Как активировать в себе Наблюдателя

Всем известно, что великие бодхисаттвы говорят о необходимости овладевать наукой «непривязанности». И эта идея непривязанности, по-видимому, хорошо согласуется с восточным складом ума.

Но на Западе мы часто воспринимаем это слово как синоним равнодушия. На самом же деле состояние равнодушия и непривязанности разделяет глубокая пропасть.

Чтобы найти способ понять внутренний смысл непривязанности как противоположности равнодушию, мы стали искать учителя, который бы в своей работе руководствовался именно этим различием. Таким учителем оказался Айан Уолстенхольм.

Свою миссию Айан видит в том, чтобы помочь людям переместиться в своё подлинное «Я», где бы они могли ощутить настоящую Лёгкость Бытия. Он понимает, какую путаницу вызывают попытки перевести восточные понятия на язык западного ума. Поэтому он разработал мощный и эффективный способ представления «процесса Бытия Здесь и Сейчас».

Айан очень ярко описывает, как можно достичь этого состояния. Возможно, для многих из нас его рассказ окажется «недостающим звеном».

Сюзан: Почему вы решили попытаться сделать восточные традиции понятными для западного ума?

Айан: Всё объясняется тем, что большая часть информации, которую я получаю, касается именно этого вопроса. В моей работе с людьми наступает момент, когда они открывают мне, какой смысл они придают тому или иному понятию.

Сюзан: Насколько я понимаю, вы разработали способ описания пребывания в «Сейчас», который облегчает западному уму понимание того, что это на самом деле означает. Не могли бы вы поделиться своими достижениями с нами?

Айан: Начну с того, что западный ум всё слишком усложняет. Он должен получать информацию. Поэтому первая порция информации, которую я предоставляю людям, заключается в том, что каждый из нас из-за своей обусловленности считает себя единой личностью, тогда как на самом деле он играет множество ролей.

Например, вы, по-видимому, считаете, что вы Сюзан. Но при более внимательном рассмотрении вы обнаружите, что Сюзан – это много различных обусловленных «я» – много образов действий и эмоциональных состояний, причём каждое из них имеет свой сценарий, который включается тогда, когды вы начинаете играть соответствующую роль.

Есть роль, которую я называю «Наблюдатель». Это та роль, о которой Будда говорил своим ученикам, место Настоящего, или «недвойственности». Наблюдатель – это пространство, знакомое по опыту каждому из нас.

«Двойственность» мы обретаем только тогда, когда входим в одно из своих обусловленных «я». И всё, что нам нужно сделать для того, чтобы переместиться в место, где мы становимся Наблюдателем своих переживаний, – это научиться отличать эту часть от множества других частей своего «Я».

Сюзан: И как вы учите этому людей?

Айан: Мы начинаем очень просто. Утверждая, что Сюзан играет множество ролей, мы можем сказать, что тогда, когда она не в роли Наблюдателя – той роли, которая принадлежит Настоящему, – она играет роль, пришедшую из прошлого.

Если Сюзан верит в ту роль из прошлого, которую она играет, значит, она находится в прошлом. И эта часть её «Я» будет делать всё возможное, чтобы заставить других людей играть их роли по её сценарию.

Сюзан: А если она не верит в неё?

Айан: Значит, она находится в месте Наблюдателя, и теперь она может обнаружить ряд установок и убеждений, соответствующих этой её роли. И она обнаружит сценарий.

Мы «метим» свои сценарии, и это помогает нам переместиться на место Наблюдателя. Именно об этом всё время идёт речь. Местонахождение – местонахождение – местонахождение.

Сюзан: Опишите, пожалуйста, процесс «пометки» наших сценариев. Если можно, приведите примеры.

Айан: Самый важный сценарий – это так называмый «сценарий обиды».

Следуя сценарию обиды, мы можем, например, говорить что-нибудь вроде «Я имел право так поступить» или «Это несправедливо». Подобные мысли – верный признак того, что мы обыгрываем сценарий обиды.

Таким образом, всякий раз, когда вы чувствуете, что вы имели на что-то право или что мир несправедлив, постарайтесь отметить это чувство. Вы снабжаете эмоции своего рода «меткой», которая будет напоминать вам о том, что вы просто переключились на данную роль, ведёте себя согласно данному сценарию.

Скажем, вы говорите: «О, я сделала всё для них, я сделала и то, и это, а они ничего для меня не делают». Всегда найдётся тысяча причин, чтобы обидеться на другого человека.

В тот момент, когда вы ловите себя на том, что ищете причину, знайте – вы испытываете чувство обиды. Это самое подходящее место для того, чтобы его «пометить».

После этого вы можете вернуться в настоящее и просто позволить проявиться переживаемой в настоящий момент эмоции, какой бы она ни была. Это можно сравнить с перемещением курсора на экране компьютера. Когда мы помещаем курсор в то или иное окно, это окно активизируется. Мы можем переместить курсор на место Наблюдателя – и тем самым активизировать Наблюдателя.

Сюзан: Выходит, сценарий обиды – это просто одна из наших ролей?

Айан: Нет. К сожалению, роли не так легко снабдить ярлыками. Всё значительно сложнее. Область чувства обиды затрагивают многие роли.

Но чувство обиды, я думаю, – самый мощный источник наших сценариев, отчасти потому, что оно выдаёт себя за гнев.

Некоторые говорят: «Я по-настоящему разозлился», но то, что они испытывают на самом деле, – это обида.

Сюзан: В чём же разница?

Айан: Гнев – непосредственная реакция. Что-то происходит – и вы взрываетесь. Гнев – это вспышка. Гнев необуздан. Гнев не может задерживаться.

Задерживается обида. Обида чрезвычайно опасна, она всегда просочится и найдёт себе место. У нас всегда наготове целый список случаев, когда с нами «плохо обошлись», – всего того плохого, что, по нашему мнению, нам сделали, – и мы используем этот список в качестве оправдания того, что мы относимся к другим людям, как нам хочется.

Сюзан: Как показывает мой опыт, когда люди следуют сценарию обид, а мы не играем той роли, которая нам при этом отводится, нас могут обвинить в холодности или бесчувственности. У меня, например, есть друг, который потерял работу, а его жена из кожи вон лезла, чтобы заставить его расстраиваться по этому поводу. Она всё время обвиняла его, что он не заботится о своей семье. Как он мог оставаться в «Сейчас», не рискуя быть обвинённым в холодности и бесчувственности?

Айан: Ответить на такого рода вопрос не просто, так как вполне возможно, что, хотя этот человек казался безучастным, на самом деле он скрывал свои подлинные чувства. А утаивание чувств – это тоже сценарий обиды!

Предположим, что человек, о котором вы говорите, только делает вид, что он не расстроен сложившейся ситуацией. Разве он не нуждается в заработке? Разве он не нуждается в работе? Что он должен с этим делать?

Очень многое происходит с эмоциональной энергией при общении между людьми. Это не просто слова, которые они испоьзуют для общения. Важны не слова, а эмоциональная энергия, с которой эти слова произносятся. Эмоциональная энергия – вот что на самом деле определяет то, что происходит.

Рассматривая эту ситуацию, мы можем сказать, что, хотя создаётся впечатление, что расстраивается, злится и теряет контроль над собой жена, возможно, именно «спокойный сценарий» её мужа заставляет это делать. Муж может утверждать: «Я не сделал ничего, чтобы спровоцировать такое поведение!», тогда как он всё время скрывает свои подлинные чувства. А это – часть того, что я называю сценарием обиды.

Сюзан: Здорово! Я знаю этих людей, и, я думаю, вы совершенно правильно оцениваете динамику происходящего. Я как-то даже не подумала об этом.

Как же нам избавиться от этих сценариев?

Айан: Задача не в том, чтобы избавиться от них. Мы не можем от них избавиться. Задача в том, чтобы знать, что именно происходит, когда мы испытываем подобные чувства.

Если вы, например, беседуете со своей матерью, вполне вероятно, что она заставит вас переместиться в «маленькую» Сузан – или в одну из маленьких Сузан. Свобода во всех этих случаях заключается в том, чтобы знать, что происходит, когда вы чувствуете себя растроенной или испытываете другие нежелательные чувства, и использовать своё осознание, чтобы понять, в каком месте себя самой вы находитесь.

Когда мы расстроены, это означает, что мы переключились на какую-то конкретную свою роль. Именно сценарий, соответствующий этой роли, включает все переживаемые нами чувства.

Сюзан: А что вы можете сказать о тех случаях, когда другие действительно пытаются втянуть нас в свои сценарии, а мы не соглашаемся на это? Если мы откажемся принимать участие в игре, не будет ли это нас отдалять от них? Как можно это сделать, чтобы нас при этом не считали холодными или невнимательными?

Айан: Первый ответ: вы не можете этого сделать.

Чтобы не участвовать в сценарии другого человека, вы просто должны знать, как поступить.

Если вы понимаете, как вы работаете, и проверили это на себе – другими словами, если вы видите, что то, что я говорю, не просто представление, а точное описание того, что происходит, – значит, вы знаете, что, если вы втянуты в сценарий другого человека, вы участвуете в заговоре с целью удерживать его там.

Но второй ответ состоит в том, чтобы осознавать: Наблюдатель в другом человеке не хочет, чтобы мы играли роль в его сценарии.

Когда вам звонит подруга и сообщает, что с ней произошло что-то страшное, вам кажется, что вы её поддержите, если скажете: «Ах, как это ужасно!». Вам кажется, что подруга хочет, чтобы вы играли роль в её сценарии.

Но на самом деле ваша подруга говорит: «Помоги мне! Не допускай этого!»

Сюзан: Я уже долго нахожусь на этом пути, и мне приходится беседовать со многими людьми, которые ему следуют. И все мы понимаем то, о чём вы говорите. И мы, большинство из нас, бываем в пространстве Лёгкости Сердца. Но мы хотели бы жить там всё время, а это ускользает от нас. Как сделать это состояние перманентным?

Айан: Нужно подготовить пространство для того, чтобы это произошло. И один из способов сделать это – использовать то, о чём я говорю. Использовать своё сознание, чтобы как можно скорее осознавать, когда мы действуем согласно одному из своих сценариев. И после этого перемещаться в Настоящее.

Но как сделать это состояние постоянным? Я не могу дать никакого ответа. Мы ищем этого, и однажды это происходит само собой.

Постоянство приходит само собой.
Айан Уолстенхольм – учитель, автор книги «Заложник эмоций: добейтесь своей свободы» (Emotional Hostage – Negotiate Your Freedom).

В 1970 году, работая в Лондоне консультантом по дизайну, Айан переживает глубокое «осознание». В 1979 и 1981 годах, понимая необходимость включить этот опыт в свою жизнь, он едет в Индию, где проводит время в обществе просветлённого мистика Ошо. Позднее он встречает просветлённого учителя Барри Лонга и десять лет спустя организует и возглавляет Центр Барри Лонга, который вскоре превращается в успешную всемирную организацию.

Сейчас он работает с людьми в Великобритании и континентальной Европе, помогая проведению семинаров, курсов и ритритов, организуя сатсанги и давая частные консультации. Вы можете посетить его сайт Realised.org.

Если вы действительно хотите Знать.
×

По теме Как активировать в себе Наблюдателя

Как пережить сердечный приступ, если Вы дома одни. Как себе

Если вы ощутили острую, ВНЕЗАПНУЮ загрудинную боль – сразу бросьте все, чем бы...
Журнал

Как поднять себе настроение

Вы очень подавлены, весь мир вокруг кажется серым, и кажется, что никто и ничто...
Журнал

Как найти себе подобных?

Самый злободневный вопрос на сегодняшний день, который, так или иначе...
Журнал

Как помочь себе?

Никто из нас не может помочь сам себе. Мы в жизни настолько связаны с другими...
Журнал

Как экономия на себе убивает женские энергии

Глубинная миссия женщины — это привносить любовь и красоту в наш мир. Через...
Журнал

Как установить в себе покой

Прежде всего, вы должны захотеть достичь покоя. А затем вы должны настойчиво...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность