Человек в современном обществе

По всей видимости, ничто во Вселенной не может существовать, так или иначе не принадлежа к какой-нибудь организованной системе Атом, образуемый связанными между собой частицами,-это всего лишь один из элементов, из которых построена молекула.
Человек в современном обществе
А молекула в свою очередь, взаимодействуя с другими молекулами, участвует в органи­зации клетки Специфические клетки образуют ткани и органы, которые, координируя свою деятельность, позволяют живому организму занять свое место в растительной или животной системе, все время стремя­щейся достичь равновесия Сосуществование этих систем в свою очередь обеспечивает равновесие планеты в Солнечной системе, движущейся наряду с сотнями миллиардов других звезд в нашей Галактике, а сама эта Галактика - всего лишь один из элементов, из которых организована Вселенная

Человек представляет собой звено этого континуума, и выживание его возможно только в группе, принадлежащей к человеческому об­ществу, которое в свою очередь существует в системе сообществ других животных. Безусловно, человек отличается от животных более высоким уровнем сознания, позволяющим ему воспринимать себя во времени и пространстве; вместе с тем эта способность человека - хочет он того или нет-налагает на него ответственность за свое собственное будущее и за будущее вида, к которому он принадлежит и в рамках которого он эволюционировал, непрерывно взаимодействуя с другими видами.

Задача социальной психологии состоит в том, чтобы исследовать и объяснять, как устанавливаются и функционируют связи между ин­дивидуумами в группе и между группами в обществе.

Жизнь в обществе

У большинства животных существуют «жизненные правила» и сиг­нальные системы, которые позволяют им создавать оптимальные усло­вия для размножения и для воспитания потомства, сохраняя за собой индивидуальный участок территории.

Территория и индивидуальный участок

Внутри того жизненного пространства, которое особь разделяет с другими представителями вида и которое обеспечивает ей безопас­ность и пропитание, она, как правило, выделяет себе территорию с четко очерченными границами. Находящиеся в глубине этой территории укрытие, нора, гнездо или логово составляют индивидуальный участок, ожесточенно защищаемый животным от всякого вторжения (не исклю­чая порой и вторжения самца, если спаривание уже произошло)

О том, какие территории или индивидуальные участки необходимы отдельным людям, известно немного. Размеры территории и степень ее защиты у разных людей неодинаковы и зависят от возраста, социаль­ного положения и т. д. Индивидуальный же участок представляет собой невидимое пространство, в котором нуждается каждый человек и внутри которого он с трудом переносит присутствие других людей. В комнату ребенка входят иначе, нежели в комнату подростка или в комнату родителей. В некоторых случаях границы территории обозначены очень четко (обнесенные оградой «частные владения», территории охотничьих и рыболовных клубов и т. п.). В других случаях границы более размыты; таковы, например, границы территорий городских «шаек» или участков в кафетерии, в котором группы студентов, как правило, занимают одни столики, а препода­ватели, обслуживающий персонал и представители администрации-другие. Ве­личина занимаемого человеком пространства зависит от его социального поло­жения; обычно кабинет генерального директора будет гораздо более внуши­тельным, чем кабинеты преподавателей, не говоря уже о комнатушках, выде­ленных для личных вещей студентов.

Межличностная дистанция устанавливается неписаными правилами и раз­лична в разных культурах. Например, жители Северной Европы нуж­даются в большем обособлении, чем представители африканских, араб­ских или южноамериканских сообществ.

Для западных сообществ Холл (Hall, 1966) идентифицировал четыре основные зоны, размеры которых зависят от степени близости отно­шений между людьми. Они соответствовали:

1) интимной дистанции, варьирующей от прямого физического кон­такта до 20 см от тела партнера;

2) личной дистанции в пределах от 45 см до 1,2 м, позволяющей -тодям находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки;

3) социальной дистанции, варьирующей от 1,2 до 3,5 м, при которой возможность физического соприкосновения заменяется голосовым кон-тактом;

4) «публичной» дистанции более 3,5 м, которая устанавливается на Яубличных собраниях, в суде, аудиториях и т. п.

Факторы окружающей среды

В многочисленных исследованиях делались попытки выяснить эф­фекты перенаселенности в крупных городах. В большинсгве случаев было показано, что очень высокая плотность населения по­рождает у людей чувство одиночества и собственной безликости, вызы­вает уход в себя, апатию и очень часто склонность к враждебным действиям. Похоже, однако, что в таких странах, как Япония, Китай или Индия, где существуют культурные традиции, регулирующие социальное поведение, подобные проблемы пережива­ются людьми реже.

Значительные нарушения психического равновесия у людей может вызвать и шум. Дети, у которых дома было шумно, обнаруживали в школе более низкую успеваемость. Кроме того, отмечается, что люди, подвергающиеся воздействию значительного шума, менее склонны оказывать помощь другим и быстрее приходят в ярость (Page, 1977; Donnerstein, Wilson, 1976).

Загрязнение среды, вызываемое автомобилями, промышленностью или курением, тоже сильно сказывается на восприятии и способности человека к обучению, усиливая его психическое напряжение и раз­дражительность (Zilman et al., 1981).

Социальное положение и роль в группе

В сообществах большинства животных существует иерархия, позво­ляющая каждому члену группы знать свой социальный ранг.

У кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Если доминантная курица может клевать всех остальных кур, то особь, находящаяся в самом низу этого иерархического ряда, которой клевать некого, напротив, получает клевки от всех остальных птиц, имеет право есть лишь в самую последнюю очередь и испытывает значительные трудности в спаривании (Schjelderup-Ebbe, 1913).

Представители низших млекопитающих узнают социальный ранг благодаря зрительным сигналам. Например, корова, сменившая стадо, похоже, сразу же определяет, выше или ниже она рангом, чем ее соседка (Beilharz, Mylzea, 1963). У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство. Так обстоит дело, например, в сообществах многих обезьян. Похоже, однако, что у горилл и шим­панзе такой тип социальных отношений далеко не является общим правилом. Как показала Джейн Гудолл, у шимпанзе борьба за до­минирование ведется больше между группами, чем между отдельными особями.

Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. Человек, скажем, одновременно может заниматься определенной ра­ботой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социа чьное положение, соответствую­щее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Такие ожидания будут различными в зависимости от того, идет ли речь о враче, студентке, футболисте, руководительнице пред­приятия или правительственном чиновнике.

Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования. В тонком процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для роли, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения. сказанное в равной, а может быть, и в еще большей степени относится ^половым ролям, которые девочкам и мальчикам лишь на основании их Физических различий приписываются при рождении. По сути дела, только на эти различия и опирается впоследствии выбор интересов, личных и профессиональных целей и социальных ролей для каждого ребенка.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Человек в современном обществе

Эпидемия недоверия в современном обществе

В мире много всевозможных заболеваний и эпидемий, которые существенно сокращают...
Психология

Эпидемия недоверия в современном обществе

В мире много всевозможных заболеваний и эпидемий, которые существенно сокращают...
Психология

Женщина в современном мире

Часть первая Яна Павлидис: Мы хотим обратиться к Вам с вопросами, которые...
Психология

Женщина в современном мире

Яна Павлидис:Если говорить о такой части человеческого существования как...
Психология

Жизнь в обществе

Ведическая психология. Психология совместной жизнедеятельности. Когда мы...
Психология

Создать себя в обществе

Собираясь пойти в общественное место, где “встречают по одежке”, мы тщательно...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Земля неизвестная
Цели