Буддийское понятие рая и ада

Буддийское понятие рая и ада
Многие религии мира утверждают, что после земной жизни нас ждет либо ад, либо рай. Что же отвечает нам на это буддийская философия? Есть ли ад и рай в буддизме? Именно об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Вместе мы узнаем, как относятся буддисты к аду и раю, как они называются, в чем их особенности, а еще – чем различаются взгляды в разных направлениях буддийской мысли.

Райское наслаждение и адские муки: взгляд буддизма

Буддийское понятие рая и ада
Некоторые люди полагают, что у буддистов нет Бога, а значит – рая и ада тоже. Это суждение в корне неверно. Они существуют, а разница заключается в том, что пребывание здесь не длится вечность после смерти, как в некоторых других религиозных представлениях.

Понятия ада и рая тесно связаны с кармическими законами и сансарой – циклом перерождений. Карма говорит о причинно-следственных связях: каждое действие в настоящем, будь оно хорошим или плохим, повлечет в будущем соответствующие последствия.

Все страдания или, наоборот, удовольствия – своеобразная «отработка» кармы. Это происходит и после смерти: душа, покинув тело, в зависимости от накопившейся кармы может перейти в высшие, низшие миры или остаться в мире людей.

Всего существует шесть миров сансары, которые также носят название «шесть путей страданий» или «уровни сознания». Небеса, мир полубогов и богов можно назвать раем, а многоуровневые миры злых духов, демонов, пламени и холода – эквивалент кругов ада.

Но, попав в низшие или высшие миры, связанные с уровнем сознания, души не остаются в них навсегда, они не пользуются вечным блаженством и не испытывают адские мучения вечность. Как только они исчерпали свою карму, следует новый оборот круга сансары, который может привести их на другой уровень.

При этом попадание в ад не считается чем-то катастрофическим – буддисты понимают, что это один из этапов в цикле перерождений, следствие плохих поступков, действий, мыслей. Так же и рай не кажется огромным счастьем, ведь рано или поздно воплощение в этом мире прекратится.

Пребывание в нем не позволяет совершенствоваться, заниматься медитациями, практиками Дхармы, которые ведут к главной буддийской цели – освобождению, или нирване, возможной только во время земной жизни в человеческом воплощении.

Ад

Буддийское понятие рая и ада
Общепринятое название ада в буддийском учении – санскритское «нарака». Однако в разных языках он называется по-разному, хотя описание ада выглядит одинаково:

  • китайский – пиньинь
  • палийский – диюй
  • японский – нараку
  • тайский – нарок
  • бурятский – тама

Родиться в нараке – худшее воплощение души. Здесь существует 8 холодных и 8 горячих кругов. Все они отличаются уровнем мучений. Страшнейший из них – горячий круг Авичи, куда попадают самые большие грешники: убийцы родителей, раскольники общины.

Бытует мнение, что нарака находится в глубинных водах под континентом Джамбудвипа. Она имеет форму пирамиды с усеченным концом: снизу находятся страшнейшие круги, сверху – более легкие. При этом горячие ады располагаются у сердцевины пирамиды, в то время как холодные окаймляют их.

Кроме шестнадцати известных кругов, называют также дополнительные, а также временные.

К восьми холодным кругам относятся:

  • Арбуда – тело покрывается ужасными волдырями
  • Нирарбуда – волдыри набухают до невероятных размеров и лопаются
  • Атата – жуткий холод пронизывает до костей
  • Хахава – холод заставляет рыдать и стонать
  • Хухува – от озноба стучат зубы
  • Утпала – кожи становится синей, как цветок лотоса
  • Падма – снежная буря накрывает тело, нанося раны, из которых сочится кровь
  • Махападма – тело, а также внутренности растрескиваются на морозе

Восемь горячих кругов следующие:

  • Санджива – огонь оживает, железо накаляется, начинается атака раскаленным колющим оружием
  • Каласутра – по телу проводятся линии черного цвета, вдоль которых кожа рассекается оружиями
  • Сангхата – огромные скалы размалывают тела
  • Раурава – земля под ногами горит
  • Махараурава – земля пылает огнем, а существа бьются в воплях
  • Тапана – жертв искалывают раскаленными копьями
  • Пратапана – тела искалывают горячим трезубцем
  • Авичи – тела жарят на непрекращающемся огне, самый зловещий и беспощадный круг

Каждый из горячих адов может длиться около тысячи лет.

Рай

Буддийское понятие рая и ада
Рай в представлении буддистов тоже нельзя назвать единым: у него есть свои «представительства» в каждой части света:

  • Сукхавати
Край счастья находится на Западе, далеко-далеко от нас. Здесь живут те, кто был рожден в лотосных бутонах – бодхисаттвы.

В этой стране все спокойно, нет войн и нападений, злых духов, не существует беспокойства. Жители очень долго наслаждаются землей, пышущей плодородием, живительной водой, дворцами, усыпанными драгоценностями.

  • Абхирати
Страна, где царят наслаждения, находится на Востоке и была создана буддой Акшобхьей. Здесь также живут будды, высшие бодхисаттвы.

  • Падмасамбхава
Одноименную страну создал волшебник Падмасамбхава в юго-западной части.

  • Шамбала
Край, в поисках которого провели долгие годы многие путешественники, располагается на Севере.

  • Тушита
Рай на небесах, который переводится как «дарящий радость». Он  располагается на центральной горе Сумеру. Здесь обитают существа, которые свято следовали буддийскому пути, заповедям, совершенствовали себя, занимались практиками и становились бодхисатвами. Именно здесь находится Будда будущего, пока он не снизойдет до мира людей.

Рай и ад в разных школах буддийской мысли

В общем смысле представление об адских и райских мирах во всех направлениях одинаково. Оно сходится, например, в описаниях нараки, в мысли о переходе в разные миры вследствие кармических последствий, в непостоянности нахождения на каждом уровне сознания.

Но все же в главных направлениях буддийской философии выявляются некоторые различия на тему рая и ада.

Тхеравада

Буддийское понятие рая и ада
Тхеравадинская ветка, которая особенно распространена на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Лаосе, – одна из самых консервативных, даже ортодоксальных, в буддизме.

Будда в ней не божество, а человек, сумевший освободиться от страданий, постичь нирвану. А значит, и других божеств, бодхисатв, повелителей адского и райского миров не существует. Все вокруг – сон неведения, а проснуться от него могут только те, кто достиг уровня архата.

Тот, кто живет неправильно, в следующем перерождении окажется животным, насекомым или родиться злым духом в низшем мире. Истинные архаты будут удостоены родиться в высшем мире по закону кармы, а при достаточном усилии и вовсе избавиться от всякой кармы.

Тибетский буддизм

Буддийское понятие рая и ада
Буддистская мысль Тибета не просто признает существование рая и ада, она часто приводит подробное их описание в священных текстах, сутрах. Тибетские представления райского и адского сказались и на других направлениях буддизма.

Во главе ада стоит божество Яма, который распоряжается душами и определяет, в какой мир они попадут дальше. Ему помогает супруга по имени Сурама, являвшаяся современникам Будды в качестве куртизанки.

Главным раем считается Сукхавати во главе с Амитабхой. Плодородные земли, живительные водоемы, наслаждения и блаженство делают жизнь обитающих здесь бодхисатв по-настоящему райской.

Дзен

Буддийское понятие рая и ада
Немного по-другому обстоят дела с нарака и сукхавати в дзен-буддизме. Учение считает, что все, что происходит с нами, таится внутри самого человека. В каждом покоится частичка Будды, а также собственный рай и ад.

Неправильное поведение – это не нарушение определенных правил, предписанных сангхой, а решение пойти против себя, искажение собственной природы. Именно это создает внутренний ад, от которого существо будет страдать.

Наоборот, следование собственной природе, понимание сознания, внутреннее созерцание позволит обрести рай на Земле.
Источник: http://o-buddizme.ru
×

По теме Буддийское понятие рая и ада

Сферы Рая и Ада

Бог Всемогущий сказал Своему Возлюбленному Пророку: «Эти люди спрашивают тебя о...
Религия

Буддийское и христианское учение о любви

Исследователи буддизма высоко превозносят буддийское учёние о нравственной...
Религия

Дзен. Буддийское начало

Использование буддизмом даосских идей самым простым и понятным способом можно...
Религия

Беспокойство. Отпускание ада

Иногда мы сидим и медитируем безмятежно, в ясности и спокойствии. В другое же...
Религия

10 описаний ада в разных культурах и религиях

Почти в каждой культуре мира и религии встречается описание подземного мира...
Религия

Поговорим о сферах Рая, которые священны

В пространстве между центральным островом Рай и ближайшим к нему планетарным...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни