Космология веданты

С точки зрения последовательного ведантизма вся космология должна сводиться к утверждению тождества мира и абсолютного существа. Эта истина доказывается в Брахма-Сутре посредством анализа понятия причинности, из которого явствует, что мир не может быть действием или произведением Брахмы, а что Брахма и мир суть одно и то же в двух аспектах: ве́дение и неве́дение. Как путник в лесу принимает толстую верёвку за змею, так человек, лишённый истинного ведения, принимает мир за что-то самостоятельно существующее и отличное от Брахмы. Подобным образом и ведантийская психология должна лишь показывать, что наша душа в истинной своей сущности есть тот же Брахма, всеединый дух. Наконец, к тому же сводится и учение об избавлении (мокша): человек избавляется от зла и страдания не делами и размышлениями, а лишь познанием единой истины, что есть только абсолютное существо, что оно и он сам — одно и то же, и что все прочее существует для него лишь до тех пор, пока не постигнута его обманчивость, как та мнимая змея пугает путника лишь до тех пор, пока он не увидал свою ошибку.

Тем не менее, рядом с этим истинно ведантийским положением мы находим в Брахма-Сутре сложную систему космологии, психологии и эсхатологии, с подробными учением о переселении душ, о «пути отцов» (питрияна) и «пути богов» (дэваяна). Такая непоследовательность объясняется тем, что веданта, как ортодоксальная философия привилегированных каст, не могла порвать с существующими традициями и должна была включить в свой состав учения, необходимые для народного богопочитания и практической нравственности. Все эти экзотерические учения, основанные частью на древних верованиях народа, частью на эмпирических наблюдениях и элементарных научных обобщениях, не имеют ничего характерного собственно для философии веданты.

Изложенное выше мировоззрение Шанкары называется адвайта-ведантой, или учением о недвойственности. Это — единственное из индийских учений, относящихся к астике, то есть ортодоксальных, признающих авторитет Вед, которое последовательно настаивает на нереальности мира. По этой причине многие инд. мыслители отказывали Шанкаре в ортодоксальности, обвиняя его в «криптобуддизме». Реакцией на адвайта-веданту стало появление в XI веке н. э. вишишта-адвайты Рамануджи, в к-рой мир считался реальным, а джива (индивидуальная душа человека) — отличной от Брахмана. В XIII веке появилась двайта-веданта Мадхвы, пошедшая еще дальше в разведении Брахмана, с одной стороны, мира и человка — с другой и провозгласившая полную зависимость творения от Творца.

Главный источник для изучения веданты — Брахма-Сутру, издали Рер и Рама-Нараяна Видьяратна («Bibliotheka Indica», Калькутта, 1863). Существуют неполные переводы: Ваl lantyne, «Aphorisms of the Vedanta» (Мирзапор, 1851), Banerjea (Кальк., 1870), в сборнике «Shad-darçana-cintanika» (Бомбей, с 1877 г.), также голландский перевод A. Bruining’a, в «Bijdragen tot de Taal-Land-en Volkenkunde van N.-Indie».
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Космология веданты

Космология

Говоря о взаимодействии между традиционной китайской космологией и буддийскими...
Религия

Буддийская космология

Концепции и идеи, приведенные ниже, многие буддисты воспринимают как мифологию...
Религия

Наставления веданты

Смерть является неизбежной и неотвратимой реальностью. Глупо ее игнорировать...
Религия

Традиция Веданты

В разговоре о Веданте нам не обойтись без разговора о собственно Ведах...
Религия

Космология пространств

Наше мироздание имеет номер 17 в общей схеме Космоса и называется Малеон...
Религия

Инки. Космология Инков

Главный храм в Куско, Coricancha, как считают, был посвящен Солнцу с подобными...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Трудности общения
Способы захоронения, дематериализация тел