Он мог остановить Руста

Событие это, в свое время приведшее в состояние шока весь Советский Союз, ныне вспоминают редко, разве что к «круглым» датам. Однако, думается, его влияние на крах нашей некогда общей страны до сих пор недооценено. И дело здесь не только в едва ли не в одночасье рухнувших представлениях многих людей о безопасности государства.
Он мог остановить Руста
О силе армии и авторитете руководства, но и в скрытых от посторонних глаз силах тогдашнего противостояния и кадровых перестановках, повлекших за собой совсем не очевидные вначале последствия.

«Я был тогда горд, что совершил этот полет»

28 мая 1987 (тогда был День пограничника) 19-летний житель Гамбурга Матиас Руст перелетел на четырёхместном лёгком самолёте «Сессна-172Б Скайхоук» через Финляндию в Москву и, приземлившись на Большом Москворецком мосту, накатом доехал до Собора Василия Блаженного. Этот летний вечер, увенчавший успехом полет Руста, который продолжался пять с половиной часов, вошел в историю.

Руст, стартовав с аэродрома в окрестностях родного Гамбурга, совершил промежуточную посадку в аэропорту Маальми в Хельсинки для дозаправки. Диспетчерской службе аэропорта Руст сказал, что летит в Стокгольм. В какой-то момент Руст прекратил связь с финскими диспетчерами и вскоре исчез из воздушного пространства Финляндии. Считалось поначалу, что самолет упал в море. Руст тем временем пересек советскую границу и взял курс на Москву.

В этой истории много чудесного. Главное чудо, конечно, в том, что Руст остался цел и невредим. Это выразил в своей написанной по следам событий песенке Юлий Ким: «Прилетел, настрекотал, крылышки расправил – и громадный арсенал с ходу обесславил!» Самолет Руста идентифицировали как поисково-спасательный самолёт; вертолёт, производивший фотосъёмки, и так далее. В одном случае с аэродрома «Тапа» в тогдашней Эстонской ССР по тревоге подняли два дежурных истребителя. Те обнаружили самолёт Руста, но, не получив инструкций и израсходовав топливо, просто вернулись на базу. Матиас, по его словам, не успел испугаться, так как «МиГи» исчезли очень быстро.

Берлинскому радио, из репортажа которого следует, что Руст сейчас живет в Таллинне, удалось поговорить с ныне 39-летним «кремлевским пилотом», как окрестила его пресса: «Я облетел тогда Красную площадь три раза на высоте примерно 10 метров, но не решился посадить на ней самолет, так как на площади было много людей. Мелькала мысль просто сесть на территории Кремля, но тут я подумал, что меня может схватить КГБ и сказать потом, что никакого полета не было. После посадки меня окружили люди и стали о чем-то спрашивать, но я ничего не понимал. Наконец нашелся парень, говоривший по-английски. Он спросил, увидев немецкий флаг на борту самолета: «Ты из ГДР?» Услышав, что я из другой Германии, он воскликнул: «Это невозможно!» Люди, узнав о том, что я прибыл с миссией мира и хочу передать Горбачеву свое послание по этому поводу, говорили: «Молодец! Такие парни нам нужны!» - вспоминает Матиас Руст.

Вскоре Руст был, конечно же, арестован: «Молодец Матюша Руст, пошутил по-русски: и смышленый, и не трус, и сидит в кутузке!» - пел об этом Юлий Ким. На суде Матиас заявил: «Я не искал личной славы, но хотел встряхнуть сознание общества».

Матиас Руст получил 4 года исправительных работ. Но до работ дело не дошло, и, отсидев 14 месяцев в Лефортово, он был помилован тогдашним председателем Президиума Верховного совета СССР Громыко. О самой отсидке Матиас Руст вспоминает: «Мне, как иностранцу, было легче, меня и кормили лучше, и выдали вместо одного матраца два».

За прошедшие годы Руст, который ныне зарабатывает себе на жизнь, по его словам, профессиональной игрой в покер, два раза представал перед немецким судом. Один раз - когда он в 1989 году, проходя альтернативную военную службу в больнице, как Хосе Кармен, дважды пырнул ножом в состоянии любовного аффекта отвергшую его медсестру; а другой раз - в 2001 году за кражу кашемирового пуловера в гамбургском магазине. В первом случае он отсидел в немецкой тюрьме 15 месяцев, а во втором был присужден к денежному штрафу.

Портрет эксцентрика дополняет его женитьба в 1997 году на индианке, дочери богатого торговца чаем из Бомбея, и принятие индуизма. Но новая религия не сделала брак прочнее обычного, и сегодня Руст снова холост.

Михаил Горбачев использовал 20 лет назад инцидент с Матиасом Рустом для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова. Оба они были политическими противниками Горбачева. Этим обстоятельством Матиас Руст гордится до сих пор: «Я помог ему ускорить проведение его политики. Я был тогда горд тем, что из юношеского идеализма и убеждений в достижимости мира и взаимопонимания совершил этот полет».

Но все же, что на самом деле стояло за этим дерзким полетом? За прошедшие годы версий произошедшего озвучено немало (даже инопланетян, кажется, приплели...), самую первую, ставшую официальной и положенную в основу судебного обвинения хулигана-одиночки в нарушении правил полетов и незаконном пересечении границы, всерьез уже никто не рассматривает. Однако объективности ради стоит вспомнить и ее, тем более что самое первое нагромождение мифов связано именно с этой официальной трактовкой. Итак...

Версия первая: авантюрист-одиночка

Поскольку «турист Руст» в процессе своего авиахулиганства шутя преодолел мощнейшую советскую систему ПВО, тогда сразу развернулась активная кампания в «перестроенных» СМИ по поводу неблагополучия в вооруженных силах, «технологического отставания» и прочего. Короче: в армии бардак, вот и проспали!

Оргвыводы в виде замены практически всего армейского руководства смотрелись в такой ситуации вполне естественными. Однако пролеты сквозь системы ПВО развитых государств - не такая уж редкость. В скором времени после посадки Руста несколько ночей подряд совершал несанкционированные полеты над Парижем (тоже столица государства с военными штабами и правительственными коммуникациями) так и не опознанный легкомоторный самолет. А 12 сентября 1994 года самолет типа «Сессна» произвел посадку у Белого дома в Вашингтоне, рядом с резиденцией президента США(!). Правда, самолет при этом разбился от столкновения с деревом и летчик погиб, но системы ПВО самого технологически развитого государства здесь, как вы понимаете, ни при чем...

В качестве реальных причин, серьезно осложнивших в 70-80-х годах прошлого века работу советских войск ПВО, специалисты называют совершенно другие. Во-первых, это непродуманная реформа, проведенная еще в 1978 году, в результате которой единая система оказалась раздробленной по округам. Ее, правда, вскоре свернули по причине очевидной ошибочности, но последствия вполне могли сказываться и в 1987 году.

Во-вторых, полет злополучного южнокорейского «Боинга», сбитого 1 сентября 1983 года на Дальнем Востоке. После этого события руководителями государства принимается политическое решение об ограничении применения оружия войсками ПВО. Приказом министра обороны было запрещено открывать огонь на поражение по пассажирским, транспортным и легкомоторным самолетам, но предписывалось всеми силами и средствами принуждать их к посадке.

Чтобы понять неоднозначность этого решения, надо иметь в виду, что выражение «часовые неба» применительно к ПВО - это не только красивый лозунг, но и формулировка, очень точно определяющая роль и задачу этого рода войск. Теперь представьте себе обычного часового на важном объекте, который охранять его должен, но даже при явном нарушении применять для этой охраны оружие без консультаций с начальством права не имеет...

Версия вторая: провокация «западных империалистов»

Однако версия хулигана-одиночки людям информированным представлялась сомнительной с самого начала. В самом деле, уж больно профессионально подготовленным оказался «простой воздушный хулиган». Ладно, дополнительные баки с горючим, расчет маршрута и виртуозное пилотирование (в Москве Руст сел на проезжую часть, ювелирно поднырнув под троллейбусные растяжки и только потом по земле подрулил поближе к Красной площади). Многому можно научиться и почти все можно купить. Правда, денег это стоит очень немалых, а ведь 19-летний немецкий пацан вроде бы не из семьи миллионеров. Ну ладно, может, он на завтраках экономил... Но вот некоторые обстоятельства, предшествовавшие перелету, о которых мы расскажем читателям чуть ниже, в версию одиночки не укладываются. Подготовить акцию такого масштаба без участия спецслужб и подразделений технических войск практически нереально.

Можно, конечно, говорить о случайностях, что многие комментаторы делали и делают до сих пор. Они, эти случайности, возникали просто непрерывно, начиная от пересечения воздушной границы, произошедшей аккурат в момент переключения с одной радиолокационной станции ПВО (новой) на другую (старую) для проведения плановой профилактики, до благополучной посадки в столице СССР. «Вообще этот день был просто напичкан счастливыми для немецкого пилота совпадениями. Когда Руст уже подлетал к Москве, кто-то «сверху» (кто - так и осталось невыясненным) дал приказ временно отключить автоматизированную систему управления ПВО для проведения внеплановых профилактических работ. Если бы не этот приказ, самолет Руста могли бы сбить просто «по умолчанию» как неустановленный объект, приближающийся к стратегически важному центру. Чуть позже также неизвестное лицо «сверху» на 20 минут прекратило полеты над Шереметьево. Именно через это 20-минутное окно Матиас Руст в 19.38 и влетел в столицу». («День прилета, или Чего мы не знали о Матиасе Русте». Чумаков В. Огонек, №36, 2002 г.)

«Разбор полетов» был очень жестким, младших офицеров, оказавшихся в тот день дежурными, в тюрьму сажали, маршалов и генералов, даже не имевших непосредственного отношения к произошедшему, отправляли в отставку десятками, а вот выяснить, кто отдавал конкретные приказы, подпадающие под расстрельную статью, как-то не сумели. Знаете, один раз - это случайность, два - совпадение. Но когда «случайностей» и «совпадений» набирается добрая дюжина, это уже что-то другое...

Версия третья: ищи, кому выгодно

Выгодно было вроде бы тем самым империалистам, которые четырьмя годами раньше подставили под ракетный залп советского истребителя несчастных пассажиров южнокорейского «Боинга». Но это только на первый взгляд. Ситуация в Союзе к тому времени поменялась кардинально: вместо реформаторски настроенного, но все же одиозного для Запада Андропова страной рулил уже прошедший «смотрины» и очень всем понравившийся «душка Горби», автор приснопамятного «нового мышления» и горячий сторонник прочих общечеловеческих ценностей. Его-то какой смысл так нехорошо подставлять, ему вроде бы, напротив, помогать надо. А может быть, ему и помогали?..

Тут вот что надо иметь в виду: в странах, где отсутствует отработанный механизм передачи власти (а СССР был, в принципе, именно такой страной) при смене лидеров и ведении ими какой-то новой политики, ключевую роль играют т. н. «силовые структуры». Поэтому политики старались иметь руководителей силовых ведомств в числе своих союзников. И если возникали сомнения в их лояльности, таких силовиков старались заменить. А сомнения тогда были - скользко-говорливый Горбачев военным как-то сразу не понравился. Да, формально-юридически он был руководителем страны и мог снять с должности любого - и военного, и штатского, но... Уж слишком малоавторитетен для многих был недавний секретарь ЦК, ведавший вопросами сельского хозяйства, а до этого - руководитель Ставропольского края (банкеты-шашлыки и минеральные ванны для высоких гостей из Москвы...). А министр обороны маршал Сергей Соколов был фронтовиком, как и главком войск ПВО Александр Колдунов, сбивший во время войны 46 немецких самолетов - авторитеты в армии непререкаемые. Тут причина для отставок нужна была очень веская.

Странности рустовского путешествия, как это часто бывает, раскапывали не следователи, а журналисты и просто люди, заинтересовавшиеся проблемой. Это они, например, выяснили, что Руст вылетел из Хельсинки в рубашке и джинсах, а в Москве раздавал автографы в красном комбинезоне. В воздухе переоделся? Теоретически такое предположить можно, но практически... Вы попробуйте сделать это, сидя за рулем малолитражного автомобиля - в кабине спортивного самолета места не больше. А антивоенного содержания рисунок на фюзеляже, которого опять же не было в Хельсинки, но каковой имел место в Москве, - это пилот тоже в воздухе нарисовал?..

Впрочем, некоторые исследователи заявляют без обиняков: Руст делал на территории СССР промежуточную посадку. Посадка, в принципе, может объяснить все: от исчезновения сигнала от «Сессны» с экранов локаторов до переодевания пилота и заправки горючим, но почему-то именно это предположение подвергается такому странному умолчанию. Может быть, потому, что тогда инцидент из сферы случайностей и халатности переходит в сферу, именуемую «государственная измена»?

По материалам «Радио Свобода»
×

По теме Он мог остановить Руста

Тайна полета Руста

Но мы не об этом. Тогда, в 1987 году, и отечественные и, что особенно странно...
Журнал

Что мог бы рассказать новорожденный?

С чем приходит в этот мир новорожденный человечек? Так ли он беспомощен и...
Журнал

Титаник мог утонуть из-за ошибки рулевого

The Telegraph пишет, что причиной гибели «Титаника» могла стать ошибка рулевого...
Журнал

Тайский монах мог предсказать конец света из корысти

Секретариат Национального совета Буддийской сангхи (общины) Таиланда подозревает...
Журнал

Остановить старение организма

Многие учёные признаются, что точно не знают, что именно в организме отвечает за...
Журнал

Можно ли остановить простуду?

Кто в группе риска? Во время сезонного похолодания, чтобы избежать простуд, надо...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Внетелесный опыт. Подводные камни