Как мозг воспринимает деньги

«В России невыгодно быть экономным»: психотерапевт Павел Бесчастнов о том, как мозг воспринимает деньги.

«Жизнь — игра, а деньги — способ вести счет», — сказал однажды основатель CNN американский бизнесмен Тед Тернер.
Как мозг воспринимает деньги
Деньги сами по себе давно перестали быть только мерилом стоимости товаров: уровень доходов человека позволяет делать предположения о его успешности, качествах характера и даже привлекательности для сексуальных партнеров. Так что есть деньги с точки зрения психики?

Известный психотерапевт Павел Бесчастнов рассказал о том, как финансовые стратегии зависят от типа личности, можно ли говорить о специфическом «русском» отношении к деньгам, мешают ли художнику мысли о выгоде и как скажется на мотивации к труду введение базового безусловного дохода.

— Как именно деньги связаны с мотивацией?

— Наша система вознаграждения обучаема, и ей все равно, на что настраиваться. Помимо простых гедонистических радостей вроде секса и вкусной еды (хотя и тут все гибко: какой-нибудь бушмен может не оценить тартар или тирамису), она может реагировать и на более абстрактные поощрения, на которые завязаны социальные эмоции посложнее — стыд, гордость, самомнение, смущение, вина и так далее.

Деньги — универсальная единица вознаграждения, мы все растем в культуре, в которой многое измеряется через уровень дохода, поэтому по привлекательности деньги соизмеримы с биохимическими способами получения удовольствия. Яркий пример — игромания (я имею в виду не компьютерные игры, а азартные).

Она пока не признается официально как психическое расстройство, хотя это активно обсуждается (в диагностическом справочнике DSM-V она находится в приложении среди потенциальных расстройств).

— Как она возникает?

— По своей механике она очень похожа на химическую зависимость, алкогольную или наркотическую. Все игроманы чаще проигрывают, чем выигрывают (иначе это не было бы проблемой), и их это не останавливает. Но продолжают играть они не столько ради денег, сколько ради самой возможности выигрыша. А потом возникает баг под названием «эффект вкладчика» — когда человек склонен сохранять статус-кво и не менять стратегию, даже если она становится невыгодной.

— Но почему им не жалко терять свои деньги?

— Если бы результат игры был предсказуем, у игроков сработало бы когнитивное искажение под названием «отвращение к потерям»: обычно мы предпочитаем явную потерю возможному выигрышу. Но ожидание крупного приобретения серьезно перешибает тревоги и волнения.

Поэтому на разные лохотроны ведутся и люди осторожные, тревожные, испытывающие отвращение к потерям. Обычно они со скрипом идут на какие-то более мягкие изменения, например уйти на новую работу, сменить профессию — там есть риски, но возможный выигрыш существенно выше: условно, ты можешь потерять 15% от дохода и выиграть 30.

В этом случае рисковать, конечно, выгодно, но люди в таких ситуациях склонны сохранять то, что у них уже есть. А вот когда масштаб предлагаемой выгоды колоссален и превышает все возможные риски, люди готовы пробовать. На этом работают все пирамиды, кредиты, лохотроны, азартные игры, бизнес-тренинги, а более-менее стабильное повышение дохода на долгой дистанции не находит отклика.

С другой стороны, есть прямо противоположная легенда — о том, что большие выигрыши — это миф, надо просто долго трудиться. Но один труд не особо помогает — надо еще и разумно себя вести, выбирать правильную стратегию приложения усилий.

— Почему одни люди равнодушны к деньгам, а другие на них зациклены?

— Американский психиатр Роберт Клонингер предложил теорию, определяющую личность через генетически обусловленную склонность к определенным реакциям на стимулы. В ней четыре ключевых показателя. Первый — зависимость от вознаграждения. Люди, зависимые от вознаграждения, испытывают повышенную потребность в поощрении, они более эмоциональны, социальны, и им труднее справиться с сиюминутными искушениями.

Второй — поисковое поведение: насколько живо человек реагирует на новые стимулы. Люди с высоким поиском новизны более импульсивны, легче потакают своим желаниям и склонны к необоснованным тратам.

Третий фактор — избегающее поведение. Оно показывает, насколько человек склонен проявлять осторожность и избегать риска.

Четвертый — настойчивость: способность последовательно осуществлять какой-либо тип поведения. Неважно, хороший или плохой, полезный или вредный — условно, то, насколько человек готов ломиться в одну и ту же дверь, реализовывать один и тот же поведенческий паттерн. Люди с низкой настойчивостью легко прекращают деятельность, если не получают быстрого удовлетворения: им не хватает терпения ждать отсроченных вознаграждений.

«Сейчас в России невыгодно быть трудолюбивым, экономным, «копеечка к копеечке» и нудно строить карьеру в надежде на вознаграждение в будущем — никаких гарантий это не дает»

Все эти категории не хорошие и не плохие, они имеют свои плюсы и минусы, и все они сказываются на отношении к финансам. Автор модели привязывает все факторы к нейромедиаторам: поисковое поведение — к допамину, избегающее — к серотонину, зависимость от вознаграждения — к эндорфину, и настойчивость — к ацетилхолину. Тут он немного притягивает за уши, такая прямая нейробиологизация мне кажется слишком наивной, но зато это удобная рабочая модель.

— Есть довольно устойчивый миф о том, что русские в целом не склонны уважать деньги и частную собственность: мол, исторически богатство в нашей стране ассоциируется с воровством. Есть ли в нем доля правды или это стереотип?

— Я уверен, что это стереотип. В каждом поколении люди склонны из локальных сиюминутных исторических реалий делать какие-то выводы, но рассуждения о менталитете — это чистой воды самооправдание, менталитет меняется в любую сторону в зависимости от условий.

То, что экономическое состояние страны до сих пор оставляет желать лучшего, не связано с тем, что у нас не было протестантской морали, а у немцев она есть. На протяжении Нового времени немцы были примером вечно пьяного, агрессивного, тупого быдла, а изощренными интеллектуалами, продвинутыми в сложных технологиях, считались итальянцы.

В это время итальянцы придумывали банковскую систему, архитектуру и многое другое, а немцы тем временем в Тридцатилетней войне резали друг друга. А сейчас Германия — образец порядка, а итальянцев обычно воспринимают как расслабленных гедонистов. Или, например, Северная и Южная Корея — один и тот же народ демонстрирует разные паттерны поведения.

Я уверен, что в нашем национальном характере нет ничего особенного, никакого вековечного рабства народа, наша история не сильно лучше и не сильно хуже любой другой истории. Проблема в другом: сейчас в России невыгодно быть трудолюбивым, экономным, «копеечка к копеечке» и нудно строить карьеру в надежде на вознаграждение в будущем — никаких гарантий это не дает.

Поэтому в большинстве своем люди ведут себя прагматично и подстраиваются под обстоятельства среды. У нас без рисковые стратегии очень мало чего приносят, и нет особо смысла им следовать.

— Также распространено мнение, что человек творческой профессии не должен думать о прибыли, что настоящий художник выше этого. Насколько мысль о деньгах реально может отбить вдохновение?

— Подозреваю, что все происходит прямо противоположным образом: сначала у творческих людей нет денег, а потом появляются объяснения, почему их нет. Либо докажите обратное, либо покажите мне многих людей, которые имеют творческий успех, но отказываются от него из каких-то высших соображений. Такие случаи встречаются, но гораздо чаще встречаются «непонятые художники».

— Тут можно вспомнить Достоевского, который писал только за предоплату и в рекордно короткие сроки.

— Есть люди, которые отказываются делать попсу или творить на потеху публике, и их можно понять. Но это хорошо, когда у тебя есть выбор, когда ты можешь быть успешным в том, что тебе нравится. Можно считать оправданным разделение приоритетов на уровне «самое денежное из интересного» или «самое интересное из денежного», но не стоит противопоставлять прибыль и вдохновение.

Все теории про то, что художник должен быть бессребреником, — это надстройки, сделанные задним числом: люди верят в то, во что им выгодно верить. Лично я скептически отношусь к идеологии непризнанного гения, поскольку история показывает, что, если человек делает что-то выдающееся, современники его признают, каким бы странным он ни был.

Современники знали про Пушкина, что он солнце русской поэзии, современники знали про Шекспира, что он гений. Конечно, были и исключения вроде Ван Гога, но обычно они касались творцов с очень специфической психикой.

«Для комфортного существования человеку достаточно знать, что он живет лучше, чем большинство его окружения, войти в 10–15% людей с наиболее высоким доходом»

— А если человек — некий Перельман, тихий ученый, у которого есть талант, но он не умеет его монетизировать? С чего ему начать, чтобы развивать этот навык?

— Обычно человеку трудно меняться без веского повода, скорее он адаптируется, если его заставит жизнь — например, если жена ученого грозится от него уйти и ради того, чтобы она осталась, он готов научиться зарабатывать. Но есть и другое решение: можно попробовать отдать этот навык на аутсорс и найти человека, который будет искать способы заработать на ваших талантах. Например, жена ученого может взять монетизацию в свои руки, договариваться с инвесторами или издателями, рулить процессом.

— Недавно в Швейцарии обсуждали идею базового безусловного дохода, но от нее все-таки отказались. Как такие гарантии повлияли бы на мотивацию людей работать?

— В такой ситуации люди перестанут работать. Небольшой процент будет заниматься чем-то духоподъемным и развиваться, но в большинстве своем мы ленивые обезьянки, и, если раздать нам бананы, мы просто будем лежать на диванах и ничего не делать. Если нет вознаграждения, мотивация падает.

Не факт, что это плохо — все-таки общество существует для людей, а не люди для общества, и если поколение может позволить себе просто проесть ресурсы, накопленные предками, то почему бы и нет. Это вполне себе позиция, имеющая право на существование. А вот все социалистические эксперименты с обеспечением хоть небольшой, но финансовой стабильности закончились не очень хорошо — как в СССР, так и в современных государствах.

— Исследования показывают, что повышение уровня благосостояния не делает людей намного счастливее. Почему деньги так сильно нас мотивируют, но приносят не такое уж большое удовлетворение, когда мы их получаем?

— Деньги — лишь условный измеритель. Само по себе владение ими качество жизни не особо повышает. Конечно, с ними лучше, чем без них, и вы можете трансформировать их в какие-то приятные штуки, но это имеет значение только до определенного порога.

Для комфортного существования человеку достаточно знать, что он живет лучше, чем большинство его окружения, войти в 10–15% людей с наиболее высоким доходом. Дополнительные заработки сверх этого уже особой роли не играют. Почему так происходит? В общей механике системы вознаграждения можно условно выделить два компонента — мотивационный («want») и гедонистический («like»).

Первый отражает наши влечения и потребности, а второй — непосредственно удовольствие, все, что нам приятно. И деньги намного сильнее воздействуют на нас по принципу «want», чем по принципу «like», они скорее пробуждают стремление к счастью, чем обеспечивают его.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Как мозг воспринимает деньги

Как мозг воспринимает время

Римский философ Сенека говорил: «Только время принадлежит нам», — и был в этом...
Журнал

Деньги изменяют мозг

Похоже на то, что деньги действительно изменяют мир. Причем не только глобально...
Журнал

Как тратить деньги

Стимул, побуждающий человека тратить деньги на привлекающие внимание предметы...
Журнал

Как зарабатывать деньги. Распостраненные мифы

Миф №1: Если бы я выбрал прибыльную карьеру, я был бы богатым. Реальность...
Журнал

Как экономить деньги

Как не странно, большая часть зарплаты уходит именно на покупку продуктов...
Журнал

Как сберечь и приумножить ваши деньги

В настоящее время, когда в мире по-прежнему бушует финансовый кризис, проблема...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Конфликтовать с тревогой
Тибетская медицина о похудении