Просвещенный - значит - восхищенный

Не странно ли, что области знания, открытые Гениями Человечества в их Звездные Часы, в нашей школе называются п р е д м е т а м и , к о т о р ы е п р о х о д я т ?

А, может быть, это-то как раз и характерно именно для этой школы, все еще в какой-то степени следующей традициям средневекового схоластического «школярства»: п р е д м е т – это что-то неодушевленное, механически и бездушно повторяемое, и пройти его, а, вернее, п р о й т и м и м о , надо как можно скорее, чтобы заняться чем-то более важным и нужным для жизни. Но для какой жизни? Разве в этом школьном возрасте мы можем хоть что-то знать об этом удивительном и чудесном даре, знать настолько, чтобы ценить не только свою, но и чужую жизнь?

Выдающийся генетик Тимофеев-Ресовский, вспоминая свои гимназические годы, драки со сверстниками, после которых приходилось долго отлеживаться, и педагогов-начетчиков, над которыми гимназисты беспощадно и жестоко издевались, выделяет учителя литературы, вдохновенные уроки которого он запомнил на всю жизнь.

Что же такое делал этот совершенно заурядный на вид человек по фамилии Фишер (вскоре уехавший в Польшу и потом там погибший в гетто), чтобы произвести такое неизгладимое впечатление на оголтелых сорванцов-гимназистов? Да ничего особенного, кроме того, что он сам совершенно искренне восхищался преподаваемым им, а не «проходимым мимо», литературным шедевром (а именно «Вертером» Гете).

В «Архипелаге Гулаг» Солженицын, описывая заключенного Тимофеева-Ресовского, отбывавшего срок за то, что он якобы помогал Германии в создании атомной бомбы, отмечает удивительную широту его знаний, к которой, по словам Солженицына, «современные даже не стремятся приблизиться». Этих «современных» Солженицын заклеймил введенным им в оборот словечком «образованщина». Все они получили (кто как сумел) высшее, или, как они сами с усмешечкой говорят, «верхнее» образование, и даже не одно, а как сейчас модно, два и более, но не стали просвещенными. Почему? Может быть, потому, что можно знать, не понимая. Понимать не обязательно, достаточно быть, так сказать, «информированным». А именно непонятая информация, как правило, и оказывается ложной.

Человек с момента зачатия до своего рождения за 9 месяцев, то есть, приблизительно за 7000 часов, проходит весь путь эволюционного развития с поразительной скоростью: десять тысяч лет в час! Это в среднем, потому что такое развитие всегда происходит с ускорением. Совершенно недостижимая и даже непостижимая для нас скорость, а вернее эффективность, а точнее Одухотворенность развития (недостижимая даже для современных суперкомпьютеров с умопомпрачительным быстродействием в терра и уже в пента флопс: это триллионы и квадрилионы операций в секунду). Очевидно, существует некий ускоритель этого удивительного процесса эмбрионального развития, который, выделяя в нем самое существенное, пробегает все ступени развития, не пропуская ни одной, может быть, за исключением тупиковых (пример: жаберные щели и пр.). И, видимо, самое существенное в этом ускоренном процессе развития – это направляющий его ускоритель-вектор. И этот ускоритель известен, он называется – душа.

Именно она – душа – готовит человека к рождению, к вступлению в этот удивительный мир, готовит с огромным запасом резервов (человек использует меньше 10 % заложенных в нем способностей).

Идеальные для ускоренного развития человека условия, созданные природой в утробе его матери, после рождения прекращаются. Иногда так резко, что эта родовая травма задерживает нормальное развитие на всю жизнь. Но, к сожалению, таких, как родовая травма, факторов, задерживающих развитие значительно больше, чем факторов, ускоряющих его. И главный задерживающий развитие фактор – это социальные условия, низводящие человека до уровня животного, постоянно занятого проблемой выживания, изнуряющим и деморализующим человека поиском хоть какого-то пропитания и хоть какого-то укрытия от непогоды. Эти бесчеловечные социальные условия, как правило, всегда поддерживаются власть имущими, которые боятся развития как угрозы своему благополучию. Иисус называл их «гробами повапленными, раскрашенными снаружи, а внутри – полными тления».

Но тем не менее почему часто даже нищий, не имеющий возможности получить, а сейчас уже купить «верхнее» образование, оказывается более просвещенным, чем болван, купающийся в роскоши? Обычно, сталкиваясь с человеком, мы воспринимам его как предмет или даже помеху. Но человек это не предмет, а процесс, процесс развития. И понять человека значит понять его душу, то есть истинное направление – вектор - его развития, его истинные интересы, часто глубоко спрятанные или тщательно скрываемые.

Для социального развития и формирования творческой личности, органично связанного с усвоением культуры Человечества, человеку отпущено времени значительно больше, чем 9 месяцев. Да и возраст этой культуры - каких-то пять тысяч лет, несопоставим с Эволюцией жизни - десятки миллионов лет. Но об эффективности и Одухотворенности этого социального развития и формирования индивида приходится только мечтать. Может быть потому, что способность, а значит и желание учиться, заложены генетически и можно создать ребенку самые благоприятные условия, а желания знать и понимать у него так и не возникнет? Вряд ли. «Информационный голод» малышей «почемучек» известен. Просто он или не удовлетворяется вовсе («отстань, надоел»), или отравляется каким-нибудь суррогатом, притупляющим интерес к дальнейшему узнаванию и пониманию, то есть к Просвещению.

Корень слова «Просвещение» - свет. Замечено, что лица многих людей светлеют, когда им удается что-то понять. Некоторые даже смеются от удовольствия, а удовольствие – показатель развития.

Один из самых просвещенных людей 20 века Эйнштейн говорил: «Мне посчастливилось повзрослеть раньше, чем я разучился удивляться». Замечательно, что этот один из самых выдающихся интеллектов своего времени говорит не об уме, а об удивлении, то есть о движении души. Удивление, изумление – прелюдия восхищения, а восхищение – прелюдия любви. Именно так в развивающимся и значит становящимся просвещенным человеке проявляет себя душа – импульс энергии развития.

Почему пала Римская империя? Наверно еще и потому, что девизом римлян было: «ничему не удивляться». Духовность христианства взяла верх над древнеримской бездуховностью, жестокостью, рабовладением и скотоложеством. Как удивительно написал об этом Пастернак:

«… и вот в завал этой мраморной и золотой безвкусицы пришел этот легкий и одетый в сияние, подчеркнуто человеческий, намеренно провинциальный, галилейский, и с этой минуты народы и боги прекратились и начался человек… человек ни капельки не звучащий гордо, человек благодарно разнесенный по всем колыбельным песням матерей и по всем картинным галереям мира».

Это «сияние», в которое был одет этот «легкий, подчеркнуто человеческий, намеренно провинциальный, галилейский» было не что иное как Просвещение. Иисус никогда не называл себя Богом, но только Сыном Божиим. Потому что быть Просвещенным это и значит быть «Рожденным Свыше».

Чем более просвещенным становится человек, тем более и более он убеждается в том, что этот удивительный и прекрасный мир создан именно для него, для Человека. Потому что практически все, на чем останавливается его взгляд, не может не вызывать его искреннего и глубокого восхищения. Не говоря уже о самой этой совершенно поразительной возможности – видеть и понимать.

«Радость видеть и понимать – есть самый прекрасный дар природы.. а самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека – это ощущение таинственности», - говорил Эйнштейн.

Но человек – вовсе не «вершина мироздания», а этап удивительного Процесса Одухотворения, такой же этап, каким, например, были в свое время динозавры. На каждом этапе Эволюции Процесс Одухотворения достигает поразительного совершенства, на последующих этапах, увы, уже недостижимого. Но если этот этап с точки зрения Эволюции оказывается тупиковым, Она зачеркивает его без колебания. Именно так 70 миллионов лет назад были зачеркнуты динозавры, поразительные существа, населявшие Землю целую вечность – 160 миллионов лет ! – и внезапно исчезнувшие. Земля была в их полном распоряжении и прожив на ней 160 миллионов лет (а ведь это – действительно – вечность), они спокойно могли бы прожить еще 70 миллионов лет, но тогда Человек – эта «Природа, сознающая самое себя» - никогда бы не смог бы появиться: эти чудовища просто затоптали бы его. Нетрудно представить, как один взмах чудовищного хвоста какого-нибудь диплодока – и целого племени как ни бывало. А ведь это племя уже поддерживало огонь, замирало при виде восхода и заката и занималось наскальной живописью.

Было ли это внезапное исчезновение динизавров случайностью? Падение астероида диаметром в десять километровв, подтвержденное раскопками, вызвало не только чудовищной силы взрыв, но и то, что в наше время ученые называют «ядерной зимой»: резкое изменение климата, вызванное запылением атмосферы. В этих новых условиях могли выжить только теплокровные и живородящие. Так вот, повторяя вопрос: было ли это случайностью или, все-таки, существует Высший Разум или Провидение, который может так решительно в нужный Ему момент направить Эволюцию в нужном Ему направлении и, значит, к известной только Ему цели?

Согласен: это кажется слишком невероятным, чтобы можно было в это поверить. Но разве не кажется таким же невероятным такое, например, утверждение, что Бог «создал человека, вдохнув в прах живую душу»? Разве этот «прах» не должен был быть уже изначально подготовлен к восприятию этой «живой души»? Согласен: это утверждение всего лишь поэтическая метафора, но, все-таки, не значит ли это, что в этот «прах», а точнее, в эту материю, состав которой одинаков для всей видимой нами Вселенной, не заложена уже изначально возможность возникновения такой поразительно сложной структуры, как человеческий мозг?

Но мы же все в школе уже п р о х о д и л и э т и п р е д м е т ы : сначала неорганическую, а потом органическую химию и, наверное, даже помним эти скучные формулы разных органических соединений.

Более того, нам даже уже известно, что учеными расшифрован г е н о м , состоящий из миллиардов частиц и, кроме того, нам уже известно, что геном человека и геном шимпанзе совпадают на 98 процентов!

Но разве невероятно, что эти всего лишь 2 процента, отличающие геном человека от генома шимпанзе, определили возникновение поразительных культур Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, поразительных архитектуры, музыки, живописи, поэзии, литературы, поразительного прогресса науки и техники ?

И все это несмотря на постоянное и непрекращающееся стремление Человечества к самоуничтожению?
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Просвещенный - значит - восхищенный

Что значит мыслить?

Мы попадаем в то, что называют мышлением, когда мыслим сами. Чтобы нам это...
Журнал

Что значит жить по Солнцу?

Всё, что происходит за сутки, так или иначе связано с солнцем, землёй и луной. С...
Журнал

Что значит быть Воином

Истинное же понимание боевого искусства значительно шире, и навыки ведения боя...
Журнал

Судьба человека: что это значит?

Разные взгляды на судьбу человека У людей есть разное понимание судьбы. Все они...
Журнал

Бескорыстно, значит, выгодно

Ежегодно на поддержку слабых стран, на борьбу с голодом и болезнями, на развитие...
Журнал

Богаче не значит счастливее

Ученые из Университета Уорика профессор Гордон Браун, доктор Крис Бойс и...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Абсолют и жизненная энергия в абсолютно голом виде
Эзотерика и планета Земля