Как необходимо изменить систему воспитания и обучения?

В настоящее время духовно-нравственное совершенствование молодого человека становится все более актуальным для современного общества, ибо научный прогресс оправдан лишь тогда, когда параллельно с ним развивается нравственное сознание людей, а этого пока не происходит повсеместно.
Как необходимо изменить систему воспитания и обучения?
«Удивительно, что марки напитков, одежды, сигарет известны во всем мире, но никто не знает о доступной каждому более осмысленной, ценной и наполненной жизни, которая дает человеку необычайные возможности счастья и высшего блага», – пишет в своей замечательной книге "Мораль XXI века" известный чилийский философ, лауреат премии имени В. И. Вернадского Дарио Салас Соммэр [1, с. 72].

Пока общество не осознает необходимости индивидуальной духовной самореализации каждого, мир вряд ли изменится к лучшему. Именно современное учебное заведения должно быть тем храмом, где формируется гуманизм и духовно нравственный потенциал человечества.

Перед современной школой стоит важнейшая цель воспитания и развития в молодых людях гуманности и внутреннего содержания, а не просто механических навыков. А это требует поиска адекватных целей и средств ее реализации. Все попытки привить мораль, основанные только на рекомендациях по поводу того, что можно делать, а чего нельзя, неэффективны.

Неосознанная мораль не может быть истинной. Этичное поведение не дается само по себе, оно вырабатывается трудом и дисциплиной. Любая истинная мораль должна быть свободной, добровольной и сознательной. Молодые люди не всегда видят конкретное преимущество в стойком следовании морали, не знают, как их за это может наградить жизнь, и потому предпочитают путь наименьшего сопротивления. Большинство из них относится к морали как к обузе или обременительному долгу, с которым вынужденно считаются, но которому не следует уделять много внимания, чтобы не нарушать привычных удовольствий.

Для того, чтобы мораль стала этическим завоеванием человека, сводом норм, усвоенных свободно и понятых каждым в отдельности, необходимо существенно изменить систему воспитания и обучения.

Истинная мораль не может быть результатом механического подчинения социальным нормам, а должна основываться на индивидуальном размышлении человека, когда он целенаправленно принимает решение следовать высшим моральным ценностям.

Существуют ли педагогические технологии, способствующие становлению субъектности развивающейся личности и формированию ее адекватной нравственной самооценки как механизма самокоррекции ее духовно-нравственного развития? На наш взгляд основы такой технологии вырисовываются в разрабатываемой в философии и психологии теории диалога.

Диалог позволяет преодолеть извечную противоположность позиций ученика и учителя. Э. Н. Гусинский отмечает некоторое заблуждение, которое имеется в отношении этого термина: «часто думают, что в этом слове фигурирует приставка «ди» – «два», но это не так. «Диа» (не «ди», а «диа») означает по-гречески «раз», «сквозь», «через», а «логос» выступает в одном из главных значений – «слово». Так что диалог – это в буквальном смысле «разговор», слово, которое проходит через весь круг собеседников» [4, с. 116]. Диалогическое общение учителя с воспитанниками открывает большие возможности для их духовно-нравственного развития. Это можно аргументировать следующими положениями.

Во-первых, самой сильное воздействие ценностей одного человека на ценности другого, по мнению М. Бубера, проявляются через подлинный диалог, как «Я-Ты» отношения. В этом случае имеет место такое явление как «феномен встречи» или просто «встреча», когда при контакте с другой личностью (эффект может возникнуть и при восприятии книги или фильма) появляется чувство высокой

значимости происходящего, особой близости этого человека, возникает резонанс личностных свойств собеседников, который увеличивает возможность взаимопонимания и облегчает их общение. Такая встреча часто определяет на правление развития личности воспитанника в сторону подражания столь значимому другому. Совокупность таких встреч во многом определяет жизненный путь человека.

Во-вторых, С. Л. Рубинштейн в последние годы своей жизни заострял внимание на том, что «основным нарушением этической, нравственной жизни применительно к человеку в условиях общества является использование его в качестве средства для достижения какой либо цели» [5, с. 360]. В этом случае, подлинный диалог между преподавателем и студентом возможен лишь при наличии искреннего интереса к Другому, что исключает потребительское отношение к собеседнику и соответствует предъявляемым требованиям.

В-третьих, новым словом в педагогике и психологии стали идеи духовно-ориентированного диалога, которые глубоко рассмотрены Т.А.Флоренской. Суть диалогического общения она так же видела в том, что человек – это не объект исследования и воздействия, а субъект живого общения, «сверхзадачей» которого является духовное пробуждение личности. Таким образом, диалог оказывает мощное влияние на потребностно-мотивационную сферу развивающейся личности.

В-четвертых, в диалоге присутствует эстетическая дистанция между собеседниками. Такая дистанция побуждает воспитанника к собственному поиску ответов на волнующие вопросы жизни, результатом такого поиска является рождение нового знания, которое «открыто» самим учеником, а не усвоено им механически.

Диалог заставляет его мыслить от себя, открывать личностно выстраданные аргументы, разбираться в себе, осмысливать себя. Такая уважительная дистанция способствует осуществлению ответственного выбора растущей личностью реакций, действий и поступков, что является признаком взрослости. Таким образом, диалог влияет на когнитивную и эмоционально чувственную сферы личности воспитанника, на появление и проявление его собственных духовно-нравственных взглядов и убеждений.

В-пятых, ученый О. С. Анисимов видит в диалоге средство преодоления первоначального эгоцентризма в сознании ученика и первоначальных мнений. Диалог пробуждает их интерес к иному мнению собеседника и таким образом влияет на поведенческую сферу личности.

Вполне достаточно аргументов за то, чтобы преподаватели высших учебных заведений осознали необходимость осваивать такое средство воспитания и обучения, как педагогический диалог.
×

По теме Как необходимо изменить систему воспитания и обучения?

Зевать так же необходимо, как дышать

Профессор психологии Гордон Гэллап из Университета Олбани (США) уверен: люди...
Журнал

Цена воспитания

В исследовании австралийцев учитывалась стоимость игрушек, технологических...
Журнал

Семь ошибок воспитания, которые мешают детям стать лидерами

Сегодняшние родители своими руками лишают детей возможности стать лидерами и...
Журнал

Проблемы нравственного воспитания личности

Проблемы нравственного воспитания. Жизнь ставит перед человеком множество...
Журнал

Проблемы воспитания

«Умные люди учатся на чужих ошибках» утверждает народная мудрость, которая...
Журнал

Традиции воспитания детей в Японии

У каждого народа в воспитании детей есть свои особые правила. Японские родители...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?