Эссе о выборе поэтических форм (Re: …)

Критики говорят, что, пожалуй, одним из главных моих недостатков в поэзии является та форма стиха, которую я выбрал и которой пытаюсь придерживаться. Ну что ж, как говорили древние «нет пророка в своём отечестве», и вновь добродетель нарекают пороком. Готов спорить, что те классические формы, к которым питает любовь наша ортодоксальная поэтическая литература, создавались их творцами не в качестве закрепления общедоступного и общепринятого, а как ярые и смелые эксперименты, встречающие шквал недоброжелателей-современников, обвинявших их в напыщенности, пошлости и бесполезности. (Пожалуй, ярчайшим примером здесь может послужить история наветов на Пушкина его критиков и цензоров).

Стоит отметить, что история самого силлабо-тонического способа стихосложения в нашей стране насчитывает 200 слишком лет. И все нынешние признанные классики, начиная с Ломоносова, Фонвизина и Державина, и останавливаясь на Мандельштаме, Пастернаке и Бродском, подвергались, как было сказано, жесточайшим нареканиям со стороны публики и менее удачливых собратьев по перу; часто сталкивались с возведённой обществом стеной непонимания (впрочем, творчество некоторых встречает непонимание и сегодня).

Тем, не менее, вопрос данных размышлений посвящен не столько трудам деятелей прошлого, сколько тому, что было целью их занятий – творческий акт поэта, перенесённый из его разума на листы бумаги. Творческий акт создания культурной единицы – произведения, творения, – вот непосредственная цель поэта, живущего между небом и землёй. Отсюда форма произведения, будь то стих, картина или музыка – должна подобно «платоновскому сосуду» наполняться чистыми образами, идеями – экзестенциями мироздания. И чем лучше получается форма, тем ближе она к божественному замыслу стиха, по сути своей напоминающей кристальную воду в прозрачных озёрах и драгоценные камни в диадеме повелителей империй. Тем лучше она сможет донести до индивида всё то, что чтились в них вложить создатели, заклинающие слова из поколения в поколение уже не одну тысячу лет. И в этом лучшие примеры – те прославленные поэты, которые обессмертили себя своими творениями.

Но, войдя в историю, бессмертные поэты не только приоткрыли нам тайну окружающего мира, но и протоптали торную дорогу форм и стилей, по которой и движется дальше литература. И если некогда они были на этом пути пионерами, первооткрывателями, одиноко взирающими со своих высот на всё то, что происходит в мире, то вслед им, по торному пути ринулись их обожатели и почитатели, вдохновлённые примером и алкающие собственной славы. И вот, из кристально чистой воды, формы высокой поэзии превращаются в мутную лужу для водопоя скота. То, что ранее служило объяснением экзестенциальных тайн мироздания, постепенно утверждается как избитый шаблон для повествования вульгарных и пошлых историй о жизни мещанского круга. У каждого гения находятся тысячи подражателей, не обладающих и долей его таланта, но тщащихся надеждой прославить своё убогое имя. Сочетание форм, некогда пленявших возвышенной красотою людские сердца, теряют всякий смысл и превращаются в груду банальностей, написанных на обратной стороне дешёвой открытки, поздравляющей с Восьмым Марта или Днём святого Валентина. Сама поэзия превращается в одну сплошную банальность, которую малодушные дети с ненавистью заучивают на уроках, вульгарные любовники читают своим легковерным и малопонимающим барышням, а выжившие из ума старики, бывшие мэтры пера, как аллилуйю повторяют своим бездарным ученикам, составляя из неуклюже собранных кусков некую абракадабру, которой будут пичкать окружающих.

И что же, мне после этого следовать тем канонам, которые уже давно мертвы, и упорствовать в постоянстве навязывания фальши? Разве стих не является живым лишь только тогда, когда дышит вдохновением писателя и интересом читателя? И можно ли ужасными штампами о «нивах Кубани», «пламенеющих сердцах» и «вечной любви» выразить тот первоэлемент, который связует нашу жизнь?

Художник, это всегда первооткрыватель, а на правах первооткрывателя он должен исследовать то пространство, которое открывается его взору. Поиск новых форм, новых смыслов, новых звучаний – вот то, что выделяет его из безликой толпы, возносит над миром и включает в сонм великих и бессмертных.
×

По теме Эссе о выборе поэтических форм (Re: …)

Советы в выборе одежды

Человек приходит в этот мир голым. Видимо, это и есть естественное состояние...
Журнал

Чиновники ФИФА хотели продать голоса при выборе страны

Двое чиновников ФИФА предлагали «продать» свои голоса в поддержку одной из стран...
Журнал

Знание о Выборе

1. Свобода воли человека заключается в выборе. 2. Человек делает выбор...
Журнал

Тай-цзи – 13 форм

Гимнастика тай-цзи, приписываемая Чжан Саньфэну, называется «13 форм». Цифра 13...
Журнал

Развитие форм жизни

Пол Дэвис (Paul Davies), титулованный американский физик из университета штата...
Журнал

Эволюция сложных форм жизни началась 1,2 миллиарда лет назад

Ученые нашли доказательства того, что сложные формы жизни на Земле могли начать...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Высшая релаксация