Основание Сакьяпы

Школа Сакья представлена уникальным синтезом буддизма раннего (VIII век) и позднего (XI век) распространения в Тибете. Имя "Сакья" (sa-skya) школа получила по называнию местности, на которой был построен храм Горум, первый монастырь Сакья: тибетское "са-скья" в переводе означает "земля жёлто-коричневая", так назвали местность за цвет её почвы.
Основание Сакьяпы
В отличие от других школ тибетского буддизма в Сакьяпе линия преемственности передаётся от отца к сыну.

Члены рода Кхон были приверженцами буддизма со времён Кхона Луй-Вангпо Сунгвы, ученика Падмасамбхавы. Кхон Луй-Вангпо Сунгва был третьим из четырёх сынов Кхона Пэлпоче, министра царя Трисонг Децена. Он стал одним из первых семи тибетцев, принявших посвящение в буддийские монахи и известен, как шестой из Семи Испытанных*.

В 1073 году человек из знаменитого рода, Кхон Кончог Гьялпо, получивший учения новой традиции Ламдрэ от Переводчика Дрогми, основал храм Горум, ставший сакьяпинским монастырём. На ряду с учением "Путь и его Плод" в монастыре практиковались садханы школы Ньингма, в том числе, практики Ваджракилаи. В Сакье объединились старая и новая традиция тантр.

Первоначально монастырь развивался и расширялся ламами, которые стали позднее называться пятью основателями Сакья. Это: Сачен Кюнга Ньингпо (1092-1158гг), Джецун Сонам Цэмо (1142-1182гг), Драгпа Гьялцен (1147-1216гг), Сакья Пандита (1182-1251гг), Дрогон Чогьял Пхагпа (1235-1280гг).

В "Синей Летописи" говорится:

"Потомками Дордже Ринпоче (Цэдзина), четвёртого сына [министра Кхона Пэлпоче], были Шэраб Йонтэн, Йонтэн Чжунгнэ, Цултрим Гьялпо, Дордже Цугтор, Гэкьяб, Гэтон, Бэлпо и Шакья Лодой. Все они были хорошо знакомы со старыми тантрами. У него было двое сыновей: старший – Шэраб Цултрим, стал монахом; младший – Кончог Гьялпо, родившийся в год Дерева-Собаки (1034г), в сорокалетнем возрасте, в год Воды-Коровы (1073г), стал главой монастыря Сакья. Он скончался в 69 лет в год Воды-Коня (1102г).

Его сын Сачен Кюнга Ньингпо (Sa-chen Kun-dga' sNying-po) родился в год Воды-Обезьяны (1092г), когда отцу было 59 лет. Его отец умер, когда ему было 11 лет. В тот год Бари-лоцава в возрасте 63 лет был назначен главой монастыря Сакья. Он занимал этот пост 48 лет: с 20 до 67 лет и умер в год Земли-Тигра (1158г).

У Сачена было четверо сыновей: Кюнгабар ушёл в Индию и там умер в возрасте 220 лет, он был учёным человеком.

Его второй сын ачарья Сонам Цэмо (bSod-nams rTse-mo) родился в год Воды-Собаки (1142г), когда отцу был 51 год. Он умер в возрасте 41 года в год Воды-Тигра (1182г).

Третий сын, Досточтимый Драгпа Гьялцен (rJe-btsun Grags-pa rGyal-mtshan) родился в год Огня-Зайца (1147г), когда отцу было 56 лет. На 26 году жизни, в год Воды-Дракона (1172г), он занял пост главы монастыря; умер в 70 лет, в год Огня-Мыши (1216г).

Четвёртый сын Пэлчен Вё-по родился в год Железа-Коня (1150г), когда отцу было 59 лет. Он умер в 54 года, в год Воды-Свиньи (1203г).

У этого последнего было два сына: старшим был Сакья Панчен (Sa-skya Pan-chen = Сакья Пандита Кюнга Гьялцен / Sa-skya Pandita Kun-dga' rGyal-mtshan), родившийся в год Воды-Тигра (1182г), когда его отцу было 33 года. В 63 года, в год Дерева-Дракона (1244г), он посетил императора (т.е. Годан-хана в Ганьсу). Он умер в 70 лет, в год Железа-Свиньи (1251г).

Его младшим сыном был Санца Сонам Гьялцен, родившийся в год Дерева-Дракона (1184г), когда отцу было 35 лет. Он умер в 56 лет в год Земли-Свиньи (1239г).

Его сын Пхагпа-лама ('Gro-mgon 'Phags-pa / Дрогон Пхагпа) родился в год Дерева-Овцы (1235г), когда его отцу было 52 года. В 10 лет он отправился на север в свите Чойчжевы (Сакья-пандиты). По пути в Сулпу он принял обет послушника в присутствии Намса Тэнсола. В 18 лет, в год Воды-Коровы (1253г), он стал придворным ламой царевича Сэчена-Хубилая.

В 21 год, в году Дерева-Зайца (1255г), он принял полное монашеское посвящение. В 26 лет, в год Железа-Обезьяны (1260г), когда Сэчен взошёл на императорский трон, он стал императорским наставником. В 31 год, в год Дерева-Коровы (1265г), вернулся в Тибет. В год Земли-Змеи (1269г) лама Пхагпа снова отправился к императорскому двору и провёл там семь лет. В 42 года, в год Огня-Мыши (1276г), он вернулся в свой монастырь Сакья. В год Огня-Коровы (1277г) он собрал в Чумиге религиозную ассамблею. В 49 лет, в год Железа-Дракона (1280г), он скончался.

Его младший брат Чагна родился в год Земли-Свиньи (1239г), когда отцу было 56 лет. В 6 лет он отправился на север в свите Чойчжевы (Сакья-пандиты). В 29 лет, в год Земли-Собаки (1238г) он умер".**

В XIII веке с образованием Монгольской империи, представители школы Сакья сыграли важную роль, как в судьбе Тибета, так и в судьбе государств, вошедших в новую империю. Монголы, принявшие при Дрогоне Чогьял Пхагпе буддизм, были настроены лояльно и по отношению к другим религиям. Все духовные лица освобождались от уплаты налогов. Тибет же, где во главе страны встала сакьяпинская администрация, вовсе не платил налогов. В это время под патронажем Монгольской империи Сакьяпа обретает главенствующее политическое влияние в стране. В центральном и восточном Тибете строятся храмы и монастыри: Лхакханг Ченпо (1268г), Гонкар Чод, Джекундо, Дзонгсар, Лхаганг и др. После смерти сакьяпинского иерарха Даньи Зангпо Пала (время правления – 1305-1322гг), Сакья разделилась на две ветви: на управленческую власть претендовали монастырский комплекс Пхунцок и комплекс Долма.

Гой-лоцава Шоннупэл пишет:

"От рождения Кхона Кончога Гьялпо в год Дерева-Собаки (1034г) до смерти Сакья Панчена в год Железа-Свиньи (1251г) прошло 218 лет. За это время пролился дождь и тантр, и сутр, и тибетская земля хорошо пропиталась ими. После того, как в награду за посвящение император Сэчен даровал три провинции Тибета (Уй, Цанг, Кхам) вёнпо (монастырский управляющий, глава) Пхагпе Ринпоче, этот лама стал духовным главой страны, тогда как чиновники (пёнчен) для управления делами назначались в свой черёд".

В 1350 году закончилась политическая власть Сакьяпы. Позднее получили развитие и подшколы Сакьяпы. Среди них: монастырь Нгор (основан в 1429 году), Налендра (основан в 1435 году), Дерге Лхундруптенг (основан в 1448 году), монастырь Танак Тубтен Намгьелинг (основан в 1478 году), Дра Дрангмочен (основан в начале XVI века).

Важную роль в установлении добрососедских взаимоотношений с Монгольской Империей сыграли представители школы Сакья в 1240-1350 годах. Принятие буддизма Угэдэй-ханом и его последователями не могло не отразится на политике Монголии в отношении подчинённых ей территорий.

Примечание:

* Семь мужей испытания – семь тибетских юношей из аристократических семей, посвящённых в монашество Шантаракшитой и Падмасамбхавой во время правления Трисонг Децена. (^)

** На сегодня главой Сакьяпы является Его Святейшество Нгаванг Кюнга Тхегчен Палбар Тринли Вангги Гьялпо, Сакья Тридзин, сорок первый держатель традиции в непрерывной линии лам, которая восходит к 1073 году. Титул Сакья Тридзин означает "Держатель трона Сакья". Его Святейшество Сакья Тридзин получил своё первое посвящение в Учение Ламдрэ, когда ему было пять лет, а в возрасте 7 лет он стал главой школы, в это время умер его отец. В 1959 году, в возрасте 14 лет, он покинул Тибет во время китайского военного переворота и поселился в Индии. В качестве своей резиденции в изгнании он избрал Раджпур в индийском штате Уттар Прадеш. Согласно государственному протоколу, составленному Пятым Далай-ламой, Сакья Тридзин занимает второе место по важности после Далай-ламы, за ним следует Его Святейшество Панчен-лама. (^^)
×

По теме Основание Сакьяпы

Основание Христианства

Ветхозаветная религия, несмотря на свое исключительное превосходство над всеми...
Религия

Основание причины и условность того, что навсегда

Что является основанием причины? Как причина провоцирует актуальность следствия...
Магия

Основание причины и условность того, что навсегда II

Прежде чем в ключе эзотерической интерпретации рассмотреть символизм...
Магия

Основание Рима

В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея...
Журнал

Семь оснований для воспитания счастливого ребенка

Назовём это радугой в жизни каждого человека.з граней разработанной мной модели...
Психология

10 жизненных уроков, основанных на учении Будды

В буддийском учении, мы можем выучить много важных жизненных уроков, которые...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дело вашей жизни - это изучение истины
4 явления на пороге смерти