Колесо Дхармы

Самое раннее, по мнению историков и археологов, буддийское изображение, символизирующее Дхарму - Учение Будды.

По своему происхождению колесо является древнеиндийским символом защиты и создания, впервые в истории встречающимся на глиняных печатях цивилизации Хараппа (около 2500 г. до н.э.) в качестве солнечного символа. Колесо, или чакра, является главным атрибутом индуистского бога Вишну, поддерживающего установившейся порядок во Вселенной; его диск с шестью спицами под названием Сударшана Чакра, представляет собой колесо явленной Вселенной - символ движения, продолженности и перемен, вечно вращающееся, подобно небесным сферам. Чакра может представлять собой оружие, тогда она имеет шесть, восемь, двенадцать или восемнадцать острых лезвий и используется как метательный диск.

В буддизме колесо является главной эмблемой Чакравартина (санскр. "Тот, кто вращает колесо") - вселенского монарха, правящего в согласии с принципами буддийского Учения. Колесо имеет название Дхармачакра - колесо Дхармы, т.е. буддийского Учения. В буквальном переводе с тибетского ЧЁ-ЧЬИ КхОР-ЛО (Дхармачакра по-тибетски) означает "колесо преображения", духовной трансформации. Быстрое вращение колеса означает быстрые духовные изменения, к которым ведет Учение Будды. Сравнение колеса с метательным оружием Чакравартина раскрывает его способность отсекать препятствия и иллюзии.

Первая проповедь Будды в Оленьем парке в Сарнатхе, где было дано Учение о Четырех Благородных Истинах и Восьмеричном Пути, известна как Первый Поворот колеса Дхармы. Последующие проповеди в Раджгире и Шравасти известны как Второй и Третий Повороты колеса Дхармы.

Три части колеса - ступица, спицы и обод - символизируют три аспекта буддийского учения: этику, мудрость и концентрацию. Ступица, т.е. самый центр, сердцевина колеса представляет собой Винайю - правила дисциплины или этику, которая сосредотачивает и стабилизирует ум. Острые спицы символизируют, мудрость или различающее осознавание прорезающиеся через неведение. Обод представляет собой медитативную концентрацию. Он заключает в себе само вращение колеса, а также облегчает его. Колесо с тысячью спицами, подобными лучам солнца, символизирует тысячу чудесных деяний и учений всех Будд. Колесо с восемью спицами символизирует Восьмеричный Путь, а также распространение Учения Будды по восьми направлениям - четырем основным сторонам света и четырем промежуточным.

Колесо как благоприятный символ изготовлено из чистого золота, добытого из реки Джамбуд, протекающей в нашей мировой системе, т.е. на континенте Джамбудвипа. Оно обычно изображается с восемью спицами, подобными Ваджрам, и ступицей украшенной тройным или четверным "радостным вихрем" (тиб. ГА-КЬИЛ или ГАН-ЧИЛ), закрученным в спираль, подобно китайскому символу Инь-Ян. Тройной ганчил обозначает Три Сокровища: Будду, Дхарму и Сангху, или победу над тремя ядами: неведением, страстью и гневом, а в контексте учений Дзогчен - Основу, Путь и Плод. Четверной ганчил, четырьмя разными цветами соотносящийся с четырьмя первоэлементами и сторонами света, символизирует Четыре Благородные Истины, или, на уровне практики высших Тантр, восхождение и нисхождение белой и красной капель Бодхичитты (особых сущностей тонкого тела, созерцаемых на уровне высшей йоги) через четыре чакры центрального канала, порождающие Четыре Радости.

Обод колеса изображается как простое кольцо с небольшими золотыми украшениями по восьми сторонам, иногда выполненными в виде оправы с драгоценными камнями. Шёлковая лента или шарф обычно составляет драпировку за ободом колеса, а его нижняя часть покоится на основании из лотоса.

Если золотое колесо о восьми спицах изображено в сопровождении двух ланей, то этот символ обозначает первую проповедь Буддой учений в Оленьем парке в Сарнатхе, неподалёку от города Варанаси в Индии. Эта проповедь известна как Первый Поворот колеса Дхармы, когда Будда изложил основу основ всех Учений и традиций Буддизма - Четыре Благородные Истины и содержание Благородного Восьмеричного Пути - пятерым аскетам, ставшим самыми первыми буддийскими монахами, членами Сангхи - общины практикующих буддийское Учение.

В тибетской традиции в качестве символа учений Будды колесо Дхармы в сопровождении двух ланей обычно помещается на передней части крыши монастыря или храма. Две лани мужского и женского пола изображаются сидящими в позе послушного внимания справа и слева от золотого колеса, что символизирует качества истинного ученика Будды. Кроме того, согласно наставлениям Досточтимых Кхенпо, лани символизируют ненасилие. Возможно, происхождение символа колеса и ланей связано с добуддийским культом Шивы Пашупати - "Владыки животных", изображения которого в сопровождении ланей были найдены на глиняных печатях древней цивилизации долины реки Инд. Олений парк, где Будда произнес первую проповедь, вероятно, являлся священной рощей, посвященной Шиве Пашупати, где жили и занимались своей духовной практикой йогины-шиваиты. Несколько позже, когда были построены ступа и монастырская академия в Сарнатхе, возможно, образ Пашупати в сопровождении ланей был заменен буддистами на образ колеса Дхармы. Постепенно этот символ стал ассоциироваться с проповедью Учения Будды, с местами, где Колесо Дхармы продолжает неустанно вращаться.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Колесо Дхармы

Вращая Колесо Дхармы

Осуществив полное просветление, Будда вскоре захотел поделиться своим открытием...
Религия

Слово Дхармы

Мир един, все человеческие связи соединяются в одном человеке. Различение на «я...
Религия

Практика Дхармы

Сколько бы я ни учил, тибетцы не понимают; вместо этого они занимаются не чем...
Религия

Колесо учения

Одним из самых древних символов буддизма является колесо учения (пали...
Религия

Природа Дхармы

Когда мы чем-то занимаемся, то следуем либо изложенному в сутрах, либо...
Религия

Колесо года

КОЛЕСО ГОДА это колдовской календарь, который содержит 13 праздников полнолуния...
Религия

Сонник Дома Солнца

Опубликовать сон

Виртуальные гадания онлайн

Гадать онлайн

Психологические тесты

Пройти тесты

Популярное

Как воплотить мечту в реальность силой мысли
Как жить, не уставая