Мой ребенок талантлив?

В последнее время вопрос о задатках и способностях детей волнует большинство родителей, если не с первого года, то уж к 4-5 годам – наверняка. Новомодной тенденцией стало раннее развитие всего, что возможно и …не очень возможно развивать.
Мой ребенок талантлив?
Ничего не поделать – предложение рождает спрос, и курсами шахмат для малышей от 1,5 года уже никого не удивить.

Цель этой статьи – познакомить родителей с научным психологическим взглядом на природу и развитие детской одаренности. Итак.

Научно говоря…

Способности это индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему быть готовым к овладению какими-либо видами деятельности.

Когда мы говорим о способностях в психологическом плане, важно отметить индивидуальность этого набора качеств, присущих конкретному человеку. Так, например, способность к освоению речи есть у всех людей, а вот способность к овладению ораторским искусством - редкий дар. Способность к подражанию в той или иной мере, я думаю, также присуща всем, а хороший актер - пародист встречается не часто.

Происхождение способностей

Употребляя термин «способности» в повседневной жизни, мы обычно подразумеваем, что они даны человеку от природы, передались ему по наследству. А так ли происходит на самом деле? Вопрос о происхождении способностей является очень важным для науки. Окончательного ответа на него еще нет. Дело в том, что существует, по меньшей мере, две противоположные теории:

1) способности наследуются,
2) способности не наследуются, а развиваются.
Сторонники первой теории обращают внимание на то, что очень часто способности, особенно у очень талантливых людей, как правило, проявляются с самого раннего детства. Существует великое множество примеров такого рода. Хочу остановиться на одном из них.

Вот выдержки из биографии выдающегося ученого-физика, открывшего электромагнитные волны Джеймса Максвелла:

«...с детства мальчик был смелым и ловким. Он очень любил переделывать вещи, улучшая их конструкцию, мастерил игрушки, рисовал, плел из лозы корзинки, умел вязать и вышивать. Мальчик любил наблюдать за поведением животных, переносил с места на место осиные гнезда, смотрел, как прыгают и плавают лягушки. Тысячей «почему» он осаждал окружающих... Учился он сначала неважно, к занятиям относился скептически, много болел. Переломный момент наступил в пятом классе, когда началась геометрия. Она словно расковала силу его ума. Он занимался ею с исключительным увлечением. «Я сделал тетраэдр, додекаэдр и два других эдра, названия которых еще не знаю», - писал Джеймс отцу. Максвелл становится первым учеником. Один из его товарищей вспоминает такой случай: «Я помню, наш учитель трижды заполнил доску решением одной сложной задачи по стереометрии; едва он успел закончить, как Максвелл задал вопрос: «Нельзя ли решить эту задачу геометрическим методом»? И показал, как при помощи одной фигуры в несколько линий немедленно получалось решение».

В качестве еще одного доказательства врожденной природы способности сторонники данной теории приводят в качестве примера существование творческих династий. Наиболее ярко этот феномен можно проиллюстрировать не только на примерах династий музыкальных, но и цирковых: Дуровы, Запашные, Бугримовы, Филатовы...

Из поколений в поколение передаются навыки циркового мастерства наследникам. (Слово «навыки» я выделяю потому, что здесь теория пересекается с другой точкой зрения, но об этом - позже).

Следующим аргументом в пользу наследования дарований, является достаточно высокий уровень корреляции способностей у монозиготных близнецов.

Или все наоборот?

В качестве эпиграфа второй теории, мне кажется, подошла бы известная фраза: «На детях гениев природа отдыхает». Приверженцы этой теории утверждают, что ведущую роль в раскрытии способностей играют внешние условия, воспитание и обучение.

Доказательствами справедливости такого взгляда могут служить следующие факты: деятельность выдающихся педагогов, способных довести самых средних учеников до высокого уровня, и исследования развития некоторых способностей в определенных культурах. Так, исследование звуко-высотного слуха в сравнении русских и вьетнамских испытуемых, которое проводилось О.В. Овчинниковой и Ю.Б. Гиппенрейтер, показало гораздо более высокую музыкальность вьетнамцев. Это объясняется тем, что во вьетнамском языке высота звука имеет смысловое значение, чего нет в русском. Вполне вероятно, что, если бы проводились подобные исследования способностей к танцу, то выше они могли оказаться, в индийской или грузинской культурах.

Значение же обучения в развитии способностей, можно проследить на примере биографии знаменитого английского поэта Джорджа Байрона. Ребенком его очень рано стали приобщать к знаниям. Уже в четыре года десять месяцев его отдали в школу в Эбердине. Затем обучение было заменено на домашнее. Научившись читать и писать, маленький Байрон усваивал уроки истории и латинского языка. Позже, с 13 лет Байрон изучал греческую и латинскую поэзии и уже делал свои первые переводы с этих языков.

Я привел два противоположных взгляда на происхождение способностей. Однако, в психологической науке часто случается так, что крайние точки зрения оказываются не вполне верными, а истина лежит где-то между ними. Для развития способностей имеют значение и наследственные факторы, и воздействие внешней среды. Эти факторы могут взаимокомпенсироваться. Это становится более понятным, если учесть так называемые сенситивные периоды формирования функций. Иными словами, это периоды повышенной готовности, восприимчивости к освоению разных видов деятельности. Такая деятельность - для ребенка 2-3 лет - устная речь, 5-7 - чтение, затем ролевая игра и т.д. Наиболее вероятно, что такие периоды существуют и для творческих способностей. В случае если в период повышенной восприимчивости какая-либо способность получает как бы толчок к развитию, то она развивается и в дальнейшем.

Вот как рассказывает о своем раннем детстве С. Есенин: «Я рос в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожная, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Еще большее значение имел дед, который сам знал множество стихов наизусть и разбирался в них». В доме мальчика всегда толпились странницы, монашенки, побирухи, распевавшие песни о небесном рае, о Лазаре и Миколе... Дед знал множество народных песен и часто их напевал, старуха-приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Народные песни слышал он и из уст матери...

Возможно, и представители цирковых династий, вырастая «на манеже», впитывают в себя «с пеленок» страсть к цирку.

Втягиваясь в какую-либо деятельность, одаренные дети отдаются ей полностью, обнаруживая повышенную мотивацию, которая и приводит к максимальному развитию способностей.

Итак, для развития природных задатков первоочередную роль играет так называемая «обогащенная среда». У ребенка должны быть под рукой и краски с карандашами, чтобы рисовать, и игрушки-конструкторы, чтобы строить, он должен слушать хорошие сказки, чтобы развиваться духовно, и самое главное – внимательное отношение старших, само желание развивать его.

Подытоживая сказанное, хочу привести, очень показательный отрывок из книги Ж. Бордонова о творчестве Ж.Б. Мольера:

«Наследственность не все объясняет. Чаще она бросает лишь слабый, а то и неверный свет на те или иные задатки человека. И все же не стоит вовсе пренебрегать силовыми линиями, которые она прочерчивает. По крайней мере, в тех случаях, когда сталкиваешься лишь со столь сложной и противоречивой личностью, как Мольер, отнюдь не лишнее представить себе его род и семью пояснее. От этих людей он получил гены, изначально определившие его характер. Это их черты, их страсти, их странности он мог наблюдать в том возрасте, когда накапливается лучшая пища для ума. Не следует забывать, что окружающий в детстве мир - это и есть то горнило, в котором переплавляются основные идеи великого творца. Но мы должны также научиться, не придавать наследственности слишком большого значения, не приписывать ей решающей роли в тех событиях, объяснения которым нужно искать совсем не здесь».

Психолог Дмитрий Куимов
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Мой ребенок талантлив?

Слава Богу. Я здоров, весел счастлив и талантлив!

Нам всю жизнь говорили родители, бабушки и тётушки: "Закутайся, а то заболеешь...
Психология

Язык мой враг мой, или Что мы чаще всего говорим любимым?

Речь пойдет о самых тошнотворных фразах, которые употребляют молодые пары...
Психология

Ребёнок будет только мой!

Cейчас во всём мире наблюдается одна развивающаяся тенденция во взаимоотношении...
Психология

Мой сын попал в опалу

Школа для вашего ребенка - это работа, на которую он, как и мы, взрослые, должен...
Психология

Мой муж увлекается нимфетками

Есть мужчины, которые, чувствуя, что стареют, пытаются всеми силами вернуть...
Психология

Мой ужасный сон

Я гуляла со своей подругой и с моим одноклассником который меня ненавидит. Он...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Земля неизвестная
Как активировать руны для привлечения денег и удачи