Сказка будущего. Гл.61,62

Глава 61. Слово сказочника

Как, скажете вы, дорогие читатели, мало того, что автор все насочинял, так он еще отдельного слова просит? Не слишком ли вольно он себя ведет? Его дело - доложить, и без лишних эмоций. А уж дело читателей - выражать или нет свои эмоции. Если сказка хорошая, то к ней комментарии не нужны. А если плохая, то, как ни оправдывайся, лучше она не станет.

Что ж, кому не интересны комментарии автора, тот может легко их пропустить, перелистнув пару страниц. И будет абсолютно прав. Потому что когда сказочник уже нарушил правила, ввязался в беседу со своими героями да еще наобещал им что-то, тогда оправдываться уже поздно.

Но, наверное, хуже не будет, если автор немного расскажет, как росла эта сказка. Сказка ведь не рождается сразу целиком. Сначала она бывает короткой. Но герои произведения живут, борются, растут. Вместе с ними растет и сказка.

Наверное, многие думают, что автор повести, поэмы, сценария, либретто волен в распределении ролей, может вложить в уста героев все, что захочет. Но это далеко не так. Не случайно великие писатели и режиссеры прошлого подолгу работали над каждым словом, над каждым поворотом сюжета, добиваясь правдивости и убедительности.

В сказках и фантастических романах непременная имитация документальности не нужна. Как в бане нужен пар, излишний для других помещений, так в сказке необходимо все необычное. Но необычное в разной мере наполняет разные сказки. В одних оно льется через край, не позволяя заметить какую-либо логику и не требуя от читателя усилий. Главное - развлечь читателя, поднять настроение. Например, в музыке тоже трудно обнаружить логику, по крайней мере, неспециалистам. Но именно музыка крепче всего хватает за живое.

В других сказках при всей необычности обстановки герои довольно последовательно борются со злыми силами и преследуют понятные всем цели. Про такие нередко можно сказать: сказка ложь, да в ней намек.

В двадцатом веке появилось немало сказок, где герои живут в самых обычных городах, учатся в самых обычных школах. Но к ним приходят или прилетают сказочные или почти сказочные существа, которые подключатся к решению привычных для нас проблем. И это, в общем, не случайно, так как в век атома и компьютеров уже не берут за сердце сражения со Змеем Горынычем.

Есть сказки, где при всей внешней незатейливости и развлекательности одновременно затрагиваются непростые жизненные и философские вопросы. Кто не хочет, может при чтении не задумываться. Но даже по прошествии многих лет выросшие дети не раз вспоминают такие сказки и всякий раз видят в них новое. От таких сказок не станешь потом жалеть потерянного времени и удивляться, что в жизни оказалось все наоборот.

Однако поднимать в сказке общественные проблемы - это уже перебор. Для общественных проблем есть совсем другие жанры. Сказка - это прежде всего развлечение, а уж тем более, детская сказка.

Кому какие читать сказки - дело вкуса. Кому-то нравятся камень, меч или кольцо, которые легко решают все проблемы подобно волшебной палочке. А авторам очень нравятся злые волшебники, которые без всяких видимых причин и без устали сыплют пакости на весь мир. Так легче создать проблемную ситуацию. Им еще нравятся глупые и противные мальчики, на фоне которых лучше видны достоинства главных героев.

Вообще, читать гораздо легче, когда сразу знаешь, где черное и где белое, где одни волшебники по определению добрые, а другие по определению злые. И таких сказочных историй, наверное, должно быть большинство.

Но чтобы был выбор, хотя бы немного должно быть сказок, где не расписано с самого начала, кто должен быть добрым, а кто злым. Сказка не должна правдиво следовать жизни. Но вряд ли полюбятся герои, у которых нет ничего общего с тем, что читатели видят изо дня в день в реальности.

Признайтесь честно, дорогие читатели, вы видели когда-нибудь человека, который во всеуслышание объявил себя злым? Другие люди могут объявить человека, например, политика или воина, злым или чем похуже. Но даже самый последний террорист уверен, что борется за чье-нибудь счастье, а большинство из них не сомневается, что жертвует собой за счастье всех землян.

При самых плохих качествах в любом человеке можно найти не меньше хороших. Но все эти качества не видны сразу. Они могут вообще не проявиться. Сам их обладатель может не знать своих талантов, может даже не догадываться, как он поступит в той или иной сложной ситуации.

Поэтому автор полагает, что имеет право на жизнь сказка, в которой вообще нет отрицательных персонажей. У них, конечно, есть отрицательные качества, как и в любом обычном человеке. Но эти свойства не написаны у них на лбу. Эти качества познаются, с ними борются. Эти поиск и борьба уже могут быть интересны и поучительны, так именно этим занято большинство людей на Земле.

Понятно, что автору трудно закрутить сюжет, если все герои положительные и вроде проблем не должно возникать. Но так ли беспроблемна реальная жизнь, где чуть ли не каждый человек кладет жизнь за счастье других людей? Откуда берутся в невероятном количестве наши реальные проблемы, если нет никаких злых волшебников и фабрик по производству этих проблем?

За причинами далеко ходить не надо. Кроме стихийных бедствий, это нехватка ресурсов или неумение грамотно распорядиться имеющимися ресурсами. Все считают себя бережливыми и уж тем более грамотными чуть ли не в любом вопросе. Но найдите хотя бы пару одинаковых мнений по любому вопросу. Даже в одной семье между самыми близкими людьми различия во мнениях колоссальны. А значит, попросту никто не знает правильных решений. А может быть, вообще не существует правильных решений, которые устраивали бы всех. Если кому-то хорошо, то другому непременно от этого плохо. Вот они проблемы, во всей красе!

Надо ли про это писать в сказках - это уже другой вопрос. Но пусть будет хотя бы одна сказка, где все герои исключительно положительные, борются только за общее благо, но которые беспрестанно мучаются неразрешимыми проблемами. Вы думаете, что будет скучно там, где все единогласно голосуют за. Ничего подобного! Именно там разворачиваются наиболее тонкие и удивительные коллизии. Именно там неосторожный шаг одного героя может быстро разрушить весь порядок и все прежнее благополучие.

Надо признаться, что автор вовсе не собирался подвергать сказочный город всяческим напастям. Очень хотелось ограничиться рамками школы, спорами учителей и школьников, веселыми розыгрышами и интригами. Быть может, все этим и ограничится, когда немного улягутся страсти. Но маленьким героям оказалось слишком тесно за партами. Они вышли в жизнь и заметили то, что не положено было замечать. Они задали вопросы, которые им рано было задавать. И, в общем, это не случайно. Школа даже в двадцатом веке стала заметно не поспевать за жизнью. Вне дома и вне школы стало столько интересного, что удержать детей в прежних рамках невозможно.

Педагоги из Кукушкино предприняли радикальные меры, чтобы оградить детей от вредных с их точки зрения влияний. Но это не помогло. И не могло помочь. Если бы сказочник стал писать о детях, ходящих стройными шеренгами, то его просто засмеяли бы.

Как бы ни хотел автор образумить своих героев, они уже вышли из-под его контроля. Они стали делать не то, что поначалу хотел от них автор, а то, что вытекает из их новых представлений. И автору оставалось лишь констатировать увиденное, с трудом сдерживая это увиденное в более или менее приличных рамках.

Дети сами вмешались во взрослую жизнь. И чем больше взрослые не хотели их туда пускать, тем с большими последствиями произошло это вмешательство.

Ученые полагают, что ребенок еще в чреве матери слышит ее голос. А уж когда он родился, то мать постоянно должна с ним разговаривать. Пусть он пока ничего не понимает, но если с ним не разговаривать, то уж он точно ничего никогда не поймет. Почему же тогда мы не пускаем детей в мир взрослых, когда детям шесть-семь лет? Наверное, им бы хотелось лишний раз заглянуть в школьную учительскую, в заводской цех, на совещание начальства. Но там детям не место? Чтобы не мешали? И якобы ничего не поймут? Но ведь вовсе не нужно, чтобы они сразу все поняли.

Поэтому ничего страшного, если в сказке пройдет несколько производственных сцен, а точнее, веселых пародий на них. Если дети разбираются в совещаниях волшебников, то не растеряются на совещаниях людей. Да и не обязательно во всем разбираться, достаточно уловить настроения, запомнить что-то на будущее. А понимание придет, хотя, в общем, сказка не для глубоких раздумий, а для развлечения.

По этой же причине в самой сказке оказалась лекция о сказках. Только не воспринимайте ее слишком серьезно. Ведь вся сказка наполовину шуточная. А поскольку в сказке нарушены привычные каноны, то все сказанное можно воспринимать не только как руководство к написанию сказок, но и руководство как не надо писать сказок.

Можно заподозрить сказочника в любви к проблемным ситуациям, в которых нет удовлетворительного решения. Но правильнее, наверное, было бы сказать, что авторы произведений со счастливым концом тщательно избегают неразрешимых ситуаций. Там герои непременно находят выходы из любых ситуаций, а иначе какие же они герои!

Нет, сказочник любит то, что бывает сплошь и рядом, то, что знакомо каждому человеку. Именно эта склонность автора завела героев и его самого в ситуацию, где нет выхода, и когда персонажи обратились к детям далекого прошлого. Более того, сам сказочник стоит на распутье, не зная, какой из двух вариантов сюжета выбрать. Но разве вариантов только два?

Глава 62. Недобрые предчувствия

- Граждане! Скорее слушайте все! - Раздалось с кучи земли возле ямы с водой. - Скорее сюда. Только что в управление поступило важное сообщение. Сейчас мне еще раз продиктуют...

- Да что, что случилось-то?
- Да, граждане! К нам снова обращается правительство. Только теперь это называется извещение. Внимание! Воспроизвожу его дословно! Извещаем вас о прохождении холодного атмосферного фронта. Выражаем сочувствие и поддержку.

- И все?
- Да, это все.
- Хорошо еще, что соболезнования не выразили. А в чем будет выражаться поддержка?

- Я полагаю, что имеется в виду моральная поддержка.

- Это какая?
- А такая. Она вроде есть, но на самом деле ее нет.

- Как это?
- А так. Жаловаться не будешь, что тебя не поддержали. Но и помощи никакой не получишь!

- Это несправедливо. Пусть хотя бы прилетят ремонтники и дадут нам энергию.

- Они не могут прилететь, так как нет энергии.
- Что за ерунда! Ремонтников нет потому, что нет энергии. А энергии нет, естественно, потому, что нет ремонтников. Значит, энергии не будет никогда? И ремонтников тоже?

- Нет, не так. Скорее всего, ремонтники доберутся без энергии, например, пешком. Конечно, для этого тоже понадобится энергия, но это уже другая энергия.

- А когда они доберутся? Пешком...
- Нам не доложили. Возможно, они уже вышли. Или не вышли. Но если сейчас нагрянут морозы, то они вряд ли доберутся. Скорее всего, они переживут наши беды в другом, более уютном месте.

- А мы где будем переживать наши беды?
- На то они и наши беды, чтобы переживать их нам самим на своем родном месте.

- А в другом месте нельзя пережить наши беды?
- Можно. Можно было. Но теперь уже поздно. Надо было беспокоиться заранее, когда беды еще не объявились.

- Зачем же нам было беспокоиться, когда беспокоиться было не о чем.

- А оказывается, надо было побеспокоиться.
- Откуда же нам заранее знать, о чем надо беспокоиться?

- Тьфу! Вы меня замучили глупыми вопросами. Почем я знаю! Если бы знала, то не торчала бы с вами тут, а отдыхала бы где-нибудь на курорте.

- Значит, на курорт уже поздно?
- И как это вы догадались? Да, на курорт уже опоздали. Теперь будете заниматься закаливаем.

- Чем-чем?
- Будете делать вид, что на холод вам наплевать.
- Это как?
- А так! Выскочите на снег голышом и начнете радостно скакать. Пока не посинеете.

- Посинею? Зачем?
- Ни за чем. Это само получится.
- Само? Значит, мы все будем синие?
- Нет, не все. Кто хорошо спрячется в подвале под теплыми вещами и под ветками, тот, возможно, не посинеет.

- Как же мы тогда проверим, что он не посинел, если он от нас спрячется?

- Он не от нас спрячется, а от холода. А нам он может даже показаться на минутку.

- Почему на минутку?
- Потому что если больше, то он точно посинеет.
- Значит, если мы не спрячемся, то все станем синими?

- Безусловно.
- А потом? Потом это пройдет?
- Пройдет, для тех, кто выживет.
- А для тех, кто не выживет?
- Для тех не пройдет.
- Значит, лучше выжить?
- Как вы догадались?
- Значит, голышом лучше не бегать, чтобы не посинеть?

- Это личное дело каждого. Может быть, вам синее к лицу.

- Вы так думаете?
- Я ничего не думаю. Но если вы решите, что синее вам все-таки не к лицу, то советую запасаться продуктами.

- Зачем?
- Чтобы согреться.
- Мне и так пока не холодно.
- Зато потом станет холодно. А если вы будете хорошо питаться, то станет не так холодно.

- Почему?
- Для неграмотных объясняю, что внутренне тепло человеческого организма происходит от энергии, заключенной в продуктах питания.

- Энергия в продуктах питания? А ее не хватит, чтобы поднять вертолеты и отправиться на курорт?

- Нет, не хватит.
- А если очень много съесть?
- Тогда тем более вертолет с вами не взлетит, даже если появится настоящая энергия.

- А-а...
- Ну, кому еще что не понятно? Пора расходиться. Связь держите по телефону. Запасайтесь водой и провизией. В управлении мы постараемся сделать небольшой запас на самый крайний случай. И кто сумеет собрать побольше съестного за городом, тоже тащите к нам. Вдруг для кого-то понадобится экстренная помощь? Скажем, дом у кого-то ветром унесет...

- Что вы нас пугаете? Разве может ветер унести дом? Он может только ветки качать.

- Не видели вы настоящего ветра. И хорошо, если не увидите. Но будьте готовы к ветру, который станет валить деревья.

- Да что вы говорите!
- Я не собираюсь никого пугать, но лучше под деревьями не торчать.

- Где же в лесу торчать, как не под деревьями?
- Торчите в подвалах. Если деревья рухнут на дома, то в подвалах вы вполне можете отделаться легким испугом.

- Деревья рухнут на дома?
- Ну, это скорее теоретически. Для страховки мы должны принять все меры, чтобы в городе не пострадал ни один человек. Но мы не можем смотреть за каждым. Мы такие же маленькие люди как вы все. У нас в городе больше нет начальства, нет мэрии, нет ответственных. И если каждый не позаботится о себе, то не надейтесь, что все остальные немедленно забудут свои проблемы и бросятся на выручку. Постарайтесь, чтобы ни к кому на выручку не пришлось бросаться.
×

По теме Сказка будущего. Гл.61,62

Сказка будущего. Гл.60

Глава 60. Беседа в кустах - Ну что же ты промолчал! - Набросились девочки на Андрея. - Такая возможность представилась. Больше такой не будет! - Но я, правда, не знаю, что говорить...

Сказка будущего. Гл.87,88

Глава 87. Кукушка Папа с Водяным исчезли в подвале управления, а дети расположились на ступеньках лестницы у избушки. - Они теперь долго болтать будут. - Кивнул Андрей в сторону...

Сказка будущего. Гл.1

Глава 1. Город Кукушкино Ах, дети, дети... Вы всегда будете открывать мир для себя заново. Вы будете непоседами и почемучками. Вы будете думать, что все вокруг было таким всегда. А...

Сказка будущего. Гл.13

Глава 13. Ночной побег Надо сказать, что ночная жизнь в Кукушкино практически отсутствовала, т.е. город не сверкал ночными огнями, по нему не слонялись шумные праздные компании. И...

Сказка будущего. Гл.22

Глава 22. Странная загадка - Что за глупость? - Не понял Андрей. - Почему не растет? Вот посадим, и будет расти. - Это надо понимать не буквально, - завила Катя, - а иносказательно...

Сказка будущего. Гл.27

Глава 27. Смятение дома Против обыкновения папа и мама оказались дома в эти, уже не совсем утренние, а немного уже дневные часы. И детей об этом известили заранее. Так что...

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты