Владимир Великий князь

Святой князь Владимир был сыном князя Святослава и внуком княгини Ольги, которая старалась посеять в душе отрока добрые семена веры Христовой. Но крестить внука она не могла без разре­шения князя Святослава, который упорно не хотел принимать христианство. Ольга предвещала ему гроз­ную смерть за ослушание матери, и Святослав был убит печенегами. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве и далеко расширил границы Киевской Руси. Ласко­вый, всегда веселый, он пользовался безгра­ничной любовью всего своего войска.

Князь долго оставался язычником, имел пять жен и многочисленных наложниц. На Ки­евских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Но вот один случай потряс душу князя и заставил заду­мать­ся над пу­стотой и ничтожностью идо­лопоклонства. После очередной военной победы Владимир решил возблагодарить богов – принести им, по совету бояр, человеческую жертву. По жребию выбор пал на Иоанна – малолетнего сына одного христиа­нина, варяга Феодора. Но отец отказался выдать на смерть отрока, исповедал Единого Истинного Бога и сказал: «Я не могу отдать на жертву моего сына вашим богам – глухим, немым, бессмысленным». Святой Феодор вместе с сыном бесстрашно вышел на балкон дома, который окружили разгневанные отказом киев­ляне. В ярости толпа подрубила деревянные столбы, на ко­торых держался балкон. Тот рухнул и задавил отца и сына – первых Христовых мучеников земли русской.

Слова святого Федора уязвили душу князя, напомнили слова его бабки Ольги об Иису­се Христе, Спасителе Мира. Владимир решил оставить суетную, ничтожную веру своих предков и рассмотреть различные вероисповедания, чтобы выбрать истинную веру. Самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал Владимиру картину Страшного суда. А окончательно убедили князя принять право­славную веру от гре­ков послы, побывавшие в Царьграде: «Мы видели в церкви греческой такую красоту и славу, которую описать невоз­можно. Мы думали, что стоим не на земле, а на небе! Во всей под­небесной нет такого Богохваления!»

Однако, опасаясь посягательства Византии на свободу своего государства, князь решил принять от греков веру только как их победитель. Владимир с войском осадил гре­ческий город Корсунь (Херсон), но шесть месяцев не мог его взять. А затем, по Божьей воле, город перешел в руки князя при помощи протопопа Херсонского Анастаса. Тот пустил к шатру Владимира стрелу с посланием, в котором научил, как взять Херсон. Войдя в побежденный город, князь никому из жителей и из греческих воинов не причинил никакого зла. Затем он захватил всю Тавриду (нынешний Крым) и написал греческим царям Василию и Константи­ну послание такого содержания: «Я взял ваш славный город Херсон и всю землю Таври­ческую. Я слышал, что у вас есть сестра – прекрасная девица, дайте мне ее в жены. Если же вы откажете мне в моей просьбе, то я сделаю с Царьградом то же, что с Херсоном».

Цари ответили: «Нам, христианам, не подоба­ет отдать язычнику в замужество нашу сестру. Если хочешь иметь ее супругой, то откажись от твоих богов и уверуй во Христа, Истинного Бога, прими Святое Крещение. Мы будем любить тебя, как единоверного, и ты наследуешь Царство Небесное».

Владимир с радостью согласился принять православие и пообещал вернуть Тавриду, если цари пришлют в Корсунь епископа для его крещения и свою сестру. Цари не ожидали такого ответа и стали просить свою сестру Анну дать согла­сие на брак. Анна боялась жизни с полу­диким князем, но ради распространения веры Христовой и для отвращения войны решила-таки выйти замуж. И послали в Тавриду греческие цари морем сестру свою с митрополитом Михаилом и священниками. За несколько дней до приезда невесты Влади­мир внезапно ослеп и засомневался в вере Христовой. Царевна Анна, узнав об этом, велела передать своему жениху, чтобы он не медлил креститься – для исцеления души и тела.

Владимир крестился в церкви Святой Софии, стоявшей посреди Корсуня. Слепым он вошел в купель, но только епископ возложил на него руку, как князь прозрел и стал радостно славить Бога. При виде чуда уверовала и крестилась вся княжеская свита. После крещения Владимир торжественно обвенчался с царевной Анной, вернул грекам Тавриду с городом Херсоном и воз­вратился домой.

По прибытии в Киев святой Владимир тотчас начал великое дело просвещения Киевской Руси. Прежде всего, двенадцать сыновей князя от различных жен были крещены в источнике над Днепром, и с того времени до сегодняшнего дня это место стало называться «Крещатик». Потом он разослал по всему городу глашатаев, чтобы они возвестили народу повеле­ние: «Завтра утром незамедлительно собраться на реку Почайну, которая вытекает из Днепра и снова в него впадает. Придти обяза­ны все: старые и молодые, богатые и убогие, мужчины и женщи­ны, а равно и дети. Кто не придет завтра на реку Почайну – тот противник Богу и великому князю».

Рано утром все киевляне собрались к реке на указанное место, где впоследствии была воздвигнута церковь в честь свя­тых князей Бориса и Глеба, и по княжескому повелению началось великое таинство крещения. Священники в облачениях стояли на берегу на досках, произ­нося молитвы крещения. Так в 988 году были крещены киевляне.

Святой Владимир велел сокрушать идо­лов, разорять до основания капища. На их месте князь приказал строить свя­тые церкви. На месте, где стоял идол Перун, встал храм Святого Спаса. Затем была воздвигнута церковь во имя Святого Василия, так как Владимир был назван в таинстве крещения Василием. Была основана прекрасная, каменная церковь в честь Пресвятой Богородицы, которую святой князь обещал ежегодно одарять «десятиной» от своих и государственных доходов. Во время княжения святого Вла­ди­мира со святой Горы Афонской пришел в Киев преподобный Антоний и положил начало будущей Киево-Печерской Лавре.

После Киева были просвещены и другие города Киевской Руси. Святой Владимир сам ездил по всей державе с проповедниками, насаждая ве­ру православную. Успешному ее рас­про­странению содействовало в особенности то, что это делалось большей частью мир­ными средствами – проповедью, убеждением и, притом, благодаря трудам святых Кирил­ла и Мефодия, на родном славянском языке.

Святой Владимир распространял образование в своей стране. Из Греции были выпи­саны ученые люди, иконописцы, зодчие. Прежде всего, князь стал учить своих двенадцать сыновей, а с ними и детей бояр. Также приказывал учить детей и простых незнат­ных людей. В Киеве он основал школу для трехсот учащихся отроков.

Всех прежних жен своих князь отпустил, дал средства для их содержания и разрешил им выйти замуж, за кого они захотят. Узнав об этом, первая и особенно любимая его жена Рогнеда, дала святому Владимиру прекрасный ответ: «Разве только для тебя потребно небес­ное царство? После тебя не хочу выходить ни за кого замуж. Молю тебя об одном: уневести меня твоему Христу». Когда Рогнеда сказала это посланцу князя, сын ее Яро­слав, здесь присутствовавший, хромой от рождения, вдруг подумал: «Благодарю Еди­но­го, Истинного Бога, помогшего матери моей рассудить так премудро, так прекрасно!» И тут же Ярослав получил исцеление – стал ходить бодро и прямо.

Своих сыновей святой князь рассадил по разным городам и заповедал им жить в любви и согласии между собою, не ссориться из-за уде­лов своих, друг друга не обижать. Сам Владимир пребывал в своем Престольном граде Киеве, творя бесчисленные добрые дела, строя церкви и мо­настыри. Приняв Христову веру, великий князь стал новым челове­ком. Недавно гордый и самолюбивый, он сделался кротким и смиренным. Разнузданный в пирах, многоженец – стал целомудрен­ным, строгим семьянином, соблюдающим посты, про­во­дящим но­чи в молитве.

Но ласковый, ясный, всегда радостный князь не изменил сво­его веселого, приветливого светлого облика. Подавал он всякий день беднякам щедрую милостыню. Народ любил князя-язычника, но еще более стал он ему бли­зок, как носитель заветов Христа. Обновленный душой благовер­ный князь, близкий к Богу, приблизился и к людям своей любовью к ним. Он защищал обиженных, слабым простирал руку по­мощи. И народ отвечал ему горячей любовью, доверием, не­вольным преклонением пред его светлым, прекрасным обликом.

Настолько был добр и милостив святой князь, что боялся каз­нить даже разбойников, гра­бителей, убийц, боялся дать Богу ответ за жизнь человеческую. Злые люди стали поль­зо­ваться добротой князя и злодеяния стали умножаться. Поэтому митрополит однажды ска­зал святому князю: «Почему ты не наказываешь злых? Ты поставлен от Бога Властелином на ми­лость добрым и на наказание злым. Наказывай злых, чтобы они добрым не портили жизнь».

Народ прозвал благоверного князя «Красным Солнышком», возвеличил его как щед­ро­го корми­теля бедных, защитника слабых и обиженных. А святой Владимир уже не ис­кал сла­вы, почестей земных. Вся его жизнь стала исканием иного, неземного царства. И, на­конец, святой равноапостольный великий князь Владимир тихо, блаженно отошел ко Господу.

Великого князя положили в мраморный гроб и похоронили в прекрасной церкви в честь Пресвятой Богородицы, «Десятинной». Сияющая чистая душа ласкового князя Крас­но­го Солнышка соединилась на небе со святыми угодниками в вечном Царстве Христа Бога нашего.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Владимир Великий князь

Святой Владимир

Владимир, получивший прозвище Красное Солнышко, был сыном Святослава и внуком...
Религия

Великий Пост

Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыре...
Религия

Великий канон

В понедельник первой седмицы Великого поста Песнь 1 Ирмос: Помощник и...
Религия

Великий Путь

Великий Путь не труден, следует лишь избегать предпочтений. Когда нет ни приязни...
Религия

Великий переход

Через некоторое время, недолгое, не десятилетия, а несколько лет, произойдут...
Религия

Великий мудрец

"Из потомков Вришни Я Васудева, из Пандавов Я Арджуна. Из мудрецов Я Вьяса, и...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Трудности общения
Способы захоронения, дематериализация тел