Глобальный прорыв к знанию

Сегодня совершенствование нашего образования подошло к такой черте, за которой, возможно, наступает его новый этап – динамический образованный процесс. Статическое образование уже прошло свою эволюцию, заканчивает её вместе с окончанием правления на нашей планете мира Ума и теперь должно уступить место новому динамическому процессу в образовании, принадлежащему другому миру, миру Сверхразума. В новом динамическом процессе главная роль будет уже отводиться не коллективному образованию, а индивидуальному самообразованию, потому что уже подходит его эволюционное время. Индивидуальное самообразование является необходимой составной частью динамического процесса обучения.

Но, как нам сегодня перейти от статического учебного процесса к динамическому образованию, а может быть даже соединить их вместе?

Образование двадцатого века по своей природе не могло быть другим, потому что оно являлось продуктом развития мира Ума, и оно было в основном статичным, но всё же имело расширение до определённого предела, вместе с расширением нашего Ума, т.е. имело некоторую коллективную динамическую составляющую. Сегодня, этот предел уже преодолевается, и складываются такие предпосылки, которые в корне могут изменить наше отношение к образовательному процессу, и помогут нам полностью понять и изменить его существующую природу. Новая динамика образовательного процесса приведёт нас к ещё большему расширению наших возможностей и новому глубинному Знанию, а в своей перспективе – к Истине.

Было ли ранее в нашем образование нечто подобное динамическому процессу обучения?

Официально такой процесс не присутствовал в нашем образовании, но передовые учителя всё же использовали его для получения хороших результатов в обучении. Например, на уроке физики учитель несколько самых сильных учеников, которые хорошо знали физику, усаживал на последние парты и давал им отдельные задания, которые по своей сложности намного превосходили учебную программу. Сам же учитель занимался с остальным классом, объясняя им обычную учебную программу по физике, но параллельно с этим контролировал знания этой группы сильных учеников. В результате этот класс, через этих сильнейших учеников, решал сложные физические задачи, которые были не под силу остальным классам в этой школе и, следовательно, и сам учитель и этот класс считался по физике самым сильным в школе. Вот вам простой пример динамического образования.

Как мы видим на приведённом примере, большой сложности в этом динамическом процессе нет и это реально осуществить даже сегодня, не прибегая к каким-то серьёзным революциям в учебном процессе. Тем не менее, и сам учитель физики и его классы считались самыми сильными в этой школе, а если бы остальные учителя сделали бы то же самое, то уже бы вся школа была сильнейшей. Сегодня же этот процесс «вывода» сильнейших учеников из обычной учебной программы и «подключение» их к более сложной учебной программе можно значительно упростить, используя для этой цели наши информационные технологии.

Как мы ранее утверждали, динамическое образование, возможно, будет переходным этапом между образованием Ума и Сверхразума, и можно даже сказать, что оно будет соответствовать пока некоему промежуточному типу разума – Переходному Уму, а далее его совершенствование приведёт нас к объединённому образованию, которое уже будет принадлежать миру Сверхразума. Нам необходимо сегодня вступить в этот переходной период и начать реконструкцию всех наших имеющихся технологий в современном образовательном процессе. Эти технологии нам необходимо усовершенствовать или даже полностью изменить, добавив к ним совершенно новые элементы.

Двадцать первый век сегодня своими «механическими» технологиями Ума всё сильнее влияет на технологии образовательного процесса. Он не тянет нас вспять, а именно позволяет нам своими достижениями в науке и технике значительно усовершенствовать учебный процесс. Если сравнивать образовательные технологии двадцатого и двадцать первого веков, то сравнение будет не в пользу прошлого века. Наше настоящее образования в технических средствах обучения и его технологиях наглядности значительно продвинулось вперёд. Но самое сегодня грустное состоит в том, что сами методы обучения остались на одном и том же уровне.

Почему мы до сих пор пользуемся учебными методами практически девятнадцатого века или даже более поздними? Ведь по большому счёту у нас в учебном процессе ничего не изменилось, кроме улучшения наглядности изучаемого материала. Как ранее учитель давал новый материал, так и даёт до сих пор, только его наглядность стала несколько выше и всё! Всё осталось тем же, ничего нового мы ещё в него не принесли. Учитель у нас «завяз» в этой устаревшей технологии учебного процесса и, кроме того, как давать новый материал большой группе учеников, он ничего более не успевает сделать; он не может дойти до каждого ученика, а работает только с группами учеников в классе.

Сегодня компьютеризация учебного процесса, использование на основе цифровых технологий средств технического обучения позволила нам этот процесс сделать более наглядным, к чему мы стремились ранее. Почему-то мы всё совершенствование в этом процессе направили в сторону наглядности и усвояемости знания, но никто не решается изменить в корне методы проведения занятий самим учителем.

Да, мы совершенствуем современные методики обучения, очень красочно оформляем их и кладём на полку. Единицы учителей предлагают нам новые методы обучения, как например, в своё время, Шаталов, который пытался учебный материал сделать легко усвояемый для разума учеников. Даже в этом случае, широкого внедрения в образовательный процесс его методов не произошло, потому что учитель, имеющий свои собственные методы, не очень-то хочет перестраиваться под чью-то новую методику. Его можно понять, потому что у него просто нет на это времени и необходимо быть действительно устремлённым и иметь вдохновение, чтобы получить новые методы обучения, но кроме этого, надо быть ещё точно таким же устремлённым и иметь вдохновение, чтобы их внедрить в учебный процесс.

Исходя из этих выводов, мы понимаем, что современный учитель очень сильно загружен обычной рутинной преподавательской работой, которая не даёт ему возможности заняться другими вопросами, в том числе и совершенствованием своих методик. Современные технические средства обучения (далее ТСО) сегодня очень совершены и позволяют нам даже полностью «механизировать» процесс донесения знаний до ученика. Эти ТСО уже подошли к такому моменту времени, когда они способны значительно облегчить рутинную деятельность учителя при обучении учеников. Мы, почему-то боимся прямо сказать учителю, что его сегодня у доски вполне может заменить компьютеризованный «механический робот с ТСО», чтобы облегчить ему индивидуальную работу с учеником.

Наша фантастическая литература неоднократно уже описывала роботов, которые обучали человека и это в наше время уже не такая далёкая перспектива. Идеальный вариант в образовательном процессе – это один учитель на одного ученика. Конечно, к такому идеальному варианту нам в ближайшее время не придти, но перед нами возникает решение нашей ближайшей цели – это освободить учителя от его рутинной массовой работы и перераспределить его время для индивидуальной работы с учениками. Но, как в современном образовании осуществить это без серьёзного изменения технологии учебного процесса и его методик, чтобы не изменять в большом масштабе того, что мы имеем сегодня?

Мы уже подошли к такой черте в эволюции образования, которая подвела нас к новому типу образовательной технологии – это динамическое образование, о котором мы говорили ранее. Для этой цели мир Ума создал серьёзные информационные обучающие технологии и целые обучающие системы, которые могут уже сегодня даже без вмешательства учителя дать любому человеку исчерпывающую информацию по любому вопросу. Наш сегодняшний мир – мир информационных технологий, которые сегодня стали доступными практически любому человеку в любых количествах. Это информационный прорыв также послужит нам в целях нашего дальнейшего совершенствования образовательного процесса. Почему бы нам широко не использовать эти информационные технологии в нашем образовательном процессе? Почему не освободить учителя от рутинной работы по «доставке» знаний ученикам, когда с этим сегодня вполне могут справиться информационные технологии с ТСО?

Современные ТСО вполне могут освободить учителя от объяснения ученикам одного и того же «нового» для них материала, да ещё по нескольку раз в день в разных классах. Это было необходимо в прошлом веке, когда мы не имели столько современных ТСО, и учитель был вынужден заменять их своим объяснением при помощи доски, мела и хорошо, если ещё имели место какие-либо плакаты, рисунки или другие наглядные пособия по изучаемой теме. Учитель вынужден был это делать из-за нашей бедности и отсутствия ТСО, и сегодня, когда вокруг столько информации любого рода, он продолжает осуществлять ту же рутинную работу «каменного века».

Что делает сегодня учитель, предоставляя ученикам новый материал? Он своими объяснениями «разжевывает» им этот материал, используя ТСО. Сегодня уже сами ученики лучше учителя знают, где взять любую информацию любого рода, включая любой предмет обучения в школе, а готовые рефераты по любой теме просто «валяются» в Интернете. Мы до сих пор чего-то ждём, какой-то отмашки на использование ТСО в более широком виде, вплоть до замены учителя. Но мы не ставим перед собой цель освободить школу от учителя, а нашей задачей является освобождение его от этой старой рутинной технологии прошлых веков для новой индивидуальной технологии, которая даст ему возможность работать с учениками при динамическом процессе обучения. Может быть, уже давно пора переключить учителя на объяснения ученикам того, как можно пользоваться этими информационными технологиями, чтобы они смогли сами научиться добывать себе знания в этом море информации и «сблизить» его с учеником для индивидуальной работы?

В нашем ближайшем будущем уже просматривается новая роль учителя: учить учеников технологии получения знаний при использовании современных информационных систем. Учитель должен будет научить учеников тому, каким образом можно сортировать информацию, выбирая нужный материал, закреплять её в уме ученика, используя его память, а далее развить в нём способность к самостоятельному обучению. Ученика сегодня необходимо научить пользоваться информацией для своего обучения и развития, для индивидуального самообучения. Роль же учителя будет состоять только в том, чтобы он помогал ученику это осуществить, держа его в постоянном напряжении в получении знания, о чём мы с вами говорили ранее, при этом поддерживая скорость получения знаний учеником равную его способностям, т.е. максимальную для ученика. В поддержании максимальной скорости в обучении заключается основная цель индивидуальной работы учителя с учеником.

В настоящее время ТСО позволяют намного более наглядно и с большей доходчивостью довести новый материал ученикам, и они это могут сделать даже лучше и доходчивей учителя. Мы можем опять услышать в ответ возглас: «как тут быть с человеческим фактором, кто лучше человека может объяснить что-то новое ученикам, чтобы они это лучше усвоили, при этом контролируя процесс усвояемости нового материала?» Можно сказать, что учитель «вкладывает свою Душу» в процессе обучения, когда пытается объяснить новый материал. Он имеет непосредственный контакт с аудиторией и может влиять на этот процесс, а смогут ли ТСО сделать то же самое, заменяя человека?

Говоря о ТСО, мы ни в коем случае не уменьшаем действие человеческого фактора, а, может быть, даже наоборот поднимаем его ещё выше. Например, компьютерные программы обучения делаются всё же знающим человеком, к тому же этот человек может оказаться одним их тех, кто лучше всего знает этот материал и кто может его преподнести так, чтобы он очень быстро усваивается. Здесь также идёт «вложение Души» в эти обучающие программы, и ещё неизвестно какая Душа при этом сильнее «светит». Даже программы обучения делает Человек, который вкладывает в них свою Душу. Без этого, можно сказать, самого серьёзного принципа как «вложение Души» ничего не получиться, только этот принцип способен притянуть к себе внимание ученика, в противном случае, программа без Души просто оттолкнёт ученика и создаст в нём даже противостояние ей. К этому вопросу необходимо отнестись очень серьёзно и в нашем мире Ума уже был подобный прецедент:

Ранее, при создании цифровых игровых программ для детей в одной из стран произошла интересная история: люди в этой стране создавали игровые детские программы ради денег, наживы, чтобы получить доход, и они получались «мертвыми», т.е. в них не вкладывали Душу. Когда такие программы стали появляться на рынке, то дети, при всей привлекательности и красочности этих игровых программ и их новизне, не стали в них играть; они у них вызывали сильную неприязнь и даже отталкивали детей. Когда же в эту страну приехали люди (из России), которые смогли вложить свою Душу в эти игровые программы, то всё стало зеркальным. Они уже делали это не ради денег и наживы, и всё произошло с точностью наоборот: детей нельзя было оторвать от них и даже приходилось применять силу, чтобы отвлечь их от игры. Поэтому мы очень серьёзную ставку в изготовлении обучающих программ делаем на людей, которые имеют Душу и могут вложить её частицу в свои обучающие программы, в противном случае, наши устремления не достигнут своего результата и потерпят крах. Сегодня этот процесс выбора программ не принесёт нам проблем, потому что ими рынок уже переполнен и мы всегда можем выбрать для себя ту программу, которая нам лучше всего подходит.

Если снова вернуться к ТСО, то в данном случае они имеют даже явное превосходство перед «средними» учителями (ведь у них у всех разный уровень открытости Души). Мы, ни в коем случае, не умаляем роли учителя, а даже наоборот помогаем ему сделать преподавательскую работу более привлекательной и даже увлекательной. У учителя в его будущей работе в динамическом образовании открываются совершенно новые перспективы, ведь оно ещё полностью не исследовано и его технологии в их глубине нам до конца не ясны.

Индивидуальная работа с учеником сегодня заключается только в том, чтобы оставить его после всех уроков и «поработать» с ним. Сколько учителей сегодня остаётся после уроков, когда они уже практически «выжаты» после неоднократного объяснения нового материала в нескольких классах, чтобы помочь на добровольных началах своим ученикам. У них на такую индивидуальную работу с учениками, как правило, сегодня просто не хватает ни времени, ни сил. Конечно, они вынуждены при современном образовании это делать, потому что это всё же наши дети. Наша цель как раз заключается в том, чтобы полностью переключить их на такую индивидуальную работу, оставив коллективную преподавательскую деятельность минимальной и перепоручив её ТСО.

Какой метод обучения используется сегодня в школе учителем?

Это, прежде всего, объяснение нового материала, далее наступает индивидуальная домашняя работа учеников с учебниками, с задачниками, а далее, возможны, дополнительные занятия по закреплению этого материала и в конце этого изучения новой темы проходит проверка знаний нового материала. Вся технология освоения нового материала довольно проста, но она вся лежит на учителе. Даже родители вынуждены учиться вместе со своими детьми снова, чтобы им помочь в их учёбе. Сегодня ученики не развивают свою самостоятельность и свою способность к самообучению, потому что таких методик очень мало.

Обычно учитель читает лекцию, которую конспектируют или не конспектируют ученики, потому что каждый учитель преподносит новый материал по-разному, причём его материал может сильно отличаться от описаний в учебнике. Только поэтому ученики иногда вынуждены конспектировать его объяснения. Это уже рутинная работа учеников, которая также по большому счёту не нужна, хотя многие объясняют это так, что, записывая за учителем лекции, ученики запоминают материал быстрее и лучше. Но можно найти совсем другие и более быстрые технологии в усвоении знаний, чем эта рутинная запись лекций, которая требует много времени.

Например, если же всего один раз полностью записать эту лекцию на видео, то ученики могут уже самостоятельно изучать этот материал и при этом они как бы присутствуют на лекции и могут прокручивать её неоднократно, пока полностью не усвоят весь материал. В этом случае, ни какой боязни что-либо пропустить у них уже не должно быть, а к видео лекции можно приложить ещё её текстовую часть и она станет ещё доступнее ученикам. Как нам кажется, это ни сколько не ухудшит усвоение нового материала, а, наоборот, его улучшит. Кроме того, мы не отрицаем ни в коем случае использования учебника, хотя видеолекция с текстовым материалом – это тот же учебник, но более наглядный.

Преимущество ТСО, скажем прямо, превосходит уже сегодня обычный процесс доведения учителем нового материала. В настоящее время в нашем образовательном процессе мы широко используем их, но почему-то полностью отказаться от роли учителя при коллективном обучении пока боимся. Скорее всего, самих ТСО у нас пока ещё не хватает, но и задачи такого перехода при изучении нового материала от учителя к обучающим «роботам» ещё никто серьёзно не ставил.

Действительно ли ТСО освободят учителя от рутинной работы или это нонсенс? Рано или поздно мы всё равно придём к таким обучающим машинам, потому что их время уже подходит, и освобождённый учитель должен стать наставником для ученика и главным его помощником в его индивидуальной работе по приобретению знания.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Глобальный прорыв к знанию

Глобальный прорыв к знанию

Предисловие. Наша жизнь, как и всё остальное на нашей планете, всегда...
Журнал

Глобальный прорыв к знанию

Вопрос получения образования сегодня состоит в том, чтобы каким-то образом нам...
Журнал

Глобальный прорыв к знанию

История развития образования в нашей стране – от почти полной безграмотности до...
Журнал

Глобальный прорыв к знанию!

К будущему методу параллельного получения знания, к которому нас должна привести...
Журнал

Глобальный прорыв к знанию!

Рассмотрение вопроса о совершенно новом методе в обучении, как параллельное...
Журнал

Глобальный прорыв к знанию!

Наше предложение о возможности существования параллельного метода в получении...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Суд. Раскодирование
Боль от столкновения с реальностью