Мастер дзен Дзесю

Чжао-чжу (японск. Дэесю) был замечательным учителем замечательной эпохи. Он прожил почти сто двадцать лет (с 778 по 897 г.) в период Тан - это было золотое время дзэн. Учителя дзан славились своим долголетием; многие из них в прошлом доживали до девятого и десятого десятка - в это в то время, когда продолжительность жизни человека считалась равной пятидесяти годам.
Мастер дзен Дзесю
Может быть, вы скажете, что подобное долголетне представляет собой физиологическое явление, сочетание хороших генов, правильной диеты и тому подобного. Не будем оспаривать этого; но воздержитесь от суждения и посмотрите на историю его жизни.

Чжао-чжу получил посвящение в юношеском возрасте; восемнадцати лет он пришел учиться к Нань-чжуан Пу-юаню. В то время Нань-чжуан плохо себя чувствовал, поэтому их первое собеседование происходило в спальне; Нань-чжуан лежал на кровати.

- Где ты был недавно? - спросил Нань-чжуан.
- У Шуй-Сяна, - отвечал Чжао-чжу. ("Шуй-сянь" - букв. "Благосклонный Образ").

- Видел ли ты этот Благосклонный Образ? - спросил Нань-чжуан.

- Я не видал Образа, но видел лежавшего татхагату, - отвечал Чжао-чжу.

Диалог продолжался; но Нань-чжуан уже распознал перспективу молодого человека. Чжао-чжу оставался с Нань-чжуаном до его смерти, происшедшей через сорок лет. После необходимых двух лет траура Чжао-чжу отправился в паломничество; он посетил выдающихся учителей того времени, чтобы углубить и прояснить свое прозрение в диалоги дхармы.

Отправляясь в паломничество, Чжао-чжу заявил: "Если я встречу семилетнего мальчика, который сможет научить меня дхарме, я останусь там и буду учеником этого ребенка. Если я встречу столетнего старца, который ищет моего руководства, я буду его учителем". На фоне конфуцианского почитания старших и опеки над детьми можно оценить скромность Чжао-чжу и его решимость стать достойным учеником Будды.

Наконец в восьмидесятилетнем возрасте он поселился в определенном месте, принял учеников и учил их еще сорок лет. Таким образом даже в начале своей учительской деятельности Чжао-чжу был очень стар и не имел сил кричать на учеников или бить их. Его способ учения назывался "устным дзэн". Рассказывали, что когда он говорил, на его устах появлялся свет. Догэн-дзэндзи, строгий в критике своих предшественников, выражал по адресу Чжао-чжу только высшую похвалу и говорил о нем как о "Чжао-чжу, старом будде".

ДИАЛОГ:
Некий монах спросил Чжао-чжу:
«Обладает или нет пес природой будды?»
«Му», - отвечал Чжао-чжу.

Мы можем быть уверены в том, что монах, спросивший о наличии природы будды у пса, очень хорошо знал, что все существа по своей природе - это будда. Это ясно выражено в сутрах, и некоторые из них монах, вероятно, распевал ежедневно. Но он еще не пережил данный факт. Он думал, что в действительности природа будды - нечто такое, что должно быть достигнуто. Может быть, он размышлял таким образом: "Будда Шакьямуни седел под древом бодхи шесть лет прежде чем достиг природы будды. Мой учитель Чжао-чжу учился у своего учителя сорок лет, а затем еще двадцать лет странствовал прежде чем уверился в своей природе будды. Да, я не думаю, что сейчас обладаю природой будды". В порядке представления своего сомнения наиболее конкретным возможным способом он спросил Чжао-чжу: "Обладает ли пес природой будды?", т.е. "Вы хотите сказать мне, что этот жалкий пес с самого начала есть будда?"

Вместо слов "природа будды" можно говорить о "существаенной природе", об "истинной природе", о "собственной природе". В действительности монах спрашивает: "Что такое природа будды?" - это самый фундаментальный вопрос.

Чжао-чжу ответил: "My" (прим. "My" - современное японское и кантонское произношение. Современный стандартный китайский язык пользуется произношением "у"). Му" означает "нет" или "не имеет", "не обладает". Но Чжао-чжу отвечал не на уровне ординарного смысла. Он показывал природу будды своим кратким ответом; в он доказывал, как следует заниматься практикой. "Му-у-у-у-у-у" - мягко в произношении, безмолвно на подушках - вдыхайте и выдыхайте "му". Или только выдыхайте "му", а во время вдоха поддерживайте ум устойчивым и спокойным.

Когда вы сядете впервые, считайте свои дыхания обычным способом от "одного" до "десяти". Сделайте это в течение одной или нескольких последовательностей, пока ваш ум не станет более или менее спокойным; затем возьмитесь за "му". Помните: не вы фокусируетесь на "му", это было бы двумя фактами. Пусть "му" дышит "му". Вы должны полностью погрузиться в "му".

"Пес! Природа будды
Совершенное проявление целого.
С малой частицей "обладает" или "не обладает",
Тело утрачено, жизнь утрачена".
(стихотворение У Мэна)
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № R108-1948.
×

По теме Мастер дзен Дзесю

Мастер Дзен

Эта работа была написана Мастером Вонхе (617-686). Она состоит из 706 иероглифов...
Религия

Суфизм. Мастер

Каждый аспект жизни человека и жизни мира имеет свой цикл. В жизни человека...
Религия

Просветлённый Мастер

Вопросы адресованы Мастеру Уми. Франциск: Я в поисках Мастера, но не знаю, кого...
Религия

Адепт. Мастер. Махатма

Адепты, Мастера, Махатмы (в российской духовной традиции чаще других встречается...
Религия

Зачем нужен Мастер?

Многие задают этот вопрос, утверждая, что они сами могут достичь Бога при...
Религия

Мастер фэн-шуй

Однажды, жарким летом, вызвали его правители, оценить место расположения могилы...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Высшая релаксация
Как заставить себя медитировать?