Проблемы нравственного воспитания личности

Проблемы нравственного воспитания.

Жизнь ставит перед человеком множество различных проблем, некоторые проблемы настолько рутинные, что методика их решения отработана предыдущими поколениями, и в таких случаях привычно используются традиционные методы их решения – народные традиции.
Проблемы нравственного воспитания личности
Утрата связи между поколениями приводит к тому, что человек начинает «изобретать велосипед», отыскивая новое решение для давно уже решённых проблем. Для решения проблем самым важным является используемый критерий – определяющий, ради чего решается проблема, какова цель деятельности. И чаще всего главным становится стремление человека к богатству и обеспеченному им наслаждению.

Но в конце жизни многие люди задают себе вопрос, глядя на нажитое добро: «А зачем оно всё мне нужно, что заберу я с собой в могилу?». Что же человек забирает с собой? Что одно единственное, через все испытания, несёт он с собой, что ни кто и ни каким образом не способен забрать у человека? Ответ прост – свою собственную жизнь, свою судьбу, свою личность, свой жизненный опыт. Но много ли внимания уделяет он мыслям об этом, задумывается ли он об этих своих потребностях? Здесь уже начинается философия, предмет для многих людей достаточно бессмысленный.

Редко кто задумывается о смысле и назначении философии, удовлетворяясь традиционным определением: “ – наука о наиболее общих законах..”. Но для чего человеку эти наиболее общие законы? Ссылка на пустое любопытство слишком упрощает проблему. Не случайно вполне довольный человек вдруг задумывается о предметах более чем отдалённых, вместо того, что бы погрузиться в сладость послеобеденной дрёмы. Что или кто заставляет его мучиться над странными вопросами бытия. Насколько зависит это стремление к философии от самого человека?

У животного подобных вопросов не возникает, оно действует, строго подчиняясь требованиям инстинктов, а вот человеку всё мало, он желает ещё и счастья, о котором особого представления у него нет. Человек просто чувствует недостаток чего-то, и ощущение это не даёт ему успокоения, заставляя оглядываться вокруг себя в надежде вдруг увидеть нечто и, прихватив это нечто, успокоиться, наслаждаясь ощущением полного удовлетворения – счастья.

Стремление к счастью не даёт человеку успокоения и не подвластно оно человеку – тоской и скукой давит оно на сознание, ни на минуту не оставляя и часто толкая на самые неразумные действия. Следует обратить внимание на эмоциональность этого процесса, когда из глубины подсознания на сознание оказывается давление с помощью эмоций, о чём выше был разговор –– скука, тоска, а то и отчаяние. Человеку трудно противостоять их ежесекундному напору на протяжении многих лет.

Тут и возникает взаимосвязь с представлением человека о собственной свободе. Так вера в свободу собственной воли у многих людей настолько сильна, что уже постановка самого вопроса о чье-то власти над их желаниями и мыслями вызывает у них подобие шока.

И если большинство людей не интересуется этими проблемами, то это совсем не значить, что ими эти проблемы не решаются. Ведь каждое своё действие, любой поступок направляется человеком к собственной выгоде к достижению своей цели. Даже совершая самоубийство, считает он его единственно приемлемым и выгодным в данной ситуации. Но вопрос о том, что именно определяет его представление о собственной выгоде, о цели собственной деятельности и жизни, что определяет его стремление к выгоде, человек как-то не привык себе задавать.

А вот это уже может привести к весьма печальным результатам. Часто бывает так, что всякий раз, добиваясь поставленной цели, в конечном итоге получает он совсем не то, к чему стремился. И встречается такое достаточно часто – работал человек всю жизнь очень напряжённо, отказывая себе во многих удовольствиях, достиг вершин власти и богатства, но в конце жизни получил множество неизлечимых болезней и долгую мучительную старость, которая доводит его до животного состояния. Это типичный пример стремления к тактическим победам – и пример стратегического поражения.

Эти рассуждения дают все основания считать философию стремлением к одержанию стратегической победы. Когда человек осознаёт, что жизнь его – это предоставленный ему шанс, своего рода лотерейный билет, и от него зависит, будет ли этот шанс использован самым эффективным образом,– получит ли он выигрыш по этому билету. Но что, значит, использовать полученный шанс? Стремиться ли к непрерывным удовольствиям? Кушать ли непрерывно сладости и деликатесы? Или, пренебрегая всем остальным, погрузиться в океан чувственных удовольствий?

Что в этой жизни является самым ценным? Что бы не теряя времени на второстепенное, отдать всего себя без остатка стремлению к самому ценному в этой жизни и в конце долгой и, конечно же, счастливой жизни быть совершенно уверенным – от жизни взят максимум! Одержана стратегическая победа! Прожить жизнь лучше невозможно!

Знакомство с различными философскими школами, особенно античными хорошо подтверждает эту особенность философии. Практически каждая философская школа предлагает свои жизненные ценности и методику их использования. И сейчас есть смысл вернуться к исследованию именно этой особенности философии – поиску смысла жизни и пути его достижения. При этом нет необходимости особенно мудрить, погружаясь в отвлечённые абстракции и виртуальные построения, совершенно непонятные большинству людей, остро нуждающихся в этих жизненных ценностях. Им очень нужны достаточно простые и понятные рецепты о том, как и ради чего жить, и как общаться с самим собой и окружающими людьми и миром, что бы быть счастливыми.

Но с пониманием так же далеко не так всё просто, как это может показаться сразу. Как и все черты человеческой сущности, понимание, это очень эмоциональная черта человека, определяемая ощущением-эмоцией ясности, понятности, возникающим на каком-то этапе мышления у человека, и вот тогда-то человек, в упоении восторга, выскакивает голый из ванной и бежит с криком: «Эврика!»

Что необходимо, что бы возникло это ощущение у человека? В первую очередь важна связь с уже имеющимися у человека знаниями, новое должно связаться с имеющимися знаниями. А для этого используются модели, с помощью которых новое, предлагается в виде взаимодействия с уже хорошо понимаемыми элементами, так, например, Солнечная система представляется в виде взаимодействия шаров, вращающихся друг относительно друга. Это легко понимается большинством людей и сомнений у них не вызывает, у них возникает ощущение-эмоция очевидности, и это самое важное, когда возникает ощущение удовлетворения--очевидности, которое останавливает желание разбираться дальше.

Разумеется, одно и тоже можно представлять с помощью различных моделей, так и Солнечную систему можно моделировать с помощью системы дифференциальных уравнений, доступных пониманию немногих специалистов, но утрачивает ли от этого модель достоверность?

В настоящее время наука приучила людей использовать в качестве моделей физические взаимодействия между элементарными материальными объектами – шариками и энергетическими полями, о природе которых пока еще больше спорят. Но это не значить, что в качестве элементов моделей нельзя использовать другие составляющие и их взаимодействия. На протяжении долгой истории различными культурами использовались и различные модели – в Древнем Египте одна, у древних греков уже несколько иная, у инков и майя третье, но суть всех моделей остаётся прежней, добиться возникновения у человека ощущения удовлетворения – чувства очевидности. Как-то об этом забывают, воспринимая это ощущение в качестве вторичного фактора, вполне независимого, всего лишь утверждающего понятую абсолютную истину. У человека возникает впечатление владения подлинным знанием и ущербности всех остальных точек зрения, и даже глупости носителей других знаний. Но и это всего лишь эмоция – результат слепой веры в абсолютность собственных эмоций. В то время, как в реальности всякая модель необходима как раз для достижения состояния уверенности, если она даёт людям эту уверенность, то находит приверженцев и сторонников, а если не даёт людям ощущения уверенности, то люди воспринимают её в качестве интересной, но не более.

Сейчас в мышлении и понимании большинства людей господствует вульгарный материализм, и вряд ли кто-то будет с этим спорить. Поэтому для того, что бы стать понятным большинству людей, не следует использовать другую модель. Нет сомнений, вульгарный материализм далёк от совершенства, он очень груб, но нагляден, именно поэтому и я в этой работе буду использовать его аппарат для построения довольно сложных моделей духовного развития человека. Что бы вызывать, таким образом, у читателей эмоции очевидности.

Но даже использование одной и той же модели ещё не гарантирует от недоразумений. Дело в том, что модель можно исследовать на различную глубину. Примером чего является современное представление о материи – для самых грубых исследований она представляется в виде элементарных материальных частиц с идеальными свойствами, о чём выше уже говорилось, когда речь шла о Солнечной системе. Для более точных исследований рассматривается в виде молекул, ещё точнее, следующий уровень, это уже атомы, далее –– элементарные частицы, кварки… И можем ли мы сказать, что не потребуется рассматривать состав кварков?

Конечно, маловероятен спор между человеком, доказывающим, что материя – это молекулы, и человеком, утверждающим в качестве первоосновы материи атомы. В физике взаимосвязь между этими моделями ясна, а вот во многих гуманитарных науках такие споры назывались войной мировоззрений и чуть было не привели к настоящей войне.

Если какая-то идея приводит к недоразумениям между людьми и, в особенности к конфронтации, то следует очень внимательно изучить эту идею. Каждый из нас знает, как трудно согласовывать интересы уже в маленьком сообществе, объединённом близкими родственными связями. А большая семья, то это уже арена для самых сложных интриг и недоразумений, что приводит к недоверию, конфликтам, а часто и насилию. Статистика преступности указывает, что наибольший процент насилия и убийств – это так называемые бытовые, происходящие между самыми близкими родственниками и соседями.

А во взаимоотношении между различными народами проблема эта усложняется многократно. Конфликты и войны – это было обыденностью в отношениях между соседними странами. Огромные средства расходовались и расходуются на оборону, но гарантии безопасности это не даёт.

Очень легко посеять рознь и недоверие между различными людьми и народами, натравить один народ на другой. История полна примеров тому, и становится понятной какую огромную ценность для каждого отдельного человека, для каждой семьи и для всей цивилизации имеют идеи, позволяющие людям жить в мире и согласии, плодотворно сотрудничать друг с другом и доверять, и как опасны идеи, сеющие недоверие и разногласие.

Самым большим достижением человеческой цивилизации являются нравственные идеи, дарящие людям доброжелательное доверие, объединяющие людей в единую любящую семью! Именно благодаря этим нравственным ценностям стало возможным объединение людей, как в семью, так и формирование всепланетарных сообществ.

Нечего доказывать, насколько лучше будет жить семья, в которой царит мир и согласие, доброжелательность и сотрудничество, и насколько невыносима жизнь среди людей, между которыми нет ни чего кроме подозрительности и злобы. Это же вполне относится и к взаимоотношению нации, – есть ли доверие и взаимопонимание между различными социальными группами, доверяет ли народ своему руководству, стремится ли руководство страны к благу всей нации, и в чём видят они это национальное благо?

Алкоголизм и наркомания, преступность и социальные потрясения, гражданские войны – это результат подозрительности и враждебности, отсутствие национального доверия. Идеи, определяющие отношения людей между собой, определяющие их нравы, это и есть нравственные идеи – нравственность людей. Нравственность определяет эмоции человека, когда одно и тоже событие вызывает у различных людей, или в различной ситуации у одного и того же человека, разные ощущения. У одного страх, у другого ярость. А уже под воздействием этих эмоций человек принимает решение о поступке.

Нравственность определяет представление человека о добре и зле. Представление человека о справедливости, о справедливом общественном порядке. А значить прямо влияет на формирование государственного законодательства, которое должно обеспечить в стране справедливый порядок, что бы ни пришлось людям прибегать к восстанию, как последнему средству защиты своих прав, о чём не двусмысленно сказано в Декларации прав человека, принятой ООН. Поэтому и принят суд присяжных в качестве наиболее справедливой судебной системы, – пусть присяжные юридически безграмотны, но они судят по своему ощущению справедливости, а уже после их вердикта профессионал судья, по всем принципам юриспруденции, выносит приговор. Но справедливость высшая инстанция! Суд присяжных подтверждает вторичность закона и первичность справедливости!

Но самая важная роль нравственности в её духовной сущности – в подсознательных реакциях человека. Нравственность заставляет его краснеть от неловкого слова, испытывать негодование и гнев при столкновении с несправедливостью! И гнев этот заставляет человека не жалеть собственной жизни в своём благородном стремлении к восстановлению справедливого порядка! И часто народы в едином порыве встают на защиту справедливого, по их мнению, устройства общества, и даже смерть не пугает их в этом благородном порыве!

Человек не рождается с врождённой нравственностью, нравственность это продукт воспитания – основа личности человека, роль её огромна, и важно исследовать основы её формирования и ознакомить с этим каждого человека. И чем раньше будет сделано это, тем успешнее человек освоит нравственные ценности и большего результата достигнет. Есть не мало примеров рождения младенцев без рук, что приводило к тому, что они использовали ноги вместо рук и не испытывали при этом неудобств, но взрослый человек, лишившись рук, уже ни когда не сможет воспользоваться ногами вместо рук. Мозг в именно в детстве формирует аксонные связи между различными отделами, определяя каждому функцию, и если утратил взрослый человек руки, то отдел мозга, управляющий ими уже «переквалифицироваться» не в состоянии. Поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями.
×

По теме Проблемы нравственного воспитания личности

Проблемы воспитания

«Умные люди учатся на чужих ошибках» утверждает народная мудрость, которая...
Журнал

О методе выхода из экологического и нравственного кризиса

Мораль была бы пустой наукой, если бы она не могла показать человеку, что его...
Журнал

Цена воспитания

В исследовании австралийцев учитывалась стоимость игрушек, технологических...
Журнал

Как необходимо изменить систему воспитания и обучения?

В настоящее время духовно-нравственное совершенствование молодого человека...
Журнал

Семь ошибок воспитания, которые мешают детям стать лидерами

Сегодняшние родители своими руками лишают детей возможности стать лидерами и...
Журнал

Традиции воспитания детей в Японии

У каждого народа в воспитании детей есть свои особые правила. Японские родители...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
10 навыков которые жизненно необходимы