Спецпоезда: на чем ездят политики

Что представляет собой эта игрушка в наши дни, в России узнали в 2001 г., когда в нашу страну с официальным визитом направился северокорейский лидер Ким Чен Ир. Чтобы добраться до Москвы с Дальнего Востока, ему понадобилось десять дней.

Весь путь бронированный поезд из 21 вагона, впереди которого шли два локомотива на случай, если путь заминирован, прошел со скоростью не выше 57 км в час. Внутри этот сухопутный линкор, изготовленный в Японии по спецзаказу, выглядит как кабинет высокопоставленного советского чиновника. Все в дереве и смотрится дорого. Картину дополняет огромная электронная карта слежения в личном вагоне Ким Чен Ира. На ней отражается сигнал со спутника, показывающий маршрут поезда. Наличествует и Интернет.

Вся электроника снабжается энергией от вагона-электростанции. Он в составе по счету был вторым, в первом жила российская группа. В поезде был специальный вагон-гараж, в котором ехал лимузин лидера КНДР — удлиненный «Мерседес».

Поезд еще не доехал до Москвы, как были опубликованы снимки одного из его вагонов, сделанные в Омске. На них видны девять отверстий, одно из которых обведено мелом. Судя по размеру отверстий, в вагон попали пули калибра 7,62. А обводить пробоины мелом принято при баллистической экспертизе.

Пятью днями позже бронепоезд Ким Чен Ира вновь пострадал. Видеооператоры питерского телеканала сняли разбитое окно в первом вагоне, единственном, который не был бронирован. Кроме того, когда лидер КНДР проезжал озеро Хасан, кто-то бросил камень, разбив зеркальное стекло. Находящееся за ним бронированное стекло осталось цело. Еще одно ЧП произошло во время возвращения из Петербурга в Москву. На перегоне из Твери литерный чуть не наскочил на бетонную шпалу, лежавшую на рельсах. Столкновения удалось избежать благодаря счастливой случайности. Однако, если бы оно произошло, поезд не сошел бы с рельсов, так как снабжен специальными защитными механизмами.

Поезда королевы

Ким Чен Ир оказался не единственным любителем неспешной езды. Езда в поезде на скорости 50 км в час была излюбленным видом отдыха Франклина Рузвельта. Однако он уклонялся от того, чтобы отправляться в поездки 13-го числа. Это обстоятельство неизменно учитывалось при составлении графиков проведения международных переговоров, в которых он участвовал.

Исключительно отрицательно относится к «черной» пятнице, равно как и к числу 13, и английская королева Елизавета II. Когда в 1965 г. она приезжала в Германию, в последний момент выяснилось, что поезд прибывает на 13-й путь Дуйсбургского вокзала. Пришлось принять экстренные меры, и поезд королевы благополучно прибыл на путь 12-а.

Верить или не верить в приметы — вопрос спорный. Во всяком случае, королевскому составу Елизаветы II Royal Train в 2004 г. исполнилось 162 года. Впервые этот поезд вышел на линию в 1842 г., когда королева Виктория путешествовала из города Слоу в Паддингтон. В ее специальном салон-вагоне оборудованы спальни, ванны и рабочие кабинеты. Их отличает серебристый клен столов, синий муар диванов, стеганый шелк потолков. Вслед за Викторией завели себе личные поезда король Эдуард VII, королева Александра и королева Мария. Дошло до того, что пришлось строить специальный королевский вокзал в Госпорте.

В наши демократические времена королевской семье пришлось отказаться от всей этой роскоши, оставив себе Royal Train. Из соображений экономии в 1997 г. число его вагонов было сокращено с 14 до 9, в результате чего общие расходы на содержание поезда снизились с 1,9 млн до 600 тыс. фунтов стерлингов. Однако в 2001 г. британские парламентарии потребовали, чтобы королева отказалась и от этого.

Содержание королевы обходится каждому британцу в 61 пенс в год. Это чуть больше доллара и вдвое меньше, чем стоит маленькая чашка кофе. Тем не менее парламентарии сочли, что королевские поездки по железной дороге обходятся слишком дорого.

18 января 2002 г. королева Великобритании Елизавета II объявила о решении отказаться от своего состава. Было объявлено, что королевский поезд будет задействован в последний раз во время празднования полувекового юбилея царствования Елизаветы II в июне 2002 г. Как именно удалось договориться Ее Величеству с парламентом, неизвестно, но королева в итоге отстояла свой любимый поезд. 4 апреля нынешнего года она прибыла на нем в Париж с государственным визитом, приуроченным к 100-летию создания Антанты — «сердечного союза» Британии и Франции. Под аплодисменты встречающих Елизавета II вышла на перрон и внимательно осмотрела декорированный электровоз Eurostar, разрисованный символикой Антанты и украшенный флагами Великобритании и Франции.

Впрочем, в жизни королевы был и еще один поезд-любимец. 120 лет назад из Парижа в Стамбул совершил свой рейс Oriental Express, известный по романам Агаты Кристи. Теперь легендарный состав курсирует по маршруту Москва—Шанхай.

В 1883 г., когда он был изготовлен, поезд украшали восточные ковры, бархатные занавески, стены были отделаны красным деревом. Кроме того, здесь превосходно кормили. Курсируя по маршруту Париж — Стамбул, поезд заходил почти во все европейские столицы, поэтому получил название Oriental Express. Его пассажирами были королева Елизавета II, президенты Франции Шарль де Голль и Жорж Помпиду, Никита Хрущев.

После того как состав купила российская туристическая фирма, в 1994 г. рабочие Тамбовского вагоноремонтного завода отреставрировали поезд. Модернизации подверглись системы тормозов, электроснабжения, отопления вагонов. Были отремонтированы кинотеатр, два ресторана, бар, спальные купе, индивидуальные туалеты, ванные комнаты, проведена реставрация ковров, зеркал, бархатной обивки. Однако вместо королевских особ, президентов и генсеков теперь основными пассажирами стали куда менее родовитые люди. Oriental Express рождает у них ощущение сопричастности к высшему свету — выход к ужину в смокингах и вечерних платьях, светские беседы под стук колес. Билет на поезд стоит 5 тыс. евро, и публика старается не привлекать к себе внимания. Поэтому легендарный поезд катается по России тихо, как призрак.

От Хрущева до Солженицына

Кроме Oriental Express, по Транссибирской железной дороге можно прокатиться на спецпоездах в вагонах 1-й категории, созданных в 1958—1962 гг. на ленинградском заводе имени Егорова по заказу Никиты Хрущева. Президентский вагон, переживший всех руководителей страны, начиная с Хрущева и заканчивая Ельциным, еще недавно ездил в составе правительственного поезда. На его диване отдыхали Хрущев и Брежнев, Андропов и Черненко, Горбачев и Ельцин. Энергооборудование в нем американское, кондиционеры немецкие, щиток управления латвийский. Корпус пуленепробиваемый, бронированные стекла весят почти 60 кг. В купе путешественников ожидает номенклатурный комфорт: тяжелые занавески на окнах, двери и шкаф из темного дерева с резным орнаментом. Мягкое кресло и такой же диван, который проводник вечером в два приема превращает в кровать. Между двумя купе — душевая кабина.

Роскошью этого состава насладился Александр Солженицын, который после возвращения из эмиграции проехал на нем через всю Россию. Глава ЛДПР Владимир Жириновский однажды арендовал поезд на время предвыборной кампании. Путин тоже воспользовался этим средством передвижения в начале своего президентства.

Однако в 2001 г., когда Владимир Владимирович совершил поездку из Томска в Омск, он предпочел поезд, изготовленный для Ельцина в 1998 г. на секретном участке вагонного завода в Твери. Вагоны выполнены из спецстали, стенки укреплены бронированными панелями, использовано особое устройство колес. Внутри отделка из ценных пород дерева, малахита и кораллов. Состав состоял из 12 вагонов. Президентский, где расположена резиденция Путина, внешне не отличается от обычного, правда, он более обтекаемый и имеет повышенную устойчивость. В другом — «губернаторском» — разместились главы регионов России, через которые проходит Транссиб. В поезде были вагон для журналистов, вагон-ресторан, вагоны-«гаражи», в которых располагались автомобили президентского кортежа. Имелся даже вагон-сауна с гидромассажем.

Толщина брони — 5 см. Входные бронированные двери расположены внутри вагона. Чтобы открыть или закрыть их, требуется приложить некоторое усилие. Окна открываются с помощью крутящейся ручки, как в автомобилях, хотя отсутствие автоматики немного удивляет. Купе главного пассажира — это кабинет и спальня по совместительству, в нем расположены тахта, диван, встроенные шкафы, рабочий стол и тумбочка.

Из купе, не выходя в коридор, можно попасть в ванную и туалет, а следом и в комнату охраны. В случае нападения на поезд в кабинете-спальне главы государства есть запасной выход. Он ведет прямо на рельсы. Вес VIP-вагона — 63 т, на десяток тонн тяжелее обычного. За всю историю СССР и новейшую историю России выпущено всего семь подобных вагонов.

Святая святых

Пассажирские поезда специального назначения в СССР обслуживали 12 локомотивов депо «Киев-пассажирский». За этими машинами очень следили. Специальные инструкции определяли все параметры — толщину колесных бандажей, их прокат, пробег между ремонтами... Малейшее отклонение от этих требований — и локомотив выбраковывали, хотя он и оставался в особом списке.

Машинисты узнавали о поездке минимум за три дня. Из уже упомянутых двенадцати локомотивов отбирали четыре-пять. Потом и их пропускали через сито. Машинистов для таких поездок утверждал КГБ. К ним предъявляли особые требования — стаж работы, классность, семейное положение, моральная устойчивость. В итоге выезжали три локомотива. Первый идет без вагонов, как разведка, через десять минут — поезд с двумя локомотивами. При этом ни один поезд впереди литерного не отправляли. Состав вслед за правительственным можно было отправить, только когда последний проследовал предыдущую станцию. Спецпоезд вел не один машинист с помощником, как обычно. В кабине первого локомотива обязательно были машинист-инструктор и два машиниста, а также сотрудник КГБ. Мест для всех не хватало, кому-то приходилось стоять. По всему маршруту следования стрелки зашивали висячими замками.

В литерном поезде после локомотива следуют три-четыре вагона, так называемое прикрытие, только после них идет вагон, где едет «первое лицо». В пути на каждом переезде в любое время суток находится охрана.

Однако брежневской охране показалось ненадежным, что локомотив каждый раз перед поездкой совершает трансферт Киев — Москва. Держать составы в столице, под рукой, в целях обеспечения безопасности престарелого генсека, казалось надежнее и проще. Для решения этой проблемы вспомнили о полузаброшенной железнодорожной ветке, проходившей на задворках жилого массива по Пантелеевской улице рядом с Рижским вокзалом. Мало кому известно, что недалеко отсюда, во дворах, затерян еще один вокзал, который местные жители называют правительственным. Его подъездные пути закрыты жилыми домами, которые находятся на расстоянии 10—20 м от рельсов. По существующим нормативам железнодорожная ветка должна была быть снята. Вместо этого в 1974 г. здесь построили правительственный вокзал, который ныне из-за ненужности сдают в аренду туристическим фирмам.

Вокзал — крохотный, всего один перрон, рядом с которым находится отстойник локомотивов правительственного запаса. Зато удобный. Зачем создавать ненужную шумиху вокруг отъезда и прибытия первых лиц государства? А тут всего несколько минут езды по соединительной ветке Московской железной дороги, и вы можете с шиком проехаться в вагоне Orient Express мимо Ленинградского, Ярославского, Казанского, Курского или Рижского вокзалов. Вот откуда надо вести отсчет километража отечественных железных дорог!

Безопасность Отца народов

Такие меры защиты ничто в сравнении с методами, к которым прибегал в свое время Сталин. Ныне его салон-вагон хранится в городе Гори, в Музее Сталина. Внутри — ванная комната, спальня, зал для заседаний. В этом вагоне Отец народов ездил на конференции в Тегеран, Ялту и Потсдам. Поезд, который вез его на Потсдамскую конференцию вместе со свитой, состоял из трех салон-вагонов и восьми обыкновенных спальных. За две недели до поездки на столе у генералиссимуса лежал такой документ:

«Товарищу Сталину И.В.

НКВД СССР докладывает об окончании подготовки мероприятий по подготовке приема и размещения предстоящей конференции. Подготовлен специальный поезд. Маршрут длиной в 1923 километра (по СССР — 1095, Польше — 594, Германии — 234). Обеспечивают безопасность пути 17 тысяч солдат и офицеров войск НКВД, 1515 человек оперативного состава. На каждом километре железнодорожного пути от 6 до 15 человек охраны. По линии следования будут курсировать 8 бронепоездов войск НКВД.

Л.Берия».

(Госархив РФ. Ф.9401. Оп.2. Д. 97. Т.VI. Лл.124—130).

Как известно, колея на европейских железных дорогах у/же, чем была в СССР. Можно было в Бресте переставить вагоны на евроколеса. Но взять на себя ответственность за это (не дай бог, вождю не понравится!) никто не решился. Поэтому железнодорожный путь от границы СССР до Потсдама — 828 км — был «перешит» до советской ширины.

Основной поезд, в котором ехал Сталин, охраняло 90 офицеров. Причем помощники коменданта поезда майор госбезопасности Комов и старший лейтенант Петухов были обязаны неотлучно находиться на паровозе, контролируя работу паровозных бригад (машинисты и кочегары которых тоже были офицерами госбезопасности). Поезд обеспечили огромным запасом топлива и воды. Было предусмотрено все: продукты, проверенные в спецлаборатории, шифровальщики, радиосвязь.

Впереди поезда шел контрольный состав с 40 оперативниками управления охраны, а сзади — поезд с 70 бойцами войск НКВД.

Для охраны путей было выделено 17 140 бойцов НКВД, так что на километр дороги от Москвы до Бреста приходилось 5 солдат. А на территории Польши и Германии — по одному на каждые 100 м. Кроме того, на каждые 3—5 км пути приходилось по оперативнику, который отвечал за агентурно-оперативные мероприятия в 5-километровой зоне дороги. В дополнение к этому на самых «засоренных враждебным элементом» участках курсировали бронепоезда. Управление комиссара госбезопасности 3-го ранга Павла Судоплатова отвечало за «очистку от враждебного элемента» 40-километровой зоны вдоль железной дороги.

В гости к Муссолини

По части защиты своей персоны во время железнодорожных поездок Гитлер был достойным конкурентом Сталина. Его спецпоезд состоял из 15 вагонов: вагон фюрера, вагон имперского руководителя прессы, вагон с узлом связи, два салона-вагона, вагон-баня, два вагона для свиты и войсковых подразделений, два спальных вагона, два багажных вагона, вагон для охраны, две бронеплощадки со скорострельными зенитками калибра 20 мм. Вагон фюрера был просторным. Кроме купе Гитлера там имелись отдельные купе для его личного адъютанта, для адъютанта армейского и для личного слуги. Было учтено пристрастие фюрера часто принимать теплую ванну, для чего в вагоне оборудовали специальное помещение. Одно купе превратили в служебный кабинет руководителя Третьего рейха. Однако вагон фюрера не был бронирован.

Маршруты держались в строжайшем секрете, причем составлялись так, что нельзя было понять, когда Гитлер будет пользоваться поездом. О его прибытии гостям объявляли примерно за час. Фюрер нередко вместе с охраной входил в состав или выходил из него с другого вокзала, нежели гости. Если Гитлер находился в ставке, поезд через неопределенные промежутки времени перемещался со станции на станцию. Состав постоянно был под парами.

Когда в мае 1938 г. Гитлер выезжал в Италию, для организации его охраны был создан штаб во главе с итальянским министром внутренних дел Бокини. Его заместителем являлся начальник 4-го управления РСХА группенфюрер Мюллер.

Подготовка спецпоезда фюрера началась за несколько недель до поездки. Был проведен усиленный контроль на итало-германской границе, в портах, на дорогах. Путь от Берлина до границы охранялся полицейскими, стоявшими друг от друга на расстоянии прямой видимости. С итало-германской границы до Рима по обеим сторонам пути были выставлены воинские части. Каждому железнодорожному чиновнику придали для контроля сотрудника полиции. На паровозах находились немецкие инженеры. Поездки Гитлера проводились неожиданно, поэтому, как правило, подготовительных охранных мероприятий не было.

Полвека спустя, лидеры США и западноевропейских государств навсегда расстались со спецпоездами. Последним из могикан остался Путин.

Андрей ВЕЙМАРН,
Политический журнал
×

Обсуждения Спецпоезда: на чем ездят политики

  • В 2001 году В.В.Путин совершал поездку по Сибири именно в вагоне из состава поезда Хрущева-Брежнева постройки 1959 г. Эти вагоны при постройке получили серию 20-Сб. Вагоны 20-Сб использовались до 2003 года включительно, после чего были заменены на 6-осные вагоны производства Тверского вагоностроительного завода.
    https://www.sunhome.ru/journal/128224
     

По теме Спецпоезда: на чем ездят политики

Более 50% россиян ездят на иномарках

Более 50% зарегистрированных сейчас в России автомобилей являются иномарками...
Журнал

Политики и финансисты: битва титанов

Барак Обама представил новую правительственную программу по борьбе с кризисом. В...
Журнал

Политики и Twitter

А.ПЛЮЩЕВ: Ну вот, собственно, то, о чем можно уже больше не говорить, то, что...
Журнал

Изменение лицензионной политики

Компания Microsoft меняет лицензионную политику, чтобы защитить российских...
Журнал

Виртуализация политики

Развитие социальной инженерии, сетевых и компьютерных технологий способствует...
Журнал

В Брюсселе проходит акция протеста против политики ЕС

Несколько десятков тысяч человек сегодня собрались у штаб-квартиры ЕС в Брюсселе...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация