Не называйтесь учителями...

В евангельском тексте Христос говорит о Себе как о единственном истинном Учителе человечества. «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». «Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня». И если мы полностью доверяем авторитету Христа или, по крайней мере, считаем Его воплощением высочайшей нравственности, образцом человечности, мы никак не вправе заподозрить Его во лжи или преувеличении даже в каком-то одном Его высказывании. Если Он – Истина, то Он – Истина во всех Своих проявлениях.

Но тогда неизбежно возникает вопрос: а как быть с многочисленными Учителями Востока и Запада? С теми, которые в разные исторические периоды заявляли о себе именно как об Учителях – Гуру, Божьих посланцах? Вопрос этот – далеко не праздный. Ибо сегодня становится ясно со всей очевидностью: настали предуказанные «последние времена». Они видны уже во всем: глобальных проблемах и катаклизмах, неведомых пандемиях, в разрушительных, антигуманных тенденциях науки, в чудовищности нравов и т.д. и т.п. Не случаен тот факт, что ныне, в эту критическую эпоху, всё чаще приходят те, кто прямо именуют себя «Иисусами».

Следуя заповеди евангельского Христа, надо, очевидно, сразу же признать, что все они, кроме кого-то одного, – учители не в строгом смысле этого слова. Подлинный Учитель человечества – не тот, кто может научить чему-то, пускай многому и интересному. Он – тот, кто учит действительной Истине во всей ее полноте и во всех необходимых подробностях. Учитель – тот, кто знает Человека и Мир до корней и, соответственно, способен вывести людей на единственно верный путь развития.

Больше того. Истина может быть только одна: иначе какая же она Истина? Значит, и Учитель Истины может быть только один, дабы, приходя к людям в одном, зримом для всех Лице, пресекать разногласия по поводу единственной Истины. Множество же учителей, проповедующих множество «Истин» о Мире и Человеке, – ситуация нездоровая. Могут, конечно, возразить, что Истина – многогранна и что эти учители ставят акценты на разных гранях единой Истины. Однако на это следует сказать: если теоретически это так, то в реальности дело обстоит совершенно иначе. Все эти учители учат принципиально разному. Разве это грани одной и той же Истины, когда один учитель утверждает, что цель человеческого бытия – растворение в Нирване, а другой – что она в обретении райского блаженства на Небесах? Когда один уверяет, что по ту сторону жизни человека ожидает бессмертие его души, а другой – что человек распадётся на составные элементы и полностью исчезнет, рассеется в материи и энергии Вселенной? Когда один говорит о том, что Бог есть Личность, другой – что приписывать Богу личностные качества значит унижать Его, а третий молчит и о Боге личностном, и о Боге безличном, так как знает только великие бесконечные ритмы Природы? Как могут быть гранями одной и той же Истины исключающие друг друга заповеди: «Око за око» и «Возлюби врагов своих»?..

Из тех, кто берется научить людей Истине, прав только кто-то один. Все остальные, следовательно, не могут знать Человека и Мир до конца, во всей полноте и точности. «Ибо один у вас Учитель…».

Раз приняв эту посылку, надо выводить все вытекающие из нее заключения. Если единый Учитель – Слово Божье, Христос, а Он есть не кто иной, как Посланный Отцом Небесным, значит, все иные мессии – не от Отца. Кто же они, в таком случае? Либо самозванцы – пусть искренне желающие нам добра, но все-таки самозванцы (т.е. просто люди и не более того). Либо они контактёры, действующие по воле чьего-то чужого разума. Либо, наконец (этот вариант существует не только как отрицание первых двух, но и наряду с ними), – они не небожители, но и не люди, а представители инопланетных цивилизаций, Мира Вселенной, которые именно поэтому не в состоянии научить людей законам собственно человеческого развития.

Истинный Учитель… Кто же Он, если сегодня, в начале третьего тысячелетия, на Земле так много «Учителей» и «Спасителей»?

Опознать истинного Единого Учителя в некоторой степени позволяют подсказки, которые содержатся в текстах Нового Завета. В Евангелиях и Откровении Иоанна сообщается, что Христос в следующее Свое пришествие будет носить новое имя (Откровение 3:12), т.е. уже не будет зваться Иисусом. Одет Он будет в «одежду, обагренную кровью» (Откровение 19:12), т.е. в алый или красный хитон. Об Отце Небесном станет говорить уже не притчами, а прямо (Иоанн 16:25). Новое Евангелие – Евангелие Царствия – будет проповедано не одному или нескольким, но всем народам и постепенно распространится по всей Земле (Матфей 24: 14). Чудес на сей раз Учитель творить не будет: их будут демонстрировать лжехристы и лжепророки (Матфей 24:24)…

Конечно, это лишь общие ориентиры и даже, скорее, только намеки на распознание примет истинного Учителя. Возможен и другой способ, близкий и понятный любому из тех, кто когда-либо учился в школе. Кого мы считали нашим любимым школьным учителем? Конечно же, того, кто любил нас и при этом был строг и справедлив; кто не увиливал от наших каверзных вопросов, кто отвечал на них со всей правдивостью и обстоятельностью и был бесспорным знатоком в своей области; кто всегда был вместе с нами – в праздники, будни, на занятиях и в походах; кто прекрасно знал способности и проблемы каждого из нас; кто открывал нам глаза не только на свой предмет, но и на мир, на жизнь, на нас самих.

Эта простая аналогия хорошо применима и к распознаванию Учителя Жизни, Учителя Истины и Любви.

Личность, которая называет себя «Христом» или «Единым Учителем», должна быть рассмотрена прежде всего с точки зрения ее внутренних качеств. Иными словами, надо поставить вопрос – кто перед нами? Быть может, это самоуверенный гордец? Или искренне заблуждающийся человек? Или психически больной? Или мистификатор? Или контактёр – орудие в руках более мощной психической силы? Или представитель внеземной цивилизации? Или все-таки истинный Учитель людей, т.е. образец человечности?

Определить это возможно путем выяснения содержания и характера Учения, проповедуемого этой личностью. Если оно открывает нам глаза на нас самих, на наше предназначение в Мире и на самый Мир; если оно является действительно новым как в целом, так и во всех главных пунктах; если его отличают логическая строгость, цельность и стройность; если для него характерен максимально полный объяснительный эффект; если оно имеет жизнеутверждающий смысл; и если, наконец, оно конгениально всему лучшему из истории человеческой мысли и расставляет все прежние и современные учения по местам, – это Учение Истины, и носитель его сам есть Истина, приходящая во имя нас с вами и во имя Отца, а не «во имя свое».

Христос отмечен высочайшей духовностью, внутренней культурой и открывает человечеству полноту великой Истины. Но и это еще не всё. Подобно тому, как любимый школьный учитель не только внутренне красив и не только преподаёт нам в классной комнате, но всегда с нами в практических делах: на ремонте школы, посадке деревьев, уборке территории, в туристических походах, – так и Учитель Жизни учит нас именно реальной жизни через реальную деятельность. Он не ограничивается проповедями и культовыми отправлениями. Во главе тех, кто Его принял, Он практически созидает новое общество. Он делами рук Своих показывает пример правильного отношения к людям и природе. Он формирует новые, творческие стимулы к труду и новые, подлинно человечные общественные связи.

Разумеется, чтобы выявить истинного Учителя, надо внимательно и глубоко вглядеться в личность, учение и деятельность каждого из множества Учителей, а это не так просто. Их было много всегда, а в последние сто или сто пятьдесят лет, похоже, еще больше. Но смущать нас это обстоятельство не должно. Во-первых, мы помним, что Единый Учитель еще две тысячи лет назад предупреждал о такой ситуации. Во-вторых, пользуясь вышеозначенными критериями, мы в состоянии узнать истинного Учителя – Христа. У Него новое имя; Он явится в алых одеждах; Он – олицетворение всеобщей Любви; Он несет нам совершенно новое вúдение Мира и Человека; Он без запинки отвечает на любые вопросы; Он не творит чудес, но открывает человечеству бесконечные перспективы Вечной Жизни на Земле и во Вселенной; Он живет не как царь или отшельник, а по-людски, как настоящий человек – гармоничный труженик-творец.

Так кто же это?
О большинстве «Учителей» можно сказать, что они отошли в прошлое, в буквальном и переносном смысле. О других следует говорить как о тех, кто не соответствуют званию Христа со всей очевидностью. Речь идет о психически нездоровых либо прельщенных людях, которые не замечают подчас даже того простого обстоятельства, что, называя себя «Иисусами», противоречат Откровению Иоанна. Оно, как отмечалось выше, гласит, что у вновь пришедшего Христа имя будет новое, не «Иисус»… (Это и понятно: человека Иисуса не стало, когда он вознесся в верхние слои атмосферы – осталось духовное существо, Христос.) Более того, эти «Иисусы» и некоторые другие учители порой далеки от подлинного нравственного совершенства, безупречной логической связности своих доктрин и практически-созидательной деятельности. Третьи, не будучи прельщенными сами, прельщают других – чудесами, т.е. делают в точности то, что предсказывал евангельский Иисус о лжехристах (см.: Матфей 24: 5, 24). Наконец, четвертые проповедуют человечеству, как правило, лишь с книжных страниц или через избранных ими людей-«проводников», словно опасаясь прямых встреч с человеческими существами или не желая «вмешиваться» в жизнь людей. У них – не человеческая, а инопланетная природа, и отчасти как раз поэтому они воздерживаются от широких живых контактов с людьми.

Стало быть, остаётся только один истинный Единый Учитель человечества. Он – не только тот, кто приносит Учение. Он – Тот, Кто приносит Себя. И в этом заключена самая главная загадка, самое главное таинство.
×

По теме Не называйтесь учителями...

Учитель делает завтра

Быть учителем это самый ответственный вид деятельности среди всех, какие только...
Журнал

Учитель и ученик

Когда человек приходит для духовного поиска он вначале ищет знания вне себя. Ему...
Журнал

Учителя неравнодушны к своим ученицам

Если еще двадцать лет назад началом половой жизни среди молодежи считался...
Психология

Учителя требуют отменить новый школьный стандарт

В открытом письме к президенту России Дмитрию Медведеву, премьер-министру...
Журнал

Как отличить в отношениях Родственную Душу от Учителя?

Зачастую те, кого мы любим, делятся на две категории: родственные души и учителя...
Журнал

Как найти духовного учителя?

Такой вопрос задал нам один из читателей. Я думаю, что этот вопрос волнует...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек