Уроки осмысления из притч. Часть 2

Почему люди, воспитанные в одной культурной, материальной и социальной среде, одного возраста (близнецы, например) столь различно воспринимают факты и так несхоже на них реагируют? Почему и сами эти личности, и их действия у одних вызывают восторг, у других - недоумение, у третьих - осуждение?
Уроки осмысления из притч. Часть 2
(Часть первую см. здесь.)

Можно объяснять это неповторимостью кодовой структуры душ, разным опытом из прошлых жизней, родовыми программами, детскими переживаниями, особенностями информационного метаболизма, влиянием авторитетов и многим другим. Но как всё это интегрируется и на базе чего происходит восприятие и реагирование?

Две притчи об уме

1. Человек и змея

Недалеко от деревни жила злая кобра. Она то и дело приползала, набрасывалась на кого-то и смертельно жалила. Поймать её крестьяне, как ни старались, не могли. И они жили в постоянном страхе.

Однажды к ним забрел пожилой монах.

— Почему у вас такие невеселые лица? — спросил он.

— Из-за страшной змеи, которая нас замучила. Мы уже не знаем, что придумать. Может быть, ты поможешь нам?

Старик без труда нашёл кобру, которая грелась на солнышке рядом со своей норой.
Уроки осмысления из притч. Часть 2
— Неужели тебе приятно нести людям смерть и страдания, держать их в ужасе? Тебя все боятся и ненавидят. Зачем тебе быть такой злой и жестокой? Я могу сказать тебе священные слова, и твоё сердце оживёт, ты узнаешь сострадание и перестанешь вредить людям. Тебе станет хорошо и им.

Змея согласилась.

Когда через некоторое время монах вернулся в деревню, он увидел, что все довольны: змея больше не появлялась, и крестьяне были спокойны и веселы.

Тогда он отправился к кобре. В ранах и ушибах по всему телу, она лежала рядом с норой и стонала от боли.

— Как же так, змея! — воскликнул монах. — Что с тобой случилось?

— Я делала всё, как ты сказал, — еле слышно ответила кобра. – Я повторяла священные слова и перестала жалить людей. Но когда все поняли, что я для них не опасна, они стали бить меня палками, бросать в меня камни, дети больно тянут меня за хвост. Моя жизнь превратилась в ад. Это ты, ты виноват в моих мучениях.

— Глупая змея. Я говорил тебе не кусать людей. Но это не значит, что не надо было на них шипеть.

Для каждого смысл этой притчи в том, что выделил его ум. Для одних она о крайностях и слепой категоричности, которая, в лучшем случае, отрезает пути развития, в худшем — загоняет в тупик, как кобру. Для других — о непредсказуемости человеческой природы (поведение крестьян). Для третьих — об эго, которое не упустит возможность показать свою силу, а на фоне чьей-то слабости идентифицирует себя через превосходство. Для четвёртых — о том, что самые лучшие намерения нужно уметь защищать. Кто-то отметит, что, защищая себя, самость обвиняет во всём других (как змея – монаха). Некоторые обратят внимание на неотвратимость расплаты за причинённое «змеиное» зло. А кому-то, прежде всего, бросится в глаза то, что, зовя к изменениям, следует опираться на лучшее в человеке, а не подчёркивать его недостатки (первый разговор монаха со змеёй).

Но здесь речь идёт не о вариантах толкований, а на базе чего ум всё интерпретирует, считает одно важным, а другое – второстепенным.

А дело в том, что его выборы исходят из им же сформированной подсознательной системы ценностей, которая базируется на интересах и потребностях личности. Эта иерархическая структура напрямую отражает состояние сознания человека и изменяется при его развитии (см. статью "Спиральная динамика К. Грейвза").

Ум находится внутри неё. На основе выстроенных им приоритетов рождаются идеи о себе, складываются убеждения, что-то оценивается как главное, что-то не замечается. Ум воспринимает реальность через эту структуру и уверен, что мир именно такой. Ему не нравится то, что не соответствует его системе ценностей, и он это критикует, не принимает и объявляет неправильным. Так люди, сами того не желая, спорят, доказывают свою, вроде такую очевидную, правоту, жалуются на непонимание, ссорятся… А при этом их ум опирается и упирается на свою ценностную структуру, которая совсем не такая, как у оппонента. И поэтому каждый убеждён в истинности своих взглядов. А увидеть, как они возникли и почему, уму не под силу. Да это и не является для него ценным.

Духовный рост как раз и происходит через кризис, порой мучительный, привычных интересов и возникновение новых ценностей. Когда они меняются – меняется мышление, по-другому видится всё происходящее, и в результате сознание делает квантовый скачок к следующему спиральному витку.

В отстранённом наблюдении происходит разотождествление не только с мыслями и эмоциями, но и с иерархией ценностей. А пробуждённое сознание — это состояние Я Есть — погружается в корень возникшего желания, в мотив выбора, в то, почему для меня это правильно и какое «я» то отвергает. Это уже не причинно-следственные связи, а углубление в причину причин. Такой подход меняет работу мозга и приводит к новым следствиям, то есть поступкам. Они бывают неожиданными для самого человека, так как он действует не внутри слепых желаний, не как автор решений, которые, как ему кажется, он выбирает по своей воле, не подозревая, что они исходят из его шкалы ценностей, это уже действия внутри осознавания. А оно не сравнивает, не имеет приоритетов, идеалов и предпочтений.

В этом главное отличие обычного сознания от пробуждённого: у первого вначале возникает мысль, у второго – осознавание: чистая информация, без объяснений и без эмоций. Это ясное знание становится ни с чем не сравнимой ценностью, дарованной Богом.

2. Сума нищего

 Однажды, гуляя по своему прекрасному саду, император заметил у ворот нищего и велел дать ему пару монет. Но тот ответил:

— Я могу принять их от хозяина, но не от слуг.
Уроки осмысления из притч. Часть 2
Правитель остановился – бедняк ставит условие! Его заинтересовал этот человек, и он приказал впустить его. Императора удивил его царственный облик. Он обладал какой-то непонятной силой и излучал необычайное благородство. Его одежда была старой и кое-где порванной, а сума — из дорого материала, с утончёнными украшениями. Оказавшись в саду, он сказал:

— Я приму то, что ты хочешь мне дать. Но сможешь ли ты наполнить мою суму?

Она была очень маленькая, и император высокомерно усмехнулся:

— Ты что, в этом сомневаешься?

И он приказал насыпать в суму золотые монеты.

Однако всё, что в неё попадало, тут же исчезало. Слуги приносили мешок за мешком. В ход пошло золото, серебро, драгоценные камни. Достоинство императора было унижено, на карту поставлена его честь: он, великий правитель могущественного государства, не мог наполнить суму нищего!

Рассерженный, он кричал:

— Несите ещё: сума должна быть полной!

Придворные и слуги, все, кто мог, наблюдали это зрелище. Министры впали в отчаяние: император не жалел сокровищ, опустошались древние хранилища, исчезало невиданное богатство, а маленькая сумка оставалась пустой.

Когда уже нечего было в неё насыпать, потрясённый император воскликнул:

— Я стал нищим. Но я прошу тебя только об одном: открой мне тайну этой сумы. В чём её секрет?

— Секрета нет — она сделана из человеческого ума.

Как же обуздать этого властелина? Бороться с ним бессмысленно и не нужно. Чем больше стараний подавить ум, тем сильнее чувство «я», в котором ум укрепляется. Нужно просто убрать его с поста командующего и вернуть к его исконной функции подчинённого – быть инструментом сознания.

Сегодняшняя наука доказала: ум — это мысли, суждения, концепции, мировоззрение и т. п. Мы с ними отождествляемся, и они становятся нашим «я». А это «я» — устойчивая нейронная сеть в мозге. Я-ум-мозг действует, как компьютерная операционная программа. Она основана на прошлом опыте, ставшим убеждениями, и на персонажах «я», которые рождают ложные идеи о себе и следующие за ними эмоциональные реакции. А в идентификации себя с ними мы принимаем эти иллюзии за правду.

Когда в позиции отстранённого наблюдателя происходит разотождествление с работой ума, тот покидает командный пункт и просто отмечает мысли как мысли, констатирует внутренние состояния. И они больше не принимаются за реальность. Потому это столь важный этап в духовном развитии человека – он разоблачает сон. Но это ещё не Пробуждение: сознание остаётся на прежнем уровне, так как во всём этом ещё есть ум-деятель – наблюдающий.

 Вы сидите за компьютером и осознаёте сидение. Вы читаете эту статью и осознаёте чтение. В этом процессе вы Есть как факт Присутствия, без суждений о себе, без «таковости», без каких-либо добавлений. Вы Есть, и ничего для этого не делаете. Это уже первое переживание чистой реальности. И на этой частоте сознание само по себе, без каких-либо усилий, оживает, пробуждается и восходит в следующее измерение. Это и означает «быть в мире, но не от мира сего».

В видении из Присутствия, когда наш замечательный ум (не случайно сума у нищего была драгоценной) воспринимает окружающее просто как информацию, не интерпретируя, не сравнивая, не оценивая её, ОСОЗНАЁТСЯ, что все идеи и представления о себе – всего лишь мысли, которые к нам истинным отношения не имеют. Что страх смерти – это боязнь утратить «я» и созданные им идеи о себе, закреплённые работой мозга. И что в страхе за своё существование ложное «я» – ум-эго — не может насытить потребность брать и достигать (что и символизирует сума нищего).

В Присутствии это «я» исчезает, и появляются лёгкость и спокойствие. В нём «хула и похвала принимаются равнодушно» – некому на них реагировать. Видится ложность всех мнений и убеждений (своих и чужих), и смешным становится принятие миражей за истину.

Ощущение Присутствия пугает ум: он не может его объяснить, с чем-то сравнить, описать. Поэтому он сопротивляется и объявляет это надэмоциональное состояние некомфортным, «неправильным». Если такая защита ума разоблачается и это препятствие убирается, происходит встреча с собой Настоящим, с тем Неизменным, чем мы являемся. Это не знания, не суждения, не заимствованная у кого-то мудрость, а живое переживание себя как феноменальное Ничто и Никакое. Это Сознание, которое никак себя не объясняет и не называет. Оно проявляется через Осознавание.

Оно объединяет мысли и переживания, Сердце и Разум, дарит ясное знание и свободу: больше не надо быть кем-то. Достаточно просто быть. Как данность, раскрывающая себя в Осознанности, Творчестве и в Любви. В Счастье и Блаженстве.
Источник: Эсфирь Гербер
×

По теме Уроки осмысления из притч. Часть 2

Уроки осмысления из притч

Притчи – это сконцентрированная мудрость, воплощённая в коротком сказочном...
Религия

Уроки медитации

Палийское слово "джхана" (санскр. "дхъяна") иногда переводят просто как...
Религия

Уроки кармических ситуаций

Карма любого живого организма, обладающего присутствием Святого Духа просто...
Религия

Уроки языка

Платон Лукашевич еще в 19 веке совершил уникальное открытие за что его имя было...
Религия

Уроки от Бога

Множество странных болезней и недугов населяют сейчас нашу планету. Стало...
Религия

Уроки стихийных бедствий

Глядя на стихийные бедствия, мы не видим их истинной причины. Нам понятны...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни