Письма старца Амвросия Оптинскаго

ИЗ ПИСЕМ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Святой апостол Павел в Послании к Ефессеям пишет: Бывайте убо подражатели Богу, якоже чада возлюбленная (см.: Еф. 5, 1).

Истинные христиане могут подражать Богу исполнением особенно следующих трех евангельских заповедей:

1. Господь глаголет во Евангелии: Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть, Иже солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (см.: Лк. 6, 36; Мф. 5, 45).

Заповедь эта, во-первых, означает, что человек должен быть сострадательным к ближним касательно подавания милостыни, не различая достойных от недостойных. А во-вторых, требует от нас и снисхождения к ближним, и прощения им всяких недостатков, обид и досаждений.

2. Святой апостол Петр пишет: Яко чада послушания не преобразующеся первыми неведения вашего похотении; но по звавшему вы святому и сами святи во всем житии будите; зане писано есть: святи будите, яко Аз свят есмь (1 Пет. 1, 14–16).

Эта заповедь означает, что человек должен хранить целомудрие и чистоту телесную и душевную не только относительно блудной страсти, но и относительно других страстей; потому что и зависть, и ненависть, и злопамятство также составляют нечистоту души.

3. Сказано в Евангелии от Матфея: Будите убо вы совершени, яко же Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5, 48).

Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку; но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10).

Как бы кто-либо из христиан ни был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых отцов, может уподобляться только малой купели или самомалейшему озерцу; заповеди же Божии подобны великому морю, как и святой пророк Давид говорит: заповедь Твоя широка зело (см.: Пс. 118, 96).

Перед этою-то широтой невольно смирялись и великие святые, называя себя землею и пеплом и считая себя хуже всякой твари. Или, как выразился мудрейший из апостолов, святой Павел, задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Елицы убо совершенни, сие да мудрствуим (Флп. 3, 13–15).

* * *

Болезни и неприятные случаи посылаются нам к пользе нашей душевной, и прежде всего к смирению нашему, и к тому, что бы вели жизнь свою осмотрительнее и рассудительнее. В последнюю бытность твою в нашей обители была ты в каком-то странном настроении духа и в недовольном каком-то расположении, неизвестно на кого. По простому слову, ты как будто искала кого-то виноватого. Я не решился тебя допрашивать о сем, а предоставил это всеблагому Промыслу Божию, чтобы Сам Господь вразумил нас на полезное. Вот Господь и вразумляет нас, посылая нам болезни, неожиданно нас постигающие, а с другой стороны, и неприятные случаи чрез таких лиц, которые нам и прежде досаждали. Поэтому смиримся под крепкую руку Божию, прося помилования от Господа и избавления от предстоящих скорбей.

9 сентября 1876 года

* * *

Чадце духовное! Пишешь, что у тебя в настоящее время господствуют в душе три чувства. Первое чувство — усиливающееся желание хорошей истинно христианской жизни и любви к Богу и частое влечение к внутренней молитве, вследствие чего, конечно, есть любовь и желание внутреннего монашества; наружное же тебе еще недоступно по разным душевным препятствиям. Находясь в таком положении, держись строже и точнее евангельского учения, как я писал тебе об этом в прошлом письме. К сказанному прежде прилагаю теперь псаломские слова, от Духа Святаго изреченные чрез пророка Давида: Уповай на Господа, и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошение сердца твоего. Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него: и Той сотворит, и изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне. Повинися Господеви, и умоли Его. Псаломские слова насели землю, и упасешися в богатстве ея (Пс. 36, 3–7) относительно тебя могут означать, что ты достоянием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. Повинися Господеви, и умоли его означает: всячески старайся жить по евангельским заповедям Божиим и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. Насладися Господеви означает: не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: не судите и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустятся вам (Лк. 6, 37). Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди. О других твоих двух чувствах толковать теперь нет времени.

О N... своей пишешь, что ей немало повредила жизнь в Г. Я ей уже об этом писал; но она тогда отперлась; не знаю, как теперь она — сознает это или не сознает? Впрочем, надеемся, что силен Господь сотворить с ней по воле Своей святой. Если сами не смиряемся, то Господь невольно нас смиряет. У Господа Бога средств-то много. Рано и скоро начала рассуждать, тогда как прежде всего требуется покорение и повиновение. За непокорность и непослушание и Адам с Евою изгнаны из рая. Это всем нам должно помнить и не забывать. В псалмах сказано: Да рекут избавленные Господом (Пс. 106, 2). А мы еще и не начинали духовного дела как следует, а толковать обо всем дерзаем, оправдывая себя какою-то прямотою; тогда как и о птицах говорится, что прямо и не осмотревшись летают только одни вороны; другие же птицы держат себя осторожно и осмотрительно.

Мудрые и опытно духовные изрекли, что рассуждение выше всего, а благоразумное молчание лучше всего, а смирение прочнее всего; послушание же, по слову Лествичника, такая добродетель, без которой никто из заплетенных страстями не узрит Господа.

27 января 1879 года


Преподобный Амвросий Оптинский

Умудряйся и смиряйся: Сборник писем
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

Обсуждения Письма старца Амвросия Оптинскаго

По теме Письма старца Амвросия Оптинскаго

Из письма

Перед человеком мир, который был до него и останется после него, и он знает, что...
Религия

Код каббалистического письма

КОД КАББАЛИСТИЧЕСКОГО ПИСЬМА С древнейших времен люди искали и находили способы...
Религия

Письма к Луцилию

Не деньги сделают тебя равным богу: у бога ничего нет; не сделает и претекста...
Религия

Амвросий Гудко

Амвросий (в миру Василий Гудко) (28 декабря 1867, Люблинская губерния - 9...
Журнал

Письмо на древнем языке

Группа археологов обнаружила 400-летнее письмо, написанное на одном из ныне...
Журнал

Письмо в прошлое

«В 10 лет я полюбил одну девочку. Мы вместе ходили из школы домой. Она заполнила...
Психология

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Реальна ли история?
Какие роли играет личность? Трансформация личности