Святой князь Владимир был сыном князя Святослава и внуком княгини Ольги, которая старалась посеять в душе отрока добрые семена веры Христовой. Но крестить внука она не могла без разрешения князя Святослава, который упорно не хотел принимать христианство.
Ольга предвещала ему грозную смерть за ослушание матери, и Святослав был убит печенегами. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве и далеко расширил границы Киевской Руси. Ласковый, всегда веселый, он пользовался безграничной любовью всего своего войска.
Князь долго оставался язычником, имел пять жен и многочисленных наложниц. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Но вот один случай потряс душу князя и заставил задуматься над пустотой и ничтожностью идолопоклонства. После очередной военной победы Владимир решил возблагодарить богов – принести им, по совету бояр, человеческую жертву. По жребию выбор пал на Иоанна – малолетнего сына одного христианина, варяга Феодора. Но отец отказался выдать на смерть отрока, исповедал Единого Истинного Бога и сказал: «Я не могу отдать на жертву моего сына вашим богам – глухим, немым, бессмысленным». Святой Феодор вместе с сыном бесстрашно вышел на балкон дома, который окружили разгневанные отказом киевляне. В ярости толпа подрубила деревянные столбы, на которых держался балкон. Тот рухнул и задавил отца и сына – первых Христовых мучеников земли русской.
Слова святого Федора уязвили душу князя, напомнили слова его бабки Ольги об Иисусе Христе, Спасителе Мира. Владимир решил оставить суетную, ничтожную веру своих предков и рассмотреть различные вероисповедания, чтобы выбрать истинную веру. Самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал Владимиру картину Страшного суда. А окончательно убедили князя принять православную веру от греков послы, побывавшие в Царьграде: «Мы видели в церкви греческой такую красоту и славу, которую описать невозможно. Мы думали, что стоим не на земле, а на небе! Во всей поднебесной нет такого Богохваления!»
Однако, опасаясь посягательства Византии на свободу своего государства, князь решил принять от греков веру только как их победитель. Владимир с войском осадил греческий город Корсунь (Херсон), но шесть месяцев не мог его взять. А затем, по Божьей воле, город перешел в руки князя при помощи протопопа Херсонского Анастаса. Тот пустил к шатру Владимира стрелу с посланием, в котором научил, как взять Херсон. Войдя в побежденный город, князь никому из жителей и из греческих воинов не причинил никакого зла. Затем он захватил всю Тавриду (нынешний Крым) и написал греческим царям Василию и Константину послание такого содержания: «Я взял ваш славный город Херсон и всю землю Таврическую. Я слышал, что у вас есть сестра – прекрасная девица, дайте мне ее в жены. Если же вы откажете мне в моей просьбе, то я сделаю с Царьградом то же, что с Херсоном».
Цари ответили: «Нам, христианам, не подобает отдать язычнику в замужество нашу сестру. Если хочешь иметь ее супругой, то откажись от твоих богов и уверуй во Христа, Истинного Бога, прими Святое Крещение. Мы будем любить тебя, как единоверного, и ты наследуешь Царство Небесное».
Владимир с радостью согласился принять православие и пообещал вернуть Тавриду, если цари пришлют в Корсунь епископа для его крещения и свою сестру. Цари не ожидали такого ответа и стали просить свою сестру Анну дать согласие на брак. Анна боялась жизни с полудиким князем, но ради распространения веры Христовой и для отвращения войны решила-таки выйти замуж. И послали в Тавриду греческие цари морем сестру свою с митрополитом Михаилом и священниками. За несколько дней до приезда невесты Владимир внезапно ослеп и засомневался в вере Христовой. Царевна Анна, узнав об этом, велела передать своему жениху, чтобы он не медлил креститься – для исцеления души и тела.
Владимир крестился в церкви Святой Софии, стоявшей посреди Корсуня. Слепым он вошел в купель, но только епископ возложил на него руку, как князь прозрел и стал радостно славить Бога. При виде чуда уверовала и крестилась вся княжеская свита. После крещения Владимир торжественно обвенчался с царевной Анной, вернул грекам Тавриду с городом Херсоном и возвратился домой.
По прибытии в Киев святой Владимир тотчас начал великое дело просвещения Киевской Руси. Прежде всего, двенадцать сыновей князя от различных жен были крещены в источнике над Днепром, и с того времени до сегодняшнего дня это место стало называться «Крещатик». Потом он разослал по всему городу глашатаев, чтобы они возвестили народу повеление: «Завтра утром незамедлительно собраться на реку Почайну, которая вытекает из Днепра и снова в него впадает. Придти обязаны все: старые и молодые, богатые и убогие, мужчины и женщины, а равно и дети. Кто не придет завтра на реку Почайну – тот противник Богу и великому князю».
Рано утром все киевляне собрались к реке на указанное место, где впоследствии была воздвигнута церковь в честь святых князей Бориса и Глеба, и по княжескому повелению началось великое таинство крещения. Священники в облачениях стояли на берегу на досках, произнося молитвы крещения. Так в 988 году были крещены киевляне.
Святой Владимир велел сокрушать идолов, разорять до основания капища. На их месте князь приказал строить святые церкви. На месте, где стоял идол Перун, встал храм Святого Спаса. Затем была воздвигнута церковь во имя Святого Василия, так как Владимир был назван в таинстве крещения Василием. Была основана прекрасная, каменная церковь в честь Пресвятой Богородицы, которую святой князь обещал ежегодно одарять «десятиной» от своих и государственных доходов. Во время княжения святого Владимира со святой Горы Афонской пришел в Киев преподобный Антоний и положил начало будущей Киево-Печерской Лавре.
После Киева были просвещены и другие города Киевской Руси. Святой Владимир сам ездил по всей державе с проповедниками, насаждая веру православную. Успешному ее распространению содействовало в особенности то, что это делалось большей частью мирными средствами – проповедью, убеждением и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.
Святой Владимир распространял образование в своей стране. Из Греции были выписаны ученые люди, иконописцы, зодчие. Прежде всего, князь стал учить своих двенадцать сыновей, а с ними и детей бояр. Также приказывал учить детей и простых незнатных людей. В Киеве он основал школу для трехсот учащихся отроков.
Всех прежних жен своих князь отпустил, дал средства для их содержания и разрешил им выйти замуж, за кого они захотят. Узнав об этом, первая и особенно любимая его жена Рогнеда, дала святому Владимиру прекрасный ответ: «Разве только для тебя потребно небесное царство? После тебя не хочу выходить ни за кого замуж. Молю тебя об одном: уневести меня твоему Христу». Когда Рогнеда сказала это посланцу князя, сын ее Ярослав, здесь присутствовавший, хромой от рождения, вдруг подумал: «Благодарю Единого, Истинного Бога, помогшего матери моей рассудить так премудро, так прекрасно!» И тут же Ярослав получил исцеление – стал ходить бодро и прямо.
Своих сыновей святой князь рассадил по разным городам и заповедал им жить в любви и согласии между собою, не ссориться из-за уделов своих, друг друга не обижать. Сам Владимир пребывал в своем Престольном граде Киеве, творя бесчисленные добрые дела, строя церкви и монастыри. Приняв Христову веру, великий князь стал новым человеком. Недавно гордый и самолюбивый, он сделался кротким и смиренным. Разнузданный в пирах, многоженец – стал целомудренным, строгим семьянином, соблюдающим посты, проводящим ночи в молитве.
Но ласковый, ясный, всегда радостный князь не изменил своего веселого, приветливого светлого облика. Подавал он всякий день беднякам щедрую милостыню. Народ любил князя-язычника, но еще более стал он ему близок, как носитель заветов Христа. Обновленный душой благоверный князь, близкий к Богу, приблизился и к людям своей любовью к ним. Он защищал обиженных, слабым простирал руку помощи. И народ отвечал ему горячей любовью, доверием, невольным преклонением пред его светлым, прекрасным обликом.
Настолько был добр и милостив святой князь, что боялся казнить даже разбойников, грабителей, убийц, боялся дать Богу ответ за жизнь человеческую. Злые люди стали пользоваться добротой князя и злодеяния стали умножаться. Поэтому митрополит однажды сказал святому князю: «Почему ты не наказываешь злых? Ты поставлен от Бога Властелином на милость добрым и на наказание злым. Наказывай злых, чтобы они добрым не портили жизнь».
Народ прозвал благоверного князя «Красным Солнышком», возвеличил его как щедрого кормителя бедных, защитника слабых и обиженных. А святой Владимир уже не искал славы, почестей земных. Вся его жизнь стала исканием иного, неземного царства. И, наконец, святой равноапостольный великий князь Владимир тихо, блаженно отошел ко Господу.
Великого князя положили в мраморный гроб и похоронили в прекрасной церкви в честь Пресвятой Богородицы, «Десятинной». Сияющая чистая душа ласкового князя Красного Солнышка соединилась на небе со святыми угодниками в вечном Царстве Христа Бога нашего.
Князь долго оставался язычником, имел пять жен и многочисленных наложниц. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Но вот один случай потряс душу князя и заставил задуматься над пустотой и ничтожностью идолопоклонства. После очередной военной победы Владимир решил возблагодарить богов – принести им, по совету бояр, человеческую жертву. По жребию выбор пал на Иоанна – малолетнего сына одного христианина, варяга Феодора. Но отец отказался выдать на смерть отрока, исповедал Единого Истинного Бога и сказал: «Я не могу отдать на жертву моего сына вашим богам – глухим, немым, бессмысленным». Святой Феодор вместе с сыном бесстрашно вышел на балкон дома, который окружили разгневанные отказом киевляне. В ярости толпа подрубила деревянные столбы, на которых держался балкон. Тот рухнул и задавил отца и сына – первых Христовых мучеников земли русской.
Слова святого Федора уязвили душу князя, напомнили слова его бабки Ольги об Иисусе Христе, Спасителе Мира. Владимир решил оставить суетную, ничтожную веру своих предков и рассмотреть различные вероисповедания, чтобы выбрать истинную веру. Самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал Владимиру картину Страшного суда. А окончательно убедили князя принять православную веру от греков послы, побывавшие в Царьграде: «Мы видели в церкви греческой такую красоту и славу, которую описать невозможно. Мы думали, что стоим не на земле, а на небе! Во всей поднебесной нет такого Богохваления!»
Однако, опасаясь посягательства Византии на свободу своего государства, князь решил принять от греков веру только как их победитель. Владимир с войском осадил греческий город Корсунь (Херсон), но шесть месяцев не мог его взять. А затем, по Божьей воле, город перешел в руки князя при помощи протопопа Херсонского Анастаса. Тот пустил к шатру Владимира стрелу с посланием, в котором научил, как взять Херсон. Войдя в побежденный город, князь никому из жителей и из греческих воинов не причинил никакого зла. Затем он захватил всю Тавриду (нынешний Крым) и написал греческим царям Василию и Константину послание такого содержания: «Я взял ваш славный город Херсон и всю землю Таврическую. Я слышал, что у вас есть сестра – прекрасная девица, дайте мне ее в жены. Если же вы откажете мне в моей просьбе, то я сделаю с Царьградом то же, что с Херсоном».
Цари ответили: «Нам, христианам, не подобает отдать язычнику в замужество нашу сестру. Если хочешь иметь ее супругой, то откажись от твоих богов и уверуй во Христа, Истинного Бога, прими Святое Крещение. Мы будем любить тебя, как единоверного, и ты наследуешь Царство Небесное».
Владимир с радостью согласился принять православие и пообещал вернуть Тавриду, если цари пришлют в Корсунь епископа для его крещения и свою сестру. Цари не ожидали такого ответа и стали просить свою сестру Анну дать согласие на брак. Анна боялась жизни с полудиким князем, но ради распространения веры Христовой и для отвращения войны решила-таки выйти замуж. И послали в Тавриду греческие цари морем сестру свою с митрополитом Михаилом и священниками. За несколько дней до приезда невесты Владимир внезапно ослеп и засомневался в вере Христовой. Царевна Анна, узнав об этом, велела передать своему жениху, чтобы он не медлил креститься – для исцеления души и тела.
Владимир крестился в церкви Святой Софии, стоявшей посреди Корсуня. Слепым он вошел в купель, но только епископ возложил на него руку, как князь прозрел и стал радостно славить Бога. При виде чуда уверовала и крестилась вся княжеская свита. После крещения Владимир торжественно обвенчался с царевной Анной, вернул грекам Тавриду с городом Херсоном и возвратился домой.
По прибытии в Киев святой Владимир тотчас начал великое дело просвещения Киевской Руси. Прежде всего, двенадцать сыновей князя от различных жен были крещены в источнике над Днепром, и с того времени до сегодняшнего дня это место стало называться «Крещатик». Потом он разослал по всему городу глашатаев, чтобы они возвестили народу повеление: «Завтра утром незамедлительно собраться на реку Почайну, которая вытекает из Днепра и снова в него впадает. Придти обязаны все: старые и молодые, богатые и убогие, мужчины и женщины, а равно и дети. Кто не придет завтра на реку Почайну – тот противник Богу и великому князю».
Рано утром все киевляне собрались к реке на указанное место, где впоследствии была воздвигнута церковь в честь святых князей Бориса и Глеба, и по княжескому повелению началось великое таинство крещения. Священники в облачениях стояли на берегу на досках, произнося молитвы крещения. Так в 988 году были крещены киевляне.
Святой Владимир велел сокрушать идолов, разорять до основания капища. На их месте князь приказал строить святые церкви. На месте, где стоял идол Перун, встал храм Святого Спаса. Затем была воздвигнута церковь во имя Святого Василия, так как Владимир был назван в таинстве крещения Василием. Была основана прекрасная, каменная церковь в честь Пресвятой Богородицы, которую святой князь обещал ежегодно одарять «десятиной» от своих и государственных доходов. Во время княжения святого Владимира со святой Горы Афонской пришел в Киев преподобный Антоний и положил начало будущей Киево-Печерской Лавре.
После Киева были просвещены и другие города Киевской Руси. Святой Владимир сам ездил по всей державе с проповедниками, насаждая веру православную. Успешному ее распространению содействовало в особенности то, что это делалось большей частью мирными средствами – проповедью, убеждением и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке.
Святой Владимир распространял образование в своей стране. Из Греции были выписаны ученые люди, иконописцы, зодчие. Прежде всего, князь стал учить своих двенадцать сыновей, а с ними и детей бояр. Также приказывал учить детей и простых незнатных людей. В Киеве он основал школу для трехсот учащихся отроков.
Всех прежних жен своих князь отпустил, дал средства для их содержания и разрешил им выйти замуж, за кого они захотят. Узнав об этом, первая и особенно любимая его жена Рогнеда, дала святому Владимиру прекрасный ответ: «Разве только для тебя потребно небесное царство? После тебя не хочу выходить ни за кого замуж. Молю тебя об одном: уневести меня твоему Христу». Когда Рогнеда сказала это посланцу князя, сын ее Ярослав, здесь присутствовавший, хромой от рождения, вдруг подумал: «Благодарю Единого, Истинного Бога, помогшего матери моей рассудить так премудро, так прекрасно!» И тут же Ярослав получил исцеление – стал ходить бодро и прямо.
Своих сыновей святой князь рассадил по разным городам и заповедал им жить в любви и согласии между собою, не ссориться из-за уделов своих, друг друга не обижать. Сам Владимир пребывал в своем Престольном граде Киеве, творя бесчисленные добрые дела, строя церкви и монастыри. Приняв Христову веру, великий князь стал новым человеком. Недавно гордый и самолюбивый, он сделался кротким и смиренным. Разнузданный в пирах, многоженец – стал целомудренным, строгим семьянином, соблюдающим посты, проводящим ночи в молитве.
Но ласковый, ясный, всегда радостный князь не изменил своего веселого, приветливого светлого облика. Подавал он всякий день беднякам щедрую милостыню. Народ любил князя-язычника, но еще более стал он ему близок, как носитель заветов Христа. Обновленный душой благоверный князь, близкий к Богу, приблизился и к людям своей любовью к ним. Он защищал обиженных, слабым простирал руку помощи. И народ отвечал ему горячей любовью, доверием, невольным преклонением пред его светлым, прекрасным обликом.
Настолько был добр и милостив святой князь, что боялся казнить даже разбойников, грабителей, убийц, боялся дать Богу ответ за жизнь человеческую. Злые люди стали пользоваться добротой князя и злодеяния стали умножаться. Поэтому митрополит однажды сказал святому князю: «Почему ты не наказываешь злых? Ты поставлен от Бога Властелином на милость добрым и на наказание злым. Наказывай злых, чтобы они добрым не портили жизнь».
Народ прозвал благоверного князя «Красным Солнышком», возвеличил его как щедрого кормителя бедных, защитника слабых и обиженных. А святой Владимир уже не искал славы, почестей земных. Вся его жизнь стала исканием иного, неземного царства. И, наконец, святой равноапостольный великий князь Владимир тихо, блаженно отошел ко Господу.
Великого князя положили в мраморный гроб и похоронили в прекрасной церкви в честь Пресвятой Богородицы, «Десятинной». Сияющая чистая душа ласкового князя Красного Солнышка соединилась на небе со святыми угодниками в вечном Царстве Христа Бога нашего.
Обсуждения Владимир Великий князь