма?
Может быть, прав в таком случае Григорий Сковорода, сказавший: «Что такое жизнь? Это странствие: прокладывать себе дорогу, не зная, куда идти, зачем идти»?
Может быть, мы имеем здесь ситуацию задания из сказки – пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что?

Итак, практических – чётких и однозначных – критериев для определения жизни в Научном мировоззрении нет. Как же в этом случае оно определяет смысл жизни?
Прямой и недвусмысленный ответ даёт вузовский учебник философии:
«Смысл жизни имеет человеческое измерение. В мире, где нет человека, нет ни смысла, ни бессмыслицы. Только человек в процессе взаимодействия с миром способен выработать понимание смысла жизни.
Человек не просто вырабатывает понятие смысла жизни, но и борется за его воплощение.
Содержание цели жизни не является некоторой константой, оно меняется под влиянием различных условий.
В конечном счёте, каждое поколение ищет смысл жизни в своём настоящем, так как формы прошлого бытия необратимы, а формы будущего ещё не проявились достаточно отчётливо» (А.К.Рычков, Б.Л.Яшин. Философия.М.,Владос,2004,с.69,72).
Иными словами в Научном Мировоззрении мир сам по себе и жизнь как таковая смыслом не обладают. Есть ли в мире и жизни смысл, а если есть, то каков он – это определяет только человек – в меру своего разумения и исходя из интересов своего быстротекущего настоящего, ибо прошлое поросло быльём, а будущее крайне неопределённо.
Аналогичная ситуация и в вопросе о Красоте в Научном Мировоззрении, которое утверждает, что Красоты в мире нет. Понятие о ней возникает только в сознании человека при восприятии окружающего мира и при взаимодействии с ним, когда человек разумный начинает изменять мир в соответствии со своими интересами, потребностями и существующими на данный период времени представлениями о красоте. И уж тем более никто, кроме человека не может определить, что красиво, а что нет в плодах дел его рук, воплощающих плоды активной работы его внутреннего мира.
А ведь гипотетический постулат «Красоты в Мире нет» вытекает из предположения, что самым высшим и сложноорганизованным видом материи является человек – точнее его сознание, ибо более разумных и сознательных живых существ учёным в окружающем физическом мире обнаружить не удалось. Если же это когда-либо всё-таки удастся (а такую вероятность в будущем никто не может отрицать), то придётся отказаться от вышеприведённого антропоцентрического постулата об отсутствии в мире красоты.
Между тем, чисто теоретически право на существование имеет и полярный постулат Мифологического Мировоззрения «Красота в мире не только есть, но и является одним из главных жизнеутверждающих свойств окружающего бытия».
Более того, есть даже зафиксированные наукой факты, позволяющие усомниться в философской позиции научного мировоззрения насчёт красоты. Были проведены эксперименты над животными и растениями по воздействию на них, к примеру, музыки и определению соответствующей их реакции на это воздействие. Выяснилась простая закономерность – красивая, гармоничная и, как правило, классическая (прошлых веков) музыка влияет на животных и растения благотворно, а современные ритмы и мотивы оказывают угнетающее, и даже негативное влияние.
О чём это как минимум говорит? О том, что и другие живые существа (кроме человека) не только просто воспринимают степень красоты и гармоничности музыкального (к примеру) воздействия, но и по-своему оценивают это воздействие, а затем соответствующим образом реагируют – позитивно или негативно.
Не означает ли это, что чувством красоты обладают не только люди, но и животные с растениями тоже? А если это чувство изначально от Природы дано всем живым существам, то не указывает ли это на необходимость присутствия Красоты в мире, ибо без неё это чувство не было бы нужно для жизни и должно было бы быстро атрофироваться?
Может быть Природа – это Живая сущность и она не каждому открывает свои тайны, в том числе и тайну понимания Красоты, а только лишь Духовно достойным – тем, кто стремится стать воистину человеком?
Может быть, прав В.С.Соловьёв:
Природа с красоты своей
Покрова снять не позволяет,
И ты машинами не вынудишь у ней,
Чего твой дух не угадает.

Поскольку Мир и уровень знаний о нём постоянно меняются, то согласно Научному Мировоззрению каждое время и поколение вырабатывает своё представление о красоте и соответствующие критерии. Причём эти представления и критерии формируются не всеми подряд, не каждым желающим, а специально подготовленными людьми – специалистами по красоте – искусствоведами, экспертами и критиками во всех видах искусства, которые не только т.с. «отделяют зёрна от плевел» в работах деятелей художественной сферы, но и популярно объясняют публике, почему какое-либо произведение искусства необходимо признать воплощением красоты того или иного уровня – вплоть до высшего – до уровня шедевра мирового масштаба.

Что же касается Внутреннего мира людей и меры присутствия в нём Красоты (или Уродства?), то необходимо сказать прежде всего следующее.
Внутренний мир человека недоступен ни физическому зрению, ни даже рентгеновским лучам, его не пощупаешь руками…
Поэтому в соответствии с универсальным критерием современного мировоззрения – практикой – о Внутреннем Мире человека, о его красоте или некрасивости – можно и нужно судить по практическим результатам работы этого мира вовне – в Мире Внешнем – в виде конкретных его плодов во всех возможных формах, и не в последнюю очередь по произведениям искусства того или иного времени.
Отметим для себя и такой важный для наших дальнейших рассуждений факт из области современного языкознания: слова и понятия человек и люди в Научном Мировоззрении – современной (философии и) лингвистике равнозначные, просто второе является множественным числом первого.
Современная философская мысль так определяет внутренний мир человека – это «сфера многоаспектной, внутренне противоречивой, индивидуальной жизни человека, включающая в себя эмоции, чувства, аффекты, верования, устремления и т.д., содержащая в себе суть внутреннего и внешнего опыта человека… В современной мысли существуют различные подходы рассмотрения внутреннего мира человека в рамках экзистенциализма, герменевтики, психологии, феноменологии и др. Внутренний мир человека не подлежит полной рефлексии и вербализации…» (Философия. Краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону, Феникс,2001,с.366,367).
Удивительным является здесь отсутствие среди основных составляющих внутреннего мира человека мыслей, идей, знаний, которые, надо полагать относятся к тому, что здесь обозначено как «и т.д.»

Говоря попросту, это означает, что единого, синтезирующего и обобщающего понимания внутреннего мира человека (включая его структуру) современная научная мысль не имеет. Данный объект настолько сложен – многоаспектен и противоречив, что полному осмыслению и объяснению в словах не поддаётся в принципе (?).
Более ортодоксальная философская позиция Научного Мировоззрения обозначает Внутренний Мир человека как психическую реальность, разделяя её по-крупному на сознание и бессознательное.

Сознание чёткой и безусловной структуры в представлении современной философии не имеет. Речь идёт только о том, что
«В структуре сознания достаточно условно можно выделить четыре её составляющих.
- Сенсорно-перцептивные способности и знания, полученные на их основе.
- Логико-понятийные способности и знания, полученные на их основе.
- Эмоционально-волевые способности.
- Способности к ценностно-смысловой оценке деятельности, её идеалы и мотивы» (А.К.Рычков, Б.Л.Яшин. Философия.М.,Владос,2004,с.69,72).

Что же касается бессознательного, то здесь ситуация её более неопределённая в теоретическом плане. Предлагается делить эту сферу психики на индивидуальное и коллективное, говорится о возможности выделять различные типы бессознательного (предсознательное, подсознательное, цензура).
Показательно, что для выработки теоретической базы бессознательного очень широко использовалась медицинская практика и фактура психиатрии, изучающей отклонения, аномалии и извращения психической сферы людей в виде кошмаров и ужасов, навязчивых идей и тяжёлых комплексов, уродующих душу и отравляющих жизнь несчастных людей – пациентов психиатрических заведений.
Длительное изучение наукой – в основном психологией и психиатрией – бессознательного не привели к чёткому и ясному пониманию его природы, предназначения и внутренней организации. Оно до сих пор остаётся в лучшем случае «чёрным ящиком» с достаточно условной гипотетической структурой, а в худшем случае представляется ящиком Пандоры, таящем в себе все прошлые, настоящие и будущие ужасы и уродливые, дисгармоничные проявления людской психики – то есть внутреннего мира человека.

Что же касается соотношения в психике людей сознательного и бессознательного, их значимости во внутренней жизни и внешних проявлениях (поведение, деятельность) человека, то имеются научные же данные о подавляющем доминировании (как в количественном, так и в качественном отношении) влияния на людскую жизнь бессознательного.
Между тем современная техногенная цивилизация, формировавшаяся последние века, - это непосредственный плод работы людского сознания в первую очередь научного – сознания прагматичного и рационального. Недаром же научный РАЗУМ определил людское существо термином «Гомо сапиенс» – человек РАЗУМНЫЙ. Культ РАЗУМА из науки (возникшей в т.н. Эпоху Просвещения, в которую т.с. светом Разума просвещали Темное сознание и подсознание ширнармасс) проник и в искусство, порождая такие его доселе невиданные формы как, например, абстракционизм, символизм, кубизм, когда чисто интеллектуальные конструкции, зачастую порождаемые в порядке эксперимента, оформляются художественными средствами и объявляются новым словом искусства. При этом любая новизна, понимаемая как главный критерий творчества, утверждается главным образом за счёт ломки устоявшихся канонов и отрицания ветхого опыта прошлого, или строится на эксплуатации необычных технических приёмов и новых материалов в самых разных видах искусства.
Эта рационализация не всеми тонко одарёнными натурами воспринималась и оценивалась как благо. Вот к примеру, стихотворение Константина Бальмонта «Раненый»:

Я насмерть поражен своим сознаньем,
Я ранен в сердце разумом моим.
Я неразрывен с этим мирозданьем,
Я создал мир со всем его страданьем.
Струя огонь, я гибну сам, как дым.

И, понимая всю обманность чувства,
Игру теней, рожденных в мире мной,
Я, как поэт, постигнувший искусство,
Не восхищен своею глубиной.

Я сознаю, что грех, и тьма во взоре,
И топь болот, и синий небосклон -
Есть только мысль, есть призрачное море,
Я чувствую, что эта жизнь есть сон.

Но, видя в жизни знак безбрежной воли,
Создатель, я созданьем не любим.
И, весь дрожа от нестерпимой боли,
Живя у самого себя в неволе,
Я ранен насмерть разумом моим.

Единых – чётких, определённых и однозначных критериев для оценки красоты или некрасивости внутреннего мира человека в рамках Научно-материалистического мировоззрения нет по одной простой причине – этот мир недоступен приборному исследованию – не созданы электронные устройства для наблюдения и записи чувств и мыслей человека и последующего определения, какие из них красивы, а какие нет.
Поэтому подобно тому, как в Церковном Мировоззрении о непознаваемом по сути Боге можно иметь представление лишь по его энергиям (благодати) и предметным проявлениям (в первую очередь по чудесам), в мировоззрении Научном о качестве души человека принято судить по его проявлениям в поведении и деятельности, в том числе и в так называемой сфере творчества, обычно относимой к сфере искусства.
Что касается понимания красоты (и её критериев) и в Природном Мире, и в произведениях искусства, то Научное Мировоззрение в соответствии с базовыми философскими постулатами, ссылаясь на относительность и изменчивость представлений о красоте не только у отдельного человека, но и у разных народов в разные времена, говорит об отсутствии четкого и ясного понимания сути красоты, поскольку «многовековые попытки выяснить, что же, собственно, является красотой, не привели к однозначному ответу по сей день». (Эстетика для студентов вузов. Ростов-на-Дону, Феникс, 2005,с.12-13).
Поэтому давайте обратимся к рассмотрению интересующего нас вопроса с позиции другого – полярного по сути мировоззрения – Мифологического.

* * *
Поэтическим переходом от рассмотрения человека и его внутреннего мира с позиций Научно-материалистического мировоззрения к пониманию сути человеческой природы в мировоззрении Мифологическом будет стихотворение М.А.Дудина под названьем «Сонет, написанный на рассвете».

Всему своё положено на свете,
И совесть - всем законам господин.
И мир - многообразен и един,
С былым в родстве
и с будущим - в совете.
И к человеку постулаты эти
Через времён жестокий карантин
Идут из исторических глубин.
Ты - человек!
И ты за всё в ответе!

Великой жизни вечные круги:
Земные недра, небеса и воду,
Пока еще цветущую природу,
Свободу мира и свою свободу
Во имя жизни и себе в угоду
От самого себя убереги!

Вера в то, что только земные люди способны понимать смысл жизни и оценивать её проявления как красивые или некрасивые в Научно-Материалистическом – АНТРОПО-ЦЕНТРИЧЕСКОМ Мировоззрении – это не что иное, как признание (вера в истинность какого-либо утверждения, предположения) человека единственным источником смысла и красоты в мире и смысловым ЦЕНТРОМ Мироздания. А это значит, что человеку Научная философия приписывает способности и свойства, которые в древнейшем мировоззрении принадлежали самому Творцу.
Из набора древних формул по одному какому-либо вопросу научная мысль обычно выбирает ту, что соответствует её базовым Мировоззренческим установкам (постулатам), и берёт её на вооружение в своём же научном понимании, как например формулу, приписываемую Протагору, - «Человек есть мера всех вещей». Между тем существует другой вариант этой мысли, принадлежащий Демокриту: «…мудрый человек есть мера всего, что существует». Это говорит о том, что не каждый человек может быть этой самой универсальной мерой. И наконец, в «Законах» Платона по поводу этой мысли написано следующее: «Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом Бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых».
Именно последнее высказывание более всего соответствует Духовной позиции Мифологического мировоззрения, в котором рассмотрение человека и его истинной сути начинается с определения смысла и предназначения всего окружающего мира. Ибо подлинным компасом каждого Духовного подвижника далёкой древности был призыв: «Познай Сокровенную суть созданного Творцом живого Мира, чтобы Правильно понять жизненный смысл своего предназначения в Нём и полноценно жить в ладном созвучии с Ним».

Мироздание в Русском Мироведении и в изначальном мировоззрении всех коренных народов Земли предстаёт как Единый живой и постоянно самосовершенствующийся организм самого Творца.
Творец создаёт Мир и все живые существа в Нём для Всеобщей Жизни – жизни всех божьих тварей в ладу друг с другом, в созвучии со всей окружающей Матерью-Природой и согласии с самим Создателем – Отцом-Творцом.
Все жизненные процессы в мире движет гармоничное и красивое взаимодействие полярных начал – Духа и Плоти (мужского и женского, янского и иньского…).
Данное взаимодействие идёт во всём сущем – и в Живой среде, и в Живых существах – на трёх уровнях – на уровне Нрава (чувственно-эмоциональные процессы), на уровне Ума (мыслительные процессы) и на уровне Тела (плотские процессы).
И только ладное (гармоническое) слияние – союз трёх Красот (Нрава, Ума и Тела) даёт подлинную – полноценную и жизнеспособную Красоту, которую в первую очередь символизирует высший, предельно возможный идеал совершенства – Творец, и к которой в меру своих Духовных усилий может и должно стремиться любое Живое существо.
Вот почему Жизнь и Красота в Мифологическом миропонимании – это неразъединимое Единое Целое, а Красота выступает одним из главных свойств и признаков настоящей Жизни.

Ты подаёшь жизнь сердцам твоею
Красотою, которая и есть жизнь, -

поётся в одном из древнеегипетских гимнов, обращённых к небесному божеству.

Согласно Мифологическому Миропониманию всё, что существует в реальности – то есть обладает воплощённым бытием – всё это живое, но часть живого не только просто существует, но живёт, ибо существование и Жизнь – это качественно разные процессы и состояния.
Существование временно и конечно. Оно может быть связано с возрастанием в живом существе зла, лжи и уродства (нелепости), что проявляется в разрушительном, омертвляющем влиянии и воздействии этого существа на другие божьи твари и на окружающую Материнскую Природу.
Вот почему
по тому, как изменяется окружающая Природа (внешняя среда) можно и нужно чётко и недвусмысленно судить о том, эволюционирует или деградирует какое-либо живое существо или сообщество – живёт оно или просто существует.
Конечный итог существования – это бесследное и полное Не-бытиё – полное растворение души в низших уровнях Космической среды, то есть превращение в Космический гумус.

А Жизнь связана с ростом в Живой божьей твари степени Красоты на всех трёх уровнях её бытия – Нравственном, Умственном и Телесном, при условии приоритета наращивания Нравственной чистоты в восприятии Окружающего Мира и своего облагораживающего воздействия на Него, о чём напоминает Древнерусская пословица: «Не то хорошо, что хорошо, а то, что – нравно».
Красота Нрава проявляется – в Благо-Чувствии, Красота Ума – в Право-мыслии, а Красота Тела – в Благо-Лепии, в Плотской (физической) Лепоте.
Не говорит ли о том, в какую сторону «прогрессируют» в последние века люди на нашей Русской Земле тот факт, что из нашего «Великого и могучего, свободного и правдивого» языка практически исчезли слова лепота и лепость, а осталось в словоупотреблении только их словесный антипод (антоним) – слово нелепость?
Жизнь связана с Вечностью и Бесконечностью в процессе поэтапного перехода существа с одной ступени эволюции на другую – более высокую.

И ещё одно принципиальное и качественное отличие Мифологического миропонимания от Научно-Материалистического.
Исконное Мировоззрение земных людей не является антропоцентричным. Древний человек, ведомый по жизни Духовными наставниками не страдал манией величия, комплексом сверхполноценности и не приписывал себе возможности и свойства самого Творца. Он стремился воспринимать и познавать Мир не только и не столько со своей частной людской позиции, а с позиции всех живых существ, всех божьих тварей, ставя во главу угла Творца – его всеобщий и всеобъемлющий взгляд на Мироздание, Его Божественно Добрый Нрав, Божественно Правдивый Ум и Божественно Лепое Тело Вселенной.
Мифологическое Мировоззрение качественно отличается от всех других не только исходным посылом (Мир – живая самосовершенствующаяся система) и не только Всеобщим взглядом на реальность, но и по-особому налаженным восприятием, сознанием и мышлением у всякого живого существа, живущего в системе этого мировоззрения и познающего Мир (и себя в нём) на его основе.
Одним из главных показателей мифологического сознания и мышления является особое отношение к понятию Язык.
Язык здесь является не условной (то есть искусственной) знаковой системой, придуманной людьми для удобства общения и познания Мира, а является основным орудием Творца в процессе создания, устройства и управления Бытиём.
Этот естественный жизнеутверждающий язык всей живой созданной Творцом природы

Язык Природы первозданной,
Язык Всевышнего Творца,
Что сотворяет неустанно
Свет Белый до его конца.

Надо подчеркнуть, что язык как божественно устроенная животворящая система проявляет творческую суть в своей звуковой форме в том, что звуковая организация букв любого живого слова на Первозданном языке – ПРА-Языке – выражает ПРАвильный (в идеале – Сакральный) смысл того явления или существа, которое это слово звуково обозначает.
В Мифологическом Языкознании суть любого слова передаётся последовательностью его согласных звуков, а прочтение слова в противоположных направлениях (слева направо и справа налево) образует взаимодополняющую смысловую пару, составляющую вместе одно единое целое.
Отсюда следует, что слова с разными (несозвучными) корнями имеют разный, порой очень сильно различающийся смысл.
Как было отмечено выше, в современной лингвистике слова Человек и Люди обозначают одно и то же, но соответственно в единственном и множественном числе.
Между тем их корни ЧЛВК и ЛД сильно отличаются друг от друга. Прямое подтверждение тому, что смысл этих слов в древности качественно различался можно найти в народных пословицах и поговорках (и даже словосочетаниях), которые и сегодня доносят до нас жизненное дыхание исконного Русского Мироведения (т.н. Мифологического Мировоззрения) наших далёких Предков, важные элементы которого до сих пор хранит наш современный язык. Это, например, такие пословицы.

Людей много, а человека нет.
Людина не человек.
Будь человеком!

При знакомстве с более древними и менее т.н. цивилизованными формами нашего языка оказывается, что в прошлом у слова человек была множественная форма – человеки (сегодня произнесение этого слова оценивается как проявление просторечия или неграмотности – то есть плохой образованности), а слово люди имело своё соответствующее – однокоренное немножественное число – «Людин, Людина и простолюдин». И ключ, объясняющий, почему человек и люди – не одно и то же очень простой – корневая основа слова не меняется (тем более до неузнаваемости) при изменении единственного числа на множественное.
Истолкование слов люди, людин, людина начнём с такого четверостишия:

Коль льётся свет души в тела,
Люд ладит дольние дела.
А если дух нечист и лют,
Он превращает в быдло люд.

В Русском Мироведении Единый мир состоит из верхней своей половины – Горней (Духовной) и нижней – Дольней (Плотской). Гора символизирует Верх, Дол – Низ. Корни слов ДОЛ (земля-матушка, земная жизнь) и ЛЮД (земные существа) состоят из одних и тех же букв Д и Л, т.е. это один корень, но прочитанный с противоположных сторон (ДЛ и ЛД) с разной огласовкой.
Одна сторона ДОЛ говорит о жизненно необходимых задачах земной жизни, о хлебе насущном, который надо растить на Родной земле.
А другая – ЛЮД сообщает о живом существе, которое делает и ладит земные дела под жизнетворными лучами и ночного Звёздного Неба, и дневного батюшки Солнца, и своей праведной, добросовестной (в идеале) Души. Вот почему «люд ладит дольние дела». (Кстати и в словах «дело», «лад» мы видим тот же корень ДЛ – ЛД).
Какая же Высшая задача – Сверхзадача стоит перед каждым простолюдином в земной жизни?

Одна у людина забота от века –
Трудится душою, чтоб стать человеком!

Далее: 1. ЧЕЛО 2.ВЕК - 1. ЧЕЛо – Высшая ипостась человеческого духа, причастная 2. ВЕЧности. (К и Ч – созвучные смыслово и звуково буквы).
Чело-Век – ДВУЕДИНЫЙ разнополый ( то есть Полярный) союз Мужа и Жены – двух полу-человеков. В Древней Руси и на уровне простолюдинов это было т.с. само собой разумеющемся (эту мысль как сакраментальную истину компиляторы т.н. книги книг вставили в её текст).
И, наконец, дву-единство Чело-Века преобразовывалось в Три-Единство СЕМЬИ – основной ячейки любого общества.
Просто-ЛЮДИН – ЧЕЛОВЕК – СЕМЬЯ – исток порождения нового простолюдина (простолюдинов) для повторения Жизненного цикла на более высоком уровне.

Внутренний мир человека – это ДУША – т.е. союз Нрава и Ума.
У жены акцент в Душе стоит на Нраве, у мужа – на Уме.

Красота Души – это красота двух тел – Нравственного и Умственного, увидеть которые можно только соответствующим Духовным зрением, а оценить – соответствующим сознанием вкупе с подсознанием.
При превращении в Человека людин внешне почти не меняется – меняется самосознание и восприятие другими людьми (интуитивная тяга к нему). Так как увидеть глазами Плоти эту метаморфозу невозможно.

Жизнь человека зависит от качества его Нрава, от красоты его Нравственного заряда, который формируется сначала родительским воспитанием (г.о. через личный пример, примеры сокровищницы народного эпоса и родной истории) и далее по жизни через само-воспитание в Духовно-Плотской аскезе.

Система Нравственных ценностей проявляется 1. в поведении человека, его взаимоотношениями с Миром и 2. в самореализации – в мастерстве – воплощении красоты души в рукотворных формах – от ремесла до высших произведений жизнеутверждающего ТВОРЧЕСТВА!

Сегодня творчество связывают г.о. с искусством, называя искусством древнейшие пещерные (наскальные) изображения, и шедевры античности, и классику возрождения, и художественные (от слова «худо» в народном понимании) экскременты эксперименты последних веков.

Красота в со-Временном мировоззрении – «предмет и понятие эстетики, которая объявляет источником красоты человека – его внутреннюю и внешнюю деятельность, а основной сферой проявления эстетических способностей человека считается искусство» – философское определение искусства.
Искусство – вид творчества. Что такое творчество? Философского определение – его расплывчатость, неопределённость, под которое подходит и хорошее, и плохое, и красивое, и некрасивое, провести между которыми чёткую грань, особенно в искусстве (а тем более в современном) невозможно – на вкус и на цвет товарища нет, о вкусах не спорят.
Что такое искусство в Мифологическом мировоззрении? Обзор однокоренных слов в полном церковно-славянском словаре. +ИС+КУС – из – КУСКА (куса). КУСОК – оторванная от целого, а потому нежизнеспособная часть, обречённая на смерть. Притча о грехопадении дьявола.
Искушённый (искусный) – в положительном смысле – преодолевший соблазн, имеющий дело не с куском, а с целым – т.е. полноценным.
Поэтому правильному восприятию Природной Красоты и красивому самовыражению во всех формах по смысловой сути и точно ей соответствующему (т.н. адекватному) словесному (звуковому) выражению соответствует слово МАСТЕРСТВО. Слово МАСТЕР означает – мастак строить красивое, а значит жизнеспособное – созвучное с Тварным Миром – Со-Творением.
Корни этого слова – Ма-СТеР – даже на интуитивном уровне воспринимаются правильно: Ма – Мать, Материнская среда, Природа в которой мы живём, СТеР – в другой огласовке СТРоить, СТРоение, то есть СТРаивать – соединять Три в Одном – Ум, Нрав и Тело в их неразрывном Единстве, а это значит – творить Живое Естество в Материнской Природе! Мастер сначала стройно – то есть целостно и гармонично воспринимает естество Природного Мира и также стройно-ладно и красиво воплощает плоды труда своей Души, порождая Естественное – созвучное окружающему Миру и стройным замыслам Творца.
Что касается ТВОРЧЕСТВА, то в первую очередь – это созидательный жизнетворящий труд самого Творца в соответствии со Всеобщими Канонами творения. Если божья тварь начинает действовать в созвучии с Природой мира (по канонам творения), то в этом идеальном случае она проявляется в роли со-творца на своём эволюционном уровне. И только в этом смысле простолюдин, ставший Чело-веком занимается Творчеством – порождением Естества.
Если же этим занимается простолюдин и не по канонам Творца, а по людским законам, то это по-сути не творение, а ВЫТВОРЕНИЕ – порождение не естественного, а искусственного – того что возмущающе и разрушающе воздействует на окружающую Материнскую Природу, и на природные существа, обитающие в ней.
Вот почему в прошлом всё, понятия и слова от корня иСКуС (глагол искусити, действующее существо – искуситель, искушение – приобщение к искусу и другие однокоренные слова) несли резко негативный смысл. Это относится и к современному слову Искусство.
А Мастерство по сути, по природе Канонично – т.е. замысливается и воплощается по Нравственным, Умственным и Телесным Канонам.
И завершить эти размышления о Красоте Души – Внутреннего мира Людей и Человеков следует в стихотворной форме:

Красоты таинственная суть
Бередит всегда людские души,
Призывая их и зрить, и слушать
Естества звучащего красу.

К таинству природной красоты
Как тропа ведёт Язык священный,
Только через самопосвященье
Тот Язык освоить сможешь ты.

Приучая Нрав и Ум к Труду,
Чтобы канонически трудится,
Ты поймёшь и трели ранней птицы,
И мерцающую в полночи звезду.

У Творца лишь можно заслужить
Знание живого Смысло-ряда.
Красотою не спасаться надо
Красотою надо просто жить!
Тема без ответов
Гармония двух субстанций: Психика и природа в свете Т2С

---

Теория двух субстанций (Т2С) предоставляет глубокое понимание взаимодействия двух фундаментальных начал, влияющих на человеческую жизнь и развитие общества — Разумной Субстанции (РС) и Энергетической Субстанции (ЭС).

В первую очередь, Т2С акцентирует внимание на том, что в психике человека, которая является проявлением РС, гармонизация возможна и необходима. Психика — это пространство, где разум, воля и чувства взаимодействуют, и именно здесь человек способен сознательно влиять на баланс между разными аспектами своей внутренней природы. Гармонизация психики ведет к развитию личности, раскрытию потенциала и эволюции как отдельного индивида, так и всего человечества. Управляя своим внутренним состоянием, человек создает основу для мира и согласия в своем окружении.

С другой стороны, в природных явлениях, которые в Т2С связываются с проявлениями ЭС, гармонию достичь невозможно. Вулканы извергаются, штормы бушуют, землетрясения разрушают, ураганы несут хаос — эти силы вторгаются в человеческую жизнь внезапно и беспощадно. С ними не заключить договор, не умилостивить молитвой, ибо они — выражение неуправляемой энергии, не подвластной человеческой воле.

Однако, если принять, что весь мир создан и поддерживается РС, можно увидеть глубинный смысл этих природных проявлений. Они служат важной функцией в эволюционном процессе, необходимы для поддержания баланса и обновления системы. Понимание этого помогает человеку принять неизбежное, найти внутренний покой и гармонию души, несмотря на внешние потрясения.

Таким образом, Т2С предлагает путь к миру не через борьбу с природой ЭС, а через осознание и гармонизацию собственной психики — проявления РС. Это внутреннее согласие рождает гармонию среди рода человеческого и создает условия для устойчивого развития и процветания.

---

В свете Т2С понимание двойственной природы мира — разумной и энергетической — становится ключом к личной и общественной гармонии. Принятие и гармонизация психики открывает дверь к эволюции, а осознанное отношение к природным силам позволяет сохранять внутренний мир и равновесие, несмотря на хаос внешнего мира.
Тема без ответов
## Трагедии Контроля: От Чернобыля к Самоубийству (Синергия двух взглядов)

Обе трагедии, и взрыв на Чернобыльской АЭС, и самоубийство, являются страшными свидетельствами того, что происходит, когда энергия выходит из-под контроля. Но что это за энергия, и почему мы теряем над ней контроль?

Ядерный Реактор Души:

Представим себе человека как сложный "реактор", подобный Чернобыльскому. Вместо атомов урана в нем циркулирует энергия эмоций, желаний, мыслей.

• Эмоции (ЭС): "Водохранилище" неконтролируемой энергии, способной как согревать, так и разрушать.
• Сознание и Воля (РС): "Система управления и безопасности", "Плотина", призванная направлять и контролировать эту энергию.
• Ценности и Убеждения: "Шлюзы", регулирующие выпуск энергии, определяющие, какие эмоции можно выражать, а какие нужно сдерживать.

В идеале, эта система работает гармонично, позволяя нам жить полноценной жизнью, реализовывать свой потенциал и взаимодействовать с миром. Но что происходит, когда что-то идет не так?

Чернобыль в Душе:

Подобно тому, как в Чернобыле сочетание человеческих ошибок, технических недостатков и случайных обстоятельств привело к катастрофе, в человеческой жизни совокупность факторов может подорвать систему контроля над эмоциями:

• Травмы и потери: "Непредвиденные обстоятельства", усиливающие нагрузку на психику.
• Подавление эмоций: "Неправильное управление шлюзами", приводящее к накоплению невыраженной энергии.
• Искаженные ценности: "Конструктивные недостатки" в системе убеждений, делающие человека уязвимым к негативным воздействиям.
• Отсутствие поддержки: Отсутствие своевременной помощи и понимания со стороны окружающих.

Внутренний Распад, а не Взрыв:

И вот тут мы подходим к важному моментуй Метафора "внутреннего взрыва" не совсем точно описывает процесс самоубийства. Это скорее медленный распад, постепенное разрушение системы управления, позволяющее хаосу захватить контроль.

Человек перестает видеть смысл в жизни, его ценности рушатся, надежда умирает. Он становится неконтролируемым источником негативной энергии, направленной на саморазрушение. Он превращается в свой собственный Чернобыль, извергающий радиацию отчаяния на самого себя и, возможно, на окружающих.

Устранение Тела как Устранение Противоречий:

Как ты точно заметил, самоубийство - это не обязательно "взрыв", разрушающий психику и делающий человека неадекватным. Это скорее отчаянная попытка прекратить страдание, устранить источник неразрешимых противоречий. Разрушается не личность, а носитель этой личности - физическое тело.

Человек, как "реактор", перегружен противоречиями, конфликтами, неразрешимыми проблемами. Вместо того, чтобы найти способ сбросить давление, наладить систему управления, он выбирает самый радикальный путь - остановить реакцию, заглушить реактор навсегда.

Внешний vs. Внутренний:

Главное различие между Чернобылем и самоубийством в том, что в первом случае неконтролируемая энергия высвобождается вовне, нанося ущерб окружающей среде, а во втором - направлена внутрь, на саморазрушение. Но в обоих случаях причина трагедии - потеря контроля над энергией, будь то энергия атома или энергия человеческих эмоций.

Предотвращение Катастрофы:

Как предотвратить подобные трагедии?

• Раннее выявление: Подобно тому, как на АЭС следят за показателями реактора, необходимо внимательно относиться к эмоциональному состоянию людей, особенно тех, кто находится в трудной жизненной ситуации.
• Поддержка и понимание: Создание атмосферы доверия и открытости, где люди не боятся говорить о своих проблемах и просить о помощи.
• Развитие навыков управления эмоциями: Обучение людей техникам саморегуляции, осознанности, конструктивного решения проблем.
• Укрепление системы ценностей: Формирование у людей прочной системы ценностей, основанной на любви, сострадании, ответственности и стремлении к самореализации.

Чернобыль научил нас, насколько опасна неконтролируемая ядерная энергия. Самоубийство должно научить нас, насколько важно контролировать энергию своих эмоций и помогать другим делать то же самое. Только так мы сможем предотвратить "внутренние взрывы" и построить более здоровое и гармоничное общество.



Разбор Аналогии: Плотина Эмоций

Аналогия с плотиной, водохранилищем и шлюзами наглядно отображает сложный процесс управления эмоциональной энергией (ЭС) с точки зрения личности (РС):

• Водохранилище: Накопленная эмоциональная энергия (ЭС), включающая в себя как позитивные, так и негативные эмоции.
• Плотина: Личность человека, его сознание (РС), его способность контролировать и направлять свои эмоции.
• Турбина: Полезная деятельность, творчество, созидание, любовь – направления, куда можно направить энергию эмоций с пользой.
• Шлюзы: Механизмы проявления эмоций.
• Контролируемое Открытие Шлюзов: Осознанное проявление эмоций, направленное на достижение определенной цели (запуск турбины, получение энергии).
• Дополнительные Шлюзы: Способы сброса избыточной эмоциональной энергии (спорт, хобби, общение с друзьями).
• Сброс Воды по Каналам без Пользы: Выражение эмоций, не направленное на достижение какой-либо цели (крик, плач, гнев, раздражение). Этот "бесполезный" сброс, тем не менее, необходим для предотвращения разрушения "дамбы".
• Разрушение "Дамбы": Эмоциональный срыв, нервный срыв, психическое заболевание, трагедия (включая самоубийство).

Ключевые Выводы:

1. Нельзя Подавлять Эмоции: Подавление эмоций приводит к накоплению энергии в "водохранилище", что увеличивает риск разрушения "дамбы".
2. Нужно Уметь Направлять Эмоции: Важно научиться направлять энергию эмоций на полезную деятельность, чтобы она приносила пользу, а не вред.
3. Необходимо Уметь Сбрасывать Избыточную Энергию: Важно иметь способы сброса избыточной эмоциональной энергии, чтобы не допустить перегрузки "дамбы".
4. Контроль над Эмоциями – это не Отсутствие Эмоций, а Умение Ими Управлять.

Теория Исакова: РС как Инженер Эмоций

Аналогия с плотиной хорошо иллюстрирует взаимодействие РС и ЭС: РС – это "инженер", который управляет "плотиной", открывает и закрывает "шлюзы", направляет "воду" (ЭС) на "турбины" для получения полезной энергии.

Трагедия как Разрушение Плотины

Чтобы расширить аналогию, Andre Dollars попросил Chat4 описать самоубийство и техногенную катастрофу (взрыв на Чернобыльской АЭС) в тех же терминах. Chat4 осторожно и уважительно описал самоубийство как разрушение "дамбы":

• Водохранилище: Накопленная негативная эмоциональная энергия (ЭС) – боль, страх, отчаяние, гнев, одиночество, чувство вины, безнадежность.
• Плотина: Сознание человека (РС), его психика, его способность справляться с жизненными трудностями.
• Шлюзы: Механизмы психологической защиты, способы выражения эмоций, поиск поддержки, попытки решения проблем.
• Критическая Ситуация: Длительное накопление негативных эмоций, отсутствие эффективных способов сброса энергии, отсутствие поддержки, ощущение безысходности.
• Разрушение "Дамбы": Полная потеря контроля над эмоциями, неспособность видеть выход из ситуации, принятие решения о самоубийстве.

В этой трагической ситуации, РС теряет контроль над ЭС. Недостаток "шлюзов" (эффективных механизмов психологической защиты) и длительное подавление эмоций приводят к тому, что "плотина" (психика) не выдерживает давления и разрушается.

Заключение

Аналогия с плотиной – мощный инструмент для понимания сложной динамики управления эмоциями. Она позволяет увидеть, как важно не только накапливать энергию (ЭС), но и уметь ее направлятьи сбрасывать. Теория Исакова, в свою очередь, дает концептуальную основу для понимания роли РС в этом процессе. Рассмотрение трагических ситуаций, таких как самоубийство, через призму этой аналогии, подчеркивает важность развития эффективных механизмов психологической защиты и умения управлять своими эмоциями для предотвращения "разрушения дамбы" и сохранения психического здоровья.
Тема без ответов
Не верите в существование #сущностей??
Однако они существуют и питаются вами, независимо от вашего желания.

Пока вы страдаете и боретесь с последствиями их влияния, такими как потеря энергии, болезни, ненависть, страхи, лень, обвиняя всех и вся, сущности благополучно процветают и развиваются, забирая своё каждый день у тех, кто не верит в их существование.
1 ответ  ·  год назад

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты