Мудрая любовь

Как удивительно плетёт свои узоры судьба...

Она будто всматривалась в меня с двухметровой высоты, несмотря на свои закрытые глаза. Она была вне времени и пространства. Её дитя лежало на руках, за спиной просматривался круг бегущей истории, а ноги погружены в плодоносную землю. Она – Матерь Всего.
Мудрая любовь
Эта картина первая встретила меня в архиве А.Ахола-Вало. Столько тепла и любви, умиротворения и равновесия излучала она. Картина была словно живая. Она обнимала, она звала радостно жить и созидать с любовью. Созидать во имя Любви к человечеству.

На следующей картине «Голубая душа» фигура с открытым сердцем в мольбе устремлялась к источнику света по лестнице жизни. На ступеньках написаны 39 – 40 - 41 годы. Страданием и состраданием светилось это полотно.

Так началось моё знакомство с наследием этого самоотверженного человека, гуманиста, борца за просвещение, за красоту в жизни каждого дня, человека, не знавшего отдыха, не жившего ни личными мерками, ни мерками одной нации, человеком планеты Земля - Алексантери Ахола-Вало.

Подобно горьковскому Данко, всю свою сознательную жизнь Алексантери (близкие и друзья звали его Али) служил людям, горел во имя пробуждения духа гуманизма на Планете и твёрдо верил, что только через Культуру - через просвещение каждого человека, через науку и понимание красоты люди смогут выйти на новый культурный уровень. МУДРАЯ ЛЮБОВЬ, - так назвал он качество, без которого не может состояться человек будущего.

Наипервейшие задачи перед работниками просвещения Ахола-Вало осветил в 1994-ом году на расширенной дирекции правления обучения во главе с губернатором коммуны Хяме (Хямеенлинна, Финляндия) Каарина Суонио и главным директором Вилхо Хирви. Речь А.Ахова-Вало в сокращённом варианте:

«Люди, работающие на благо маленького ребёнка, воспитатели - наиважнейшие люди в мире. Но они сами ещё не понимают свою ценность. Почему? Они ещё не знают, что тот, кто воспитывает и учит, тот и управляет государством. Так и есть в мире будущего.

В современном мире все очень спешат. Спешат в бар и куда не нужно, но почему-то нет спешки строить новую школу, в которой нуждается и даже остро больное человечество. Не проходит мгновения на планете, чтобы что-то не сгорело и не пострадали бы люди. Поэтому пробуждение силы духа гуманности - самая важная задача в мире. Это я заметил уже в 1905-ом году когда увидел, как перед моими глазами тысячи людей были расстреляны в кровавое воскресенье в Питере. Тогда я дал святую клятву, что сделаю всё, что я могу, чтобы научиться тому, как учить воспитанию. Это самая важная и святая клятва, которую ребёнок может дать себе. Какая задача сегодня? Мы должны стать полностью цельными.

Самая важная задача – спасти в нашем мире хоть одно СРЕДОТОЧИЕ ЗНАНИЯ, ГУМАННОСТИ, ЧЕЛОВЕЧНОСТИ. Ведь этого нет. Существуют университеты, казалось бы, высокой степени, но на каком низком уровне они остаются, если не знают, как человек должен жить, как управлять государством...

Неважно, маленький народ или большой, но примером является тот народ, который понимает, каким человек должен быть.

Школа и обучение не должны быть сиротами в этом мире. Наша сила в истинной науке. Я люблю вас, потому что вы выбрали профессию, которая уже сама по себе представляет МУДРУЮ ЛЮБОВЬ в мире. Вы должны узнать, что нужно ребёнку. Вы это сможете узнать, основав НАУЧНЫЙ ЦЕНТР педиатрической психологии, где будут изучать душу и путь её развития. Такой должен быть в каждой развивающейся честным путём стране. Ребёнка необходимо развивать уже с самого раннего возраста. Если вы это сделаете, то сослужите большую службу человечеству, спасёте свой народ от этой ставшей привычкой беды, в которой народы пребывают, считая своим единственным богом только деньги.

Большинство работников в школах – думающие консервативно, пленники психологии старых времен. В подобной должности прекрасно справится и бойскаут, если нет никаких высших требований. Но мы должны об этом подумать более глубоко. Работник школы должен показать пример другим и мыслить на таком глубоком уровне, что, действительно, образуется факультет, который на практическом уровне послужит воспитанию человека. Взрослые ещё не проснулись к пониманию, какой природной любознательностью обладает каждый новорождённый. Если это не осознаётся, то никакие другие данные не имеют значения.

Без воспитания дети становятся дикими мартышками.

… Школа и наука о воспитании – самая большая задача в мире. От неё зависят все другие области науки. Школа не только для того, чтобы учить школьников читать и считать, а для развития более полноценного человека. Если вы этого достигнете, будет выполнена самая большая задача, которую мир ждёт. Это практическое задание. Используйте ресурсы для усовершенствования человека, а не на поддержание НЕЗНАНИЯ. Это те исходные пункты, среди которых я последние десятилетия живу и которыми удивляюсь. Это та трагедия, которую безуспешно пытается разрешить моё сердце.

Мы не можем сделать никаких обновлений без нового факультета. Мы совершим большое преступление перед человечеством, если вовремя не начнём готовить то, чего ждут все нации мира. Послушайте, дорогие друзья. Я вас уважаю и хочу вместе с вами служить нашему народу. Я вечный студент.»

Не хватит и десяти страниц осветить вехи из биографии этого цельного человека, борющегося за культуру и просвещение почти век.

Алексантери Ахола родился 27 января в 1900 на берегу Ладоги в финской семье. Отец - революционер - толстовец, трубочист. Восьмилетним мальчиком Али основал в Вырице свою первую школу, которая выросла в комбинат культуры. В 1916 году он успешно поступает в элитную школу МАЯК в Санкт Петербурге, готовящую дипломатов. Является самым младшим студентом. К этому времени он уже знает 4 языка: французский, финский, шведский и русский. Впоследствии он изучит ещё несколько языков, но все они будут славянскими. На школу зарабатывает сам, что, конечно же, скрывается. Подрабатывает трубочистом, пекарем, путейцем, помощником аптекаря, водителем трамвая. Близкий друг Володя Избаков работает в Смольном библиотекарем у Владимира Ильича, поэтому Али часто видит Ленина. Он не участвует в самой революции, как революционер, но занимается образованием всю свою жизнь. Али верит в силу просвещения, а не революции.

Участвует в создании гениального фильма Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Создаёт макет броненосца тринадцатиметровой величины и сам участвует в некоторых сценах как актёр. В 1919 году вступает в Красную Армию в отряд, сформированный из актёров царского театра, и по мере продвижения фронта создаёт школы, учит детей, ставит спектакли. После войны в 1924 году поступает в художественную студию Пена в Витебске, где в то же время учились Шагал и Малевич. В 1930 в Минске за полгода разрабатывает и строит павильон страданий Человечества, впоследствии разрушенный гитлеровцами. В этом же году добавляет к своей фамилии слово Вало – луч, свет, и в том же году бежит из Советской России в Финляндию.

«Вот этот человек будет продолжать», - представляет Галлен-Каллела Алексантери перед коллегами, но несмотря на протекцию этого удивительного художника, общество его не принимает. Во время зимней войны финскими властями предваряется в тюрьму как «русский коммунист», где проводит полгода. Там и появилась на свет картина Голубая Душа.

«Моя душа стремится вперёд, а этому пытаются помешать эти сумасшедшие», - напишет он впоследствии об этой акварели и вновь в путь, теперь в Швецию. Законы Швеции запрещают ему официально заниматься живописью, но Али уже давно работает над новой им самим изобретённой наукой символов - Эвохомологией. Лишь к концу жизни возвращается на родину и в Хямеенлинне жизнь сводит его с Ристо Суванто, вместе с которым основывает общество Elpo. Это небольшое общество взяло на себя труд по сохранению духовного наследия Алексантери Ахола-Вало и продвижения в жизнь его идей. Обществом изданы пока лишь 3 книги дневников на финском языке (Али начал вести дневники с 8 лет. По мотивам ранних дневников снят фильм (Valo) ВАЛО, в переводе на русский - Луч, Свет.

С моей точки зрения, дневниковые записи юного Али ценны для читателя любого возраста, ибо они есть яркий пример возможности строительства комбинатов культуры своими силами, возможности в совместном труде и устремлении растить в себе качества нового человека – Человека Будущего.

Сложно описать ту любовь к человечеству, которую я ощутила при прикосновении с творчеством этого самородка. Каким образом маленький мальчик смог сплотить вокруг себя подростков и взрослых, как смог в тринадцатилетнем возрасте сам спроектировать пятиэтажный деревянный дом (!!!) культурного комбината? Откуда было ему известно, что через 100 лет дневники будут действительно напечатаны книгой, как он пишет в дневнике 1914 года:

«Ведь дневники эти, что пишу – это история, которая будет книгой напечатана через 100 лет. Но не вечно же зло всё-таки будет на свете. Об этом я стал думать в последнее время и главное только то, чтобы эти дневники могли бы быть сохранены, как и до сих пор, в тайниках.» 23 июня 1914 года.

Очень много тайн ещё предстоит открыть при работе с архивными документами.

Отрывки из дневника Алика Ахола:

«30 января 1914г.
«В будущем человек моего возраста поступает в университет, потому что начальное обучение начнётся в 4 года. Это вполне возможно, потому что взрослые будут обучены правильному миропониманию вообще и пониманию психологии ребёнка. Ребёнок будет находиться в развитой умственно и нравственно высокой среде. Если сейчас случится революция, сразу ничего не переменится, потому что сознательных людей ещё нет. Обучения сознательности ещё нет. Власть будет принадлежать большинству несознательных. Это значит, обстановка состояния неразвитости будет, как до революции. Поэтому надо обучать сознательности и воспитывать задолго до революции. Будет холостая революция, беспочвенная, чтобы получить начало массового развития. Злоба преступления, несправедливость - всё останется.»

«2 февраля 1914.
Меня мучает такая беспомощность, какой никогда раньше не испытывал. Надо делать что-то, до чего не могу сейчас догадаться. Надо придумать то, что сильнее денег. Оно должно быть более увлекательным, чем деньги или материализм. Оно должна быть наукой, без которой другие виды науки не могли бы прогрессировать.

Мне кажется, что она должна быть наукой о самом человеке, о его усовершенствовании. Да, эта наука должна быть универсальной – всеобъемлющей .» Вырица, 1914.

Алику только что исполнилось четырнадцать. Впереди ещё 83 года служения культуре и просвещению.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Мудрая любовь

  • Геннадий Владимирович, а вот - хорошее практическое дополнение к нашей дискуссии по проявлению мудрой любви и, заодно, по ББ! ;))) http://www.sunhome.ru/magic/12251/p1
     
  • Геннадий Владимирович, как всегда, Вы задали направление для анализа терминологии..))
    Первое, поясните немного, почему понятия "жить лучше" и "приблизиться к Богу" - не синонимичны?
    Второе, понятия "стремление процветать" и "гонка за рост потребления", по-вашему, это - не противоположности? Если второе действительно создает "туши жира", то первое имеет смысл "роста, как цветка божьего".
    Процветать - это однозначно хорошо. Цвести всеми своими талантами - надо!.. ну, не чахнуть же?
     
  • Приблизиться к Богу и поэтому жить лучше. Или жить лучше, приблизившись к (подобно) Богу. Найти в себе Царство Небесное, Рай Небесный и воплотить его на Земле. В общем, как-то нереально выглядит, что подобный Богу и почти всемогущий гомосапиенс будет стараться жить плохо..?
     
  • Я спорил с одним деятелем. Он так же утверждал, что цель у людей одна, жить лучше. Я отвечал, что пора бы знать, что гонка за процветанием и потреблением не является самоцелью. Она создает условия для развития отношений, а это значит - морали. Сама гонка ведет в тупик и разложение. А также к созданию тупых туш жира вместо людей. Да и поток кризисов это показывает. Цель не в том, чтобы жить лучше, а в том, чтоб приблизиться к Богу.
     
  • И не говори, кум, прям беда с этим! ;))) Вы же смотрели "Программу развития соц.компетенций"? Подобные программные документы, предлагающие осмысленный подход к воспитанию на уровне внятной гос.политики, насколько я знаю, сейчас есть во всех странах. Пока дальше узко-специфических конференций дело не идет. Почему? Да потому что осмысленно этим могут заниматься только взрослые люди! А политическая ситуация выглядит так, что "взрослым воспитателям" приходится разговаривать по поводу принятия решений с жадными и трусливыми "сущими детьми", каковыми являются большинство управленцев прежнего "воспитательного покроя". Ну, какие с ними могут быть решения и сотрудничество? Так что пока идут процессы выработки терминологии, пиар идей с широкой общественностью и воспитание будущих политиков.

    Согласна, что автор статьи осветила лишь общие идеи. Системы не видать.. наверное еще пылится где-то в архивах.
    А учить, думаю, жить лучше - лучше всех! Себе же лучше будет..))
     
  • Как всегда, дорогая Гали, читая Вас, испытываю теплое к Вам чувство. Вы умница. Невозможно с Вами не согласиться. Конечно, надо знать просветителей и всех народов и всех времен. Но только из приведенной статьи невозможно выудить, какую систему воспитания предлагает наш просветитель. Систему Макаренко, например, знаю, труд и взаимовыручка. Неплохая. Знаю систему Сухомлинского. А тут что? Ну, талантливый, наверно, мальчик, намерения хорошие, ну и всё? Если он просветитель, то любой учитель на том же основании тоже просветитель. А этот ничем не выделяется из армии таковых, чтоб ему уделять особое внимание.
    Да, надо воспитывать человека с детства. Да вот беда, никто толком не знает, на что ориентировать воспитание, то есть каким должен получиться человек? Чтобы ощущал красоту и мог создавать красивое? Отдадим в школу эстетического образования? Очевидно, этого недостаточно. Надо прививать идеалы, духовные ценности. Какие? Религиозные? А из какой религии их брать? Ведь их тьма. И нельзя сказать, что одна хорошая, а остальные плохие. Надо, чтобы он любил людей? А каких надо любить, каких не надо? Всех надо? А суды с тюрьмами куда? И бандиту уютно, что ни твори, всё равно тебя будут любить. Любовь не бывает без требовательности, без неё детей не воспитаешь, а каковы меры жесткости требований? А неотвратимость наказания за нарушение запрета должна быть? Как быть с наказанием? Я не знаю, кого считать воспитанным человеком, того, кто знает правила этикета, будучи циником внутри, или сумасброда с душой ребенка? Надо ли его учить жить лучше? Стать карьеристом, хапугой, лизоблюдом? Таких обычно ненавидят. А если не лучше, то может заниматься самопожертвованием во имя неких идеалов? В каких границах можно жертвовать собой? Видите сколько вопросов. Это только малая часть.
    Мудрая любовь должна знать предназначение человека, абсолютно точное, а не то, типа, творить добро, поскольку никто не знает, что оно есть, это добро, которое никогда не предстанет злом. Надо ли примеры? Вопрос сложнее, чем кажется. Долго еще спорить и витать в догадках.
     
  • :) В чём-то, может, и соглашусь с Вами: действительно, статью писала несколько непоследовательная тётя. И восторженная. Но ведь здесь ЕСТЬ чем восторгаться?!
    Во-первых, да, - то, что в 14 лет ребенок задумывается о таких вещах, практически сознательно выбирая свою судьбу.
    Во-вторых, такие люди - просветители - всегда и во все времена достойны восхищения. "Страна должна знать своих героев", а я, к примеру, впервые встречаю среди них имя Алексантери Ахола.

    Пусть будет благословен интернет! Мы (жители снг) знаем мизерное количество имен российских просветителей. Мы знаем стандартный перечень имён из "древнегреческого пантеона философов", упуская то что, прежде всего, они были воспитателями душ. Мы знаем нескольких имен американских и европейских просветителей, да и то под искаженным углом "советской пропаганды". И мы вообще ничего не знаем о просветителях таких развитых стран, как Финляндия, Дания, Швеция, Франция, Испания, Австралия... Как будто в них образованием и воспитанием людей занимались исключительно Платон, Фрейд, Папа Римский и швейцарский банк! И благодаря этому, общества этих стран достигли такого высокого развития! Ну не бред ли??
    Воспитывающее влияние всегда исходит от конкретных людей, таких как А.Ахола-Вало. Которые являются живыми носителями идей развития и реализуют их, объединяя вокруг себя учеников. Только благодаря им происходит развитие людей, систем и структур всего общества.
    Точнее, благодаря их любви к людям. Их индивидуальному чувству любви, которое есть не только "реакция" на смазливое личико или гламурную картинку, но также решительное намерение, планы, действия, отдача всей своей жизни тому, чтобы другой понял, как ему жить лучше, как стать умным, самостоятельным, мудрым, любящим..

    Итак, резюмирую.
    Чувство любви можно рассматривать как реакцию на нечто красивое. Но это, скорее, эмоция восторга. Когда, к примеру, лицо партнера или картина (машина, собака..) приедаются и перестают вызывать восторг, дураки считают, что "любовь прошла". Естессственно, что у них - "глупая любовь".

    Я всячески приветствую все оттенки и широту диапазона восторга. Принимать красоту, да еще от различных аспектов мира - это большое наслаждение! И конечно, нужно уметь видеть-чувствовать красоту и гармонию различных внешних и "внутренних" форм мира.
    Однако, любовь, прежде всего, подразумевает отдачу. Отдачу своей энергии на создание этой самой красоты. И на создание красивого, гармоничного и совершенного человека, в первую очередь. Как говорят, "воспитанного". (Найдите мне тех, кто способен восторгаться невоспитанными людьми? Если он, конечно, не зоолог..)
    А чтобы сделать красивого человека из ребенка, НАДО не просто восторженно реагировать на него с пеленок, а ЛЮБИТЬ его МУДРО, т.е. задаться намерением, (повторяюсь) планом, совершать определенные действия, которым нужно учиться, быть готовым отдать всю свою жизнь, чтобы он понял, как ему жить лучше, как стать умным, самостоятельным, мудрым, любящим..и т.п... словом "воспитанным".
    И хорошо бы сейчас побольше таких мудро любящих воспитателей нашим детям, как Алексантери Ахола-Вало! И родителям было бы с кого брать пример. Вот, собственно, и цель публикации - обратить внимание на тему, если кто почитывает..
     
  • Похоже, это написала глуповатая и восторженная тетя. Надо совершенствовать, надо знать, надо учить, надо повышать сознательность, надо…, надо. Сплошные призывы. Ну надо, а дальше что? Что конкретно надо? Как надо? Наверно этого не знал и сам Вало. В приведенных выдержках его дневника кроме этих «надо» ничего конкретного нет. Но какой восторг вызывают у тети его «надо»! Мальчик гений! Мало того – с пеленок трибун и организатор «маленький мальчик смог сплотить вокруг себя подростков и взрослых», в 8 лет Али основал в Вырице свою первую школу, видимо уже в 8 лет он знал основы педагогики, и необходимые науки, а в 13 лет спроектировал 5-ти этажное здание, где уже надо было знать архитектурные приемы и строительное дело. Интересно, кто-нибудь построил его нарисованный дом? Ну и что же этот супер после себя оставил? Двухметровую тетю с младенцем? Наверно еще нечто похожее.
    Но причем здесь Мудрая любовь, предваряющая статью? Надо так понимать, что любовь пока глуповатая, а вот после выполнения всех «надо» этого Али сразу станет мудрой.
    Гали, ну и зачем Вы эту пустышку опубликовали?
     

По теме Мудрая любовь

Ворон. Мудрая птица

Во многих культурах ворон – символ мудрости. И, выходит, неспроста...
Журнал

Мудрая глупость ( по мотивам К.Кастанеды.)

В общепринятом понимании глупость – это очевидное несоответствие разумному...
Журнал

Любовь - страсть, и Любовь - чувство (размышления)

1. Любовь-страсть, и Любовь-чувство: понятия отличающиеся друг от друга. Любовь...
Журнал

Любовь к ближнему. А любовь ли это вообще?

Теперь немного о любви, так сказать, традиционной. Как это обычно говорят...
Журнал

Про любовь

ОТВЕТ ТАЙЯНЫ: Пусть это будет. Страдания от любви очищают. Но это происходит в...
Журнал

Любовь

Вы часто говорите, что любовь - это болезнь, и радуетесь или сожалеете по поводу...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Конфликтовать с тревогой
Твое сознание - живая субстанция