
В истории не раз считали, что с Платоном покончено. Так решил уже его ученик Аристотель. Но платоновские идеи регулярно всплывают после того, как оскандалится какая-нибудь очередная доктрина. Ведь гораздо труднее освоить научный подход, в котором далеко не всё гладко в отличие от красочных сказок.
Согласно Платону человек не сам придумывает новое, а лишь припоминает то, что давно существовало в платоновском мире идей.

Позже хранителем информации мыслился Бог. Г.Гегеля вдохновляла и даже вынуждала Абсолютная идея. Ныне каждый волен придумать какую-нибудь нелепую субстанцию и вещать от ее имени. Дескать, она сама пришла, так что автор не виноват.

В наше время популярна версия мирового информационного поля. Подключился и черпай, в школу ходить не надо. Очень привлекательно для бездельников. И ведь подключаются к чему-то, выдавая потоки слов, как из рога изобилия.

Наверняка, Платон пришел к идее припоминания из личного опыта и опыта других философов. В сытости и безделье они балдели в полусне где-нибудь в тихом месте, на крайний случай, в бочке, а мысли сами роились в голове, создавая у мыслителя приятное ощущение своей значимости и превосходства над остальными гражданами.

Так же в тиши работают ученые-теоретики. Главное, чтобы никто не отвлекал.
Всем тоже хочется черпать, лежа на диване и не прилагая никаких усилий. Так что завлекательна байка, будто Д.И.Менделееву во сне явилась его таблица. На самом деле великий химик всю жизнь возился с этой таблицей, использовал опыт многих поколений, без конца переделывал уже готовую таблицу. После него в нескончаемых спорах тоже переделывали и продолжают переделывать. Какое уж тут к черту припоминание!
Аналогично, например, первый автомобиль не свалился с Луны, а стал итогом тысячелетних исканий, проб и ошибок.
Наше подсознание действительно способно на автомате выдавать потоки слов. Это хорошо видно на болтовне кумушек. Точность тут не нужна. Похоже на правду - и ладно. В художественном творчестве и в философии тоже любая глупость имеет право на существование.

Другое дело в науке и технике, где малейшая неточность может привести к тому, что рухнет мост и погибнут люди. Тут выясняется, что никакое фантастическое поле не помогает, и сначала надо очень долго учиться, дабы не пороть чушь.

Если бы существовал единый источник, то не было бы столько мнений, сколько людей. Оправдываются, мол, каналы загрязнены. Плохому танцору всегда что-то мешает.
Центральным у Платона является мир идей, который, якобы, только один и существует, а все, что мы видим, - лишь бледные его тени.

До такого радикализма сегодня мало кто доходит, но всегда есть прагматичный вопрос: откуда всё пришло и куда возвращается? Был человек - и нету. Куда девались его знания и душа? Хочется верить, что где-то сохранились.
Но, наверное, не только Аристотелю, а и любому трудовому человеку очевидно, что не само "всё пришло", не поступило от инопланетян или с того света, а создавалось своими руками, долгим изнурительным трудом. Только бездельники могут думать, что колбаса и караваи хлеба растут на деревьях.

Нет единых путей к цели. Нередко много сил уходит впустую. Неудачи неизбежны.

Как с таблицей Менделеева и первым автомобилем, всё постепенно и с превеликим трудом складывается из мелких частей. Так же, кроме как при пожаре, вещи постепенно утрачивают свои качества. Если ветшает дом, то сам он не сбегает с улицы в иное измерение. Он сохраняет свои основные качества, пока его не отремонтируют или не снесут. А если снесут, то обломки тоже никуда сами не исчезают.
Можно, например, по сохранившимся описаниям воссоздать некогда разрушенный храм, но это будет обычное строительство со всеми его необходимыми этапами. Более коротких путей нет. Можно сказать, что храм возродился из пепла, но это не более, чем художественное выражение. Сам по себе или шустренько путем заклинаний он никак не мог возродиться.
Целиком и сразу вещи не приходят и не исчезают. Поэтому вопрос "откуда всё пришло и куда уходит?" уже сам предполагает то, что заметно расходится с практикой. На него можно дать логичный ответ, придумав любую сущность, хоть мир идей Платона, хоть небытие Чанышева, хоть АБВГД. Но тогда неточности вопроса перекочуют в ответ. Любая такая сущность, как обиталище сбежавших домов, столь же мифична, как бегающие по улицам дома. Так что каков вопрос, таков и ответ.
Сегодня наука отделяет себя от всяких ненужных пространств и сущностей. Но за ненаучной алхимией последовала химия. Наоборот, научные теплород и эфир были изгнаны. Так что в принципе имеет смысл развивать альтернативные подходы. Да и не обязательно ориентироваться только на науку. Есть много систем знаний.
Другое дело, что увлечение сказками обычно идет в ущерб тому полезному, что мог бы сделать человек. Но каждый сам решает, что считать сказками, и чему посвятить свою жизнь.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-51029.
Обсуждения Вокруг Платона