Полуторагодовалый Алеша из дворовой песочницы знал много слов. Он говорил “мама” и “папа”, “дай”, “пить” и еще много слов, на зависть всех остальных мам и бабушек. Про него во дворе ходили легенды. Последним шедевром Алеши было слово “кабачок”, которое он произносил красиво, внятно, нараспев.
Мама Кости смотрела на Алешу и расстраивалась: ее сын в свои полные два года умел произносить только первые слоги нехитрых слов - “ба” да “ма”. Костина мама много разговаривала с малышом, читала ему книжки с самого нежного возраста, когда ребенку вообще все равно, что ему читают, пела песни - все напрасно. Костя говорить отказывался. Не выдержав конкуренции с другими малышами в их песочнице, Костина мама обратилась к психологу. Психолог осмотрела малыша, поиграла с ним в кубики, показала яркие игрушки и ответила на все мамины вопросы:
- Скажите, пожалуйста, почему мой сын не хочет говорить. Он не умственно отсталый?
- Говорить о задержке речевого развития мы можем только через год, если ребенок по-прежнему будет молчать. А пока ничего особенного, если ребенок не произносит слов: развитие - очень индивидуальный процесс. Если ребенок веселый, эмоциональный, у него развит познавательный интерес к окружающим предметам, если он узнает близких ему людей и радуется их появлению, его развитие в норме и не стоит спешить и нервничать.
- Может быть, надо побольше заниматься с ребенком речью? Хотя мы всегда ему много читали...
- Многие мамы считают, что если ребенку много читать в первые месяцы жизни, то он быстрее научится говорить. Нет никаких научных подтверждений того, что раннее чтение влияет на развитие речи. Главное - эмоциональный контакт с ребенком. Но очень большую роль играет наследственность. Если вы сами поздно начали читать, то и ребенок никуда спешить не будет.
- Как нужно заниматься с ребенком, чтобы он скорее начал говорить? Может быть, обратиться к логопеду?
- К логопеду раньше трех лет по поводу речи обращаться не стоит. Конечно, он будет заниматься с вашим ребенком, но, скорее всего, за год ваш ребенок и сам “разговорится”. Не тратьте попусту деньги.
Конечно, развитие речи можно стимулировать. Только не надо добиваться от малыша, чтобы он как попугай повторял за вами слоги и слова. Так вы его ничему не научите. Начинать учить говорить надо с развития ловкости пальчиков рук (ловкость рук напрямую связана с красноречием. Мне встречались дети-левши, у которых начинались нарушения речи и даже заикание, если их пытались переделать в правшей).
Когда ребенку исполняется полгода, можно делать массаж пальчиков, разгибать и сгибать их. В десять месяцев ребенку надо купить несколько видов пирамидок - крупные и помельче. Когда ребенок освоит нанизывание крупных колечек, переходите к более мелким. Существуют игры-вкладыши. Это такие коробочки с неровными прорезями, в которые надо просовывать фигуры. Отлично развивает мышление и ловкость рук. Все это продается в магазинах игрушек. Если в дороге у вас нет игрушек, предложите ребенку старый журнал или газету и покажите, как их рвать. Разрывание газеты формирует движение пальцев - тонкую моторику, как говорят психологи.
С полутора лет ребенку полезно расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать и расшнуровывать, завязывать и развязывать узелки. Ребенок, который рано осваивает все эти навыки, будет говорить четко, его речь будет красивой и богатой.
- Скажите, пожалуйста, почему мой сын не хочет говорить. Он не умственно отсталый?
- Говорить о задержке речевого развития мы можем только через год, если ребенок по-прежнему будет молчать. А пока ничего особенного, если ребенок не произносит слов: развитие - очень индивидуальный процесс. Если ребенок веселый, эмоциональный, у него развит познавательный интерес к окружающим предметам, если он узнает близких ему людей и радуется их появлению, его развитие в норме и не стоит спешить и нервничать.
- Может быть, надо побольше заниматься с ребенком речью? Хотя мы всегда ему много читали...
- Многие мамы считают, что если ребенку много читать в первые месяцы жизни, то он быстрее научится говорить. Нет никаких научных подтверждений того, что раннее чтение влияет на развитие речи. Главное - эмоциональный контакт с ребенком. Но очень большую роль играет наследственность. Если вы сами поздно начали читать, то и ребенок никуда спешить не будет.
- Как нужно заниматься с ребенком, чтобы он скорее начал говорить? Может быть, обратиться к логопеду?
- К логопеду раньше трех лет по поводу речи обращаться не стоит. Конечно, он будет заниматься с вашим ребенком, но, скорее всего, за год ваш ребенок и сам “разговорится”. Не тратьте попусту деньги.
Конечно, развитие речи можно стимулировать. Только не надо добиваться от малыша, чтобы он как попугай повторял за вами слоги и слова. Так вы его ничему не научите. Начинать учить говорить надо с развития ловкости пальчиков рук (ловкость рук напрямую связана с красноречием. Мне встречались дети-левши, у которых начинались нарушения речи и даже заикание, если их пытались переделать в правшей).
Когда ребенку исполняется полгода, можно делать массаж пальчиков, разгибать и сгибать их. В десять месяцев ребенку надо купить несколько видов пирамидок - крупные и помельче. Когда ребенок освоит нанизывание крупных колечек, переходите к более мелким. Существуют игры-вкладыши. Это такие коробочки с неровными прорезями, в которые надо просовывать фигуры. Отлично развивает мышление и ловкость рук. Все это продается в магазинах игрушек. Если в дороге у вас нет игрушек, предложите ребенку старый журнал или газету и покажите, как их рвать. Разрывание газеты формирует движение пальцев - тонкую моторику, как говорят психологи.
С полутора лет ребенку полезно расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать и расшнуровывать, завязывать и развязывать узелки. Ребенок, который рано осваивает все эти навыки, будет говорить четко, его речь будет красивой и богатой.
Обсуждения Тревожное молчание, или Как разговорить молчуна