Игра Духа

«Чувство радости от осознания высшего смысла бытия есть непременное условие всякой иной радости и счастья». (Готфрид Лейбниц)

Играет ли в Дух в прятки? Если да, то почему? Если нет, зачем его искать? Существует ли высшее начало и смысл в мироздании, или мы сами наделяем жизнь основанием и целью? Древние создатели Вед говорили о мире как о лиле – божественной игре, совершаемой в вечности невыразимыми силами и порождающей людей и богов. Современная наука устраняет разделение на пространство и время, сознание и реальность, описывая вселенную как нечто отличное от привычных представлений о материи и духе. Космическая Игра воспроизводит сама себя, становясь то словом то плотью. Зачем мы участвуем в ней, если под ее правилами не стоит наша подпись?

Ускользнувшая реальность

«Невозможно жить приятно, не живя разумно. Верно и обратное». (Эпикур)

Говорят, духовный поиск – дело подобное покорению в одиночку Северного полюса. Считают, будто обращается человек к Духу лишь познав жизнь и в ней разочаровавшись. Полагают, что стремление к высшим мирам ведет к отказу от радостей мира этого. Пугают нас специально, дабы отвратить умы от преждевременного знания. Нет занятия более веселого, чем поиск смысла бытия. Процесс сходен с розысками потерянных очков, находящихся на собственном носу. Если встретите «духовного учителя» исполненного величия, серьезности и пафоса – то скорей всего пред вами самозванец. Познавший Истину радостен, доступен и полон юмора. Так описывают своих Мастеров древние традиции. Чему улыбается мудрый?

Дело в том, что мироздание, кажущееся нам прочным, реальным и полным проблем, для него – игра расшалившегося духа, в правила которой входит принимать происходящее всерьез! Игра настолько захватила игрока, что он слился со своим персонажем. Забыв себя претерпевает коллизии, разыгрывая череду жизней одну за другой, не в силах оторваться от волнующего сюжета. Самое забавное, что представление об игроке, игре и выходе из нее - так же есть часть самой Игры…. Как же тут оставаться серьезным!

Так описывают мир тексты древних Упанишад и христианские апокрифы. Платон и Августин уподобили его игре теней от костра. Ему противопоставлен Мир Иной, совершенный и вечный. Центром космоса философов стал непостижимый Бог – первичный мыслитель, рождающий мыслью мир с его обитателями. Все существует исключительно благодаря нему в его воображении, не обладая подлинным бытием. Здесь возникает вопрос: кто создает самого бога? Породивший мир мыслитель рискует оказаться еще одной из идей, рожденных человеческим умом. Круг замыкается и все становится неопределенным и зыбким. Смысл жизни в театре теней - созерцать гармонию небес и готовить себя к вечности. Или, пробудившись, осознать отсутствие собственной реальности и раствориться в пустоте. При этом причинять поменьше беспокойства окружающим, не делая им того, чего не желал бы себе.

Психоанализ интерпретирует идею иллюзорности бытия как психологическую защиту от страданий. Веря что «все не настоящее» человек избегает боли. Зачем печалиться о том, что по сути только сон! Никто не болеет и не умирает, нет несправедливости и зла, когда-нибудь мы проснемся и все будет хорошо... Неужели мудрость оказалась неврозом? Однако, тут духовные традиции солидарны с Фрейдом. Их основоположники обличали любимые философами идеи нереальности мира. При этом одновременно отвергая и его реальное существование! Будда называл оба противоположных воззрения смертельными ядами. Лао-Цзы и Дионисий Ареопагит считали деление вещей на «истинные» и «ложные» уделом невежд. Кто сказал нам, что возможны лишь две альтернативы?!

Логика невыразимого

«Поскольку умных мнений много и все они исключают друг друга, не будет ли безрассудным надеяться что в одном из них угадана суть мира?». (Григорий Палама)

Царством красоты тела и духа вошла в историю Античность. Философия стала смелой попыткой постичь тайны мира. Размышление о природе бытия, называемое медитацией, было частым времяпровождением гражданина античного полиса. Оно придавало красоту и смысл полной опасностей жизни. Воображение мечтателя, прогуливающегося среди садов и рощ рисовало картины небесных миров. Вечерами достойные мужи собирались чтобы в публичной полемике приятно провести время. С тех пор истина рождается в споре, хотя победа в нем принадлежит чаще красноречивому, нежели мудрому.

Непостижимое манило. Гераклит Эфесский уподобил дух огню, светоносному и палящему. Фалес из Милета в умозрении открыл, что единственной реальностью является вода. Все прочее, включая людей, богов и самого Фалеса – нереально. Прославился он тем, что созерцая небо, не заметил под ногами канаву, в которую и упал под смех сограждан. По счастью, ни его возвышенному уму, ни представлениям о реальности падение не повредило. А вот Архимед Сиракузский был так увлечен размышлениями, что проигнорировал ворвавшихся в город римских солдат. Попытки легионеров привлечь внимание воинственными криками оказались тщетны. Закончилось все трагично. Великий же Платон на радостях одолел нравоучениями оказавшего ему прием правителя Сицилии. Дабы их избежать тиран не мудрствуя лукаво продал мудреца в рабство. Там философ повествовал рабам о гармонии небес, пока его не выкупили афиняне.

Для Платона высший мир совершенен. Низший, внутри орбиты Луны, материален и искажен. Дух есть разум. Материя есть непознавший себя дух. Душа это «микрокосм» - отражение космоса. Светила и планеты, они же – боги, присутствуют в ней как чувства. Движение звезд и планет – видимых тел богов, по небосводу, определяет изменение желаний, мыслей и дел. Наблюдая за небом можно предсказать судьбу. Описанные в мифах похождения богов отражают динамику чувств, а не проделки реальных существ. Ведь сами боги это только идеи.

Мир Платона пронизан духом. Его оппонент Аристотель наполнил космос логикой. Философ открыл ее законы, создав систему мироздания, просуществовавшую тысячи лет. В ней все гармонично сверху донизу. Беды есть следствия нарушения законов разума. Интеллект стал ключом к царству духа. Казалось, цель поисков достигнута. Однако, ничто не вечно в подлунном мире. Первой отпала модель Солнечной системы с неподвижной Землей в центре. Затем представление о четырех первоэлементах. Пришел черед и логики.

Проблему заметили еще древние. Философы соревновались в изобретении апорий - суждений, опровергавших сами себя. Путем рассуждений в соответствии со строгими правилами удалось доказать что быстроногий бегун никогда не догонит черепаху, что часть больше целого, и множество иных абсурдных вещей. Последний удар нанесла математика. Курт Гедель доказал теорему о неполноте логики. Согласно ей, для любой сложной системы невозможно составить полное и непротиворечивое логическое описание. В ней всегда окажутся высказывания истинные и ложные одновременно, и те ни истинность ни ложность которых мы определить не сможем.

Нелогичным оказался не только человек, но и мир. Значит ли это, что правда неотличима от лжи? Или суждения о них выходят за пределы логики? При изворотливости ума можно доказать и опровергнуть что угодно. Дебаты ученых мужей регулярно переходили в побоища и суды над оппонентами. К чести прекрасных дам стоит отметить, что они от подобного времяпровождения благоразумно уклонялись. Что позволило им веками вдохновлять поэтов и художников. Характерно, что не известно не одного сонета, воспевшего философа.

Женская сторона бога

«Начала всякого бытия есть любовь и ненависть». (Эмпедокл)

Образ Прекрасной Дамы вдохновил не только менестрелей. Если логика оказалась бессильна постичь дух, отчего не использовать любовь и веру? Свойства, традиционно считавшиеся женскими. Античные философы выделяли три вида познания. Номос – умозаключение на основе логики. Дело зрелых и мудрых. Таинственный гнозис – знание, обретенное в озарении. Удел немногих избранных богами. И третье, постыдное для мужа – пистис, вера. Она была утешением для женщин, рабов и детей, чей ум считался неспособным к здравым суждениям.

Напрасно потешались гордые мужи. Все больше людей обращались к богу неведомому, постичь которого можно лишь верой и любовью. Отчасти причиной тому стало возросшее влияние женщин в эпоху расцвета Рима. Дух Божий ветхого завета, Руах – сущность женского рода. В христианской и гностической мистике ключевая роль отводится женской ипостаси бога, Софии-премудрости. У народов востока мудрость так же представляют богини. А вот боги торговли и войны - мужчины. Похоже, такова природа духа, не подвластного логике материи.

Если один человек даст другому вещь – сумма не изменится. Чтобы в одном месте прибавилось, в другом должно убавиться. Таков закон материи. Иначе в сфере духа. Объем знаний возрастает от их отдачи. Подарить любовь – вовсе не значит лишиться ее самому. Дух умножается даром. Хотя требует бережного отношения к своим плодам. Если оставить на полке кувшин, то спустя годы найдешь его на прежнем месте. Оставив любовь, рискуешь потерять ее навсегда. Царство духа подобно огню. Истина и любовь, сознание и жизнь, не являются вещами. Ими невозможно обладать, но можно только быть.

В мире вообще нет вещей. Все, что ими кажется есть изменчивые и взаимосвязанные процессы. Наши тела, планета и все вокруг суть потоки энергии, существующие лишь в движении. В силу ограниченности чувств мир предстает наблюдателю состоящим из прочных объектов. Материя это игра духа, отделенная от него восприятием. Так смотрит на мир современная квантовая физика. О том говорили пророки древних времен.

Напуганный открывшейся бездной ум ищет твердого основания. Психология называет попытки описать невыразимое способом защиты от страха. Неизвестное подобно ночной тьме. В ее глубинах воображение рисует подкрадывающийся ужас. Дабы избежать его, рассудок конструирует одно объяснение за другим. Любое объяснение лучше, чем его отсутствие, поскольку дает иллюзию надежности. Затем аргументы подгоняются под уже придуманный ответ. Так рождаются философские системы и наши собственные убеждения.

Иные из них способны на время поддержать. Другие отравляют жизнь сразу. Материализм стал протестной реакцией разума на оковы догм. И сделал человека рабом тела. Отнял вечность и лишил иных целей, кроме накопления и побед. Часты попытки самонадеянного ума имитировать духовность. Гуру новых учений привлекают обещанием тайного знания. Последствия легковерия бывают тяжелы. Известен и духовный материализм. Уподобление духа вещам. Невыразимое делается предметом собственности и накопления. С гордостью демонстрируется и защищается. Однако, встречаются иногда и хорошие идеи.

Трое из огня

«Единое есть многое». (Гераклит)

Как показал опыт мировых культур, существуют три способа описать отношения мира и духа. В первом дух чужд миру и пребывает за его пределами. Таков Бог-творец монотеистических религий. Он по сути своей отличен от бытия. Единственно реален, и нет ничего кроме него. Мир творится им из пустоты и собственного воображения. Творец и творение подобны художнику и картине. Или программисту и персонажам компьютерной игры. Для последних нет надежды постичь создателя, либо приблизиться к нему. Молитвы напрасны, хотя могут являться частью игры. Все уже предопределено.

Во втором, дух и есть мир. Живое пространство и время. Это разлитый в природе бог востока. Абсолютный дух последователей Платона и Гегеля. Существа в нем не марионетки, но мысли бога. Божественное присутствует в каждом как Атман – безмерный дух, сокрытый собственной игрой. Никто не отвергнут, но пребывает в иллюзии, в которую вверг себя сам. Путь к духу идет через самопознание. Раскрытие собственного потенциала дает освобождение.

В третьем дух присутствует в мире, оживляя его. Без него космос - механическая игрушка лишенная смысла. Душа обречена быть перемолотой жерновами материи и исчезнуть. Дух дает ей шанс на вечность. Ради того стоит жить. Ведь не всякое сознание ценно. Лишь взрастившие себя войдут в жизнь вечную. Плевелы же сметут в огонь. Дабы явить себя миру, дух облекается в его одежды. Становится нашим дыханием и мыслями. Воплощается как живое существо, подающее пример и учащее истине. Важно только не ошибиться и слушать сердцем.

Какой из способов верен? Все – и не один. Каждый из них дает достаточно оснований для достойной жизни. И может стать причиной розни. Благодаря превосходящей законы материи логике духа, все три есть дополняющие друг друга описания единой реальности. Так понимает их большая часть мировых религий. Акценты расставлены в соответствии с особенностями культуры и характера основателей. Одни описывают аспекты духа как личности. Для других это чистые энергии или абстракции, позволяющие говорить о невыразимом словами.

В христианской мистике они обозначены ликами Троицы, существующими нераздельно и неслиянно как превосходящий мир Отец, разлитый в нем Дух и воплощенный Сын. В Индии это внешний миру Брахма, тождественный пространству Шива, и посещающий его в бесчисленных воплощениях Вишну. В буддизме и даосизме это энергии и способы проявления невыразимого, последовательно открывающиеся адепту по мере его внутреннего роста. Суть их не может быть до конца описана интеллектуально, но обретается упражнением духа.

Со времен античных рассуждение о вечном придает ценность бытию. Однако великое дело совершается порывом духа вопреки рассудку. Глупо плыть на утлых суденышках в неведомую даль открывать земли, которых там могло не оказаться. Защитить слабого, вместо того чтоб подчиниться сильному. Хранить честь, когда награда за измену высока. Жертвовать собой ради других. Идти на костер и крест во имя идеи. Сокровища культуры созданы трудами нелогично променявших жизнь в достатке на участь артиста и художника. Дух есть превосходящее разум ниспровержение расчета. Выход за грань любой логики. Только не всякое ее нарушение есть еще торжество духа. Пора сделать со своей жизнью что-то, его достойное?
×

Обсуждения Игра Духа

  • Если я " представлю Бога как Солнце" я обязательно об этом сообщу, в своей новой статье.
     
  • Azorium, спасибо за загадочный ответ. Но я не просил помощи, так как давно принял решение и давно получил достаточное количество ответов. Причем я никогда не метался между разными воззрениями, однако вполне их уважая. Мне существенно было Ваше мнение, так как имеющееся у меня решение - это не догма, а, в частности, поиск всевозможных иных вариантов. С уважением Николай
     
  • Azorium, хорошо, что нашелся человек, понимающий цитату. Правда, в таком понимании я не отказал бы и себе. Не думаю, что "сгорит рядом с ним" - это достоинство. Надеюсь, что Бог более гуманен. А тепло - это хорошо. Но тогда может быть, все-таки безопаснее смотреть на огонь в камине? Или огня, по-вашему, не достаточно для понимания Бога?
    Весьма трудно определить, выбрал ли человек духовный путь развития. Если Вы несколько раз меняли убеждения, значит ли это, что ранее путь был неверный? А может быть, сама смена воззрений - это и есть духовный путь?
    Во всяком случае, любой человек обидится, если его назовут бездуховным. У каждого есть совесть. Правда, подсказывает она разное. Так что идут на смертный бой друг против друга, и все по совести.
    Как вообще опознать именно духовный путь? Николай
     
  • Тоже согласна, уважаемый Николай. Знания истины (истинные знания) подобны деньгам, потому что их надо а) уметь добывать, б) добывать из разных источников и в) передавать другим с обоюдной выгодой. Когда их достаточно - жизнь роскошна, а недостаток - привлекает врагов и распугивает друзей.
     
  • Azorium, добавлю к Вашим вопросам и утверждениям, что материалисты бывают разные, как и вообще люди. Так, известные мне лучшие атеисты - прекрасные знатоки религий. А выступающим на сайте религиозным деятелям не откажешь в уме и широчайшем образовании.
    Наоборот, всякий безграмотный нигилист - это еще не материалист. Поэтому я с большим сомнениям отношусь к тем проповедникам духовности, которые не умеют грамотно писать и вообще излагать свои мысли. Если уж достиг духовных высот, то почему бы не освоить школьные и элементарные общедоступные знания?
    Я считаю, что научные познания сами по себе ничуть не мешают развиваться в любом направлении, если конечно из них не делают религию. Потом, наука - это ведь не только таблица умножения. Это и история, в частности, история религий. Почему бы и верующему не ознакомиться с историей своей веры, а не только с несколькими псалмами и потом твердить их как попугай? Почему бы не изучить другие религии?
    Поэтому широкие культурные познания - это язык для общения. А если один наш уважаемый коллега вообще предлагает отказаться от ума и смотреть на солнце, то другим трудно повторить его опыт и, так сказать, приобщиться. Цитирую дословно: "Если Вы представите Бога как Солнце, то Вам станет более понятнее". Если кому-то действительно стало "более понятнее", то пусть сообщит.
     
  • Мне тоже очень понравилось это эссе, найденное на Прозе.ру. Есть, однако, у России настоящие философы.. со всеми вытекающими..)

    Геннадий, хоть мы с Вами уже старые приятели, но все ж я так и не прояснила, что именно Вы подразумеваете, когда пишете > Не надо мешать богу своим страхом управлять собой и своим мышлением. Понятно, что мой личный страх, к примеру, может помешать мне сделать что-либо желанное. Или выполнить задание партии. Но помешать Богу?? Невозможно представить, ЧТО может помешать Ему.
     
  • Очень интересная статья, многогранная, похожая на попытку в сведении несводимого обнаружить новые парадоксальные открытия.
    Я добавлю в это дело пессимизма.
    Дело в том, что и как вся материя, так и мы появляемся и исчезаем не по своей воле, мы нужны для разрешения некой сложной задачи, не нами рожденной, не нами спровоцированной, как винтики в какой-то машине, как овощи в огромном огороде. Каждому дается тот ум и те чувства, эмоции, желания, которые только для него предназначены и только для его частной задачи. Любые попытки возвеличить и даже абсолютизировать свой ум просто смешны. Любые умозаключения, исходящие из абсолютизации ума ложны. Ничего самостоятельного в человеке нет. Он винтик в породившем его механизме, предназначенный для него, и в этом его обреченность.
    Страх. Если он есть, значит заработала эта ложная абсолютизация. В человеке должны быть такие мысли, представления, в которых страху нет места. Эта абсолютизация загоняет человека в тупик, мешает нормальному развитию своих способностей по выполнению своей функции. Не надо мешать богу своим страхом управлять собой и своим мышлением. Он выведет на нужную дорогу. В голове сами по себе возникнут правильные мысли. Надо чувствовать себя и верить в свою правоту. И споры в этом бесполезны. Полное представлении об истине породит в голове бог, в той голове, которая и приспособлена для этого. Но это знание не предназначено для всех. Не влезет оно в узкие зашоренные мозги иных. Но коль в предназначении написано их публиковать, так это и надо делать, ни на что не взирая и ни на кого не оглядываясь. Оно дается в основном для передачи этих истин в общую атмосферу, из которой появляется человеческий дух для его структуризации, основательности.
    Таким образом всё написанное не решает ни одной проблемы по развеиванию тумана, в котором мечется неугомонный дух. .
     

По теме Игра Духа

100 болезней духа

Лао-Цзюнь молвит: Если желаешь спастись от катастрофы, разрешить проблемы, то...
Журнал

Тело - гарант стабильности Духа, Солнца, Неба

Тело является гарантом стабильности первичной силы Духа, Солнца, Света, Семени...
Журнал

Вредные привычки и сила духа

Однако стоит обратить внимание, насколько категорично это высказывание. Духовное...
Журнал

Томленье духа

Постоянное желание людей обрести собственный путь духовного развития, стремление...
Журнал

Путь воина духа

1. Подавить Эго, чтобы обрести себя. 2. Принять равенство всего и вся перед...
Журнал

Философия духа - Гегель

1. Структура «Философии духа». «Философия духа» является 3-им томом из серии...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?