Сказка будущего. Гл.4

Глава 4. Первый урок

Во дворе школы вновь закипел муравейник. И только колонна первоклассников, взявшихся парами за руки, выделялась своей относительной стройностью и следовала во вполне определенном направлении. Можно было подумать, что только эти малыши точно знают куда направляются, а все остальные находятся в полной растерянности. Но на самом деле все обстояло совсем наоборот.

Для кого торжественная линейка из чисто праздничной наполовину превратилась в будничную, те школьники уже прекрасно представляли дальнейшее и торопились насладиться несколькими минутами полного беспорядка и не торопились принять чинный вид. Зато ровная колонна первоклашек с замиранием сердца шагала в неизвестное будущее.

Но идущая впереди учительница знала все, или почти все. Или, по крайней мере, она делала вид, что знает все.

- Это - мои! - С гордостью объясняла женщина всем встречным учителям и подзадержавшимся родителям, как будто бы кто-то собирался отобрать ее выводок. - Это все - мои!

И все встречные с благоговением расступались, с удивлением разглядывая серьезные лица в этом суматошном веселящемся муравейнике.

В школьном здании было светло и тихо. Шумная толпа колыхалась во дворе и не торопилась хлынуть в двери классов. Первоклассники пришли сюда первыми. Может быть, так и должно быть? Ведь они первоклассники. И это объясняет многое.

Впрочем, то, что случилось через несколько минут, учительница не смогла объяснить ни в этот день, ни во все последующие дни своей долгой педагогической деятельности...

При входе в класс стройная колонна исчезла. Дети, раскрыв рты, озирались по сторонам. А учительница не спеша наслаждалась произведенным эффектом. Даже первоклассники, которым раньше по разным причинам довелось побывать в школе, были удивлены обстановкой, а точнее, крайней ее скудностью. С десяток кривых столов со скамейками и все! Правда, один стол был ровный, как позже выяснилось, учительский...

Когда дети закончили изучение обстановки, а изучать, собственно было почти нечего, учительница скомандовала:

- Садитесь пока где вам самим нравится, а потом, если понадобится, а вас пересажу.

Первое школьное задание оказалось несколько расплывчатым. К тому же многие детишки сами не знали, где им нравится сидеть.

Тут один мальчик хлопнул себя по лбу и помчался на заднюю парту. Все остальные то ли из чувства солидарности, то ли благодаря каким-то познаниям, полученным, возможно, от старшеклассников, с воем ринулись на задний ряд.

Учительница в ужасе схватилась за голову.
Но ужас и не думал прекращаться. Дело в том, что мест на заднем ряду было шесть, а в классе всего восемнадцать учеников. Поскольку дети были маленькие, а парты большие, рассчитанные, так сказать, на вырост, то на каждой парте вполне хватило места трем школярам. Но и этого количества мест оказалось явно недостаточно. Началась дикая возня и спихивание друг друга со скамеек.

- Стойте! - кричала учительница, но ее никто не слышал.

В конце концов, стал вырисовываться перевес в пользу мальчиков, и девочкам пришлось довольствоваться предпоследним рядом.

Разом все стихло. И довольные ученики обратили свои невинные взоры на учительницу. А та только беззвучно глотала воздух.

- Батюшки! Да что же это делается! - Прорезалась женщина.

Восемнадцать пар больших удивленных глаз без тени смущения продолжали смотреть на учительницу.

- Да разве так поступают мужчины? - Задала она, может быть, не самый удачный вопрос, находясь в полной растерянности от увиденного.

Мальчики переглянулись. Один что-то зашептал на ухо соседу.

- Да? - удивился уже в слух сосед и что-то зашептал на ухо другому соседу.

- Не может быть! - Возмутился второй сосед.
Без энтузиазма все мальчики встали, а девочки шустро заняли их места. Мужская половина с чувством исполненного долга развалилась на предпоследнем ряду.

- Мы еще с вами даже не познакомились, а вы такое вытворяете!

Удивленные глаза принялись переглядываться.
Наконец учительница поняла, что совершенно напрасно пустила дело на самотек и причина беспорядков не столько в детях, сколько в ее педагогических просчетах. Впрочем, про свои просчеты она ничего не сказала, а принялась тыкать пальцем и командовать:

- Ты - сюда! А вот ты - рядом! Да, за первую парту! За первую, я сказала! Ах, ты не знаешь, какая первая? Вот эта первая, а совсем не та, которая посередине класса. И ты тоже за первую. Ах, ты, говоришь, вообще считать не умеешь? Я пока за тебя посчитаю. Вот с краю - значит, первая. Да, да, та парта тоже с краю. Но это не тот край. Да, конечно, если считать с конца, то она будет первая, но это совсем не тот конец! Да, да, концы неравноправны! Я потом объясню, почему они неравноправны. Да, верно, здесь закон равноправия не действует. Я потом объясню, почему закон не действует. Да усядетесь ли вы в конце концов! Уф!..

Учительница в изнеможении упала на стул.
- Да я за целый рабочий день так не уставала, как с вами за десять минут.

Дети с удивлением и состраданием оглядели учительницу.

- Недаром мне руководство говорило, что бросает меня на самый опасный участок. Да я не поверила. В общем так, дорогие мои дети, если вы не хотите преждевременно потерять свою первую учительницу, ведите себя тихо. Если хотите что-то сказать или сделать, сначала поднимите руку. Вот так. Если я разрешу говорить, значит, можно. И тогда надо встать. А если нет, то молчите. А если вы все разом начнете кричать, то я все равно ничего не услышу. Понятно?

В ответ - полная тишина.
- Понятно? - Еще раз уже с удивлением спросила учительница. Улыбнувшись, она добавила: - Раз молчите, значит, понятно.

Учительница уже хотела немного расслабиться, но тут черненький кудрявый мальчик поднял руку.

- Ну! Что тебе?
- Ничего.
- Зачем же ты поднял руку?
- Чтобы проверить.
- Что проверить?
- Проверить, что действует.
- А-а... - Кисло улыбнулась учительница. - Теперь проверил?

- Теперь проверил. - Согласился мальчик и добавил: - Спасибо.

- Пожалуйста. - Раскланялась учительница. - Тебя, кажется, Владимиром зовут?

- Да. - Согласился мальчик. - Я - Владимир Кацман, но вы можете называть меня просто Вовочка.

- Спасибо за доверие. - Поблагодарила учительница.
- Пожалуйста. - Поклонился мальчик.
Тут поднял руку другой мальчик, лохматый, но не кудрявый.

- А тебе что? - С раздражением спросила учительница.

- Мне тоже это...
- Что это?
- Тоже проверить...
- Что! - Учительница вскочила с места. - Чтоб больше никто не проверял! Как твоя фамилия?

- Моя фамилия Сидоров. - Насупился мальчик.
- А! - Вспомнила учительница. - Федор Сидоров? И можно просто называть тебя Федя, или как там еще?..

- Нет, мне больше нравится: Федор.
- Да? Ну, пусть будет: Федор. Садись!

Учительница опять присела.
- Итак, меня зовут Мария Ивановна, а вас всех я уже знаю. По документам, конечно. Если кого-то еще не запомнила, то не обижайтесь. Первый урок у нас будет ознакомительный, а на втором начнем изучать русский язык. Всего сегодня будет два урока, но в последующие дни их число увеличится.

Дети внимали, раскрыв рты. Учительница приободрилась. Возможно, у нее открылось второе дыхание. Она даже встала и с упоением продолжала:

- Вам, дети выпало на долю нелегкое испытание. На всех нас свалилась новая учебная программа. Я уже провела подготовительные беседы с вашими родителями, но вас решили раньше времени не волновать. Вам ведь пока все равно: что новая, что старая. Для вас сейчас все новое. И даже самая старая программа показалась бы вам новой.

Учительница замолкла, пытаясь распутаться в своих мыслях.

- В общем, ваши родители спрашивали, чем вызвано введение новой программы. Я им уже объяснила. А теперь и вам объясню, хоть вы пока и не спрашиваете. Все равно завтра или послезавтра спрашивать начнете. Так уж лучше сразу отмучиться...

Дети напряженно внимали.
- А расскажу я вам одну невеселую историю, с которой все и началось. Дело было в Антарктиде. Вы, наверное, не знаете, что такое Антарктида, но это совсем неважно, потому что точно такая же история могла случиться в любом другом месте. Так вот в Антарктиде недавно был основан плацдарм для освоения континента. Этот материк был признан наиболее перспективным в плане тушения пожаров, и там с большим риском была десантирована первая станция. Но видно, что-то не учли наши ученые, и от перегрева стало выходить из строя одно оборудование за другим, одно за другим. Связь с внешним миром была потеряна из-за очень сильного излучения. В общем, всем работникам станции стало как день ясно, что станции - крышка...

Учительница закашлялась.
- То есть я неправильно выразилась. На самом деле
образовалась безвыходная ситуация.

И тут маленькая девочка заплакала.
- Что с тобой? - Заволновалась учительница.
- Мне страшно. И жалко.
- Так все-таки страшно или жалко?
- И страшно, и жалко, и страшно-жалко.
- Ничего, не плачь. Все люди спаслись.
- Да я и не беспокоилась за людей. Я знаю, что они спаслись. Я уже слышала эту историю. Но вы все равно рассказывайте, мне интересно еще раз послушать. Аж, до слез пробирает! А станцию все равно жалко. Когда еще новую-то построят?

- Так. - Сказала учительница. - Ты - Леля Галушкина? Пять лет? Это тебя родители просили раньше срока в школу пристроить?

- Да. Они сказали: ты нас уже вконец замучила, теперь пусть школа мучается. Вот! - Радостно сообщила девочка.

- Какое совпадение. - Шепотом сообщил своей соседке Сидоров. - Мои предки то же самое сказали. Ну, слово в слово.

Соседка, а это была Катя, с презрением оглядела Сидорова.

- М-да. - Сказала Мария Ивановна. - Тогда просьба слушать без лишних эмоций. Вы не на представление пришли, на серьезную работу. Итак, работникам антарктической станции стало ясно, что их рабочее место накры... то есть находится в катастрофическом положении. Но люди действительно спаслись, так как в Центре еще раньше поняли, что стация накры.. то есть попала в отчаянное положение, и заблаговременно выслали спасательную экспедицию. Но вся соль не в этом, потому что станций бывало много, и аварий немало, и далеко не с таким благополучным концом. А соль в том, что в самый критический момент понадобилось снять последние показания приборов, которые еще сохранили работоспособность. Эта было крайне важно для последующих путешествий в Антарктиду, чтобы знать причину неудачи и не делать больше подобных ошибок.

- Это как черный ящик. - Шепнул Сидоров Кате, и она взглянула на него уже совсем другими глазами.

- И вот тут обнаружилось самое страшное. - Учительница высоко подняла руку для привлечения дополнительного внимания, которое впрочем, и без того было на пределе. - Тут выяснилось, что никто из работников станции не умеет записывать информацию на бумаге или еще на чем-либо. Все привыкли голосом командовать над машинами или кнопки нажимать.

Кацман поднял руку.
- Марьванна! А память у них дырявая оказалась?
- Дырявая - не дырявая, но не тренированная. Незачем им раньше было память напрягать. Сколько могли, конечно, запомнили. Но потом выявились неточности, разночтения. В общем, информация получилась ненадежная. А важна ведь была малейшая деталь. В результате наступление на Антарктиду отложено. Может быть, на многие годы.

- Да, печальная история. - Не удержалась Леля.
- Но это еще не все. Пошли разные проверки, и обнаружилось, что большинство так называемых специалистов никогда в жизни не держало в руках ни книг, ни чертежей, а половина выпускников школ даже не знает, как держать ручку или карандаш. Это означает, что если случится серьезная авария в энергоснабжении, то остановившиеся машины даже некому будет запустить. Вы станете кричать машине: давай, мол, запускайся, а она - ноль внимания, тьфу на вас, да и только. Вы ведь этой машине до лампочки, то есть, безразличны, я хотела сказать...

- Ха-ха-ха! - Не удержался от смеха Сидоров. - Мой папа говорит, что машины - это металлолом, а человек - это голова.

- Смотря, какой человек. - Уточнила учительница. - Если безграмотный, то у него все машины в металлолом превратятся. И просьба без разрешения комментарии не вставлять.

Кацман поднял руку.
- У нас дома есть технические книги, но отец говорит, что лучше хранить информацию на магнитных носителях. Больше влезает. У него даже под кроватью склад дисков по разным специальностям, к которым он даже никакого отношения не имеет. Хотя все это без труда можно посмотреть напрямую в сети в электронных справочниках. Но он говорит, что так надежнее. Вдруг сети откажут, что тогда? А у него все под рукой.

- Может быть, он и прав. - Не стала спорить учительница. - Никто не собирается отменять магнитных носителей. Но как показал печальный опыт, если люди ничего не знают о других формах хранения знаний, то они совершенно не ориентируются и в электронных знаниях, не видят разницы между прошлым и будущим, не могут быть в полной мере полезны другим людям. Посмотрите на эти голые стены!

Дети покрутили головами. Но девственная белизна стен не задержала их взглядов.

- Это неспроста! С них только что сняли электронные экраны, которыми пока увешаны другие классы. Слишком красочными и слишком развлекательными были прежние учебные программы. Фактически детям не давали знаний, а только учили общаться с машинами, учили какие кнопки нажимать, учили как успешно сдавать тесты. Считалось, что надо как можно больше работы поручить машине. Вот и разучились наши дети сами что-либо делать и думать. И действительно, зачем думать, когда и машина хорошо думает?

Кацман опять попросил слово.
- Мой папа говорит, что, отдав машине часть умственной работы, мы получаем возможность думать над очень сложными проблемами, которые пока непосильны машинам.

- Наверное, это правильно. - Согласилась учительница. - Но почему-то далеко не все используют эту возможность, предпочитают не напрягаться и попросту тупеют.

Первоклассники явно не собирались тупеть и никто не выступил против новой программы, хотя в чем она заключалась - было далеко не ясно.

- Уж не знаю, хорошо ли я объяснила. - Заскромничала учительница. - Для нас, учителей, все новинки - как снег на голову. Только-только, кажется, все устоялось, наконец, найдены правильные решения. Ан-нет. Оказывается, что все мы преподавали не так, как надо, и не то, что надо. Так что если вы поняли сегодня не все или даже все не поняли, то не огорчайтесь, потому что даже взрослые далеко не все понимают. Все равно в головах у вас что-то отложится и позже сыграет свою роль. А сейчас - перемена!
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Сказка будущего. Гл.4

Сказка будущего. Гл.61,62

Глава 61. Слово сказочника Как, скажете вы, дорогие читатели, мало того, что автор все насочинял, так он еще отдельного слова просит? Не слишком ли вольно он себя ведет? Его дело...

Сказка будущего. Гл.60

Глава 60. Беседа в кустах - Ну что же ты промолчал! - Набросились девочки на Андрея. - Такая возможность представилась. Больше такой не будет! - Но я, правда, не знаю, что говорить...

Сказка будущего. Гл.87,88

Глава 87. Кукушка Папа с Водяным исчезли в подвале управления, а дети расположились на ступеньках лестницы у избушки. - Они теперь долго болтать будут. - Кивнул Андрей в сторону...

Сказка будущего. Гл.13

Глава 13. Ночной побег Надо сказать, что ночная жизнь в Кукушкино практически отсутствовала, т.е. город не сверкал ночными огнями, по нему не слонялись шумные праздные компании. И...

Сказка будущего. Гл.22

Глава 22. Странная загадка - Что за глупость? - Не понял Андрей. - Почему не растет? Вот посадим, и будет расти. - Это надо понимать не буквально, - завила Катя, - а иносказательно...

Сказка будущего. Гл.1

Глава 1. Город Кукушкино Ах, дети, дети... Вы всегда будете открывать мир для себя заново. Вы будете непоседами и почемучками. Вы будете думать, что все вокруг было таким всегда. А...

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты