Виды творчества. Музыка

часть 1

1. Музыка — это наполненный идейно-эмоциональным содержанием ток звуков, зодчество чисто временных художественных образов.

2. Совершая переход к поэзии, строительным элементом которой является вневременное и внепространственное слово (понятие), музыка наполовину облегчает тяжесть материи, сохраняя за её протяжённостью только временной аспект (совершенно исключая пространственный).
Виды творчества. Музыка
3. Уже живопись пытается оторваться от материи, работая только с её видимостью — цветом, — но всё же её средством остаётся внешняя и косная материальность, хотя и предельно лёгкая.

4. Музыка же, которую можно воспринимать во тьме, имеет своим материалом не саму материю, а пульсирование её души.

5. Рождение музыки совпадает с русской иконописью в том плане, что она берётся не С натуры, а ИЗ натуры, из её нутра, и в этом является хорошим примером для Живописи.

6. Пластика изобразительных искусств привязана к уже существующим природным формам, музыка же обладает большей свободой в выборе форм, контуры которых не скованы строгой определённостью содержания, как это имеет место в ваянии и живописи.

7. И если последние (например, в модерне) пользуются свободой и творческой фантазией, присущими только музыкальной гармонии, то такого рода переход к музыке приводит к разрушению их собственной почвы, к гибридным формам искусства.

8. Несмотря на то, что из всех пространственных искусств живопись наиболее идеальным образом преобразует внешнюю реальность и делает внутренний мир средоточием изображения, она вместе с зодчеством и ваянием остаётся в сфере такого художественного творчества, которое создаёт облик внутренней жизни посредством внешнего.

9. Что касается музыки, то она передаёт своё содержание, которое суть внутренняя стихия, посредством внутреннего же — незримым голосом души.

10. Это искусство полностью прорывается сквозь мировую вуаль Майи, выходит за пределы представления (к чему всегда стремилась иконопись), ибо изображает живой лик без всякой личины.

11. Но в музыке по причине опрокидывания в другую крайность от визуальных картин мира, в сферу субъективной замкнутости, в душевную дрожь, лишённую наглядных образов, теряется чёткая определённость содержания.

12. Если пластика — это молчаливая определённость, то музыка — живой говор души как ещё невнятное речение.

13. Всегда оставаясь непосредственно внутренним миром человека, музыка непосредственно трогает его душу.

14. Поэтому она позволяет быстро и легко, без усилий мысли уйти от проблем реальности в иной, иллюзорный мир.

15. В отличие от поэзии, способной раскалывать свой первоэлемент (слово) на звуко-знак и его значимое — чувственный и понятийный моменты, — в музыке первоэлемент (звук) несёт в себе лишь один эмоциональный заряд, который как несомое нераздельно связан со своим несущим.

16. Если поэзия есть положительное единство устойчивости (ноумена) и неустойчивости (феномена), то музыка — негативное единство этих противоположностей, единство на уровне неустойчивости.

17. Относительность ноуменальной устойчивости в музыке обусловлена тем, что собственным её содержанием является не стабильное понятие, а чувство, требующее для своей устойчивости постоянного возврата к нему.

18. Несмотря на то, что развитие поэтического понятия остаётся трансцендентным для музыки, истинная музыка, как Евтерпа, тяготеет к поэзии.

19. Она опирается на образную словесную конкретность, будь то сопровождаемый ею поэтический текст или общеизвестная ситуация, заключённая в самостоятельном музыкальном сочинении и его названии.

20. Поскольку музыка сразу, в обход мышления, может потрясать чувственный мир человека, она в качестве ритмоцентристской, роко(вой), поп-музыки заслуженно называется наркотической.

21. Совпадая с внутренними биоритмами, с пульсацией вегетативной системы человека, эта музыка, усыпляя мысль, приводит его к состоянию опьянения и располагает неокрепшие души к потреблению всякого зелья.

22. Для вящего успеха среди молодёжи, наркотическая музыка последнего времени старается избегать словесного сопровождения, действующего отрезвляюще, а если и сочетается с ним, то слова не несут смысловой нагрузки и одержимы конвейерным повтором.

23. В апокалиптический период*, в период молчания поэтического искусства и голода слышания Слова Божьего, самым модным и популярным искусством остаётся музыка.

часть 2

1. Музыка более других искусств проходит путь художественной обработки своего материала, кирпичиком которого является музыкальный звук.

2. Музыкальный звук помимо обязательной чистоты имеет следующие характеристики:

1) динамический акцент (сила, интенсивность)

и  2) высота
   =  3) тембр (включает светлоту, цветность, массивность)

4) длительность
       5) эмоциональность.

3. Для музыки комбинации звука (бытие) и интервала (ничто), заполнение интервала постепенным угасанием тона, аккорд, тональность, тембр, мотив имеют то же значение, что свет и тьма, цветовая «растяжка», сложный цвет, колорит, цветовая гамма, магия колорита для живописи.

4. Эманируя от живой речи, от её интонационного богатства, музыкальное звучание отличается от речевого прежде всего тем, что музыка длит свои высоты.

5. Звуковой строй организуется в музыкальную композицию согласно следующему порядку: темп, такт, ритм, гармония аккордов и тональностей, композиция.

6. Музыкальная композиция различается в себе на сферу необходимости (техническая сторона) и сферу свободы (поэтическая сторона).

7. Эта последняя есть мелодия — душа общей, завершённой музыкальной гармонии, которая составляет живую композиционную целокупность, единство закономерной основы (технической гармонии) и её одухотворённого парения.

8. Целостная композиция является системой художественно-временных образов, составляющих музыкальный текст.

9. Если законы композиции в живописи пребывают в качестве скрытого основания, то в музыке происходит возврат к архитектуре в плане объективации самих этих законов, и музыка есть сама композиция, но не только как гармония количественных отношений рассудочной архитектоники, но как живая гармоническая структура, пронизанная сокровеннейшим чувством, глубочайшей задушевностью.

10. Пространственные искусства — это манифестация застывшего результата художественного творчества, внутренняя жизнь которого сокрыта во внешнем проявлении.

11. Музыка же — это сам созидательный процесс творческого гения, его обнажённая душа.

12. Никакой вид искусства не располагает таким непосредственным и молниеносным мобилизующим воздействием на чувства людей, как музыка, этот незримый ангел Бога.

13. Музыкальное звучание объективируется либо через чуждое тело (инструмент), либо через своё тело по отношению к «я» (вокал).

14. Музыка располагает следующими основными видами инструментов: ударный, струнный, язычково-духовой, духовой, электро.

15. Ударный инструмент имеет наименьший диапазон модификаций звучания; но колокольный звон в этом смысле занимает привилегированное положение.

16. Ударный, щипковый, смычковый способы извлечения звука являются самыми косными, примешивающими посторонние шумы.

17. ДУХовой способ извлечения звука является переходным в ИДЕАЛЬНЫЙ.

18. В электромузыке способ звукоизвлечения является идеальным (поле), не привносящим посторонних шумов и позволяющим извлекать бесконечное разнообразие звуковой окраски из простой мембраны.

19. Вокальная музыка движется от мелодического как такового к музыке стиха: кантилена, речитатив, декламация.

20. Высшей жизненности, общенародной насущности и глубочайшего обаяния музыка достигает в органическом созвучии музыкального инструмента и человеческого голоса и далее — в музыкальном звучании одного чистого поэтического вокала.

21. Музыкальная жизнь народа неотделима от поэтического творчества, и, можно сказать, её началом и концом является поэтическое слово.

22. В музыке, как ни в каком другом искусстве (в силу нечёткой определённости содержания), обнаружилось разделение на академизм и общедоступность, на лабораторную музыку, доставляющую удовольствие своими тончайшими нюансировками технических структур только узкому кругу специалистов, и на музыку, позволяющую воспринимать её как поэтическую целостность.

23. Идеальная музыка — это постоянное удержание меры, гармонизирование полярностей.

24. Идеальная музыка не впадает в крайности, как-то: отчаяние и вакханалия, безысходная тоска и бравурность; она, стеная и ликуя, обретает истинное равновесие, её жалоба (как жалоба Иова) венчается умиротворением, её плач есть плач новорождённого, вызывающий радость в связи с появлением ещё одной жизни.

25. Гармония, выразив до конца идеал музыки — логику эмоционально окрашенных звуков, — переходит в поэзию, в образное движение понятий, где обретает высшую свободу художественного творчества.
×

По теме Виды творчества. Музыка

Виды творчества. Ваяние

1. Зодчество как всецело символическое искусство менее всех искусств может дать...
Журнал

Виды творчества. Зодчество

1. Зодчество* — эстетически оформленная, насыщенная идейным содержанием...
Журнал

Виды творчества. Поэзия

часть 1 1. Поэзия*¹ во всей полноте своего значения есть начало и конец...
Журнал

Всеобщий закон творчества

Объединения на подобии общин, землячеств-комюнити, ассоциаций, компаний...
Журнал

Механизм творчества

Сознание - это то что позволяет человеку создавать новые знания якобы из ничего...
Журнал

Ритмы творчества

Листая книгу Творения, наблюдаешь соразмерность, оказываешься наблюдателем...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Восемь мистических трансформационных мантр
Советы по уходу за волосами в зависимости от фаз луны