Богатыри

Волоты (Волотки, Велеты, Асилки, Осилки) - в восточнославянской мифологии великаны, богатыри. Жили в древние времена, по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утёсы и т.п. Возгордившись своей силой, Асилки стали угрожать Богу и были им уничтожены. В белорусских преданиях Асилки выкорчёвывают деревья, откидывают или разбивают камни каменным оружием. Иногда за каменной стеной, разбитой Асилками, обнаруживали похищенных Скипером-змеем людей. Фольклорные мотивы, связанные с Асилками (подбрасывание в небо булавы Асилками, отчего гремит гром, победа над змеем и т.п.), позволяют считать мифы об Асилках вариантами мифа о борьбе Бога-громовержца (Перуна) с его противником змеем. Название "Асилки" предположительно связано с индоевропейским корнем "ak" - "камень, каменное небо".

Волоты, по поверьям, - некогда населявшие землю гиганты, богатыри. Волотками могут называть курганы, которые считаются могилами древних исполинов и богатырей, «первонасельников и первопредков»: «Сии страшилища были великаны (...) то же, что у греков гиганты», - писал в конце XVIII веке М. Чулков. По сообщению Ф. Буслаева, велеты или волоты, чудаки - «первобытные жители Сибири, от которых будто бы остались курганы» (Иркутская область) (Буслаев, 1861 год).

М.Н. Макаров отмечает, что останками древних богатырей, «костьми богатырскими» иногда почитались ископаемые кости мамонтов: «В округе Переславля-Залесского один помещик употреблял плоскую мамонтову кость вместо печной заслонки, добрые люди звали эту кость ребром Добрыни Никитича» (Макаров, 1838 год).

В.И. Даль так характеризует связанные с волотами поверья: волот - «гигант, великан, могучан, магыт, могут, вёлетень (Юг); богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы. В волотах сказочных, в богатырях, сила соединяется с ростом и дородством: остатки их народ видит в костях допотопных животных, а в Сибири говорит, что целый народ волотов заживо ушел в землю» (Даль, 1880 год).

Хотя само название «волот» отмечено не повсеместно, образ исполина-богатыря - один из самых популярных в крестьянских поверьях и рассказах. На Орловщине «о первобытных людях сохранилось предание, что они были несравненно сильнее, долговечнее и больше ростом, чем теперешние. Отсюда такая приговорка: „Встарь люди были божики, а мы люди тужики, а позней еще будут люди пыжики: двенадцать человек соломинку поднимать, так, как прежние люди поднимали такие деревья, что нонешним и ста человекам не поднять“» (Трунов, 1869 год). Переславль «имеет предание о каком-то Васе Переславце, на которого если кто взглядывал, то никакая шапка не удерживалась на голове: так этот Вася был высок ростом. В Тульской губернии подобный же богатырь вырывал под засеками столетние дубы с корнем и проч.» (Макаров, 1838 год). Архангельские крестьяне полагали, что богатыри - «люди очень рослые и обладающие такой силой, что толпа обыкновенных людей на одного из них ничего не значит» (Еруслан Лазаревич взмахом метлы убивал целые тысячи войска). «Верование в таковых людей... поддерживается и распространяется в народе посредством картин суздальской работы, которые можно найти в каждом крестьянском доме подле изображения святых. Случалось видать, во время хождения по крестьянским домам с крестом и святою водою, что к изображению Еруслана Лазаревича, прибитого близ святых икон, поставлена зажженная восковая свеча» (Ефименко, 1877 год).

В поверьях и преданиях крестьян XX века качества древних богатырей иногда приписываются современным героям. Так, в повествовании, записанном И.В. Карнауховой на Русском Севере, партизанского командира «зовут по-большевецкому - Мурат». «Этот Мурат в далеких краях родился, да нехорошей силы был. Как станет с товарищами на улицы баловаться, дак кого за руку хватит - тому рука вон, кого за ногу хватит - тому нога вон. Вот его к нам послали: „Пусть ты лучше, говорят, врага бьешь, чем свой народ портишь“. И поставили его здесь самым главным полковником. Ну, а он хитер на выдумку, (...) возьмет борону большую, с солдатом легит да другой бороной покроется. Едут да стреляют. А их и не видать и не взять никак. Борона чепляется, дак и через землю пройдет и через пенье. Ну вот, всякому он был научен и такие дела знал, что к ночи и говорить не хочу» (Карнаухова, 1934 год).
×

По теме Богатыри

Какой меч был у богатыря Добрыни Никитича? История кладенца

Когда речь заходит об оружии Древней Руси до монгольского периода обычно люди...
Журнал

Русские богатыри

Мало кто задумывается над тем, что герои одной из картин В.М.Васнецова "Три...
Журнал

Сказкотерапевтический тест Богатырь и Чудо-Юдо

Ближе к новогодним праздникам хочется читать и рассказывать сказки. Хочется даже...
Психология

Иван-чай. Богатырь

До появления черного чая вся Россия пила Иван-чай. Наряду с легким, пьянящим и...
Журнал

Магия орешков

Орехи – вот уж, поистине, отрада для лакомок! Твердая скорлупа хранит вкусное и...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек