Философия духа - Гегель

1. Структура «Философии духа».
«Философия духа» является 3-им томом из серии Энциклопедии философии науки, написанной Гегелем в 1817 году. В ее содержание входит три большие раздела: субъективный дух, объективный дух и абсолютный. В свою очередь эти разделы делятся еще на множество частей, соответствующих тематике. В данной работе больше внимания будет уделяться последнему разделу, а именно – абсолютному духу.

Что это? И Что в него входит, будет также здесь обсуждаться.

2. Абсолютный дух.

Развивая свою философию в третьей части, Гегель приходит к абсолюту, как к не что общему и единому. Абсолютный дух подобен среднему термину, в сущности который, уравновешивает две крайности (субъективность и объективность) .

«Абсолютный дух есть в такой же мере вечно в-себе-самом-сущее, как и в глубь себя возвращающееся и возвращенное тождество; единая и всеобщая субстанция…»

Как нечто единое, абсолютный дух не стоит понимать в стоическом смысле т.е. бездейственность, наоборот, движением этого духа является поддержание тождества между субъективным и объективным. Он – довлеющая среда над всем, это спинозовская субстанция. Гегель абсолют возводит к понятию высшего божества, Бога, но смысл в том, дух должен сам себя созерцать, быть и созерцающим и созерцаемым, только в этом случае сохранится движение. Следуя данной логике Дух способен осуществить это при помощи Веры. Благодаря ей сохраняется единство абсолютного духа в субъективном сознании и выход его из себя, но также и обратный путь к действительности, также осуществляется по средству Веры, в котором утверждается объективность.

В итоге мы получаем: схему или конструкцию религиозности, только выраженной в Гегелевском понимании. Абсолютный дух наделен теми же предикатами, что и высшее существо, Бог. Движение Абсолютного духа есть момент откровения в религии, где момент Веры является центральным в вопрошании к Богу. Также Вера, на мой взгляд способствует акту отчуждения, по Гегелю. А именно, индивид отчуждаясь в сознании, становится неким в-себе бытием, неким всеобщим, но благодаря этому отчуждению от «суетности» он составляет свой действительный мир в соразмерность, диктующую вот этим всеобщим.

3. Деление абсолютного духа.
Но Вера, не единственный вид знания, благодаря которому мы можем прийти к абсолютному духу. Гегель выделяет еще три вида областей, где возможно это познание: по средству искусства, религии и философии.

Искусство.
Этот вид знания внутри своем делим на: само произведение, выражающее наличное бытие, обыденность, на субъект создающий и субъект созерцающий, это с одной стороны. И на созерцание этой формы, как идеала, воплощающего абсолютный дух с другой. В связи с этим встает проблема, как в произведение субъективного сознания, выраженного в чем-то определенном вместить некий абсолют, божественность, как воплотить Бога?

Глупо взять и нарисовать, к примеру, это было бы нелепостью для такой цели. Соответственно, Гегель, субективность художника привносит лишь как нечто формальное, поскольку абсолют не выражается в единичностях! Художник, создавая произведение, работает не от «собственного имени», а будучи отчужденным от самого себя, (такое состояние, есть состояние вдохновения, свободы мышления) в этом случае содержимое субъекта не является основой в произведении. Создаваемое произведение обладает синкретичностью некоторый личностный умений автора, материала ит.д. , но суть работы является всеобщей, ценность которой воспринимают все – это есть прекрасное. Феномен гения, соответственно, есть движение свободного духа в индивиде, который это, возможно, даже и не понимает.

Здесь же Гегель рассматривает соотношение искусства и религии.

«…что изящное искусство может быть принадлежностью только тех религий, принципом которых является конкретная, в самой себе ставшая свободной, но еще не абсолютная духовность». А также о роли искусства, как воплощение и упорядочивание разрозненных «духовный элементов», поддающихся сознательному созерцанию. Отсюда же с некоторой аподектичностью можно сказать обо все большем первенстве искусства над религией в плане больше одухотворенности, выраженной в произведениях искусства.

Религия.
Как бы то ни было религия – есть главный и единственный выразитель абсолютного духа. Здесь мы можем, вслед за Гегелем, рассмотреть сущность этого духа «в разрезе». Что он собой представляет?

«Для того чтобы правильно постигнуть и определить в мысли, что представляет собой бог как дух, требуется основательная спекуляция»

Абсолютный дух, как уже не раз говорилось, есть высшее существо – Бог. Для его изучения необходимо выделяется несколько положений: Бог знает самого себя, в своем знании самого себя он является самосознанием человека, далее знание человека о Боге переходит в знание человека в Боге. В этих положениях прослеживается суть философии гегелевской системы. Как отмечал Фейрбах, философия Гегеля, на чем начинается, на том же и заканчивается. Абсолютный дух, для познания которого необходима рефлексия в самого себя, необходим круговорот, с учетом, что он в-себе и для-себя сущий.

В итоге: движение абсолютного духа, выраженное в вышеописанных положениях, можно заменить на одно – это откровение, «раскрывающее его жизнь в круговороте конкретных образов представления».

Философия.
В предыдущих главах, рассматривалась роль искусства, в познании абсолютного духа, роль религии, теперь Гегель подводит нас к последнему и ,пожалуй основному завершенному концу своего анализа. Философия, по замыслу автора, является чем-то вроде среднего термина или единства двух ,вышеописанных положений. Ее рассмотрение должно исходить из предпосылок возникновения искусства и религии, где искусство представляет объективность сознания, действительность, религия же, наоборот, субъективность.

Видимо отношение философии и искусства не представляет ,по замыслу философа, проблем, в отличие как с религией возникает ряд вопросов. А именно: философию многие теологи обвиняли либо в атеизме, либо в большой набожности (к примеру, спинозизм). Смущали подходы философии, начиная со спекулятивного, кончая критическим (скептическим). В ходе этих размышлений Гегель делает явный уклон в сторону философии, говоря, что «именно философия может в категориях религиозного способа представления опознать свои собственные формы», в отличии

«как религиозный способ представления не применяет к самому себе критики мысли и не понимает самого себя».

Все препирательства в сторону философии, Гегель разводит по временам, показывая, что в одно время, философию обвиняли в атеизме, в другое - пантеизме и т.д. В сущности, отстаивая философское мировоззрение, автор, по-моему мнению, отводит роль виновника во всем этом религии.

Итог. В основе познания абсолютного духа выступает философия, как некоторое единство, рассматривающее все возможные проявления, познания духа. Именно философия, своей претенциозностью создает движение рассудка, «плавающего» между двумя крайностями всеобщности и единичности. Являясь этим средним термином ,философия, действует исходя из самой себя, воплощая в себе движения разума, рефлексируя в самого себя, тем самым создавая движение, при помощи которого только и возможно познание абсолютного духа.
×

Обсуждения Философия духа - Гегель

  • Помимо чисто стилистических погрешностей, коими изобилует сея статья, хочу отметить ниболее фундаментальную ошибку автора в понимании Гегеля. Максимальной манифестацией Абсолютного духа по Гегелю выступает Истинное госудаство,( а не только Истинной Философии, максимальной манифестацией которой является также Веллерова и моя собственая доктрина) в тотамльности понятия которого, манифестация религии утрачивает большую чать своего дейтвительного бытия. Упуская это обстоятельство из виду, Вы, быть может невольно, схалтурили. А.М. Пятигорского читать надобно, милостивый государь. Или хотя бы В.И. Ленина.
     

По теме Философия духа - Гегель

Гегель

(Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27.8.1770, Штутгарт, – 14.11.1831, Берлин...
Журнал

Гегель

"Течение музыки ширилось, нарастало как смерч. Она, эта музыка, заполняла зал...
Журнал

Георг Гегель как главный космический хакер (темный абсолют)

Чтобы все сущее пребывало в гармонии и устойчиво развивалось, необходимы...
Журнал

100 болезней духа

Лао-Цзюнь молвит: Если желаешь спастись от катастрофы, разрешить проблемы, то...
Журнал

Тело - гарант стабильности Духа, Солнца, Неба

Тело является гарантом стабильности первичной силы Духа, Солнца, Света, Семени...
Журнал

Вредные привычки и сила духа

Однако стоит обратить внимание, насколько категорично это высказывание. Духовное...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?