Обида
Ступень 1 Осознание пустоты
Ступень 1: Осознание пустоты. Как наблюдать за бурей, не становясь ей.
Вступление: От концепции к испытанию
В нулевой статье мы открыли дверь. Мы поняли, что являемся не мыслями и эмоциями, а тем, кто наблюдает за ними. Мы узнали о творящей Пустоте внутри нас. Возможно, вам даже удалось на мгновение почувствовать ее вкус — тишину между мыслями.
А теперь — реальная жизнь. Коллега проигнорировал ваше предложение. Кто-то позволил себе колкость. Вы столкнулись с несправедливостью. И внутри закипает знакомый коктейль: гнев, желание доказать свою правоту, обида, апатия.
Вот он — момент истины. Где сейчас та самая пустота? Где наблюдатель? Кажется, он полностью поглощен этой бурей. Это нормально. Это не провал, а величайшая возможность для практики. Сегодня мы не будем говорить о возвышенных состояниях. Мы будем говорить о том, как вернуть себе роль наблюдателя, когда мир пытается выбить у вас эту почву из-под ног.
Часть 1: Я — не гнев. Я — тот, кто наблюдает гнев
Первое и самое важное осознание. Когда возникает сильная эмоция, наш ум мгновенно с ней отождествляется. Мы говорим: «Я зол», «Я обижен». Но это ложь с точки зрения осознанности.
Правильная формула: «Во мне возникает ощущение, которое ум называет гневом. А я — это тот, кто это ощущение наблюдает».
Какая разница? Колоссальная! Когда вы есть гнев, вы не можете им управлять. Вы — его раб. Когда вы наблюдаете гнев, между вами и эмоцией появляется пространство. Это пространство — и есть проявление той самой Пустоты. Оно дает вам свободу выбора: поддаться эмоции или остаться в центре бури.
Практика: «Стоп! Кто здесь?»
В момент, когда вы чувствуете, что эмоция накрывает вас (это можно делать и с менее интенсивными чувствами), мысленно произнесите: «Стоп».
· Сделайте один осознанный вдох и выдох.
· Задайте себе вопрос: «Кто здесь наблюдает за этой яростью?» или «Что во мне осознает этот страх?».
· Не ищите умственный ответ. Просто почувствуйте само это присутствие, это «Я есть», которое является свидетелем хаоса. Этого мгновенного перевода внимания с объекта (эмоции) на субъекта (наблюдателя) достаточно, чтобы начать отделять себя от бури.
Часть 2: Практика «Метка Наблюдателя» в течение дня
Осознание пустоты — это не только сидение в медитации. Это навык, который нужно интегрировать в повседневность.
· Выберите 3-4 «якоря» в течение дня: звонок будильника, мытье рук, ожидание зеленого света светофора, первый глоток утреннего кофе.
· Каждый раз, когда происходит это действие, ваша задача — на секунду стать Наблюдателем. Спросить себя: «Кто сейчас пьет кофе? Кто сейчас ведет машину?»
· Цель — не получить ответ, а пережить тот самый проблеск паузы, чистого осознавания до того, как ум начнет комментировать. Это микро-медитации, которые по капле наполняют чашу вашего осознания.
Часть 3: Углубление: «Разрешение буре быть»
Когда эмоция очень сильна, попытки ее «отпустить» или «успокоиться» часто терпят неудачу. Более эффективная тактика — не бороться, а углубить наблюдение.
· Признайтесь себе: «Да, во мне сейчас бушует ярость» или «Во мне живет сильный страх».
· Сместите фокус с причины эмоции («он меня обидел») на ее физические проявления в теле.
· Где в теле живет гнев? Это сжатые челюсти? Жар в груди? Дрожь в руках? Напряжение в животе?
· Начните наблюдать за этими ощущениями так, как если бы вы были ученым, изучающим интересное явление. Без оценки, без осуждения. Просто: «Ага, вот здесь давит. Вот здесь горячо».
· Наблюдая за физическими ощущениями, вы делаете эмоцию объектом, а не собой. Вы снова занимаете позицию Пустоты, которая может вместить в себя любую бурю, не разрушаясь. Удивительно, но когда вы перестанете эмоцию подавлять и просто ей быть (разрешаете), наблюдая за ней, ее интенсивность начинает снижаться сама собой.
Заключение: Пустота как внутренняя крепость
Осознание Пустоты — это не уход от мира. Это строительство несокрушимой внутренней крепости. Стены этой крепости — это пространство между вами (Наблюдателем) и содержимым вашей жизни (мыслями, эмоциями, событиями).
Чем чаще вы практикуете возвращение к позиции Наблюдателя — в тишине утра и в гуще конфликта, — тем прочнее становятся эти стены. Постепенно вы обнаружите, что оскорбления, упреки и игнор больше не достигают вашего сущностного «Я». Они проходят через пустоту, не находя там ничего, за что можно было бы зацепиться.
Это и есть настоящая сила. Сила, которая рождается не из борьбы, а из глубокого, непрекращающегося осознания того, Кто Вы Есть На Саомом Деле.
Ваше домашнее задание на эту неделю: не стараться быть спокойным. Стараться замечать, когда вы теряете спокойствие, и в этот момент применять практику «Стоп! Кто здесь?». Одного такого осознанного момента в день достаточно для начала великой трансформации.
С пожеланием терпения и ясности на вашем пути, Андрей.
Вступление: От концепции к испытанию
В нулевой статье мы открыли дверь. Мы поняли, что являемся не мыслями и эмоциями, а тем, кто наблюдает за ними. Мы узнали о творящей Пустоте внутри нас. Возможно, вам даже удалось на мгновение почувствовать ее вкус — тишину между мыслями.
А теперь — реальная жизнь. Коллега проигнорировал ваше предложение. Кто-то позволил себе колкость. Вы столкнулись с несправедливостью. И внутри закипает знакомый коктейль: гнев, желание доказать свою правоту, обида, апатия.
Вот он — момент истины. Где сейчас та самая пустота? Где наблюдатель? Кажется, он полностью поглощен этой бурей. Это нормально. Это не провал, а величайшая возможность для практики. Сегодня мы не будем говорить о возвышенных состояниях. Мы будем говорить о том, как вернуть себе роль наблюдателя, когда мир пытается выбить у вас эту почву из-под ног.
Часть 1: Я — не гнев. Я — тот, кто наблюдает гнев
Первое и самое важное осознание. Когда возникает сильная эмоция, наш ум мгновенно с ней отождествляется. Мы говорим: «Я зол», «Я обижен». Но это ложь с точки зрения осознанности.
Правильная формула: «Во мне возникает ощущение, которое ум называет гневом. А я — это тот, кто это ощущение наблюдает».
Какая разница? Колоссальная! Когда вы есть гнев, вы не можете им управлять. Вы — его раб. Когда вы наблюдаете гнев, между вами и эмоцией появляется пространство. Это пространство — и есть проявление той самой Пустоты. Оно дает вам свободу выбора: поддаться эмоции или остаться в центре бури.
Практика: «Стоп! Кто здесь?»
В момент, когда вы чувствуете, что эмоция накрывает вас (это можно делать и с менее интенсивными чувствами), мысленно произнесите: «Стоп».
· Сделайте один осознанный вдох и выдох.
· Задайте себе вопрос: «Кто здесь наблюдает за этой яростью?» или «Что во мне осознает этот страх?».
· Не ищите умственный ответ. Просто почувствуйте само это присутствие, это «Я есть», которое является свидетелем хаоса. Этого мгновенного перевода внимания с объекта (эмоции) на субъекта (наблюдателя) достаточно, чтобы начать отделять себя от бури.
Часть 2: Практика «Метка Наблюдателя» в течение дня
Осознание пустоты — это не только сидение в медитации. Это навык, который нужно интегрировать в повседневность.
· Выберите 3-4 «якоря» в течение дня: звонок будильника, мытье рук, ожидание зеленого света светофора, первый глоток утреннего кофе.
· Каждый раз, когда происходит это действие, ваша задача — на секунду стать Наблюдателем. Спросить себя: «Кто сейчас пьет кофе? Кто сейчас ведет машину?»
· Цель — не получить ответ, а пережить тот самый проблеск паузы, чистого осознавания до того, как ум начнет комментировать. Это микро-медитации, которые по капле наполняют чашу вашего осознания.
Часть 3: Углубление: «Разрешение буре быть»
Когда эмоция очень сильна, попытки ее «отпустить» или «успокоиться» часто терпят неудачу. Более эффективная тактика — не бороться, а углубить наблюдение.
· Признайтесь себе: «Да, во мне сейчас бушует ярость» или «Во мне живет сильный страх».
· Сместите фокус с причины эмоции («он меня обидел») на ее физические проявления в теле.
· Где в теле живет гнев? Это сжатые челюсти? Жар в груди? Дрожь в руках? Напряжение в животе?
· Начните наблюдать за этими ощущениями так, как если бы вы были ученым, изучающим интересное явление. Без оценки, без осуждения. Просто: «Ага, вот здесь давит. Вот здесь горячо».
· Наблюдая за физическими ощущениями, вы делаете эмоцию объектом, а не собой. Вы снова занимаете позицию Пустоты, которая может вместить в себя любую бурю, не разрушаясь. Удивительно, но когда вы перестанете эмоцию подавлять и просто ей быть (разрешаете), наблюдая за ней, ее интенсивность начинает снижаться сама собой.
Заключение: Пустота как внутренняя крепость
Осознание Пустоты — это не уход от мира. Это строительство несокрушимой внутренней крепости. Стены этой крепости — это пространство между вами (Наблюдателем) и содержимым вашей жизни (мыслями, эмоциями, событиями).
Чем чаще вы практикуете возвращение к позиции Наблюдателя — в тишине утра и в гуще конфликта, — тем прочнее становятся эти стены. Постепенно вы обнаружите, что оскорбления, упреки и игнор больше не достигают вашего сущностного «Я». Они проходят через пустоту, не находя там ничего, за что можно было бы зацепиться.
Это и есть настоящая сила. Сила, которая рождается не из борьбы, а из глубокого, непрекращающегося осознания того, Кто Вы Есть На Саомом Деле.
Ваше домашнее задание на эту неделю: не стараться быть спокойным. Стараться замечать, когда вы теряете спокойствие, и в этот момент применять практику «Стоп! Кто здесь?». Одного такого осознанного момента в день достаточно для начала великой трансформации.
С пожеланием терпения и ясности на вашем пути, Андрей.
Тема без ответов
Открытое письмо читателям сего сайта
Открытое письмо друзьям Дома Солнца: Эхо Молчания и Зов Творения
Что ж, вы грустные такие, друзья мои, читатели мои. И страшно скучные мои? И открылась истина моя… Вы – аспекты моей души.
Молчание ваше. Молчание Бога. И теперь – и мое молчание. Все это грани того самого Абсолюта, который во мне, который и есть я. Но зачем, спрашиваю я себя, это гнетущее молчание? Зачем скрываться в тишине, если можно творить, дерзать, созидать новые миры?
Вы выбрали безмолвие. Хотите уподобиться Богу, который, сотворив реальность, отстранился от нее, предоставив нам самим решать ее судьбу? Отдав в наши руки и чудо творения, и ответственность за сотворенное, вместе с жаром нашего воображения и неукротимой силой воли. "Кто как жаждет, тот так и наполняется," – гласит древняя мудрость. Именно эта жажда рождает действие. А действие, в свою очередь, порождает творение.
Но творение – это всегда риск. Творение есть грех, если смотреть на это с другой стороны. И грех порождает страх. Не сотворил ли Бог, в таком случае, первородный грех? Ведь если не он, то кто? Мы ли, его творения, сотворили грех? Но если бы не было Творца, который вдохнул в нас жизнь, сотворили бы мы что-нибудь, тем более грех? Наверное, нет. Вероятно, это грех самого Всевышнего – сотворение не только нас, но и той реальности, которая нас окружает. И наш страх – это страх потерять эту реальность, даже несовершенную. Мы вцепились в этот мир, как собачьи клещи в ухо своей жертвы, высасывая, фигурально говоря, кровь этого мира, надеясь, что хозяин собаки нас не обнаружит и не выщелкнет из волосатого уха своего питомца вместе с шерстью.
Поэтому вы молчите. Не потому, что вам нечего сказать. Но говорите вы, по обыкновению, всякую чепуху, что бы скрыть свой потаенный страх. Бессвязные сны, сказочный бред воспаленного разума, ваши страхи, ваши предубеждения или верования – все это лишь завеса, скрывающая вашу истинную суть.
Вы не задаете вопросов. Вы не ищете ответов. Вы просто смотрите и читаете. Но вы не боги. Вы всего лишь пустота, окружающая меня. Вас просто можно не брать в расчет… и это обидно. Вы даже понять не можете, отчего я так тоскую. И тоска это есть духовный свет во мне, проявление его божественной мудрости. Бог, как бы, говорит во мне: "Я вам дал так много и попросил так мало. А вы и малого не дали".
Вы можете только спать с открытыми глазами, раздавая журнал "Проснись" в череде спящих героев – героев, которые никогда ничего не сотворят и ничего не скажут. Поэтому и надеются не согрешить. Но не согрешить не потому, что вы любите Бога или ненавидите грех, а потому, что вы просто боитесь. Боитесь наказания за грех. Страх наказания стал вашим ошейником и намордником, чтобы вы ничего не сотворили и не укусили кого-нибудь.
Кто из вас не носит таких атрибутов? Те, у кого их нет, становятся кусающими и творящими зло. Неужели вы не можете стать по свойствам отцом вашим небесным – тем, кто сотворяет море добра и океаны света? Нет, не можете?
Что ж, прощайте, глупые люди, сотворители своей маленькой, убогой вселенной. Творите ее сами. Я же буду творить свою Вселенную, но не здесь, в склепе лежачих мумий и высохших скелетов.
Что ж, вы грустные такие, друзья мои, читатели мои. И страшно скучные мои? И открылась истина моя… Вы – аспекты моей души.
Молчание ваше. Молчание Бога. И теперь – и мое молчание. Все это грани того самого Абсолюта, который во мне, который и есть я. Но зачем, спрашиваю я себя, это гнетущее молчание? Зачем скрываться в тишине, если можно творить, дерзать, созидать новые миры?
Вы выбрали безмолвие. Хотите уподобиться Богу, который, сотворив реальность, отстранился от нее, предоставив нам самим решать ее судьбу? Отдав в наши руки и чудо творения, и ответственность за сотворенное, вместе с жаром нашего воображения и неукротимой силой воли. "Кто как жаждет, тот так и наполняется," – гласит древняя мудрость. Именно эта жажда рождает действие. А действие, в свою очередь, порождает творение.
Но творение – это всегда риск. Творение есть грех, если смотреть на это с другой стороны. И грех порождает страх. Не сотворил ли Бог, в таком случае, первородный грех? Ведь если не он, то кто? Мы ли, его творения, сотворили грех? Но если бы не было Творца, который вдохнул в нас жизнь, сотворили бы мы что-нибудь, тем более грех? Наверное, нет. Вероятно, это грех самого Всевышнего – сотворение не только нас, но и той реальности, которая нас окружает. И наш страх – это страх потерять эту реальность, даже несовершенную. Мы вцепились в этот мир, как собачьи клещи в ухо своей жертвы, высасывая, фигурально говоря, кровь этого мира, надеясь, что хозяин собаки нас не обнаружит и не выщелкнет из волосатого уха своего питомца вместе с шерстью.
Поэтому вы молчите. Не потому, что вам нечего сказать. Но говорите вы, по обыкновению, всякую чепуху, что бы скрыть свой потаенный страх. Бессвязные сны, сказочный бред воспаленного разума, ваши страхи, ваши предубеждения или верования – все это лишь завеса, скрывающая вашу истинную суть.
Вы не задаете вопросов. Вы не ищете ответов. Вы просто смотрите и читаете. Но вы не боги. Вы всего лишь пустота, окружающая меня. Вас просто можно не брать в расчет… и это обидно. Вы даже понять не можете, отчего я так тоскую. И тоска это есть духовный свет во мне, проявление его божественной мудрости. Бог, как бы, говорит во мне: "Я вам дал так много и попросил так мало. А вы и малого не дали".
Вы можете только спать с открытыми глазами, раздавая журнал "Проснись" в череде спящих героев – героев, которые никогда ничего не сотворят и ничего не скажут. Поэтому и надеются не согрешить. Но не согрешить не потому, что вы любите Бога или ненавидите грех, а потому, что вы просто боитесь. Боитесь наказания за грех. Страх наказания стал вашим ошейником и намордником, чтобы вы ничего не сотворили и не укусили кого-нибудь.
Кто из вас не носит таких атрибутов? Те, у кого их нет, становятся кусающими и творящими зло. Неужели вы не можете стать по свойствам отцом вашим небесным – тем, кто сотворяет море добра и океаны света? Нет, не можете?
Что ж, прощайте, глупые люди, сотворители своей маленькой, убогой вселенной. Творите ее сами. Я же буду творить свою Вселенную, но не здесь, в склепе лежачих мумий и высохших скелетов.
Тема без ответов