Об иконах. Донская икона Божией Матери

Шел 1380 год. Русь стонала под игом Золотой Орды. И наконец 8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, на Куликовом поле сошлись в смертельной битве две силы: орда кочевников, не знавшая жалости, привыкшая воевать и побеждать, и ведомые великим князем Димитрием Ивановичем русские рати, вдохновляемые верой Христовой.
Об иконах. Донская икона Божией Матери
Величественную картину битвы дал Н.Н. Карамзин:

«Стоя на высоком холме и видя стройные, необразимые ряды войска, бесчисленные знамена, развевавшиеся легким ветром, блеск оружия и доспехов, озаряемых ярким весенним, солнцем, слыша всеобщие громогласные восклицания: «Боже! Даруй победу государю нашему!» и вообразив, что многие тысячи сих бодрых витязей падут через несколько часов, как усердные жертвы любви к Отечеству, — Димитрий в умилении преклонил колена перед образом Богоматери. Воодушевление было всеобщее Русские войска с верою в победу двинулись на неприятеля и разбили татарские войска».

И склонился святой князь Димитрий пред образом Богоматери, который поднесли ему донские ратники из городка Сипотина. Образ был укреплен на древке и как хоругвь победоносно реял над русским воинством во время сражения.

После битвы ратники преподнесли князю Димитрию эту икону в дар. Князь поместил ее сначала в Успенском соборе, а затем — во вновь построенном Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор чудотворная и носит имя Донской.

Не умолчим об ином предании, согласно которому икона пребывала поначалу в Успенском соборе города Коломны. Наиболее ранее известие о коломенской Донской Божией Матери содержится в летописном сообщении времен царя Ивана Васильеича Грозного, молившегося перед нею в 1574 году, перед началом Казанского похода: «И приходит государь в церковь Успения Пречистыя и припадает к образу Пречистыя, иже на Дону была с преславным великим князем Димитрием Ивановичем». Когда Казань пала, царь Иван Васильевич приказал перенести чудотворный, дарующий победу образ в Москву.

На лицевой стороне иконы — Богоматерь, предстающая в иконографическом типе «Умиления». Изначальный золотой фон полностью утрачен, но лики и одежды Богородицы с Младенцем сохранились хорошо. Вишневого цвета плащ-мафорий Богоматери, рыжевато-коричневая рубашка Христа разукрашены сетью изломанных золотых линий. Золотом были написаны и края мафория Богоматери, звезды на нем — символ Ее тройного девства (до, во время и после рождения Спасителя). Синий чепец Пречистой, клав на хитоне Христа и свиток, перевязанный золотым шнурком, — все это делает цветовую гамму иконы торжественно-сумрачной и исполненной таинственной значимостью. На оборотной стороне изображено «Успение Богоматери». Пережив века, образ дошел до наших дней почти без изменений. Сохранилась и киноварная надпись: «Успение святыни Богородицы». От великого множества греческих и русских икон «Успения» этот образ отличает цельность внутреннего построения: опущены многие дополнительные сюжеты, которые часто используют другие иконописцы (несение апостолов Ангелами, плачущие жены, Ангел, отрубающий руку нечестивому Аффонию, дерзнувшему поколебать гроб Богоматери. В темно-синем ореоле царит фигура Христа с пламенеющим над Ним Херувимом, она вдвое больше фигур апостолов и святителей. В руках Спасителя — крошечная запеленутая фигурка, олицетворение бессмертной души Богородицы. Справа и слева от ложа с телом Богоматери — по шести апостолов и одному святителю (первый из них, вероятно, Иаков, брат Божий, епископ иерусалимский; второй — Иерофей, епископ Афинский). Это очевидцы кончины земной жизни Богоматери во граде Иерусалиме.

Одинокая свеча перед смертным ложем Божией Матери, ее трепетное пламя — символы угасания жизни. Обрамляющие центральную группу здания напоминают о кончине Богоматери в «доме». Всякий бывший в Иерусалиме видел это священное для христиан место.

Благочестивая традиция приписывает авторство Донской Богоматери выдающемуся иконописцу Феофану Греку.

Не один год длится полемика искусствоведов по этому вопросу, но не она важна для нас. Космическая мощь кисти Феофана пережила века и осталась с тем народом, к которому пришел он, принеся с собой великое искусство Константинополя. Кто видел фрески Феофана в Новгородской церкви Спаса на Ильиной улице, уже никогда не забудет их. Заказчиками Феофана были лучшие люди Великого Новгорода, московские князья и митрополиты. Деисус его письма украшает Благовещенский собор Московского Кремля. Там же, в местном ряду, слева от царских врат, была поставлена и чудотворная Донская. Ныне она находится в Третьяковской галерее.

Многие чудеса проистекали от этого образа. В 1591 году вторглись в русские пределы крымские татары, подошли, к самой Москве и раскинули шатры свои на Воробьевых горах. В то время почти все русское войско стояло в Великом Новгороде, защищая его от шведов. Столица оказалась беззащитной. Царь Федор Иоаннович, уповая на помощь свыше, повелел совершить вокруг городских стен крестный ход с Донской иконой, а затем поставить ее посреди малочисленного московского воинства. Ночью после усердной молитвы царь получил откровение от явившейся ему Богоматери, а утром устрашенные неведомой высшей силой татары покинули поле битвы и стали спасаться бегством, бросив множество раненых и весь свой стан.

В воспоминание столь дивной победы, дарованной чудотворным образом, царь в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла тогда Донская икона. Монастырь, так и названный Донским, хранил в своих стенах список с Чудотворной. Ежегодно 19 августа сюда шел из Кремля крестный ход.

7 мая 1686 года князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход на Крым, взял с собой чудотворную Донскую икону. По возвращении ее встречали государи Иоанн, Петр и царевна Софья.

Все возвращается на круги своя. В Донском монастыре, месте погребения святителя Тихона, где неугасимо горят лампады перед списком с чудотворной иконы, вновь звучит пение иноков. К православной России вернулся и другой чтимый список Донской Богоматери, исполненный уже в 1920-х годах замечательным изографом — новомучеником Владимиром Комаровским: этот образ пребывает в нижнем храме собора Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря...

(По материалам книги Н. Дмитриевой "О Тебе радуется!" Сретенский монастырь, 2004. Стр. 432. Переплет твердый.)

Тропарь, глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и Чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако ныне нас от всяких бед и напастей милостиво избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Молитва

О Пресвятая Владычице, Дево Богородице, Заступнице наша благая и скорая! Воспеваем Ти вси благодарственная за чудная дела Твоя. Песнословим от лет древних неотъемлемое заступление Твое граду Москве и стране нашей, чудотворный образом Твоим Донским всегда являемое: в бегство обращаются полки чуждих, грады и веси невредими сохраняются, людие же от лютыя смерти избавляются. Осушаются очи слезящия, умолкают стенания верных, плач в радость общую претворяется. Буди и нам, Пречистая Богородице, утешение в бедствиях, возрождение надежды, образ мужества, источник милости и в скорбных обстояниях неистощимое терпение нам даруй. Подаждь коемуждо по прошению и нужде его: младенцы воспитай, юныя уцеломудри и страху Божию научи, унывающии ободри и немощную старость поддержи. Посети в болезни и печалех сущия, злыя сердца умягчи, братолюбие укрепи, мира и любви всех нас исполни. Прими, благосердая Мати, враждующия и оправдай оклеветанныя. Истреби пороки, да не восходят грехи наша пред Судиею всяческих, да не постигнет нас праведный гнев Божий. Твоими молитвами, всемощным Твоим покровом огради нас от нашествий вражиих, от глада, губительства, огня, меча и всякаго инаго злострадания. Уповаем молитвами Твоими получити от Всевышняго Бога грехов прощение и изглаждение и с Богом примирение. Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего, со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом, во веки веков.

Аминь.
×

Обсуждения Об иконах. Донская икона Божией Матери

  • Я дала Вам ссылки на эти публикации,поскольку у меня нет времени писать об одном и том же.Эти две статьи с форумов.Вы можете прочитать их перейдя по ссылкам.
     
  • Душа вышестоящий план развития человека
    http://www.sunhome.ru/religion/19691

    Душа– это ещё и шар (Ду – Дух, ша – шар). Душа живёт любовью. Только любовь, сила соединяющая, позволяет синтезировать атомы и молекулы внутри души. Любовь вдохновляет, и именно это состояние открывает нас, и в душу.В предыдущую эпоху на астральном (тонком) плане душе выделялся Дом Отца, где душа должна была находиться во сне или после смерти.
    Душа это шар духа, который формируется внутри тела. Если на физике человек живёт трёхмерно, то душа на астрале – вышестоящем плане развития по отношению к физике, живёт четырёх или пятимерно, там действуют другие законы. Принцип астрала – сгущение материи внутри оформленного пространства. Душа собирает все атомы и молекулы, которые человек получает из окружающей среды, связывает их между собой и таким образом рождаются чувства или эмоции. Вот это движение частиц и называется душевной жизнью. В пятой расе главной задачей было вызвать, получить чувство, а в новой эпохе чувство надо расшифровать и понять, зачем оно дано.

    Душа живёт любовью. Только любовь, сила соединяющая, позволяет синтезировать атомы и молекулы внутри души. Любовь вдохновляет, и именно это состояние открывает нас, и в душу устремляется поток новых частиц, которые несут новую информацию и обновление. Как только душа насытилась этим потоком атомов и молекул, она укрепилась в теле.

    В пятой расе для того, чтобы преодолеть узость религиозности и помочь человеку взойти к Отцу, Владыки ввели психологию. Психея – это Душа. Предполагалось, что человек научится не только чувственному познанию окружающего мира, но и разовьёт Высшую Душу, воспитывая высшие чувства, направленные к Отцу. К сожалению, эта идея реализовалась только своей первой частью, но помогла многим, кто потерял веру в Отца в церкви сохранить душу. Психология анализирует чувства, а чувств без души не бывает. Душа подтверждала статус человека в пятой расе.Психология — материалистическое знание души, только ведёт она не к Отцу, а к Матери.

    В предыдущую эпоху на астральном (тонком) плане душе выделялся Дом Отца, где душа должна была находиться во сне или после смерти. Если человек в своей жизни допускал жестокость, пренебрежение своими чувствами или другого, то Душа могла уйти из тела и на её место приходили другие существа из нижестоящих, адовых проявлений.

    Строение Души
    .

    Душа ранее формировалась тонким миром, поэтому она чувствует все раньше, чем мы понимаем, и гораздо глубже, чем можем воспринять разумом, потому что душа строится звездной материей, связывая нас со звездами галактик. (Вспомните мультфильм «Король-Лев»: «Души после смерти становятся звездами»).
    Свет излучения звёзд наполняет Вселенную звёздной материей. И Душа, расширяясь, вмещает звёздную материю в свою оболочку, развёртывая Вселенную внутри каждого из нас.
    Звёздная материя заполняет пространство Метагалактики частицами, атомами, молекулами, точками, искрами разных мерностей. Информация в этих частицах записана огнём жизни новой Огненной эпохи. И развитость Души позволяет воспринимать потоки частиц с их записями и войти в условия новой эпохи каждому из нас.
    Душа современного человека имеет 8 начал, которые формируют чувствительность нового качества жизни:

    1. Чувства – тактильное, вкуса, обоняния, слуха, зрения, знаковое, символа, таксона;
    2. Высшие чувства – лучшие выражения чувств, накопленные человеком, которые становятся естеством его состояния выражения в общении (радость при виде ребенка);
    3. Святой Дух – мудрость исполненной воли Отца;
    4. Огнесвет – расшифровка записей воли в огне условий жизни, данных напрямую Отцом каждому из нас на исполнение;
    5. Энергия силы – это когда несколько видов энергии входит в одну точку и рождают силу души;
    6. Свет – несёт методы душевной жизни от Отца скоростью света;
    7. Дух – являет чувственное выражение каждой мерности отдельно;
    8. Огонь – это компактифицированный огонь мерностей, которые душа выражает.

    Душа имеет шарообразную форму и находится внутри чакры. Из чакр состоит астральное тело человека. Чакр теперь не 7, как в пятой расе, а 128, чтобы воспринимать жизнь Метагалактики разных мерностей по новому стандарту Отца.
    Чакры имеют лепестки, через которые взаимодействуют с энергией и частицами этих мерностей и насыщают душу информацией об окружающем пространстве. Душа на основе этой информации формирует чувства и отношение к тому, с чем взаимодействует.
    Внутри души появляется матрица с записями наших действий в разных пространствах с разными мерностями звёздной материи. И это является базой формирования мысли, смыслов, сути и т.д. в развитии каждого из нас.
    128 душ внутри чакр, взаимопроникаясь, рождают многомерную универсальную Душу.
     
  • мя Бога

    Имя Бога надо знать, только в этом случае Бог обещает защиту и помощь: «потому что познал имя Моё» (Пс.90.14). Значит, не так просто познать имя Бога? Имя существительное бог — это имя нарицательное. Живой Бог имеет личное имя собственное. Для израильтян в Ветхом Завете личное имя Бога было сокрыто. Известно было только то, что Бог один: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор.6.4). Иисус Христос тоже учит об одном Боге: «Да знают тебя, единого истинного Бога» (Ин.17.3). Здесь же Христос говорит: «Я открыл имя твоё человекам» (Ин.17.6) и поскольку Бог один, то Он имеет одно личное имя, которое обозначается одним словом Отец.

    «Отче наш» — эту молитву к Богу дал нам Иисус Христос. Здесь в главной нашей молитве Бог называется Отцом. Следующие слова «да святится имя твоё» (Мат.6.9) означают, что у Бога есть личное имя (имя собственное). Христос всегда называет Бога Отцом: «Отец мой», «Отец ваш» или просто «Отец», «Отче». Апостол Павел в своих посланиях обычно приветствует христиан «от Бога Отца» или «от Бога Отца нашего». Следовательно, слово Отец — это имя собственное, личное имя живого Бога и одновременно имя нарицательное как «отца нашего». Ветхозаветные евреи не имели права называть Бога его личным именем, которое имеет одновременно два значения. Бог Отец усыновил людей через Иисуса Христа (Еф.1.5), поэтому христиане имеют право называть Бога Отцом и отцом нашим.

    Христос повелел ученикам «научить все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Мат.28.19). Здесь есть только одно личное имя (имя собственное) Отец. Поэтому сказано в единственном числе «во имя Отца», а не во множественном числе «во имена». Потому что слово Сын — это имя нарицательное и у Сына есть своё личное имя (имя собственное) Иисус.

    Поскольку применительно к Богу слово Отец следует рассматривать в двух вариантах одновременно: как имя собственное Отец и для христиан как имя нарицательное отец, то в связи с этим, нужно провести различие между понятиями Бог и божественная природа. Бог — это личность, Он имеет одно личное имя Отец. Бог Отец — единственная причина всего в нашей Вселенной, всё остальное следствия, в том числе Сын Божий рождается от Отца и Дух Святой исходит от Отца. «Отец имеет жизнь в самом себе» (Ин.5.26) — это одно из основных свойств живого Бога — «так и Сыну дал иметь жизнь в самом себе». Понятие «Сыну дал» означает, что только Бог Отец - источник жизни. Сын принял этот дар от Отца, что сделало его богом по природе. Божественная природа - это совокупность свойств Бога Отца, этих свойств может быть множество, бесконечность. Одно из свойств Бога — рождать Сынов Божьих, поэтому понятие отцовства является свойством божественной природы.

    Примеры употребления слова Отец как имя собственное:
    Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе (Ин.4.23);
    Но у нас один Бог Отец, из которого всё, и мы для него, и один Господь Иисус Христос (1 Кор.8.6);
    Ибо сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили меня и уверовали, что я исшел от Бога. Я исшел от Отца, и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу (Ин.16.27-28);
    Как Отец знает меня, так и я знаю Отца, и жизнь мою полагаю за овец (Ин.10.15);
    Дух истины, который от Отца исходит, он будет свидетельствовать о мне (Ин.15.26);
    Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа (Гал.1.3);
    Мир братьям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа (Еф.6.23).
    И Отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, который на небесах (Мат.23.9);

    Примеры употребления слова Отец как имя нарицательное:
    Иди к братьям моим и скажи им: восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему (Ин.20.17);
    Всё предано мне Отцом моим; и кто есть Сын, не знает никто кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Лук.10.22);
    Тогда сказали ему: где твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни меня, ни Отца моего; если бы вы знали меня, то знали бы и Отца моего (Ин.8.19);
    Если бы вы любили меня, то возрадовались бы, что я сказал: «иду к Отцу»; ибо Отец мой более меня (Ин.14.28);
    Один Бог и Отец всех, который над всеми, и через всех, и во всех нас (Еф.4.6);
    Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам (1 Фес.3.11);
    [ссылка удалена]
     
  • Дух Святой-это благодать Божия,ипостасное творение Бога,его действие как знак Всемогущества.
    В Боге -три личности,начертания,образа:
    1)(Отец Небесный)-действие Божие,сама субстанция или материя,как угодно называйте.
    2)Разум(мысль,слово)
    3)Дары действий Святого Духа от самого Бога

    Три ипостаси и составляют ЕДИНОЕ БОЖЕСТВО
     
  • В троице -три лица,четвертого не дано,Дева Мария родила одно "яблоко"(но в трех лицах)Это я в кавычках,чтобы вам было понятней.
     
  • Дева Мария зачала в о чреве своем Христа.
    "Как праматерь Ева создана из Адама,говорит св.Иоанн Дамаскин,так и Пресвятая Дева родила Нового Адама,Бога Иисуса Христа,хотя по закону Чревоношения,но превыше естественного Рождения,потому что он рожден от Жены без Отца и от Отца без Маттери"
     
  • Бог-един,но выступает в трёх лицах(Бог-Отец,Бог-Сын,Бог-Дух Святой).
    К примеру яблоко,оно имеет три стороны(Красную,Зеленую и Желтую),но яблоко одно.
    Бог един как правитель.В этом Божеcтвенный догмат Троицы.
     
  • Здрасте. Слушайте. Екатерина: вы меня совсем запутали. Мне батюшёк один как-то сказывал что Троица Святая состоит из: бога отца, бога сына и бога-духа святого. Номера 1, 2, 3. Так кто кого родил ? Иисус Марию или наоборот? Или как? Под номером вторым фигурируют, согласно вашему
    убедительному "...а значит", два лица. Иисус и Мария одновременно. И чё делать теперь, мне, простому обывателю ? Ведь получается что в Троице четыре лица!
    Кстати, поговаривали, что Иисус из рода Давида. Верно? Но род то у евреев считался не по женской, а по мужской линии. Улавливаете ? Так кто же все таки отец Иисуса ? Дух Святой или мой коллега по профессии - Иосиф ?
    С уважением Сизый.
     
  • А Вы что не знаете,что Богоматерь в Христинстве является символом Христианского догмата?
    Дева Мария родила Иисуса Христа.Сам же Бог триедин,точнее выступает в трех лицах,ипостасях,а значит и второе лицо Святой Троицы является также Богородицей и Божьей Матерью?
     
  • Удивительная вещь: словосочетание - богоматерь, матерь бога,
    мать бога, женщина родившая бога. Это возможно?
    Еще более удивителен факт того, что матерью безгрешного бога
    являлась женщина, на которой лежала печать первородного греха,
    как и на всех потомках Адама и Евы.
    Кто бы мне мог все это разъяснить не используя палочку - выручалочку. Какую? Таинство. Таинство божее.
    Еще один вопрос. Слово "бог" имя собственное или нарицательное?
    Как быть с правилами грамматики? Если речь идет о богах инудуистских, например? Надо ли писать "бог" с большой буквы?
     

По теме Об иконах. Донская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери, Чудеса Богородицы от иконы Ея

Протоиерей Василий Швец в “ЧУДЕСАХ ОТ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ” пишет...
Религия

Курская Коренная икона Божией Матери Знамение

В конце XIX столетия икону Знамение взрывали, но она чудесным образом осталась...
Религия

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери, также именуемая Портаитиссою (т.е. Вратарницею...
Религия

Икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Споручница грешных» названа так по надписи, сохранившейся...
Религия

Иверская икона Божией Матери

Святой образ Иверской Богородицы известен каждому православному христианину...
Религия

Живоносный Источник это икона Божией Матери

Все христианские иконы имеют свои уникальные истории создания или обретения и...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация