Андрей Лобанов: "Путь йоги является уделом сильных людей"


Андрей ЛобановКоротко о себе: - Преподаватель йоги, йогатерапевт, основатель отечественной авторской школы классической йоги
- руководитель проекта Экоцентр "МиРАйЯ";
- ведущий специалист Клиники його- и цигунотерапии (врач, специалист по традиционным системам оздоровления и развития);
- ректор и ведущий преподаватель классической йоги в НОУ "Академия традиционных систем оздоровления и развития человека";
- специалист по психотерапии, проводит семинары по психосаморегуляции и программе "Стресс-менеджмент", а также сеансы шаманских практик, холотропную терапию.


- Расскажите пожалуйста, как началось Ваше знакомство и занятия йогой?

- В 1977 году я увлекся восточными единоборствами, карате, и наш учитель ориентировал нас не только на технику, но и на внутреннее развитие - медитации, изучение своего внутреннего пространства.
Серьезно я начал заниматься йогой в 1978 году, будучи студентом мединститута - сначала самостоятельно, по самиздатовской книге, на которой даже не был указан автор. Затем состоялась встреча с моим первым учителем йоги Г.Г. Стаценко. Под его руководством я продолжил практиковать йогу, углублять свои знания. Спустя какое-то время наши дороги с Геннадием Григорьевичем разошлись, и я продолжил поиски, исследования в йоге самостоятельно.

- Когда Вы начали вести свои первые занятия по йоге?

- С 1983 года. Было организовано несколько групп йоги, которые назывались «группы здоровья» поскольку в СССР в эти году существовал запрет на занятия йогой и другими «подозрительными» системами. В 1985 году был основан любительский оздоровительный клуб "Гармония", деятельность которого в 1988 году была изучена Комиссией Облспорткомитета. В итоге клуб получил статус областной организации, занимающейся изучением, адаптацией и внедрением в жизнь йоги и других традиционных систем оздоровления. Специалисты центра получили удостоверения инструкторов по Хатха-йоге, несмотря на то, что в стране в это время ещё действовал запрет Госкомспорта на занятия карате и йогой. То есть по сути, это была первая легальная школа йоги в СССР.

- Что на Ваш взгляд привлекало людей того времени приходить в Ваши группы для занятий йогой?

- На мой взгляд, информационный и духовный вакуум, который существовал в то время в СССР. У людей была потребность в знаниях и информации по саморазвитию, и интерес к практике йоги и других традиций. Эту потребность можно было реализовать на наших занятиях – уже тогда наша школа отличалась глубоким внутренним подходом к развитию человека, и йога была не оздоровительной гимнастикой, а в первую очередь практикой для исследования внутреннего мира, посредством техник медитации и самадхи.

- Чем, по-вашему, мнению йога отличается от религии?

- Если брать индийское мировоззрение, то йога является одной из 6 классических даршан – философской и практической технологией открытия в себе состояния естественной религиозности, божественности, сокрытой внутри нас, и проявленной во всем мире. По сути дела, религиозность – это чувство единства с миром, чувство всеобщности, взаимосвязи всех явлений и объектов мира на разных уровнях – чувственном, энергетическом, материальном. И путь йоги является уделом сильных людей, стремящихся к свободе и независимости. Йога - это путь индивидуального раскрытия сознания, с помощью которого можно прийти к истинной религиозности.
А религия, на мой взгляд, - это некая клетка, несвобода, куда приходят люди, руководствуясь чувством страха, неуверенности, нежелания принимать ответственность, и поэтому они готовы слепо следовать определенной идеологии, которая дает им ложное ощущение защиты.

- Какими критериями нужно руководствоваться человеку, ищущему свой Путь, чтобы не потеряться в выборе среди многообразия современных религиозных течений, школ саморазвития и проч.?

- Каких-то четких критериев, пожалуй, нет. Всегда стоит прислушиваться к себе и опираться на собственное внутреннее чувство, которое развивается с опытом. Для многих внутренний поиск - это прохождение через отрицательный опыт, который может пойти на пользу, так как помогает научиться отличать подлинное от фальшивого.

- Вы много путешествовали, какие страны оставили наиболее яркое впечатление?

- Меня привлекают азиатские страны – Узбекистан, Таджикистан. В основном это горные маршруты. Индия – это действительно священная земля. Шри-Ланка, Непал, Тибет.
Очень люблю Гималаи. Для меня все впечатления и ощущения начинаются на высоте 3-3,5 тысяч метров над уровнем моря. Здесь уже царство нетронутой природы, которая доминирует, и человек со всеми своими цивилизационными достижениями теряется и растворяется в ней. Это позволяет обнаружить в себе истинные природные составляющие.

- Опишите, пожалуйста, наиболее значимые переживания, связанные с духовной практикой, как они изменили ваше восприятие реальности?

- Яркие впечатления имеют какую-то ценность и важность лишь на начальном этапе практики, в настоящее время для меня это не главное. Переживаний было много. Из ярких - переживание Самадхи, которое для окружающих меня людей выглядело как клиническая смерть, они были чрезвычайно обеспокоены и даже пытались меня реанимировать. Каждое последующее погружение дает меньшие телесные и эмоциональные проявления. Многие практикующие как раз гоняются за этими переживаниями, привязываются к ним, как к наркотическому опьянению, и принимают эти экстатические состояния за духовные достижения. Пережив нечто подобное, подают это состояние как уникальное достижение, раздувая свое эго, торгуя этими достижениями: «Я реализовал Самадхи». Один раз пережив нечто необычное для обыденной реальности, потом пытаются продавать это всю жизнь. Это не по-йоговски на самом деле. Просто непонимание принципов йоги. Патанджали отмечает, что это является препятствием к достижению цели йоги – освобождению. И в этих случаях важнейшей практикой является развитие непривязанности (вайрагья) к эмоциональным и телесным переживаниям, возникающим во время практики.

- Какие виды практик используете сейчас?

- Все практики классической йоги: яма, нияма, асана, пранаяма, медитация, самадхи, которые позволяют двигаться и изучать внутренние измерения.
Сейчас в группе инструкторов мы прорабатываем тему медитативной работы в движении, которая помогает исследовать содержимое сознания, в частности, эго-модуль.
Многие из практики асан пытаются сделать самоцель, что целью занятий становится некое «эталонное» выполнение той или иной позы. На самом деле асана - это просто инструмент самопознания, изучения тонких структур, прежде всего, эго-модуля т.е. программного обеспечения, через которое мы воспринимаем, оцениваем реальность и действуем в ней. Обычно практики, выполняя асаны, действуют через этот эго-модуль - «я делаю асану», «я достигаю результата», «я молодец», «я горжусь собой», и т.д. А кто такой я, который это делает?
Погружаясь в глубины сознания, мы становимся способны увидеть эго-модуль как часть нашего сознания, и развернуть свое внимание в направлении истинного «Я», посредством медитации и самадхи, соединяемся с истинным «Я». Поэтому Патанджали говорит об асане, что она должна быть удобной и устойчивой, чтобы изучать структуры сознания, и асана является составной частью технологии исследования своей природы, природы истинного Я. И правильное принятие асаны позволяет пережить состояние бесконечности, пустотности.
Когда мы выполняем асану, мы стремимся получить не внешний результат - выполнить позу, сделать наклон побольше, растянуть связки, согнуться, разогнуться… Приняв какую-то позу, мы разворачиваем в ней особый вид внимания, который позволяет изучить содержимое сознания, заключенное в ней, «увидеть», кто хочет принять такую то позу, кто это делает, кто думает. И когда это «Я» обнаруживается, облако тумана растворяется, и открывается чистое небо. Это то, что я практикую сейчас. Это вообще многолетняя работа, и чтобы дорасти до этого понимания нужна длительная и интенсивная практика.


- Кого бы вы назвали своим Учителем?

- Во-первых, Геннадий Григорьевич Стаценко. Он дал мне огромный толчок, который позволил мне повзрослеть и начать свой индивидуальный путь. Я хотел бы сейчас с ним встретиться и пообщаться.
Колай Людмила Андреевна – врач скорой помощи, которой я очень благодарен, это тоже мой учитель. Она помогла понять, что значит быть альтруистом, врачом с большой буквы. Она реально заботилась о своих пациентах, практически жила на работе – она не могла уйти домой, пока не убедится, что всем проблемным пациентам оказана необходимая помощь.
Я рассматриваю как учителей любой внутренний или внешний поток - людей, которые встретились на моем жизненном пути, несущих в себе определенное состояние и знания. Все они являлись моими учителями - кто-то открыл для меня понимание учения Иисуса, кто-то помог пережить состояние Дзен, кто-то открыл для меня суфизм, кто-то помог увидеть мое раздутое эго, мою неуверенность в себе, мою зависть.
На данный момент произошел переход на внутреннего, того самого учителя, который является всем. Когда этот учитель сформировался, знания приходят через разные каналы, формы, через разных людей, разные состояния природы.
Порой знание приходит напрямую - когда просто знаешь и все. Заглядываешь внутрь себя и знаешь, какая информация к тебе придет, ты уже просто озвучиваешь ее.
Бывает, что знания, которые ощущаешь, получают материальное оформление не сразу, а через пару-тройку лет. Как правило, эти полученные знания будут востребованы через десяток лет, а то и больше. То, что было прожито лет 20 назад, приобретает популярность только сейчас. Например, в последнее время люди очень сильно увлечены всякой экстрасенсорикой и прочими вещами. А это уже давно пройдено.
Сейчас у нас есть то, чему хотелось бы учить людей, то, что очень интересно не только новичкам, но прежде всего профессионалам - людям, которые действительно могут получить совершенно иное понимание практики и утвердиться в таких вещах, которые многие интуитивно понимают - слышали слова, прочитали в каких-то умных книгах. Дать возможность реально ощутить их – не как умозаключения не как ощущения, представления, а как реальный опыт.

- Что можно посоветовать людям, которые решили встать на духовный путь, но которые сталкиваются с давлением общества, воспитанного на материализме?

- Главное быть открытым к тому пространству, которое открывается тебе, и не бояться. Страх убивает все. Некоторые люди, открывшие для себя новые интересные идеи и впечатления, потом, соприкасаясь с явлениями реальности, в конце концов понимают, что это не просто развлечение, не игра, не забава, и что это не особая эйфория… Бывает, открываются такие вещи, которые пугают, и сразу возникает паника и страх, что вызывает желание бежать куда-то, например, к психиатру, или в церковь, или еще куда-то... Просто нет понимания, что открываются щиты на пути к реальности, но вы еще не готовы, не умеете пользоваться новой формой сознания, и еще не время для этого - не было каких-то стадий освоения, которые готовили бы вас как то к этому выходу, к открытию мира, и не сформировалась «подушка безопасности». Порой эго спасает от некоторых вещей, эго - это не что-то отрицательное и вредное, это такой предохраняющий клапан перед открытием реальности, который является важной частью нашего сознания, поэтому его нужно воспитывать, а не убивать, уничтожать. Вот убьешь эго и с чем ты останешься? Ведь на данный момент ничего кроме эго у тебя нет - его просто надо выращивать, как растят ребенка, чтобы оно взрослело и становилось способным обрести мудрость. И жизненный опыт, который мы накопили в своей жизни, преобразуется в духовный путь.
Не нужно бояться принимать ответственность за свои действия - дух начинается с того момента когда мы принимаем ответственность за свой выбор. А различные переживания эйфории, экстазы - это все детские игрушки, внутренний «телевизор», который развлекает нас показом забавных картинок. Духовный путь - это ответственность за выбор, который я делаю, и никто не виноват - ни учитель, ни боженька, ни мама с папой, ни общество, ни правительство… Я это сделал, я это выбрал, и я за это отвечаю полностью. Это серьезное духовное начало без сожалений, без обвинений. А люди боятся - им всегда нужна некая страховка, нужно чтобы кто-то за них отвечал – т.е. платите мне за мой выбор. Это детский сад, когда человек не понимает как устроен мир, как устроен он сам, и это свойство незрелого мышления, когда кто-то должен быть виноват в том, что мне сейчас плохо. Я это сделал сам, я выбрал это и отвечаю за свой выбор, а не бегу и не прячусь под какую-то крышу секты, религии, работы, развлечений, наркотиков или алкоголя. Все это процветает благодаря неуверенности людей, страхам, нежеланию отвечать за свой собственный выбор.

- Расскажите о ваших текущих проектах. Что представляет собой ваш Центр сейчас?
Ваша основная цель на данный момент?


- За последние годы наш центр вышел на европейский уровень. К старому трехэтажному зданию было пристроено 4-хэтажное здание. Появились 5 залов для занятий, помещения под клинику йоготерапии, магазин, вегетарианское кафе. Центр находится в энергетическом месте города, а наработанная нашими духовными практиками энергия усиливает эту атмосферу. Это ощущают люди, приезжающие к нам из самых разных уголков мира – тибетские ламы, индийские, японские и китайские мастера. Недавно у нас в гостях была сенатор из Калифорнии, которая оказалась еще и преподавателем йоги. Она была в восторге от нашего центра. По ее словам, в Америке она не видела ничего подобного. А по методическому содержанию наша йога очень отличается внутренней работой, которой в американских студиях практически нет - американская публика очень прагматична, люди хотят заниматься фитнесом, гибкостью, растяжкой, похудением, суставами и т.п.
Сейчас перед нами стоит задача поднять на должный уровень профессионализм специалистов в области йоготерапии и преподавателей йоги в России.
Мы чувствуем в себе силу для реализации этой задачи, вытекающую из опыта и знания, накопленных почти за 30 лет деятельности, а также наличие материальной и юридической базы - есть все лицензии государственного образования, человеческого ресурса, людей, которые много лет профессионально занимаются обучением преподавателей йоги. Готовим серьезную программу дистанционного обучения - есть такие моменты, которые можно передавать дистанционно, а затем можно уже работать с людьми в непосредственном контакте, передавать им знания, когда они приедут сюда. Вот такие проекты занимают нас в настоящее время.
Сейчас мы работаем по 11 лицензированным образовательным программам, среди них –трехгодичный полный курс классической йоги с выдачей диплома, полный курс традиционных систем оздоровления, 640 часов, также с выдачей диплома. Для медиков разработан специальный курс йогатерапии на 200 часов, а также сертификационный курс по китайским гимнастикам и цигун.
Также мы выпускаем видеокурсы по крийя-йоге, хатха-йоге, дыхательной практике, которые продаются большими тиражами по всей стране, в том числе и незаконно. Многим людям очень нравится наш доступный, методический подход к работе. Недавно мы выпустили видеокурс «Йога с партнером».
Опыт накапливается, он очень серьезный и большой. Мы готовы делиться им с другими людьми не в режиме конкуренции, а в режиме сотрудничества. Мы лицензировали курсы повышения квалификации для инструкторов йоги и цигун.
Мы ориентированы на серьезное сотрудничество – готовы учить и учиться сами - есть возможность проводить совместные семинары, программы для обмена опытом. Это некий план, который создается, это не как бизнес проект - мы ориентированы на создание профессиональной творческой среды в пространстве российской йоги.

- По Вашему, что мешает сейчас такому объединению разнообразных школ, течений и традиций?

- Всякие «коммерческие войны», которые идут среди йогов, я крайне не приветствую подобные явления российской действительности. Разделение на различные направления и школы с целью выделиться на рынке йогических услуг создает ограничение, конфликт и не способствует созданию дружеской атмосферы совместного участия в процессах преобразования, которые уже идут на Земле. Только тем открывается священный внутренний мир, кто преодолел в себе чувство отдельности, корыстного интереса и торговли в йогическом пространстве. И с этими людьми мы готовы и хотим сотрудничать.
Объединению также мешает желание самоутверждения через йогу. Это своего рода болезнь, которой нужно переболеть, такая детская болезнь. В свое время я ей тоже переболел. Один мой друг очень хорошо помог увидеть её, и я ему очень благодарен до сих пор за этот духовный подарок.
Есть серьезное и сознательное отношение к жизни и работе, и когда ты создаешь что-то интересное и нужное, и этот твой труд будет естественным образом увиден и оценен тем, кому этот опыт нужен и полезен. Открыл что-то новое, создал новую программу – передал, а дальше уже мне становится неинтересно.

- Какие источники информации вы можете порекомендовать пользователям портала SunHome.ru для самосовершенствования и всестороннего развития?

- Могу порекомендовать "Учебник по классической йоге" для начинающих, «Йога-сутры» Патанджали с комментариями И.К. Таймни – эта книга вообще должна быть настольной для тех, кто серьезно занимается йогой, для любого инструктора, глубоко погруженного в практику, для всестороннего понимания йоги.
Я, как ни странно, люблю читать фентези современных наших авторов - Валентинова, Олди, Дьяченко. Они хорошо ловят волны того, что происходит в современном мире, и в своих книгах их отражают. Очень люблю поэзию, философию востока. У каждого своя литература в определенный период жизни и развития, которая откроется ему по тому уровню понимания, который доступен в данный момент.
Я обычно читаю лишь небольшие фрагменты книг, причем, как правило, попадаю на нужную страницу.
И этого достаточно - порой в книгах нахожу подтверждение того, что открыл сам. Мне интересен именно процесс творчества, йога для меня это творчество – открытия, которые я совершаю внутри себя, исследую себя…. Когда я что-то узнаю у кого-то, мне уже это не так интересно.
А когда сам откроешь, назовешь, а потом встречаешь это например, у мудреца-индуса, который пару тысячелетий назад все это придумал тоже… Значит, я прав, и он прав тоже – мы с ним на одной волне. Это понимание раскрывается через труд - нельзя его просто, где-то прочитать, запомнить, а потом это тиражировать. Обычно люди пытаются копировать, подражать, что называется, петь не своим голосом. Но на начальных этапах может быть иногда нужно – чужое войдет в тебя, и появится способность следовать, чувствовать что-то чужое как свое, а потом и в тебе зародится понимание.
Я не сторонник подхода «как правильно и как не правильно» – все правильно, просто каждому свое время и место, жизнь очень интересна, многогранна и с позиций каких-то оценок к ней подходить просто нельзя, она движется, течет, что-то может нравиться или не нравиться, но это все чисто личное – так есть, и я могу сделать только то, что я могу и считаю нужным и возможным.

- Ваши предложения и пожелания пользователям и Администрации сайта Дом Солнца?

- Больше интересных и серьезных людей, профессионалов своего дела привлекать на страницы вашего сайта и предлагать пользователям серьезные диалоги и размышления на важные для жизни и развития темы.

Дата интервью: 30-05-2012    Автор вопросов: Kastor
В Избранное   Вконтакте Twitter   Взять код интервью Другое интервью »
Добавить в ВконтактеДобавить в FacebookДобавить в ОдноклассникиДобавить в закладки Поделитесь информацией об этой публикации с друзьями!
Скопировать! Скопировано!
Вот как это будет выглядеть:
© 2002-2018 Информационное агентство Дом Солнца™. Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-44924
Дом Солнца® - является зарегистрированным товарным знаком. Все права на использование товарного знака принадлежат ООО "Дом Солнца".