Если Бог есть, то где Он?

Этот вопрос: «Если Бог есть – то где Он ?» обычно задают материалисты, отрицающие и Бога и душу. Для них ни Бога ни души – нет.

И что самое поразительное – они правы!
Дело в том, что материалист смотрит назад по пути уже пройденном Эволюцией, а там души уже действительно нет: сформировав из материи все, что мы видим и ощущаем, душа – импульс энергии развития - все время уходит вперед - решать главное противоречие Жизни – противоречие между прошлым и Будущим.

Материалист смотрит назад по пути Эволюции, идеалист смотрит вперед по лучу Эволюции, а Истина, как всегда, находится посредине, и не находится, а совершается. Истина – это Процесс.

Что есть Истина ? – Процесс
О д у х о т в о р е н и я !

«Хоть не вечен человек,
То, что вечно – человечно».

А. Фет

Для великого русского поэта Афанасия Фета эта открытая им поэтическая формула была аксиомой – истиной, не требующей доказательств. Для нас, после чудовищных мировых войн, концлагерей, фашизма, коммунизма, терроризма, эта аксиома Фета становится теоремой ( где «тео» по латыни – Бог ) и требует доказательств. Хотя и сейчас многим верующим легче поверить в то, что Бога нет, чем в Его бесчеловечность. Потрясенная гибелью двух своих сестер в гитлеровской душегубке в Минске дочь раввина перестала верить в Бога: если Бог есть, то такого бесчеловечия Он допустить не может, значит, Его просто нет и атеисты, которые смеялись над ее верой, правы. А, действительно, что можно ответить на вопрос атеиста: если Бог есть, то где Он? Вот и Гагарин после полета в космос сказал, что Бога – нет. Поэтому обсуждать человечность или бесчеловечность того, чего нет – не имеет смысла.

Сначала надо убедиться в том, что Бог – есть.

А убедиться в этом значит понять, что Жизнь – невероятна в принципе и чем невероятнее, тем реальнее. Стопроцентную вероятность в Жизни имеет только смерть (и ее синоним – косность). Но, несмотря на свою минимальную вероятность, Жизнь продолжается самым невероятным образом, развиваясь по восходящей. И кругозор просвещенного человека, свободного от предубеждений, позволяет ему воспринять невероятное, даже если оно выше его разумения. А то, что Жизнь действительно невероятна подтверждается, например, тем, что все народы без исключения воспитывают своих детей на волшебных сказках (fairy tails). Ребенок ( а ребенок, по словам Вордсворта, это отец человека ) вступает в волшебный мир и его развитие зависит от того, как долго ему удастся сохранить восхищение этим волшебством и не утратить естественный интерес к его Источнику (не правда ли, удивительно это русское созвучие: Ист-ина и Ист-очник?)

Но надо ли и зачем снова заниматься так называемым «Богоискательством»?

Вот что об этом писал Гете:

«Ключевой вопрос будущего европейской цивилизации – вопрос веры. Собственной, единственной и глубочайшей темой истории мира и всего Человечества, которой все прочие подчинены, остается конфликт веры и неверия. Все те эпохи, когда царит вера, под каким бы видом она не представала, - блестящи, они возвышают душу, они плодотворны для своего времени и для последующих эпох. Напротив того, все те эпохи, когда торжествует свои жалкие победы неверие, под каким бы видом то ни было, пусть даже на мгновение слепит оно ложным блеском своим, исчезают в глазах потомков, ибо никому не по нраву заниматься познанием бесплодного». Кстати, Гете также принадлежит замечательное утверждение: «Что плодотворно, то единственно истинно».

Но истинная вера всегда основана на знании. Вера как бы дополняет наше знание, потому что наше знание в принципе никогда не может быть полным. Бог – это Все Более Открывающаяся Истина. Эта Истина открывается навстречу развивающемуся человечеству, которое в своем познании все более приближается к Ней.

И наука тоже. Просто наука доказывает существование Бога «методом от противного»: предполагаем, что Его нет, и смотрим.

Итак, на вопрос «если Бог есть, то где Он?» ответ прост и… невероятен.

Вот я смотрю в зеркало и вижу мое лицо, мои глаза и уши, мои руки и ноги. Рентген покажет мне мои внутренние органы, но он не обнаружит там меня – того, кто смотрит через мои глаза, слышит моими ушами. Я точно знаю, что снаружи меня нет, что я где-то внутри, но где конкретно? В моем теле моя душа (то есть, я - нигде, потому что везде. Моя душа со дня моего рождения (и даже раньше) формирует и настраивает мое тело, мое сознание и подсознание. Что знаю я о своем теле? Не больше, чем о такси, которое нанимаю, чтобы доехать до дома. Но моя душа знает о нем все. Например, чтобы переварить яблоко, которое я съел, мой организм в строгой последовательности совершает несколько тысяч химических реакций. И все это выполняет моя душа, даже, когда я сплю, с помощью ею же сформированных органов. Причем, выполняет с минимальными затратами и максимальным результатом. Эффективности, вернее одухотворенности, такой работы можно только позавидовать. В течение моей жизни мое тело полностью обновляется каждые семь лет, а душа остается все той же. И не значит ли это, что моя душа реальнее моего тела?

К сожалению или к счастью, душа – неуловима, ее нельзя пощупать, нельзя воспроизвести. А я как неисправимый материалист могу поверить только в то, что могу потрогать, разобрать и снова собрать. Моя душа – это невероятная реальность, которая выходит за рамки моего материалистического сознания и опыта. Поэтому я, оставаясь в этих рамках, объясняю себе феномен души материалистически: сложностью биохимических процессов, биоэнергетикой и т.д. и т.п., хотя и понимаю всю неполноту такого, например, объяснения:

Нейроны серого вещества моего мозга за всю мою жизнь накапливают огромный объем информации, который и является тем, что называется моей личностью. Никакой души: просто рецепторы (глаза и уши) получают звуковую или видео информацию, передают ее анализаторам мозга, которые ее обрабатывают и запоминают. Учеными хорошо изучены отделы мозга - кора и подкорка – где все это происходит.

Для науки человеческий организм – что-то вроде биоробота, отдельные части которого наука уже научилась ремонтировать, заменять и даже выращивать. Непонятным остается только одно: какая сила формирует и воспроизводит саморазвитие этой поразительно сложной структуры с момента зачатия. Что это за «лазерный луч», который считывает неизвестно как записанную в генах оплодотворенной яйцеклетки программу, реализуя жизнь, наподобие того, как лазерный проигрыватель реализует музыку, записанную на вставленном в него диске. Вот этот формирующий меня как единое и развивающееся целое непостижимый и неуловимый сгусток энергии развития и есть моя душа. Интересно, что есть люди, которые даже видят ее «ауру».

Так вот: Бог – это Душа Вселенной.

И точно так же, как моя душа – творец моего тела, Душа Вселенной - Бог – это Творец Вселенной и точно так же, как душа, одухотворяющая тело, Бог, одухотворяющий Вселенную, нигде, потому что везде. Хотя для меня это уже совершенно невероятно. Если тело заполнено органикой: клетками, нейронами, сосудами, кровью, лимфой и многим другим и процессы, которые в нем происходят, мы можем как-то разобрать и проанализировать, то Вселенная кажется нам совершенно пустой…

…И глядя в эти черные провалы,
Пустые от начала до конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца…
Пастернак. «Гефсиманский сад»

Черные провалы, Пустые от начала до конца…
А п у с т ы ли они?

Природу материи изучает физика, самая материалистическая из наук. И вот великий физик Максвелл вводит понятие поля.

Есть вещество и есть поле. Пустоты нет: она заполнена всепроникающим электромагнитным полем, колебания которого мы видим (свет) или улавливаем приборами (радиоволны). Через любую точку пространства непрерывно во всех, абсолютно во всех направлениях (!) проходит невероятное число этих колебаний разной частоты и с разной длиной волны, при этом они друг другу почему-то совершенно не мешают. И даже толстые каменные стены зданий радиоволнам не помеха. А разве можно пройти сквозь стену и не затронуть ее? Тем не менее, это происходит повсеместно и постоянно, то есть, это наша реальность, очевидная, но невероятная.

Электромагнитное поле – реальность совершенно невероятная: подумайте, как пустота может колебаться? А физика даже измерила и совершенно невероятную скорость распространения этих колебаний – 300 000 километров в секунду! И чтобы мы хоть как-то могли эту невероятную, сверхъестественную реальность себе представить, физики называют ее «частица-волна». Нечто мифическое, вроде кентавра. Как говорится, этого нельзя понять, к этому надо привыкнуть. Привыкнуть - здесь значит, поверить в невероятное и признать естественным сверхъестественное.

Но «пустота» этим не исчерпывается. Если электромагнитное поле можно хоть как-то себе представить «заполненным» этими самыми «частицами-волнами», то поле гравитационное представить вообще невозможно. А оно – такая же реальность, просто еще более невероятная.

Наше Солнце находится от Земли на расстоянии 180 млн км. На таком огромном расстоянии Солнце, которое в миллиард раз больше Земли, кажется маленьким, не больше Луны. И вот на таком чудовищном расстоянии, которое даже свет проходит почти за 8 минут, Солнце, как пращой, удерживает тяжелый Земной шар, летящий по орбите со скоростью 40 км в секунду с такой невероятной силой, что для того, чтобы заменить ее, потребовалось бы поставить по толстой стальной колонне на каждом квадратном метре земной поверхности, обращенной к Солнцу.

А теперь попробуйте представить, как такая невероятно-огромная, чудовищная, сверхъестественная сила действует через абсолютную пустоту?!! Лично я себе этого представить не могу. Эйнштейн, правда, говорил что-то насчет кривизны пространства. Но от этого не легче. Это значит, что пустота не только колеблется, но она – пустота – еще и кривая ?

При этом рука Солнца, с такой чудовищной силой удерживая Землю, не только согревает ее, но и не мешает ей вращаться вокруг оси, не нарушает ее атмосферы, гидросферы, биосферы, ноосферы и т.д.

А, говорят, что кроме электромагнитного и гравитационного полей, уже открыто некое торсионное поле и это новое поле, может быть не последнее. Так что, эти «черные провалы, пустые от начала до конца» вовсе не пусты и Иисус чувствовал это, когда в своей молитве вступал с Богом – с Душой Вселенной - в непосредственный и только ему доступный контакт.

А теперь – простой вывод: если этой кажущейся пустоты нет, значит, непостижимая душа каждого из нас в руке Бога, так же, как Земля в руке Солнца и хотя мы, наделенные свободой воли, кажется, можем делать, что хотим, мы (когда свободны от дурного влияния, страха и предубеждений) незаметно для самих себя так же, как постоянно действующей силе тяготения, подчиняемся постоянно действующему нравственному закону (который так удивлял Иммануила Канта) и страдаем, когда насилие искажает единственно верный, устанавливаемый этим законом наш жизненный путь.

Этот путь, это влечение, эту склонность, этот интерес мы ощущаем как призвание, данное Свыше. Откуда Свыше? – оттуда, куда мы движемся - из Будущего.

Можно представить себе еще и такую аналогию: Бог – это полюс поля энергии развития, а силовые линии, направленные к этому полюсу – наши «неисповедимые пути Господни».

Бог – это любовь, это единственная сила, не совершающая насилия и поэтому только насилие может заставить нас отклониться от нашего пути и при этом мы всегда испытываем страдание.

Многих сбивает с толку утверждение, что человек создан по образу и подобию Божию. Многие Бога так и представляют: с головой, с бородой, с руками и ногами, как у человека, забывая, что в этом утверждении речь идет не о бренном теле человека, а о человеческой душе.

Душа человека, созданная по образу и подобию Души Вселенной, то есть ее Творца, является искрой Божьей, наделенной способностью к творчеству, а творчество невозможно без свободы воли. В отличие от животных и насекомых, которые, как автоматы, слепо следуют своим инстинктам, человек обладает свободой воли, и эта свобода воли – причина всех великих достижений Человечества и многих его бед, несчастий и заблуждений.

Зачем же Богу-Творцу надо было создавать человека, который часто так бездарно пользуется дарованной ему свободой воли? Разве не проще было бы иметь дело с автоматом, который слепо исполняет заложенную в него программу? Почему Бог создал не зомби, а творческую наделенную свободой воли личность?

Наверное, я так думаю, Богу-Творцу это надо было потому, что любому творцу нужен зритель, читатель или слушатель, короче, свидетель, а лучшим свидетелем и ценителем творческих достижений является творец. Не попробовав писать стихи, никогда не поймешь, как гениально это делал Пушкин. Не попробовав создать компьютер, не поймешь, как сверх-гениально устроен человеческий мозг. Конечно, замысел Божий этим далеко не исчерпывается, но восхищение Его непостижимой творческой мощью - главный ускоритель развития Человечества. Именно – восхищение! Восхищение, буквально означающее ВОС-торженное по-ХИЩЕНИЕ, глубинный источник всякого истинного творчества. Да, да, я знаю, говорят, творчество – это сублимация (возгонка) либидо – сексуальной энергии. Вроде терапии. Может быть, но ведь не только.

Искренне восхищаясь творческой мощью Творца, человек как бы заряжается ею, становится ее частичкой. И результаты – поразительны !

Но что же получается: если у Вселенной есть Душа, значит Вселенная – живая?

Конечно. Но живая в разной степени. Химия, наука не менее материалистическая, чем физика, доказала, что каждый атом обладает одной или несколькими валентностями. Валентность, это прирожденная (!) способность атома соединяться с другими атомами, причем не со всеми, а со строго определенными, образно говоря, валентность – это способность любить. Помните, у Мандельштама: «И море и Гомер, все движется любовью…». (Кстати, как безошибочно поэт находит созвучие: и море и Гомер – буквально одни и те же буквы!)

Итак, Бог – это Душа Вселенной. Но моя душа, одухотворяющая мое тело, одухотворяет части этого тела в разной степени. Я словно чувствую, что здесь у меня души больше, а здесь меньше. Мне, например, кажется, что наиболее одухотворены глаза и, может быть, сердце. Гимнаст в процессе тренировок стремится довести до совершенства именно одухотворенность своего тела. Руки пианиста одухотворены больше моих и т.д. Я это к тому, что, может быть, наша планета Земля - наиболее одухотворенная часть видимой нами Вселенной. Ведь то совершенство, с которым она устроена, просто невероятно. Стоит только сравнить ее с другими планетами. И только человек способен оценить эту Божественную красоту и восхищаться ею.

Я слышу, как мне возражают: перестаньте, этот мир, увы, далеко несовершенен, не надо преувеличивать. Взять хотя бы цунами (от которых, кстати, погибли только люди - триста тысяч - животные спаслись). В ответ мне придется перейти от понятия: Бог - Душа к понятию: Бог- Будущее.

Вера в Бога – это всегда вера в реальность Будущего, вернее, вера в реальность будущей Жизни ( причем, совершенно неважно какой – потусторонней или посюсторонней). Не случайно, когда говорят: Бог накажет, – имеют в виду, что именно в Будущем мы поплатимся за то, что делаем в настоящем. Бытие Бога можно доказать одной фразой: если есть Будущее, значит есть Бог.

Представьте себе, ведь Вы - это будущее Вашего далекого предка, который такого будущего и представить не мог. Но Вы же - есть. Хоть так же, как и Ваш далекий предок не можете представить себе своего будущего... и, наверно, сомневаетесь, будет ли оно... Что такое наш сегодняшний мир по отношению к первобытному человеку, пещерному жителю? Это же его будущее. Причем для него – совершенно невероятное. Если бы он попал к нам (хотя бы в какую-нибудь квартиру), он подумал бы, что попал в рай. Привычные для нас вещи, которых мы, поглощенные своими проблемами, просто не замечаем, ему казались бы чудом: остекленные окна, обои, ковры, ложки, вилки, лампы, вода, идущая из крана, музыка из какого-то удивительного ящика, всего не перечислишь. А ведь, когда он жил, он даже не знал, что с ним будет завтра, и будет ли у него это «завтра», и не только далекое, но даже самое близкое будущее ему казалось невероятным. Но ведь точно также и наше будущее кажется нам невероятным, хотя и проблемы и угрозы у нас уже совершенно другие.

С точки зрения Эволюции чудо – это видимый эффект без видимых затрат. Святой Августин сказал: “Чудо находиться в противоречии не с Природой, а с тем, что нам известно о Природе”. Другими словами: сверхъестественное – это еще не познанное нами естественное.

Иммануила Канта, например, поражала способность человека поднять руку по своему желанию. Ведь это, действительно, чудо: чтобы поднять руку, человеку надо просто захотеть это сделать. Но это “просто захотеть” означает не много, не мало, как иметь Душу. А это - миллиарды лет развития... За этим “иметь душу” - вся Эволюция, т.е. бесконечный, но все ускоряющийся процесс развития, представляющий собой цепь непредсказуемых, невероятных, совершенно невозможных с точки зрения развивающейся материи этапов.

Но непредсказуемых до тех пор, пока развивающаяся, а, значит, все более одухотворяемая материя не становится, наконец, Человеком, а точнее Творческой Личностью с уже почти видимой живой, т.е. все быстрее развивающейся душой, способной уже непосредственно постигать Все Более Открывающуюся Истину, то есть, Бога.

Бог – это Будущее, это та Высшая Сила, которая несмотря ни на что направляет развитие от низших форм к высшим, что само по себе уже невероятно и невозможно, потому что распад, разложение – процесс более простой и, несомненно, более вероятный.

Чтобы понять, как Бог это делает, нам надо перейти к понятию: Бог-Смысл.

Начнем с самого-самого начала, со всем известного библейского: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». Не очень-то понятно, правда? Какое слово? Слов много… На каком языке? Может быть, «Слово» не совсем точный перевод греческого «Логос», что скорее означает не «Слово», а «Смысл»? Конечно. Ведь один и тот же смысл на разных языках выражается разными словами. Слова разные, а смысл – один. А Бог – это Высший Смысл, которому и подчинено все сущее и к пониманию которого мы сейчас попытаемся приблизиться. А мы, по словам академика Ландау, уже можем понять то, чего не можем себе представить.

Рискнем. Представить Бога мы не можем. Но допустим, что мы ничего не знаем о Боге. Доказать бытие Божие философам так и не удалось (так же, кстати, как и противоположное утверждение). Но, допустим, мы - материалисты и согласны с Лениным, который сказал: “в мире нет ничего, кроме движущейся материи”. А теперь смотрим. И видим, что материя не столько движется, сколько взаимодействует. Причем, взаимодействует так, как будто каждый крошечный атом знает с кем и в какой последовательности и когда ему соединяться. Наблюдая все бесконечное многообразие этих удивительных взаимодействий на всех уровнях, мы замечаем, что всем им присуще одно у д и в и т е л ь н о е свойство:

Любой вид взаимодействия направлен на достижение максимального результата с минимальными затратами, причем, для всех участвующих в данном взаимодействии сторон.

Именно это формулируют и описывают все открытые Человеком законы Природы. Именно эта направленность - основа Красоты - интуитивно воспринимаемой ц е л е с о о б р а з- н о с т и строения. Именно это имел в виду Спиноза, писавший о Боге как о “субстанции протяженной и мыслящей”. Именно это свойство взаимодействия и является сутью и смыслом процесса развития, его пружиной и двигателем, который направляет развитие от низших форм к высшим и который поэтому должен быть назван Процессом Одухотворения, т.к. именно он ведет Эволюцию к воплощению удивительной и непостижимой живой Души, этого импульса энергии развития, всегда направленного вперед и выше - в Будущее. Развитие происходит в направлении Наивысшего Одухотворения (отклонения, вызванные насилием, в конце концов преодолеваются), а Наивысшая Одухотворенность - это Бог. Но любое движение относительно, поэтому наиболее «продвинутым» в направлении Наивысшей Одухотворенности кажется, что это Бог приближается к ним: эти удивительные совпадения, это волшебство… И награда им – тоже соответствующая – бессмертие…

Ученые давно заметили, что все в природе есть произведение функциональности на эффективность. Функциональность – это наилучший результат, а эффективность – это наименьшие затраты. Но только все ускоряющееся, причем, прямо на наших глазах, развитие привело к формуле: «Процесс Одухотворения».

Многие полагают, что процесс Творения, который длился 7 дней (причем седьмой день был выходным), давно закончен и Творец, создав мир и увидев, что это – хорошо, отдыхает, предоставив мир самому себе. Это не так. П р о ц е с с Т в о р е н и я на самом деле это П р о ц е с с О д у х о т в о р е н и я, потому что Бог «не лепит руками», Бог – Одухотворяет. Причем делает Он это по принципу наибольшего одухотворения, то есть, достигает наилучшего результата с наименьшими затратами и, что уж совсем невероятно, в нужном месте и в нужное время. Нечто подобное человеку удается разве что в гениальной музыке и то, наверное, не без помощи Свыше.

Попробуйте представить себе, какую гигантскую работу выполняет ваша душа, постоянно поддерживая жизнь вашего тела. И не только в покое, но и в экстремальных непредсказуемых ситуациях. А теперь попробуйте представить какую работу выполняет Душа Вселенной – Бог. Когда вы обращаетесь к Нему с молитвой, вам не приходит в голову, что в этот момент Он может быть просто занят чем-то значительно более важным. Так же как вам не приходит в голову, что еще до того, как вы стали молиться Он уже знал, о чем вы Его будете просить. И, наверное, так же Вам не приходит в голову, что Бог нуждается в вашей помощи, так же, как и вы в Его, и может быть Его помощь вам зависит от вашей помощи Ему, то есть от вашего непосредственного участия в Процессе Одухотворения, и значит от вашего сотрудничества с Ним ? Ведь в Процессе Одухотворения сознательно, а чаще бессознательно участвует каждый, кто делает свое дело с Душой и с любовью, т.е. стремится к достижению наилучшего результата с наименьшими затратами не только для себя, но и для всех, с кем он взаимодействует. И не случайно именно такому человеку обычно говорят: «Бог в помощь!». Потому что без этой Божественной помощи, совершенно непредсказуемой, неожиданной и невероятной, человеку и Человечеству еще не удавалось ни одно доброе дело. «Повезло», - вот что мы привыкли говорить в таких случаях: «Просто повезло».

И хотя каждый из нас неоднократно становился свидетелем такого удивительного «везения» так же, как и свидетелем данной Свыше удивительной человеческой одаренности, Источник их так и остается далеко за гранью нашего разумения. Но все-таки мы медленно, но все быстрее приближаемся к нему.

Как удивительно нравственная Эволюция Человечества представлена в Библии: три дополняющие друг друга Царства - сначала Царство Отца (Ветхий Завет: грех карается смертью), потом Царство Сына (Новый Завет: Бог - это любовь, грех может быть прощен (тогда это было неслыханно), и затем Царство Духа Святого: прямо сейчас идущая на смену эпохе насилия Эпоха Творчества. Ведь на языке творческой повседневности Дух Святой это не что иное как нисходящие Свыше вдохновение и прозрение. И разве не написал Бердяев, что «культ святости должен быть дополнен культом гениальности». Непонимание и борьба - низшая форма взаимодействия –– сменяется высшей формой – пониманием и любовью.

Развивающийся человек из человека действия – б о р ц а, отстаивающего только свои собственные интересы, превращается в человека взаимодействия – т в о р ц а, для которого интересы ближних так же важны, как и свои собственные. И, главное, он благодаря развитой одаренности, уже способен находить единственно верное, а это значит - всегда творческое - решение социальных проблем, решение без проигравших.

Человечество все более осознает, что насилие не решает человеческих проблем, потому что все человеческие проблемы – это всегда проблемы задержки развития, то есть, недостаточной одухотворенности. Насилие - всегда показатель творческого бессилия. А победить в наше время уже значит не уничтожить, а убедить.

Но что же тогда дьявол? ... Дьявол - это наша неодухотворенность, часто почти неограниченная... Продолжение следует.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Если Бог есть, то где Он?

  • Уважаемая Галия, продолжая нашу дискуссию об эволюционном превращении
    борца в творца, я хотел как доказательство этого привести известное библейское:
    ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО КАК САМОГО СЕБЯ.
    Вот моя интерпретация этой бессмертной заповеди:
    1. Борец любит себя больше ближнего.
    Поэтому в борьбе фанатично побеждает и уничтожает его.
    2. Альтруист любит ближнего больше себя.
    Поэтому фанатично приносит себя в жертву своему ближнему.
    3. Творец, «возлюбив себя», то есть, научившись любить себя, а именно
    полюбив в себе искру Божию, способен увидеть и полюбить эту искру Божию
    в своем ближнем и только поэтому способен возлюбить его как самого себя.
    Такой творец, как например, Авраам Линкольн, на вопрос, как вы побеждаете
    врагов, ответил: я превращаю их в друзей. Только творец способен найти
    единственно верное, а это всегда творческое, решение социального конфликта -
    РЕШЕНИЕ БЕЗ ПРОИГРАВШИХ. А такое решение всегда ускоряет развитие.
    С уважением и благодарностью, Евгений Нейштадт
     
  • Евгений, Вы меня удивили, я думала, что зная эту притчу Вы так написали, ан нет. У Вас свой ход мысли, не стандартный, здорово!
    С работами Канта я познакомилась в институте, когда нам его рекомендовали как дополнительный материал. Тогда я ещё не была готова к его пониманию, но след он во мне оставил. Он удивительно сказал о нравственности. Этот закон нравственности сидит в нас и подсказывает, стуча в наше сердечко. Только жаль пока не все могут услышать это стук.
    Вот и Сталин нам урок, что "человек - не средство, человек - цель!"
    С уважением, Ирина.
     
  • Ирина, подойти к зеркалу мне помогла подсказка, данная в Библии:
    человек создан по образу и подобию Божию.
    Я сразу отбросил первое, что приходит в голову, что человек подобен Богу внешне.
    Хотя именно это мы видим на всех фресках и иконах и многие Всевышнего так и представляют: с ногами, руками и бородой. Но в чем же тогда наше подобие ?
    Только в душе, которая безусловно является искрой Божьей, наделенной уникальной
    способностью видеть и понимать, понимать и любить!!!
    Мне нравится, что Вы в своих комментариях не боитесь цитировать. Тем более Булгакова,
    которого я сам всегда цитирую и перечитываю с удовольствием.
    А на вопрос, почему несмотря на то, что нравственность в природе вещей, существует
    безнравственность, по-моему, очень образно ответил великий Иммануил Кант,
    он сказал: «Меня больше всего поражают две вещи:
    звездное небо над головой и нравственный закон внутри меня».
    Для таких, как Кант, безнравствености - просто нет. Поэтому, кстати, именно ему принадлежит известное выражение: «Человек - не средство, человек - цель!».
    А теперь сравните с известным сталинским: «Самый дорогой капитал - это люди»
    и с ничем не ограниченным сталинским расходованием этого «капитала».
    С уважением и благодарностью. Евгений Нейштадт.
     
  • Евгений, Вы очень просто и мудро ответили на поставленный вопрос: "Если Бог есть, то где Он?", но не прямым ответом - вот он Бог. А как в притче, в которой учитель на вопрос ученика: "Где Бог?" подводит его к зеркалу. Так и Вы подводите нас к зеркалу, помогая читающему, хоть так немного поработать самому.
    В Вашем комментарии упоминается "Мастер и Маргарита". В этой книге, почти в начале повествования Булгаков гениально подводит к пониманию, что жизнь без Бога невозможна. Помните:"...ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
    - Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный ...
    - Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. ... как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем , в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?..."
    Впервые прочитав этот диалог, я несколько дней ходила под впечатлением простоты и гениальности объяснения и это написано во времена атеизма! Булгаков сказал так, что понимающий, думающий поймёт, ищущий найдёт, не понимающий отринет.
    "Нравственность в природе вещей" - эпиграф к четвёртой главе "Евгения Онегина" из слов французского политика Неккера, говорившего о том, что нравственность является основой поведения человека и общества. Я думаю, что он понимал о чём говорил несмотря на безнравственные поступки людей. Только опираясь на эту нравственную основу, на проявления любви можно строить жизнь в обществе, иначе гибель.
    Великий пример показал нам Христос. Он не защищался, когда его распинали, но это не значит, что он не боролся, он боролся, но с кем и как? Христос боролся не за своё спасение, а за спасение других, сохраняя любовь в любых условиях и к тем, кто его убивал.
    Пройдя определённые этапы развития, мы имеем весь разнообразный опыт, в том числе и опыт борьбы, но это не значит, что зная как можно убивать, мы обязаны это применять ко всем и ко вся.
    Каждый день мы вступаем в конфликт, борьбу противоположностей. Это необходимо для нашего развития и имея пример Христа и других людей, мы теперь через любовь и нравственность должны учиться объединять противоположности, развиваясь и утверждая жизнь.
    С уважением,
     
  • Ирина, вот два моих любимых загадочных эпиграфа: первый к главе «Евгения Онегина» - «Нравственность в природе вещей» и второй к «Мастеру и Маргарите» - «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (слова Мефистофеля из Фауста Гете).
    Хищник может догнать и убить только слабую и поэтому отставшую от стада антилопу. Остальные спокойно от него уходят. Убивая уже обреченную, он совершает благо.
    Но только человек, отождествляя себя с этой жертвой, считает это насилием. Почему?
    Ведь все мы смертны и, значит, обречены - и маньяки и нацисты и коммунисты,
    убивая людей сотнями тысяч, может быть, тоже совершают благо,
    облегчая им переход в мир иной?
    Потому что согласно заповеди: НЕ УБИЙ! человек не должен быть жертвой.
    Но почему? Ведь убить человека так просто: нож входит в тело, как в масло...
    Почему же все-таки - НЕ УБИЙ!?
    Потому что созданный Творцом по Его образу и подобию, человек
    должен быть творцом, то есть, должен всегда находить творческое решение проблемы,
    исключающее насилие.
     
  • Так вот, в расширенном смысле "чиновник" - это "устанавливающий законы".
    По-существу, мы воюем с не с людьми, а со своими неправильно понимаемыми законами, с которыми сами же когда-то согласились. Личности чиновников, в данном случае, выступают для нас не более, чем условные фигуры, наши проекции "внутренних мастеров". В слове "министр" Вы ведь можете услышать "мастер"?
    Логика очевидна: когда в большинстве ИС (индивидуальных сознаний) измениться состояние "внутреннего мастера" и понимание законов развития, - отражение во внешнем аппарате управления произойдет автоматически, как в зеркале. И с кем теперь нам воевать?
    А вот Ваши работы по обучению и расширению смыслов нашей общей терминологии (в том числе, с личностями самих министров) как раз-таки очень способствует росту понимания, за что и ценю их.
    Возможно, следует рассмотреть такой тонкий нюанс религиозного положения "не навреди": вред личности и вред душе?
    Г.
     
  • Евгений, я совершенно согласна с Вами: удары дзен-Мастера не борьба с нерадивым учеником или его ленью - это помощь в развитии. Ведь Творец использует все методы и способы для развития и даже нашу борьбу друг с другом с остановками в развитии, все тупиковые ситуации только в больших масштабах. Для него не существует борьбы, всё работает во благо. Допустим мои зубы укусят мой палец, больно будет не только пальцу, а всему организму и он будет искать способы, чтобы зубы не кусали пальцы и пальцы не выбивали зубы. Он сделал так, что во мне всё уживается и помогает друг другу жить. Вы, Евгений, в своей работе об этом хорошо написали, что наступает новое время и даже показали как происходит смена:
    >>Как удивительно нравственная Эволюция Человечества представлена в Библии: три дополняющие друг друга Царства - сначала Царство Отца (Ветхий Завет: грех карается смертью), потом Царство Сына (Новый Завет: Бог - это любовь, грех может быть прощен (тогда это было неслыханно), и затем Царство Духа Святого: прямо сейчас идущая на смену эпохе насилия Эпоха Творчества. Ведь на языке творческой повседневности Дух Святой это не что иное как нисходящие Свыше вдохновение и прозрение. И разве не написал Бердяев, что «культ святости должен быть дополнен культом гениальности». Непонимание и борьба - низшая форма взаимодействия –– сменяется высшей формой – пониманием и любовью.
     
  • Здравствуйте, Ирина! Спасибо Вам за такой замечательный отклик. Я убедился, что люди обычно видят только то, что знают. Это какая-то особенность психики: воспринимается только уже знакомое или известное. То, что восприняли Вы, показывает, что Вы сами уже пришли или приблизились к пониманию того, что по моему глубокому убеждению является Истиной развития.
    С искренней благодарностью и уважением. Евгений Нейштадт.
     
  • Лично мне больше нравиться 2 тип или 1, но не в измененном, а в расширенном смысле.
    Ахимса или ахынза - не навреди - принцип Эйнштейна и Швейцера. Вы, Галия, правы.
    Честно должен признаться, я сам, когда оказываюсь в тупике или в цейтноте, часто прибегаю к вербальному насилию (ругаюсь). Выхожу из себя. И, как ни странно, это помогает: нарушается рутина, открывается то, до чего в спокойном состоянии я бы никогда не додумался. Вы - правы. Может быть, это то же - насилие, но над своей косностью и тупостью? Но такое «насилие» оправдано только, если оно не пресекает развитие, а ускоряет его. Наверно, дзен-Мастер бьет ученика не для того, чтобы ограбить его, а для того, чтобы помочь ему преодолеть свою инертность.
     
  • Ахимса - понятно. А удар дзен-Мастера палкой по голове ученика в момент, нужный для просветления? Не расцените как насилие?
    Я думаю, что есть масса проблем в определениях процесса развития: что есть пресечение развития, что - не пресекает его, что одухотворяет, а что - нет и т.д. Которые можно свести к двум типам проблем:
    1. изменение смысла самих определений (смыслов понятий),
    2. обучение обращению с определениями.
    Какой тип Вам лично больше нравится?
     
  • Уважаемая Галия! Главное отличие творца от борца в том, что творец не применяет насилия.
    Почему? Потому что насилие (физическое или экономическое) всегда пресекает развитие того, к кому его применили. Некоторые считают, что пороть детей полезно: розги, дескать, вразумляют. Но это говорят те, которые не могут в диалоге убедить ребенка поступать правильно. «Сила есть - ума не надо». Но не надолго. Дальше ум все равно понадобится.
    С уважением и благодарностью. Евгений Нейштадт.
     
  • Евгений, хочу немного добавить своих размышлений и умозаключений, по последней цитате, взятой Ириной, .
    "Человек - борец"... Не обязательно бороться только за личную выгоду: есть борец за справедливость, борец за высшие идеалы человечества, борец против коррупции и т.п. В некотором смысле, это всё же подразумевает "человека творца", например, творца справедливости или идеалов, или отсутствия коррупции.
    С другой стороны, "человек-творец" создаёт что-либо, исходя только из личных творческих способностей и склонностей. В определенном смысле, также преследуя личную выгоду, - наслаждение творчеством, наслаждение от наслаждения других его творчеством...в том числе, выраженного в деньгах. Причём, здесь я не имею в виду только художественное творчество. Например, можно со-творить красивую экономическую систему. Всем удобно, понятно, приятно, автор получает наслаждение и заслуженные благодарности в разной валюте: от ментально-эмоциональной до бумажной. Или со-творить, как Березовский, описание простейшего метода концентрации внимания и, одновременно, повышения личного финансового благосостояния. Не всем, но многим понятно, легко, просто, думай и богатей. Проверено его личным опытом. (Я, разумеется, шучу, поднимая опять этого пресловутого Березовского, но этот полезный метод уже кем только не был описан со времен фараонов! Да и методология - такая же область творчества, как и любая другая.)
    Теперь далее, есть значительная разница - с кем и как бороться. Если, к примеру, с людьми воевать, то, понятно, о творчестве можно забыть, некогда становится.
    А если борьба идет с собственной глупостью, ленью, неверием и т.п.? Безжалостная. Без этой борьбы и со-творить ничего приличного не удастся...даже для себя лично, а уж тем более для социума.
    И вот, как вариант, такое предложение: может быть, проявления диполи борец-творец рассматривать на разных эволюционных ступенях, но одновременно? Творчество тоже разное бывает..."высокое-низкое".
    С уважением, Галия
     
  • Прочитала с интересом!
    Выделю поразившие слова, мысли, сравнения:
    >если этой кажущейся пустоты нет, значит, непостижимая душа каждого из нас в руке Бога, так же, как Земля в руке Солнца и хотя мы, наделенные свободой воли, кажется, можем делать, что хотим, мы (когда свободны от дурного влияния, страха и предубеждений) незаметно для самих себя так же, как постоянно действующей силе тяготения, подчиняемся постоянно действующему нравственному закону (который так удивлял Иммануила Канта) и страдаем, когда насилие искажает единственно верный, устанавливаемый этим законом наш жизненный путь.
    Этот путь, это влечение, эту склонность, этот интерес мы ощущаем как призвание, данное Свыше. Откуда Свыше? – оттуда, куда мы движемся - из Будущего.Как удивительно нравственная Эволюция Человечества представлена в Библии...
    ...затем Царство Духа Святого: прямо сейчас идущая на смену эпохе насилия Эпоха Творчества. Ведь на языке творческой повседневности Дух Святой это не что иное как нисходящие Свыше вдохновение и прозрение. И разве не написал Бердяев, что «культ святости должен быть дополнен культом гениальности»Развивающийся человек из человека действия – б о р ц а, отстаивающего только свои собственные интересы, превращается в человека взаимодействия – т в о р ц а, для которого интересы ближних так же важны, как и свои собственные. И, главное, он благодаря развитой одаренности, уже способен находить единственно верное, а это значит - всегда творческое - решение социальных проблем, решение без проигравших.
     

По теме Если Бог есть, то где Он?

Где находится Бог

Нейропсихологи университета Миссури нашли новое местонахождение Бога. Это...
Журнал

А если Сущий есть?

Вопрос, как говорят, интересный. Если Сущего нет, то мы обладаем одной...
Журнал

Жить, даже, если есть ощущения несовершенства

Очень часто хотим показаться лучше (или хуже), чем мы есть на самом деле...
Журнал

Что будет с организмом, если каждый день есть рыбу?

Рыба — источник легкоусвояемого белка и большого количества витаминов. Она...
Журнал

Что есть Бог и зачем он создал нас

Человеческая земная жизнь, по существу – прыжок от одного базового состояния до...
Журнал

Есть жизнь - есть вода. Нет жизни - нет воды

Мы существуем благодаря наличию воды. Но, в этой статье я осмелюсь доказывать и...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Суд миссионеров
О добре и зле