Лекции по психологии. Продолжение 8-10

ЛЕКЦИЯ 8
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.
Фрустрационная теория неврозов.
Как уже говорилось, источником невротического напряжения человеческой психики является фрустрация основных потребностей, или травмы, связанные с подобными фрустрациями. Причем наиболее сильными являются, разумеется, психотравмы, полученные в детском возрасте. В соответствии с типом фрустрируемой потребности неврозы можно разделить на несколько групп, каждая из которых изучается и лечится вполне определенными психотерапевтическими направлениями.

1. Неврозы, связанные с угрозой человеческой жизни. Анализ данной группы неврозов проводят в основном две системы - Дианетика Р.Хаббарда и теория базовых пренатальных матриц С.Гроффа, с которой мы и начнем изучение данного раздела.

Согласно теории базовых пренатальных матриц одно из самых сильных потрясений которое вынужден испытывать каждый человек в течение своей жизни это переживание собственных родов. Действительно, представьте себе ребенка, который пребывает в теплых, ласковых водах материнской утробы, без труда получая все необходимые ему жизненные компоненты. Он защищен от громких звуков и яркого света. Его мир прост и удобен. Внезапно стенки его мира начинают сдавливать его, мир становится агрессивным и неуютным, стремится, как это инстинктивно ощущает ребенок, отторгнуть, уничтожить его. Затем следует следующий этап активной борьбы за собственную жизнь - ребенок пытается прорваться через узкий пульсирующий проход, пройдя который, испытывает последний шок - встречи с Большим Миром, его ярким светом, громкими звуками, резкими запахами и температурными переменами. Каждый из четырех описанных этапов запечатлевается в психике ребенка как первичный опыт существования в этом мире, удачный или неудачный, который потом проецируется на все последующие события человека и прежде всего на его отношения к жизни.

По числу базовых пренатальных матриц различают четыре типа невротических характеров, обусловленных фиксацией т. е. неудачным, неполным прохождением и каждого из этапов.

......................
Другим направлением современной психотерапии, широко известным, хотя и не признанным современной наукой, которое занимается психотравмами, порожденными опасностью для жизни, является Дианетика. Согласно учению Хаббарда психологические и соматические проблемы человека обусловлены особым типом программ - инграммами. Инграмма всегда появляется в момент бессознательности человека, т.е. когда отключен его "аналитический разум" - сознание.

пример из Хаббарда.

НЕВРОЗЫ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ. ПСИХОАНАЛИЗ.
Как уже говорилось, вторая по значимости среди потребностей занимает потребность в удовольствиях и прежде всего сексуальная потребность. Не меньшую роль в жизни человека занимают неврозы, вызванные фрустрацией данной потребности. Теорию подобных неврозов разработал основоположник психоанализа великий психолог З. Фрейд.

Согласно концепции Фрейда в процессе развития человека его сексуальная потребность и потребность в удовольствии - Либидо проходит несколько этапов, характеризующихся соматической локализацией центра удовольствия.

Первый этап, называемый оральным, ребенок проходит в возрасте до 1 года. Все его удовольствия, в этом возрасте сосредоточены на одном единственном моменте - кормлении. Единственное решение, которое может принять ребенок в этом возрасте - есть или не есть.

Второй этап - анальный человек проходит в 2-4 летнем возрасте. В этом возрасте центр удовольствия человека перемещается в область анального отверстия и сосредотачивается вокруг акта дефекации

Третья стадия называется фаллической. В этом возрасте мальчики начинают получать удовольствие от контакта с фаллосом, девочки с клитором, и вступают в стадию так называемых Эдипальных отношений. Мальчик начинает испытывать влечение к матери, заявляет о желании женится на матери когда вырастет. Одновременно появляются агрессивные чувства в отношении отца попытка соперничества с ним, ревность матери по отношению к отцу.

В 13 -14 лет при нормальном развитии личности эдипальная стадия завершается, человек входит в генитальную фазу свое развития - фазу зрелого развития либидо.

Однако не каждому человеку удается гармонично пройти все указанные стадии психосексуального развития. Ошибки воспитания, другие фрустрирующие факторы могут привести к тому, что на какой-либо стадии произойдет задержка лично развития - фиксация, которая приведет к тому, что человек будет реагировать на различные жизненные ситуации в соответствии с опытом, полученным на соответствующей стадии. Так оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обойден матерински молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм) наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова - вербально по средствам ехидства и едких замечаний. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Анальная фиксация возникает при повышенном внимании родителей к акту дефекации ребенка на соответствующей стадии развития. Для людей с подобным типом фиксации характерна повышенная педантичность склонность все проверять, гипераккуратность, скупость и т. д. Деструктивные тенденции у этого типа выражаются в пассивной форме в стремлении что - либо пачкать, портить, зачастую бессознательно. В активной фазе упрямства, задержек своеобразной, жестокости стремлении подчинить людей своими малозначительными требованиями.

Фиксация при Эдипальной стадии может иметь место при неадекватной реакции родителей на поведение ребенка на этом этапе жизненного пути. Так если родители подавляют тягу ребенка к матери, то во взрослой жизни ребенок будет подсознательно "мстить" женщинам за нанесенную обиду. При обратном поведении родителей человек не сможет эмоционально отвязаться от матери, живя с ней всю жизнь или занимаясь поиском матери во всех женщинах.

НЕВРОЗЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФРУСТРАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ (ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ).

В возрасте 7-12 лет у человека начинает актуализироваться потребность в утверждении своего я среди себе подобных. Однако едва возникнув, эта потребность немедленно начинает фрустрироваться внешними обстоятельствами.

Во-первых, ребенок испытывает естественное чувство неполноценности перед взрослыми - более сильными, большими, самостоятельными.

Во-вторых, чувство самостоятельности маленького человека фрустрируется его полной зависимостью от взрослых их воли, мнений желаний, а часто и капризов.

В-третьих, ребенок сознательно или несознательно сравнивает себя со сверстниками и далеко не всегда это сравнение может быть в его пользу.

В-четвертых, ребенок, имеющий некоторые физические недостатки - плохое зрение, хромоту, недостаточную физическую силу, или даже просто неблагозвучную фамилию, может подвергаться насмешкам и унижению со стороны своих сверстников. Все эти факторы могут привести к формированию у человека так называемого комплекса неполноценности, который в зрелом возрасте может проявиться в форме пассивной жизненной позиции человека, его крайней зависимости от внешних обстоятельств или в сверхкомпенсации - попытке во что бы то ни стало доказать окружающим свое превосходство. Иногда сверхкомпенсация может привести к удачному жизненному сценарию как было например, в случае Наполеона. Чаще к нервному срыву на почве переутомления.

НЕВРОЗЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОТРЕБНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА В САМОРАЗВИТИИ

(Аналитическая психология К.Г.Юнга).
Основатель психоанализа З.Фрейд рассматривал бессознательное, как котел в котором бурлят инстинкты, страсти, аффекты, которые, вторгаясь в сознание, несут лишь разрушительные импульсы. К.Г. Юнг придерживался несколько иной точки зрения. Согласно его теории бессознательное является основной творческой силой - именно оно естественным путём подталкивает человека к саморазвитию. Однако вследствие цензурирования и действия защитных механизмов подобные “толчки” не всегда воспринимаются человеком, или хуже того - воспринимаются как негативное, напрягающее явление. Подобное противостояние может привести к неврозу, выражающемуся в странных видениях, сновидениях или соматических симптомах однако в любом случае проявляющиеся симптомы символически указывают на проблему, с которой необходимо разобраться испытывающему их человеку. Так Юнг приводит примеры пациентов, один из которых столкнулся с непереносимой жизненной ситуацией, в результате чего у него развился невротический симптом - спазм при глотании - “он не может это проглотить (принять)”.

Другой пациент в условиях психологического стресса на почве внутрисемейных отношений приобрёл астму: “он не может дышать атмосферой дома” и т.д.

Осознание истинных причин каждого из невротических симптомов, т.е. внутреннее согласие, прислушаться к голосу бессознательного может согласно Юнгу привести к устранению соответствующего симптома.

Неврозы, связанные с фрустрацией экзистенциальных потребностей. ( Логотерапия В.Франкла).

Как уже говорилось выше, экзистенциальные потребности являются достаточно сложным образованием и проявляются лишь из небольшого количества людей. Именно на примере подобных людей психологом В.Франклом было замечено, что иногда люди у которых вроде бы нет никаких проблем материального или социального плана, вдруг впадают в острые невротические состояния, иногда даже завершающиеся суицидом. Франкл заметил, что общим для этих людей является потеря СМЫСЛА ЖИЗНИ, которую он назвал экзистенциальным вакуумом. В ранние времена экзистенциальный вакуум заполнялся религией или идеологией однако в наше время, в эпоху кризиса этих институтов данный тип неврозов становится всё более значимым.

МЕТОДЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Как следует из сказанного в предыдущем параграфе, любой невроз представляет собой внутрипсихическое напряжение, вызванное фрустрацией одной из доминирующих потребностей некоторой сверхсознательной программой или травмой, связанной с подобной фрустрацией в прошлом. Из этого определения вытекает несколько основных методов психотерапевтического воздействия, которые в той или иной форме используются различными психотерапевтическими школами

Наиболее древним из подобных методов является метод катарсиса. Данный метод был сформулирован еще Аристотелем, который считал, что, сопереживая драматические события на сцене театра, зритель проходит духовное очищение - катарсис (кстати, подобной техникой пользуется одно из современных психоаналитических направлений психодрама).

В современную психотерапию катарсический метод вошел благодаря трудам Брейера и Фрейда, которые заметили, что некоторые из психологических проблем исчезают при воспоминании и повторении переживания проблем, их вызывавших. Подобная методика получила названия катарсический метод Брейера - Фрейда. В различных модификациях этот метод используется в дианетике, психоанализе, трансперсональной психотерапии многих других системах.

Некоторое усовершенствование катарсического метода было проведено В.Райхом - основателем телесно - ориентированной психотерапии. Основываясь на факт существования проекции психики на физическое тело, Райх создал собственный метод, который заключался в вызывании катарсиса путем физического воздействия, на участки тела, на которые спроецированы устраняемые проблемы. В настоящее время различными модификациями этого метода пользуются практически все школы телесно - ориентированной психотерапии. Существует ряд психосоматических методов, позволяющих усилить катарсический эффект, более интенсивно отреагировать замороженные на подсознании эмоции, используя дыхание (холотропное дыхание, ребефинг) или непроизвольные движения (крикотерапия. вибротерапия, свободные танцы) и т. д. Особенностью данных методик является то, что они частично разряжают бессознательные напряжение даже без осознания причин их вызвавших.

Следующим фундаментальным методом психотерапевтического воздействия на личность человека является метод свободных ассоциаций, созданный Фрейдом и являющийся в настоящее время основным инструментом психотерапии. Сущность метода состоит в предоставлении пациенту возможности безцензурно вызывать все приходящие на ум ассоциаций, фантазий, мнения, чувства. Сама по себе подобна процедура имеет выраженный катарсический эффект, а при дополнительном усилии со стороны терапевта - попытке интерпретации ассоциаций вместе с пациентом - способствует также осознанию пациентом своих психологических напряжений.

Описанные выше методы связаны так или иначе с воздействие на подсознание - его очищением. Ряд методов основан на другом подходе к психотерапии - "распрограммировании" сверхсознания, т. е. неадаптивных программ и установок. Подобные методы применяются, например, в НЛП.

В последнее время в психотерапии интенсивно развиваются методы, основанные на управлении бессознательными напряжениями посредством символических актов или образов.. По своей природе эти методы напоминают религиозные и магические ритуалы и в них же черпают свое происхождение. Такие методы наиболее активно применяются в психодраме, символодраме, НЛП.

По степени волевого вмешательства терапевта в психическую жизнь пациента различают директивные и недирективные методы. Большинство описанных выше методов недирективны.

Классическим примером директивного метода является гипноз, который в свою очередь подразделяется на прямой, основанный на силовом подчинении воли пациента и мягкий (Эриксоновский), основанный на подстройке к собственным психическим импульсам человека и использовании их в конструктивном русле.

Любой из перечисленных методов в зависимости от степени терапевтической точности его применение может позволить разрешить внутрипсихический конфликт на одном из четырех уровней (Модер):

- низший уровень разрешения конфликта регрессивный. В этом уровне конфликт не устраняется, однако человек переходит на эволюционно более ранний, а следовательно, простой уровень восприятия и реагирования;

клапанный способ разрешения проблем позволяет снимать внутрипсихическое напряжение без устранения вызвавших его причин, периодически "спуская пар";

сублимативный уровень основан не на конструктивном использовании энергии внутрипсихических напряжений. Овладение сублимативным уровнем позволяет человеку быть счастливым, социально адаптивным невротиком;

- высший уровень разрешения конфликтов - итегративный, заключающийся в достижении целостности психики в определенном аспекте, и следовательно, устранении соответствующих конфликтов.

ЛЕКЦИЯ 9
Современные методы психодиагностики. Тесты.

Как уже было сказано в лекции 7 психодиагностику человека можно провести, базируясь лишь на наблюдении за его невербальной компонентой общения. Однако подобный метод требует высокого уровня подготовки психолога, и не всегда может быть стандартизован. Возможно, именно поэтому современная цивилизация пошла по пути создания стандартизированных методик, позволяющих выявить те или иные особенности психики человека. К настоящему времени существует 4 типа подобных методов:

1. Методики экспериментального исследования психических функций.

2. Тесты.
3. Проективные методы.
4. Психосематические методы.
Рассмотрим каждую из групп подробнее.
1. Методы измерения параметров тех или иных психических функций обязаны своим существованием экспериментальной психологии. Основная их идея состоит в том, чтобы нагрузить только один выделенный (условно) психический процесс и измерить его параметры. Подобные измерения удачно проводятся для познавательных процессов. Наиболее известными и распространенными являются - корректурная проба (изменение параметров внимания), тесты памяти, IQ (коэффициент интеллекта), параметров мышления и др.

Материал корректурной пробы представляет собой хаотический набор букв. Испытуемому дается задание - в течение определенного времени выделять различные буквы разными способами, например “а” - подчеркивать линией, “о” - двумя, “н” - зачеркивать, “т” - обводить кружечками и т.д. Подсчитывается объем выполненной работы, количество ошибок, распределение частоты ошибок по времени, что и дает нам параметры внимания.

Тесты памяти представляют собой объемы информации различного типа (картинки, слова, числа) предлагаемые испытуемому для запоминания. Исследуется объем и качество запоминаемой информации, зависимость объема оставшейся информации от времени.

Тесты IQ (коэффициент интеллекта) представляет собой группы задач, стандартизированных по типу и степени сложности. Наиболее известными является тест Векслера и тест Равена.

2. Тесты представляют собой стандартизированные опросники, разного типа, позволяющие выявлять те или иные особенности психики человека. Обычно тесты базируются на некоторой концепции психической жизни, и представлении о некоторых базовых психологических типах. Параметры психики реального индивида раскладываются по этому базису, т. е. выявляется степень близости психики испытуемого к каждому из базисных психотипов.

В качестве подобных психологических базисов использовались 4 Гипократовских темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), интроверсия - экстроверсия и т. д. Существуют более сложные системы, такие как шкала акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека (гипертимия, тревожность, дистимия, педантичность, возбудимость, эмотивность, застревание, демонстративность, циклотомичность и экзальтация) психиатрическая шкала, используемая в тесте ММPI() и другие.

Наиболее мощным из используемых в настоящее время тестов является MMPI- Минесотский метод изучения личности, разработанный группой американских психологов на основании анализа тенденций ответов людей с различными типами психических отклонений на различные группы вопросов. Существует 3 списка вопросов MMPI, которые включают 566, 371 и 71 вопрос соответственно. Результаты наиболее полного из тестов представляются в виде 9 психиатрических шкал ( ), которые определяют степень близости человека к соответствующему психическому заболеванию и более пяти десятков дополнительных шкал, определяющих различные психологические и социальные кондиции человека.

3. Проективные методики появились благодаря психоаналитическому направлению в психологии и базируются на следующем принципе - все что делает человек является проявлением его психической жизни прежде всего бессознательной, следовательно, анализируя результаты действий человека модно можно получить информацию о его психике.

Наиболее известными из существующих методик являются рисуночные тесты ( "Несуществующее животное", "Дом- дерево-человек", "Автопортрет"), цветовой тест Люшера, тесты Розенцвейга. Вершиной проективных методов справедливо считают тест Роршаха.

Рисуночные тесты состоят в том, что испытуемому предлагают нарисовать некоторый объект произвольным образом, полагаясь на свои представления. Рисунок подвергается анализу с точки зрения расположения, композиции, технике исполнения, а также наличию или отсутствию определенных признаков.

Цветовой тест Люшера основан на изучении психологического состояния личности, прежде всего доминирующих потребностей, фрустрированных потребностей, актуализированных защитных механизмов, посредством анализа ряда цветовых предпочтений, среди стандартного набора цветов. Полный тест Люшера насчитывает 72 цвета, более распространенный сокращенный вариант 8 цветов.

Тесты Розенцвейга направлены на изучение направленности агрессии личности, хотя идею этого теста можно с успехом адаптировать и для других целей. Тест представляет собой серию рисунков на бытовые темы, в которых испытуемый должен дать письменный ответ от имени одного из участников действий, оказавшегося в неприятной ситуации. Тест Роршаха является одной из мощнейших проективных методик. Данный тест представляет собой набор из 10 одноцветных и многоцветных чернильных пятен. Анализу подвергается направленность ассоциаций, их последовательность, задержки при ассоциировании, конкретные части пятен, привлекающие особый интерес и т. д.

4. Психосемантические методы появились сравнительно недавно. Первый из них метод семантического дифференциала был разработан Осгудом в 1956 году. В отличие от тестов предшествующих типов психосемантические методы основаны на разложении психики по базису присущему самому человеку, а не навязанному экспериментатором. Основным объектом изучения психосемантики является способ восприятия человеком окружающего, "призмы, " через которую он видит мир.

Кроме уже упомянутого метода семантического дифференциала, наибольшей известностью пользуются метод построения субъективных семантических пространств и метод репертуарных решеток Келли.

ЛЕКЦИЯ 10
Социальная психология
Изложенные в предыдущих лекциях положения касались преимущественно психики отдельного человека. Однако, давно замечено, что поведение человека в группе отличается от его поведения наедине с собой. Этот факт является основным положением социальной психологии.

Изменения поведения человека в присутствии других людей можно свести к нескольким основным факторам:

-влияние одного человека на другого (эффект харизмы);

-влияние группы на человека;
-
Влияние одного человека на другого проявляется вследствие бессознательного взаимодействия между этими людьми. Харизматический человек как бы бессознательно демонстрирует свою силу, а его партнер принимает свое подчиненное положение. Существует несколько видов харизмы, из которых обычно выделяют два: врожденная харизма и харизма по должности, т.е. индуцированная социумом.

Врожденная харизма наблюдается у людей, обладающих значительным энергопотенциалом и наработками. Такие люди могут стать политическими или религиозными лидерами, пророками или великими злодеями. Важным для обладания харизмой является наличие определенного состояния психики, где много мелких неврозов, сопровождающих обычного человека как бы объединяются в один большой невроз. Не последнюю роль играют внешние данные, манера себя вести, жесты ,тембр голоса и т.д. Одна из основных задач прикладной политической психологии состоит в искусственном увеличении харизмы участника предвыборной кампании.

Харизма по должности является следствием вовлеченности людей в единую систему групповых взаимодействий. Человек, наделенный социальной харизмой, воспринимается окружающими не как личность, а как носитель социальной роли. Более того очень часто его даже воспринимают неадекватно, приписывая ему качества, которыми он лично не обладает, но должен обладать, с точки зрения массового сознания, человек, занимающий подобную должность. Интересно, что этот феномен проявляется даже в отношении внешности, так изветен эксперимент, в котором одного и того же человека представили нескольким группам студентов, отрекомендовав в одной из их как профессора, в другой -преподавателя, а в третьей как студента, после чего произвели опрос ,относительно предполагаемого роста указанного человека. Нетрудно догадаться, что самым высоким оказался "профессор", а самым низким - "студент"

Существует несколько основных эффектов влияния группы на человека.

1. Фасилитация - усиление энергии человека в присутствии других людей.

2. Конформность - склонность человека менять свое мнение, подстраиваясь под мнение окружающей группы. Конформность разделяют на внушаемость - бессознательную податливость и конформизм - сознательную уступчивость мнению окружающих.

3. Групповая нормализация - формирование усредненного группового стандарта.

4. Экстремизация группового поведения склонность группы принимать более рискованные решения, чем мог бы принять каждый из членов групы.

5. Групповая динамика - включение человека в систему изменяющихся групповых отношений, в первую очередь, связанных с распределением и перераспределением ролей в группе.

6. Эффект толпы - поведение человека в толпе становится более примитивным, близким к первобытному.

7. Эффект регрессии - законы отношений замкнутой группы начинают приближаться к законам присущим человеку на более ранних этапах существования. Чем более замкнутой является группа, тем сильнее работает данное правило..

Важнейшим элементом взаимодействия в группе является так называемая групповая динамика, сущность которой состоит в перераспределении ролей в группе.

После возникновения новой группы до установления в ней устойчивых отношений группа проходит несколько этапов становления.

1. Стадия "принюхивания". Члены группы закрыты, лишь изредка вступают во взаимодействие с целью разведки.

2. Этап агрессии - члены группы начинают проявлять активность, в основном покусывая друг друга. На этом этапе члены группы сознательно или бессознательно выявляют распределение сил.

3. Этап любви в группе устанавливаются радостно - дружеские отношения. Каждый с любовью относится к остальным. Обиды, полученные на предыдущем этапе отходят на второй план.

4. Этап стабильного существования. В группе кристаллизуется иерархия, распределяются роли, в соответствии с которыми распределяется групповое поле - как любви так и агрессии.

В социальной психологии обычно выделяют пять основных ролей в группе, называемых буквами греческого алфавита:

(альфа)- лидер, признаваемый большинством. Обычно это человек наделенный некоторой харизмой.

(бетта)- эксперт. Обычно бетта не оказывает харизматического влияния на группу, однако уважаем ею за обладание специальными знаниями, необходимыми для успешной деятельности группы. Зачастую бетта оказывает значительное влияние на альфу , однако группа его не воспринимает.

(гамма)- рядовой член группы, входящий в большинство. Уважает альфу и следует групповым идеалам.

(омега)- козел отпущения, член группы, отторгаемый ею и получающий основную часть групповой агрессивности. Именно для этого он в группе необходим. При наличии у группы сильного внешнего врага омеги может не быть..

(дельта) - антилидер - человек, обладающий сопоставимой с лидером харизмой, однако в отличии от него не контролирующий групповое большинство. Вокруг дельты могут появится его "личные" бетты и гаммы.

Отметим, что указанные динамические процессы наиболее ярко проявляются в группах, от - семи до пятнадцати человек, не структурированных внешними факторами, например служебными отношениями. В группе более 15 человек существует как правило несколько подгрупп, внутреннюю динамику которых нужно рассматривать отдельно, а в общегрупповом процессе их можно рассматривать как единицу группового процесса. В группах с навязанной из вне структурой, групповая динамика реализуется в спектре несознательных отношений. Чем менее группа привязана к конечному результату деятельности тем более активно идут в ней подобные процессы. Так в государственных структурах психологический климат как правило более запутан , чем в коммерческих фирмах.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Лекции по психологии. Продолжение 8-10

Лекции по психологии

ВВЕДЕНИЕ Структура психологии. Начиная изучение такой науки как психология...
Психология

Сомнения - продолжение

Если все тебя хвалят и сочувствуют, но в глазах читается - "ну и зря, ну ты и д...
Психология

Психология подсознания продолжение

Информационно-энергетический поток Модель мира и его восприятия, излагаемая в...
Психология

Психология подсознания продолжение

Король и министр Древний тезис "познай самого себя" является прозрачным намеком...
Психология

Родословная альтруизма. Продолжение

При изучении причин преступности среди населения в целом каждый раз...
Психология

Ребенок без отца. Продолжение

Добрый день. Дополню предыдущий вопрос и постараюсь конкретнее. В вопросе "Как...
Психология

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности