Век учись, век живи

Век учись, век живи
Серебряный век поэзии в России, да и всей русской литературы ознаменовался революционными событиями. Конец XIX и начало ХХ века в России принято называть «Серебряным веком русской литературы». Почему Серебряным, а не платиновым или революционным? Потому что «Золотым веком» называют другую эпоху — время, когда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и пр. Первоначально этот термин, придуманный критиком М. А. Антоновичем, относился лишь к первой половине XIX века, но затем «захватил» и И. С. Тургенева, и Ф. М. Достоевского, и А. А. Фета с Ф. И. Тютчевым. Но, по-моему мнению этот век лучше назвать веком революций благодаря поэтам футуристам, призывающим к свершению Мировой революции и зачастую пропагандирующим свои идеи, шокируя общественность. Они наносили на лица грим, а В. В. Маяковский, однажды, даже явился на публике в женской жёлтой кофте. Футуристы — « из будущего» не пытались сбежать от мира в «башню из слоновой кости»: они мечтали этот мир изменить. Представители этого направления прославились наиболее эпатажными заявлениями и выходками. Так, в 1912 году они издали манифест под названием «Пощёчина общественному вкусу», в котором утверждали: «Прошлое тесно. Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Далее они перечислили писателей и поэтов, которым, по их мнению, «нужна лишь дача на реке»: в этот список вошёл символист А. А. Блок, а также — ни много ни мало —Максим Горький. В манифесте утверждались следующие права поэтов:
  1. На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
Оставаясь верными принципам, отражённым в манифесте, футуристы ломали нормы русского литературного языка. Маяковский, как многим известно, выработал свой способ графического написания стихов — «лесенкой» Рядом с ними появились поэты новаторы, символисты, имажинисты С. А. Есенин, и др. И наконец, ещё одним заслуживающим внимания литературным направлением Серебряного века стало ОБЭРИУ — «Объединение реального искусства» , которое никто не читал, кроме отдельных лиц, которых интересовало не так искусство, как желание самоутвердится. Были и такие акметисты, проповедовавшие «прекрасную ясность» и вместо символов использовали вполне конкретные детали, пришедшие из «грубого», но всё равно прекрасного, по их мнению, мира. Их никто не читал, из-за малограмотности и отсутствия интереса к поэзии среди подавляющего числа пролетариата, хотя послушать выступление в кабаке поэта не против.

Пользуясь материалами переписей населения столиц, проведенных в начале XX в., В. Михайловский в статье «Грамотность населения г. Москвы» опубликовал интересные данные о различиях в грамотности коренного и пришлого населения. На основании анализа материалов переписи Москвы 1902 г. он пришел к следующему выводу: «Коренное московское население, родившееся в столице и в ней проведшее свою жизнь, отличается весьма высоким уровнем грамотности: в возрасте от 8 лет и старше грамотно более 9/10 коренного мужского населения и более 4/5 женского. Напротив, в пришлом населении грамотность развита гораздо слабее; из пришлых мужчин неграмотно более ¼, а среди пришлых женщин наблюдается даже ужасающая безграмотность: 3/5, а в- старших возрастах 3/4 пришлого женского населения не умеют ни читать, ни писать. В общем коэффициент безграмотности пришлого населения. слишком в два с половиной раза выше коэффициента безграмотности коренного населения Москвы». Необходимо при этом подчеркнуть, что пришлое, понаехавшее население резко преобладало в составе всего населения г. Москвы.

В 1913 г. свыше 60% всего населения страны в возрасте старше 8 лет были неграмотными, а грамотность среди нерусских национальностей находилась на еще более низком уровне. По переписи 1911 г. только 23,8% детей в возрасте 7-14 лет обучалось в сельских начальных школах. Представить себе, что на митинге в Петрограде, революционер начнёт читать стихи Гиппиус о чертовках на перекрёстке, или пьяные матросы начнут слушать рифму о жёстком криворогом месяце, или про украденное детство у бедного ребёнка, который сдох на радость его родителям страшно подумать. И в конце стиха под названием «Мудрость» воровки передрались из за украденной мудрости. Эти матросы застрелили бы чтеца и поэтессу из маузера как контру. Вот она с мужем за бугром основала салоны и собирала там в них эмигрантов, работающих на тяжёлых работах во Франции, которые влачили своё существование вдали от Родины, боясь чтобы не умереть с голоду.

Меня же заинтересовало самое раннее из литературных направлений Серебряного века — символизм, который не был изобретением отечественных авторов: этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Более того, направление стало настолько популярно, что работавшие в его рамках авторы разделились на «поколения» старших и младших символистов. К старшим символистам принято относить таких поэтов, как К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, — их лирические герои решительно отвергали реальность и предпочитали жить в абстрактном мире идей, свободных фантазий и вдохновения. Младшие символисты — это такие знаменитые поэты, как А. А. Блок и Андрей Белый, — также утверждали, что действительность далека от идеала, но стремились к более конкретному идеалу: миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии».

Многие поэты символисты отдавали предпочтение философским воззрениям, которые противоречили православию. К примеру, поэтесса Зинаида Гиппиус, составившая с Д.С. Мережковским идеологический тандем русского символизма. Модернизм Гиппиус сводился к понятию «декадентской мадонны», который особенно живо обсуждались почитателями из круга литературоведов и монахов: считалось, что в Гиппиус уживались «демоническое, взрывное начало, тяга к богохульству, вызов покою налаженного быта, духовной покорности и смирению», причём поэтесса, «кокетничая своим демонизмом», чувствуя себя центром символистского быта и саму жизнь «воспринимала как необыкновенный эксперимент по преображению реальности». В начале 1900-х годов вся литературно-публицистическая и практическая деятельность Зинаиды Гиппиус была устремлена на воплощение идей Третьего Завета и грядущей Богочеловеческой теократии. Соединение христианской и языческой святости для достижения последней вселенской религии являлось заветной мечтой Мережковских, которые в основу своей «новой церкви» положили принцип сочетания — внешнего разделения с существующей церковью и внутреннего союза с нею в новом религиозном сознании.

Октябрьский переворот большевиков они восприняли её как воцарение «царства Антихриста», торжество «надмирного зла». В своих дневниках поэтесса писала: «На другой день после переворота, чёрный, темный, мы вышли с Д. С. на улицу. Как скользко, студено, черно… Подушка навалилась — на город? На Россию? Хуже…». В конце 1917 года Гиппиус ещё имела возможность печатать антибольшевистские стихи в сохранившихся газетах. Следующий, 1918 год, прошёл под знаком подавленности. В дневниках Гиппиус писала о голоде («Голодных бунтов нет — люди едва держатся на ногах, не взбунтуешь…» — 23 февраля), о зверствах ЧК («…В Киеве убили 1200 офицеров, у трупов отрубали ноги, унося сапоги. В Ростове убивали детей, кадетов, думая, что это и есть „кадеты“, объявленные вне закона». — 17 марта):
У России не было истории. И то, что сейчас происходит, - не история. Это забудется, как неизвестные зверства неоткрытых племен на необитаемом острове. Канет. Мы здесь живем сами по себе. Кто цел – случайно. На улицах вонь. Повсюду лежат неубранные лошади. Каждый день кого-то расстреливают, «по районным советам…»
Если посмотреть на фотографии тех дней, то на безлюдных улицах можно увидеть вооружённые группы людей с красными бантами и повязками на рукаве или матросов, ищущих винный погреб, чтобы опохмелиться. Вот и поэтесса пишет стих, после которого жить не захочешь:
Довольно мне тоской томиться
И будет безнадежно ждать!
Пора мне с небом примириться
И жизнь загробную начать.
Мережковский, увлечённый мистицизмом после посещения секты староверов, а также древнегреческими поэтами, которых переводил на русский язык, стал непревзойдённым критиком на рубеже веков, за что его недолюбливали в литературных кругах. В предреволюционный период Мережковский на своей квартире проводил мистические беседы организовав религиозное братство из трёх «мирискусников царства Духа» Мережковский, Гиппиус и Философов Д.В., с посвящением их в «тайну трёх» с идеями «Третьего Завета» Русское самодержавие он считал «антихристианским». Религиозные проповеди Мережковского в начале нового века концентрировались на преображении христианства в апокалиптическое исповедованное В третьем Завете церкви Св. Иоанна-религии св. Духа, третьей ипостаси Божественной троицы, призванной сочетать религию Отца с религией Сына в единстве Христа Грядущего.
Окружающая жизнь символистам Мережковскому и Гиппиус представляется далеко не св. серебристом сиянии. Вот как пишет в своём стихотворении «Всё кругом» Гиппиус:
Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинное- застойное...
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-49852.
×

По теме Век учись, век живи

Живи сам, и давай жить другим

«Живи сам, и давай жить другим», - это основной принцип, которым руководствуется...
Журнал

Живи медово

Мне сказали, что Я-обезьяна научившаяся думать и стремящаяся к Богу, а истина в...
Журнал

Тени для век

Тени для век. Веки - наиболее деликатная часть лица, подверженная процессу...
Журнал

Россия - Золотой Век

Бхагавата дас, проживший в Индии более 10 лет и изучивший многие школы...
Журнал

Каменный век

Когда мы говорим “каменный век”, то обычно имеем в виду нечто совершенно дикое и...
Журнал

Продлить свой век

Пока это единственный способ, который нашли учёные, позволяющий продлить жизнь...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни