Выстоять вместе с преподобной Марией

На пятой неделе Великого поста в православных храмах всего мира совершается очень продолжительное богослужение, которое в русском народе называется "Мариино стояние". Эта многочасовая служба посвящена подвигу преподобной Марии Египетской — удивительной святой, которая после весьма бурной молодости 47 лет провела в пустыне в подвиге покаяния.
Выстоять вместе с преподобной Марией
Обычно это богослужение, во время которого полностью читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, совершается вечером в среду пятой недели Великого поста. Но в этом году на четверг пятой седмицы в Поместных Православных Церквах, живущих по юлианскому календарю, в том числе в Русской, приходится великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. А в среду вечером в храмах, соответственно, будет совершаться всенощное бдение под этот праздник. Поэтому "Мариино стояние" перенесли в некоторых храмах на понедельник, а в некоторых — на вторник этой недели. Вечером в понедельник службу "Мариина стояния" в московском Храме Христа Спасителя возглавит патриарх Кирилл.

Преподобная Мария Египетская, память которой Православная Церковь совершает 1 апреля по старому стилю (14-го по новому) и в пятое воскресенье Великого поста, скончалась в 522 году в пустыне за Иорданом. Как повествует житие, до своего покаяния и обращения Мария была известной в городе Александрии блудницей. В возрасте 12 лет она сбежала в большой город из родительского дома, чтобы вести вольную жизнь.

Слово "блудница" по отношению к образу жизни Марии Египетской до покаяния иногда неверно понимают как "проститутка", хотя на самом деле все было не так. Да, в лике православных святых действительно прославлены женщины, которые до покаяния зарабатывали себе на жизнь услугами "платной любви" — например, преподобная Пелагия Антиохийская или преподобная Таисия, которая "древнейшим ремеслом" заработала себе целое состояние. Но с Марией было не так. На языке современных реалий ее правильнее было бы называть хиппи, практикующей "свободную любовь", чем корыстной женщиной, стремящейся своим телом заработать побольше денег. "Я жила в нищете и зарабатывала пряжей, — рассказывала спустя много лет Мария авве Зосиме, который и поведал о ее жизни. — Думала я, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти".

Для юной Марии "свобода любви" была одним из атрибутов вольной жизни в целом — веселых пиршеств, музыки, песен, вина, путешествий и приключений. Если бы она жила не в Александрии V века, а в 70-е годы ΧΧ века в Европе или США, ее бы называли "дитя цветов", автостопщицей и "фрилавщицей". Именно такого рода была авантюра с морским путешествием в Иерусалим — девушка ΧΧ века вышла бы с развевающимися волосами на трассу и подняла руку, а девушка V века напросилась на корабль, пообещав, что моряки и пассажиры не будут с ней скучать. Как повествует житие, во время путешествия по морю Мария предавалась невиданному разврату и пьянству. Ей удалось соблазнить даже благочестивых паломников, которые следовали в Иерусалим на праздник Воздвижения Животворящего Креста. "Как море стерпело мое распутство и любодеяние, как земля не разверзла своих уст и не свела меня заживо в ад, прельстившую и погубившую столько душ", — каялась святая впоследствии.

Достигнув Святой Земли, Мария вместе с толпой паломников попыталась войти в церковь, где находилось Животворящее Древо. "Но едва я ступила на порог, как меня остановила некая Божия сила, не давая войти, и отбросила далеко от дверей, между тем как все люди шли беспрепятственно. Я думала, что, может быть, по женскому слабосилию не могла протиснуться в толпе, и опять попыталась локтями расталкивать народ и пробираться к двери. Сколько я ни трудилась — войти не смогла. Как только моя нога касалась церковного порога, я останавливалась. Всех принимала церковь, никому не возбраняла войти, а меня, окаянную, не пускала. Так было три или четыре раза. Силы мои иссякли. Я отошла и встала в углу церковной паперти", — вспоминала будущая святая.

Мария почувствовала, что это грехи возбраняют ей видеть Крест Господень. Увидев перед собой икону Богородицы, Мария начала слезно каяться и бить себя в грудь. "О Дево, Владычице, родившая плотию Бога — Слово! Знаю, что недостойна я смотреть на Твою икону. Праведно мне, блуднице ненавидимой, быть отвергнутой от Твоей чистоты и быть для Тебя мерзостью, но знаю и то, что для того Бог и стал человеком, чтобы призвать грешных на покаяние. Помоги мне, Пречистая, да будет мне позволено войти в церковь. Не возбрани мне видеть Древо, на котором плотию был распят Господь, проливший Свою неповинную Кровь и за меня, грешную, за избавление мое от греха. Повели, Владычице, да отверзутся и мне двери святого поклонения Крестного", — приводит слова покаянной молитвы Марии Египетской ее житие.

После этого Мария вновь попыталась войти в церковь, и на этот раз это ей удалось. Мария поклонилась Животворящему Кресту и услышала говорящий как бы издалека голос: "Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой".

На выходе из церкви один человек подал Марии три медные монеты. На них она купила себе три хлеба и у продавца узнала путь на Иордан. Причастившись в церкви святого Иоанна Предтечи, Мария нашла у Иордана небольшую лодку, переправилась на другой берег и ушла в пустыню.

Особенно тяжелыми для Марии были первые 17 лет пустынной жизни. Считается, что 17 лет она прожила блудной жизнью в миру, и именно столько же потребовалось на покаяние. Ее пища закончилась, одежда истлела, летними днями мучила нестерпимая жара, а зимними ночами — холод. Бесы искушали преподобную Марию, навевая ей воспоминания о былых пирах, вине и мужском внимании. Тогда она каталась по земле, чтобы отогнать эти помыслы.

Через 17 лет наступил следующий период ее подвига — своим покаянием Мария достигла чистой молитвы и чудотворений. Она обрела способность ходить по иорданским водам, прозорливость, знала наизусть Священное Писание, которого никогда не читала и не слышала до ухода в пустыню.

Перед смертью преподобная Мария сподобилась принять Святые Христовы Тайны от аввы Зосимы, который нашел подвижницу в пустыне чудесным образом. Он же после кончины святой предал ее христианскому погребению. По преданию, стопы умершей Марии лизал дикий лев. Зверь не тронул авву Зосиму, который пришел похоронить Марию — напротив, своими когтями помог старцу вырыть могилу.

Житие преподобной Марии служит примером того, что нет такого греха, в котором человек не мог бы покаяться, а истинное покаяние может вывести даже самые заблудшие души из бездн греха на вершины богообщения. Именно поэтому память преподобной Марии Египетской совершается Великим постом — во время покаяния и телесного подвига, в котором она как никто преуспела.

Помимо Великого канона, во время "Мариина стояния" читается канон святой и ее житие. Эта служба установлена со времен VI Вселенского Собора (681 год).

Особенно торжественно "Мариино стояние" совершают старообрядцы. Эта служба длится у них до семи часов. Во время богослужения они кладут столько земных поклонов, сколько положено по Уставу — всего около тысячи.

В Москве частица мощей преподобной Марии Египетской хранится в ковчежце в Сретенском монастыре.
×

По теме Выстоять вместе с преподобной Марией

Пойдем вместе со светом!

Человеку невозможно ничего раскрыть, если он не ощущает опустошенность. Грядущие...
Религия

Как вместе подняться над горой сомнений

Каждый должен представить себе, что он – это весь мир, вся реальность. А все...
Религия

Вместе победим

Вопрос: Когда мы работаем над соединением, какое эго мы раскрываем: общее или...
Религия

Вместе поднимемся и ни шагу назад!

Сегодня пройдет вечер единства в Беер-Шеве – и каждый раз мы поднимаемся еще на...
Религия

Пойдем вместе со светом!

Цель творения, цель всеобъемлющей природы – привести нас к равновесию на всех...
Религия

Мария Владимировна Миронова

13 ноября 1997 года, 10 лет назад, остановилось сердце замечательной женщины...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Цепная кармическая реакция
Бесконечная причинность