Капитализм. Что оно такое? Обсуждения

Опубликовано isakov (Сборник: Философия) более года назад.
  • Абсолютно с Вами согласен. Теоретик социализма Александр Иванович Герцен писал об элементах бытового социализма,позволяющего осуществить экономический переворот, ведущий к русскому социализму: 1) право каждого на землю, 2) общинное владение ею, 3) мирское управление. Приспешник рабочего социализма Лавров определял построение социализма следующим образом: "Прекращение эксплуатации человека человеком, возможность социальной революции с переходом к демократии через государственный капитализм. Однако основательное решение теорией "русского социализма" поставленного еще Фурье вопроса о возможности перехода от низших стадий общественного развития к высшим, минуя капитализм, потребовало обоснованного анализа и оценки этой теории. В ряде опубликованных работ Маркс и Энгельс (в предисловии к русскому изданию 1882 г. "Манифеста коммунистической партии", в ответе Энгельса на полемичную статью народника Ткачева в 1875 г. и др.) описали,идею построения безклассового общества свободных и равных граждан, но так и не дали экономического обоснования будущего общества ни первой фазе (социализм), ни, тем более, на второй, высшей фазе (коммунизм)."Социальная справедливость" распределения доходов, по Марксу, заключалась в том, чтобы все они были поставлены в зависимость от "общественно-необходимых затрат труда на производство товаров. Проблему "равенства" Маркс решает измерением доли трудозатрат каждого работника, от которых зависят и доходы пролетария. При этом действует принцип трудовых усилий: учитывается как количество труда, так и качество. Потом появились ревизионисты, реформисты, лейбористы, реалисты, ленинисты, сталинисты, теоретики развитого социализма и его постперестроечные утописты, утопившие недоразвитый социализм в модерновом социокапитализме.
     
  • Валерий, спасибо и за Ваше внимание. Ваши мысли, как обычно, самобытны, глубоки и полезны.
    Как я понимаю (не уверен в правильности) коммунизм отличается от социализма вопросом о разрешении проблемы потребностей. То есть при коммунизме - каждому по потребностям, при социализме - каждому по труду. Насколько я понимаю, человек не может не трудиться, то есть труд является тоже потребностью. Правда, есть труд нужный обществу, а есть ненужный, например, воровской. И есть потребности, понимаемые обществом, как оправданные (жить, заниматься любимым делом, развиваться), а есть неоправданные (Например, осыпаться, драгоценностями, предметами роскоши). В условиях ограниченных земных ресурсов не все потребности имеют право на удовлетворение. А потому коммунизм, в привычном его понимании не нужен. При социализме распределение по труду, но не по воровскому труду, а по тому, который дает обществу то, что нужно его членам для выполнения общественных задач. При этом большому агрегату и топлива и ухода надо больше. Так что в социализме вижу смысл, в коммунизме не вижу. Ему мешает ограниченность возможностей и ресурсов.
     
  • > . Первая попытка построения социализма, предпринятая в России, не дала желаемого результатаЯ дурак раньше думал, что мы строим светлое будущее коммунизм. Вот решил перечитать и по новой законспектировать первоисточник Карла Маркса "Капитал"
     
  • Гали, нормально, когда возраст и увлечения соответствуют. Но если пожилого человека заставить жить молодежными страстями, то это будет уже не нормально. Это и будет "сунуть старика в молодежное болото". Насчет Ницше, не понял о какой его формулировке идет речь?
     
  • > Для усиленного продвижения сознания вперед оказалось необходимым народ окунуть в самое болото капитализма.
    Согласна. Но мы же не называем "болотом" свою молодость, когда барахтались по уши в болоте страстей и заблуждений, осознавая свои интеллектуальные капиталы? :)
    И по поводу "основного продукта истории" - а с формулировкой Ф.Ницше Вы категорически не согласны?
     
  • Гали, прежде всего спасибо за внимание и за подробный анализ.
    А теперь я попробую более внятно разъяснить свою точку зрения.
    1. Полагаю, что жизнь одного человека в малом масштабе моделирует жизнь всего человечества, то есть оно проходит этапы детства, молодости, зрелости, старости, дряхления и в перспективе умрет. В молодости человек активен, драчлив, жаден и глуп. Таким было и человечество. В зрелости он спокоен, рассудителен, миролюбив. Он становится мудрее. Таким становится и человечество. А дальше наступит дряхление. Объективные причины говорят, что ресурсы земли по обеспечению жизнедеятельности сокращаются. Бесконечно что-то производить становится не из чего и незачем.
    2. По ходу развития человек набирается ума, сознания, происходит рост его духовных качеств. Они не продаются и не покупаются, они не имеют денежного выражения, они становятся внутренним богатством каждого в определенной мере.
    3. Сознание человечества движется к такому нравственному уровню, который определяли и продолжают определять нравственные нормы религий, а именно - жить в любви и согласии, как братья и сестры. А это и есть социализм. То есть развитие человечества ведет его к социализму. Капитализм оказывается нижней по отношению к нему формацией, когда сознание до высокой степени степени не доросло и личный эгоизм отметает нравственные нормы.
    4. Первая попытка построения социализма, предпринятая в России, не дала желаемого результата, он так и не был построен, но показал возможности проявления свободного духа в деле решения самых сложных задач. Построение социализма было свернуто, поскольку массовое сознание народа ещё не было в достаточной мере готово жить по нравственным законам. Для усиленного продвижения сознания вперед оказалось необходимым народ окунуть в самое болото капитализма. Что и произошло. Процесс роста сознания идет медленно, но верно. Так что Россия вернется к отброшенной попытке и уже по-настоящему начнет строить новые отношения, основанные на религиозных требованиях дружбы, товарищества, взаимопомощи, когда общество станет подобием одной семьи, подобием одного организма.
    Повторю, человечество вымрет, но души, напитанные новыми чувствами товарищества и единения продолжат жить. Собственно, это и будет основным продуктом истории.
     
  • Геннадий, Ваше предположение о намерениях и нуждах Бога, разумеется, имеет своё право на существование, потому что мы все можем субъективно предполагать то, что нам, субъектам, угодно и как нам угодно субъективно оценивать происходящее и даже временно впечатывать их как "впечатления" в собственные души. НО.. Но почему бы не подозревать нашего любящего Отца-Творца и Первопричину всего происходящего в более светлых замыслах и планах, по отношению к нам - Его детям, Его творениям и, по-сути, следствиям?
    Нелогично ведь, если Следствие вдруг начнёт осуждать свою же Причину, бояться её и даже пытаться как-то повлиять на неё? А вот поразмышлять о перспективах своего развития при изменении характера влияния Причины - это Следствие может. Если, конечно, Причина предоставит Следствию такую возможность.)
    Поэтому, предлагаю рассмотреть "нахлынувшую чуму" в более позитивной терминологии, например, как "качественно новый этап развития" и все его плюсы.
    Пройдусь по некоторым пунктам.
    1. Капитализм – это общество людей, признающих внутренней ценностью некий личный капитал, внешняя ценность которого может быть выражена в неком условном денежном эквиваленте. Таким капиталом может быть всё: физическая сила и навыки, интеллектуальные и коммуникативные способности, проявляющиеся через художественные, научные и организаторские навыки. Потом - все вещи, как ресурсы, инструменты и продукты творческой деятельности.
    Вполне понятно, что у кого больше каких-либо способностей, у того и больше соответствующего капиталу. Но глядя на такое количество вещей и качества способностей, разве скажешь, что всё это сделано обезьянами?
    И разве в нашем совке отсутствовали атрибуты животного мира - грызня и драки за лучший кусок? Разве народ не сражался за мишуру и своё положение в стаде?

    2. Капитализм обострил в людях холодное чувство одиночества. А прежде они ощущали себя единым стадом за пазухой горячей компартии.
    Капитализм заставил людей преследовать свои личные интересы. А прежде нас хорошо убедили преследовать личные интересы членов политбюро.
    Капитализм вынудил платить за всё из заработанного своим трудом. А прежде за всё платила компартия, правда, отрывая из заработанного нашим трудом капитала по 90%, а также благодаря очень дешёвому труду наших друзей из мест не столь отдаленных, которым ничего не оставалось, как только пенять на себя.

    Далее, перескочу сюда и процитирую без купюр:

    //6. Капитализм – огромный лохотрон. Это рынок, это игра мошенников, это ураган, который захватывает абсолютно всех. Выйти из него невозможно. Туда всех затягивают и начинается обработка дурачков. Задача каждого - совершить неравноценный обмен выставляемого на продажу продукта. Цель лохотрона - обогащение. Способы обогащения там разнообразны и изобретательны. Собственно обогащение происходит путем навязывания покупателю того, что ему не нужно, выманивания из него больше денег, чем объективно стоит выставляемый товар, или приобретение чужого товара за бросовую цену. Если обмен будет равноценным - капитализм рухнет.\\

    Знаете, читая это, я испытала укольчик ностальжи, как будто Вы точно описали и проанализировали то, что случилось с нашим советским социализмом. Ах, какой же это был лохотрон!)

    //8. В капиталистическом обществе источником товаров, как и везде, является труд рабочих, ставший там продаваемым и покупаемым товаром. Капиталистам нужно, чтоб этот товар стоил дешево, потому там намеренно организована безработица, которая заставляет рабочих соглашаться на самые низкие цены их труда.\\
    Ну, почему же? Чтобы труд стоил дешево, можно повесить железный занавес на страну, посадить всех в тюрьмы и производить однотипные товары.

    //9. Капиталистам нужно организовать огромный спрос на выносимые на рынок товары и услуги. Чем больше спрос, тем выше цены. Это делается посредством агрессивной и веохватывающей рекламы. Формируются образы успешного человека, стандарты качественной жизни, стандарты моды, декларируемых всеми средствами массовой информации. В стандарты входят особняки, яхты, навороченные машины, молодые и сексуальные любовницы, любовники. Для обычной нормальной жизни этого не надо, но навязываемые стандарты создают оранжерейную искусственную атмосферу, где богатые люди диктуют остальным, как им положено жить. Эту заразу они пытаются распространить по всему миру.\\ Трехкомнатная распашонка, дача, автовазовская машина, жена, любовница, цветной телевизор, сервант, книжный шкаф с подписными изданиями, газета "правда", ящик водки по выходным, "Ирония судьбы" на Новый год, плакат "вперед к победе коммунизма!" над серым входом - ага, нормально. Поэтому из последнего пункта возьму только одну пророческую фразу:

    > Кто не желает, тот обречен. которую расширю до масштаба: "Народ, не желающий чего-то нового, обречен". Поэтому Бог всегда подкидывает людям что-то новенькое.)
     
  • Геннадий, Ваше предположение о намерениях и нуждах Бога, разумеется, имеет своё право на существование, потому что мы все можем субъективно предполагать то, что нам, субъектам, угодно и как нам угодно субъективно оценивать происходящее и даже временно впечатывать их как "впечатления" в собственные души. НО.. Но почему бы не подозревать нашего любящего Отца-Творца и Первопричину всего происходящего в более светлых замыслах и планах, по отношению к нам - Его детям, Его творениям и, по-сути, следствиям?
    Нелогично ведь, если Следствие вдруг начнёт осуждать свою же Причину, бояться её и даже пытаться как-то повлиять на неё? А вот поразмышлять о перспективах своего развития при изменении характера влияния Причины - это Следствие может. Если, конечно, Причина предоставит Следствию такую возможность.)
    Поэтому, предлагаю рассмотреть "нахлынувшую чуму" в более позитивной терминологии, например, как "качественно новый этап развития" и все его плюсы.
    Пройдусь по некоторым пунктам.
    1. Капитализм – это общество людей, признающих внутренней ценностью некий личный капитал, внешняя ценность которого может быть выражена в неком условном денежном эквиваленте. Таким капиталом может быть всё: физическая сила и навыки, интеллектуальные и коммуникативные способности, проявляющиеся через художественные, научные и организаторские навыки. Потом - все вещи, как ресурсы, инструменты и продукты творческой деятельности.
    Вполне понятно, что у кого больше каких-либо способностей, у того и больше соответствующего капиталу. Но глядя на такое количество вещей и качества способностей, разве скажешь, что всё это сделано обезьянами?
    И разве в нашем совке отсутствовали атрибуты животного мира - грызня и драки за лучший кусок? Разве народ не сражался за мишуру и своё положение в стаде?

    2. Капитализм обострил в людях холодное чувство одиночества. А прежде они ощущали себя единым стадом за пазухой горячей компартии.
    Капитализм заставил людей преследовать свои личные интересы. А прежде нас хорошо убедили преследовать личные интересы членов политбюро.
    Капитализм вынудил платить за всё из заработанного своим трудом. А прежде за всё платила компартия, правда, отрывая из заработанного нашим трудом капитала по 90%, а также благодаря очень дешёвому труду наших друзей из мест не столь отдаленных, которым ничего не оставалось, как только пенять на себя.

    Далее, перескочу сюда и процитирую без купюр:

    //6. Капитализм – огромный лохотрон. Это рынок, это игра мошенников, это ураган, который захватывает абсолютно всех. Выйти из него невозможно. Туда всех затягивают и начинается обработка дурачков. Задача каждого - совершить неравноценный обмен выставляемого на продажу продукта. Цель лохотрона - обогащение. Способы обогащения там разнообразны и изобретательны. Собственно обогащение происходит путем навязывания покупателю того, что ему не нужно, выманивания из него больше денег, чем объективно стоит выставляемый товар, или приобретение чужого товара за бросовую цену. Если обмен будет равноценным - капитализм рухнет.\\

    Знаете, читая это, я испытала укольчик ностальжи, как будто Вы точно описали и проанализировали то, что случилось с нашим советским социализмом. Ах, какой же это был лохотрон!)

    //8. В капиталистическом обществе источником товаров, как и везде, является труд рабочих, ставший там продаваемым и покупаемым товаром. Капиталистам нужно, чтоб этот товар стоил дешево, потому там намеренно организована безработица, которая заставляет рабочих соглашаться на самые низкие цены их труда.\\
    Ну, почему же? Чтобы труд стоил дешево, можно повесить железный занавес на страну, посадить всех в тюрьмы и производить однотипные товары.

    //9. Капиталистам нужно организовать огромный спрос на выносимые на рынок товары и услуги. Чем больше спрос, тем выше цены. Это делается посредством агрессивной и веохватывающей рекламы. Формируются образы успешного человека, стандарты качественной жизни, стандарты моды, декларируемых всеми средствами массовой информации. В стандарты входят особняки, яхты, навороченные машины, молодые и сексуальные любовницы, любовники. Для обычной нормальной жизни этого не надо, но навязываемые стандарты создают оранжерейную искусственную атмосферу, где богатые люди диктуют остальным, как им положено жить. Эту заразу они пытаются распространить по всему миру.\\ Трехкомнатная распашонка, дача, автовазовская машина, жена, любовница, цветной телевизор, сервант, книжный шкаф с подписными изданиями, газета "правда", ящик водки по выходным, "Ирония судьбы" на Новый год, плакат "вперед к победе коммунизма!" над серым входом - ага, нормально. Поэтому из последнего пункта возьму только одну пророческую фразу:

    > Кто не желает, тот обречен. которую расширю до масштаба: "Народ, не желающий чего-то нового, обречен на крах". Который закономерно произошел с той частью советского народа, за недолгих 73 года привыкшего безответственно надеяться, что какие-то дяди ответственно распоряжаются их капиталами. Поэтому Бог всегда подкидывает людям что-то новенькое.)
     
К публикации Капитализм. Что оно такое? написано 58 комментариев.
1 2

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
Воспитание ребенка свободой