Музыка в тантре

Вопрос: Уважаемый Ачарья, не могли бы Вы рассказать о значении музыки в тантре. Для чего она нужна? В общем метафизику музыки - если можно так выразиться.

Ответ: К сожалению, я не сангитачарья и даже не самый обычный музыкант. Но всё равно с удовольствием прочёл бы на эту тему целую виртуальную (и не только) лекцию :). Тем более что это напрямую связано с моей основной "духовной специализацией" - мантра- и джняна-йогой. Пока ограничусь более кратким сообщением.

Наданусандхана (или просто нада-йога, или нада-садхана) очень важна не только в тантре,

но и практически во всём индуизме. Индуизм просто немыслим без музыки. nAdAnusaMdhAna

(не путать с "нада-садханой"!) означает примерно "внутреннее соединение (сандхана) с

атомарным субъектом-монадой (ану) посредством звука (нада)".

Ещё в древний ведический период жрецы должны были хорошо владеть искусством саманов

(напевов, мелодий рецитации). Некоторые Упанишады и др. тексты ведического канона часто настолько превозносят Самаведу (Веду напевов, вторую среди 4-х Вед), что ставят её выше остальных Вед. Ведический ритуал поклонения (особенно общественный его формы - т.н. "высокий", или шраута, ритуал) сопровождался пением гимнов Ригведы и Самаведы, но без использования каких-либо музыкальных инструментов (это его очень важная особенность!). Когда десятки, а то и сотни, жрецов в унисон рецитируют нараспев Веды, пропевая саманы, это производит сильное впечатление на слушателя, не говоря уже про собственно духовный эффект. Пение саманов чем-то напоминает русское старообрядческое или старовизантийское одноголосие (т.н. знаменный распев), а также немного похоже на ритуальную рецитацию Корана и Торы. Это самая архаичная форма духовной музыки и пения, сохранившаяся и в современном индуизме. В древности поклонение совершалось не в храмах, а на лоне природы. Древние индоарии не знали идолопоклонства. Их религия и общественный уклад очень сильно напоминают ранний этап истории народа Израилева (эпохи Судей).

Древнеарийский ведизм не был ни монотеизмом, ни политеизмом, а являл собой своеобразный

компромисс их обоих. Веды попеременно говорят о Божественном как о Едином и как о

Множественном. (Этот принцип в целом сохраняется и в тантре.) Поклонение Богу/Богам

совершалось через священный огонь под пение гимнов и саманов. Сам призыв (авахана, инвокация) Божеств состоял именно в пении соответствующего гимна Ригведы (чаще всего, первого гимна, посвященного Агни: agni iLe purohitam...) жрецом-хотаром. Хотар призывал Божественное Присутствие в уже зажжённом огне, поддерживая его жертвенными возлияниями масла, сопровождаемые мантрами-риками и ритуальным возгласом: "Сваха!". Хотар (и его помощники) должны были хорошо знать Ригведу, её гимны (сукты) и мантры (рики). После призыва жрец-удгатар ("певец", знаток Самаведы) вместе с помощниками пел Самаведу, по большей своей части повторяющую гимны Ригведы, но с разными музыкально-кантелляционными дополнительными особенностями, что позволяло использовать разные варианты саманов. Вся основная часть жертвоприношения сопровождалась пением (удгитхой, саманами). (В позднюю эпоху эту функцию удгатаров заменил хор бхактов, распевающих несложные гимны-бхаджаны на санскрите или народных (новоиндийских) языках под сопровождение муз. инструментов.) Тем временем жрец-адхварью (знаток Яджурведы и собственно жертвенного ритуала) приносил положенные жертвы, произнося "прозаические" мантры-яджусы, а жрец-брахман (знаток Атхарваведы и адхйатма-шастр, "наук о Душе", -чаще всего это был жрец-гуру) наблюдал за всем процессом, внутренне медитируя на высший Брахман (и сам в некотором смысле призванный

Его символизировать своим молчаливым присутствием) и лишь время от времени произнося мантры-заклинания из Атхарваведы, призванные устранить замеченные ошибки в действиях хотара, удгатара и адхварью. В более позднюю эпоху брахманами стали называть всех жрецов, что сохраняется и поныне. Поныне сохраняется и значительная часть древнего ведического (шраута) ритуала, хотя многое уже утрачено. Особенно тщательно поддерживается преемственность жреческого искусства рецитации Вед и знание саманов.

Происхождение индийской инструментальной музыки смешанное. Она имеет как арийские, так и местные, дравидийские, истоки. Некоторое влияние на неё оказала также музыкальная культура соседних народов. У древних ариев музыкальные инструменты не использовались в собственно ритуале, но существовали в рамках светской традиции - использовались на свадьбах, существовали боевые барабаны и трубы и т.д. У древних дравидов и их соседей музыкальные инструменты применялись как в народной музыке, так и в храмовой традиции. Позднее эти разные потоки муз. культуры Индостана стали сливаться. В результате постепенно сложились те формы индийской музыки, которые мы сейчас знаем. О том, что именно дравидская традиция внесла в это наиболее ощутимый вклад (также как и в храмовую архитектуру и искусство традиционного танца, особенно стилей бхарат(а)натьям, манипури и одисси), помимо прочих, говорит тот факт, что самая развитая музыкальная традиция Индии и наибольшее число мастеров нада-йоги связаны с дравидским Югом. Особенно со штатом Карнатака. Но и на Севере, в Кашмире и др. частях Индии, тоже была развита музыкальная традиция. Великий Абхинавагупта в своих трудах посвятил немало внимания этой теме. Именно он первым разработал эстетическое учение о расах (букв. "вкусах", т.е. эстетико-эмоциональных переживаниях), связанное в т.ч. и с музыкой.

Традиция нада-йоги чрезвычайно богата. В ней много собственных внутренних стилей и различных писаний (шастр). Часто нада-йога рассматривается в теснейшей связи с мантра-йогой, лайя-йогой и кундалини-йогой, т.к. они действительно сильно связаны. В одной из шастр говорится:

sadAshivoktAni sapAda-lakSha-layAvadhAnAni vasanti loke |

nAdAnusaMdhAna-samAdhim ekaM manyAmahe mAny-antamaM layAnAm.h ||

ГОСПОДОМ САДАШИВОЙ ПОВЕДАНЫ МНОЖЕСТВА ВИДОВ ЛАЙЯ-[САДХАНЫ] В ЭТОМ МИРЕ, НО МЫ СЧИТАЕМ САМАДХИ, ДОСТИГНУТОЕ С ПОМОЩЬЮ НАДАНУСАНДХАНЫ, НАИЛУЧШИМ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ЛАЙИ.

(Шри Шанкарачарья, "Йога-таравали")

В "Шива-самхите", одном из важнейших писаний йоги традиции шиваитов-натхов, говорится:

nAsanaM siddha-sadR^iShaM na kuMbhaka-samaM balam.h |

na khecharI-samA mudrA na nAda-sadR^iSho layaH ||

НЕТ ПОЗЫ, СРАВНИМОЙ С СИДДХАСАНОЙ, НЕТ СИЛЫ, РАВНОЙ КУМБХАКЕ, НЕТ МУДРЫ, РАВНОЙ КХЕЧАРИ, И НЕТ ЛАЙИ, СРАВНИМОЙ С НАДОЙ.

"Лайя" ("растворение; поглощение") - одно из обозначений процесса трансформации

индивидуализированного сознания в высшие состояния Сознания.

Свами Шивананда писал: "Лань попадает в ловушку, очаровываясь сладким звуком. И кобра

завораживается сладостной музыкой - рага пуннагаварали очаровывает кобру. Нада (звук)

обманывает ум. Ум достигает лайи в сладостном наде. Ум привлекается сладостным надой.

Поэтому вы можете легко контролировать ум с помощью практики нада-йоги"

('Tantra Yoga, Nada Yoga and Kriya Yoga', by Sri Swami Sivananda).

Некоторые Упанишады (Нада-бинду Упанишад и др.), Тантры и сангита-шастры указывают на прямую связь звука (нады) с 4-мя уровнями речи, процессами человеческой психики, вибрациями энергии (шакти) и др. реалиями опыта. На знании этого строится вся практика тантрической

мантра- и нада-йоги. Звук и речь (а также основные состояния сознания, с ними связанные)

имеют 4 градации (рассмотрим их по принципу "сверху вниз", т.е. начиная с более тонких и

высших): пара(вак) - "Высшая (Божественная) Речь", слышимая лишь в тонком теле и вибрирующая

в пране; пашьянти (букв. "зримая; видимая") - тонкая форма звуковой вибрации, слышимая

(ощутимая) на ментальном уровне (часто с одновременным созерцанием каких-либо образов

или цветовых форм, отсюда и объясняется название); мадхьяма ("средняя") - тонкая звуковая

вибрация, воспринимаемая (в т.ч. тонким слухом) в индриях (тонких проявлениях органов чувств);

вайкхари - "грубая", или "проявленная", т.е. обычная артикулируемая человеческая речь,

отдельные слогообразующие звуки. На уровне вайкхари речь и звук воспринимают практически все,

для слышания более тонких градаций звучания нужно постепенное утончение восприятия.

У некоторых это является врождённой способностью, у других приобретается постепенно как

навык в процессе соответствующей тренировки. Обучая учеников санскриту, я обратил внимание,

что лингвистический слух (т.е. способность "схватывать" особенности произношения и интонации

другого языка) напрямую связан с музыкальным слухом. Самая правильная и красивая рецитация

санскрита была у тех, кто обладал более развитыми музыкально-вокальными способностями. Правда, надо ещё учесть, что внутренний слух у кого-то может быть тонким и развитым, а способность воспроизведения звуков, наоборот, плохой (часто из-за нарушенной орфоэпии и др. причин). Общаясь с индийскими пандитами, я обратил внимание, что некоторые беззубые, гнусавые и шепелявые (и с др. дефектами речи) брахманы-старики очень тонко чувствовали фальшь в интонации произношения мантр и др. текстов у обучающихся мальчиков и юношей, хотя сами не

могли показать, "как надо" (зато добивались разными отработанными способами исправления

произношения и интонации у учеников). Это показывает, что они владеют навыком слышания и

осознавания звука в его более тонких градациях. В жреческом ремесле брахмана и тантрического

мантра-садхаки это чрезвычайно важно.

О 4-х градациях речи (звука) говорится в "Йога-Кундали(ни) Упанишад" (III.18-22): "Прорастая в пара, Речь даёт два листка в пашьянти, тянется вверх в мадхьяме и расцветает в вайкхари...Речь начинается с высшего звучания и нисходит постепенно до низшего в своём развёртывании. В процессе свёртывания она следует в обратном порядке, чтобы погрузиться в пара". В общем-то, основной прикладной метод нада-йоги (и мантра-йоги) как раз и состоит в этом осознанном восхождении ("свёртывании") нашего индивидуализированного сознания к Сверхсознанию вместе с осознаваемым переходом от низших градаций звучания (мелодии илим мантры) к высшим. При этом надо иметь в виду, что далеко не каждая мелодия или мантрическая формула помогают в этом! Истинная мантра имеет особый смысл на всех (!) 4-х уровнях градации звука. Это же касется и музыки. Большая часть той совершенно несакральной "музыки", под которую "тащится" немалое число современной молодёжи (часто ещё и с добавлением психоделиков и наркотиков), даже на уровне вайкхари дисгармонична, а на уровнях мадхьяма и пашьянти представляет собой хаотичное месиво звуковой вибрации, цветов и форм. Эта "музыка" преимущественно деструктивна и мало как совместима с собственно духовной практикой. На уровень "пара(вак)/паранада" она не выводит. Равнять её, часто созданную всякими музыкантами-наркоманами и прочими деградантами, с сакральной музыкой разных традиций (творением риши, сиддхов и святых, - воистину Откровением свыше в форме звука) - оскорбительное невежество.

Об этом глубинном отличии священного языка и священного звука от профанного говорится в

"Тарка-санграхе":

vAkyaM dvi-vidhaM vaidikaM laukikaM cheti | vaidikam IshvaroktatvAt sarvam api pramANam.h |

laukikam tvApta-vAkyaM pramANam.h | anyad apramANam.h |

ВЫСКАЗЫВАЕМОЕ БЫВАЕТ ДВУХ ВИДОВ - ВЕДИЧЕСКОЕ (т.е. Откровение, порождённое Видьей) И МИРСКОЕ (т.е. профаническое, обычное разговорное). ВЕДИЧЕСКОЕ ПОЛНОСТЬЮ ИСТИННО В СИЛУ БОЖЕСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ, МИРСКОЕ ЖЕ ИСТИННО, ТОЛЬКО ЕСЛИ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ В СОГЛАСИИ С АВТОРИТЕТОМ, ИНАЧЕ ОНО НЕИСТИННО.

Здесь словосочетание "в силу божественной природы выражения" как раз указывает на то,

что высказывание-откровение (vaidika-vAkya, букв. "сказанное со Знанием") имеет содержательный

смысл на всех 4-х уровнях нисхождения речи-звука от Пара до вайкхари. (Интересно, что иудейские мистики тоже говорят о 4-х уровнях понимания Торы и принципиально не признают её переводы, считая их "не более, чем пересказом буквального смысла с утратой всех остальных сокрытых смыслов".)

Завершу словами Вед:

jihvA devAnAm amR^itasya nAbhiH

ЯЗЫК БОГОВ - СРЕДОТОЧИЕ БЕССМЕРТИЯ
(Ригведа, IV.58).

(Cлово nAbhiH имеет несколько значений: пуп, центр, углубление, дом, родина, родство, друг,

родственник...)

iti shubham astu |
И да будет всем благо!
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Музыка в тантре

Череп в тантре

Использование целого черепа (мунды) и чаши из верхней половинки мужского...
Религия

Тождество в тантре

Исследования в области индуистской тантры, или тантризма, начались сто лет назад...
Религия

О йоге, тантре и любви

Обнаружила у нового його-френда yogaholic пространный пост на животрепещущую...
Религия

Семь ступений в тантре

В эзотерическом учении существует система практики семи ступеней. Рассмотрим их...
Религия

Поговорим о тантре и как она связана с любовью

Ошо: Это очень сложно и запутанно, но это нужно понять: если ты не влюблен, ты...
Религия

Музыка сфер

Все религии учат, что начало творения есть звук. Без сомнения, то, как это слово...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Успешность и благополучие
Что такое позитивное самопрограммирование