Праздник Преображения

Пожалуй, нет другого такого особенного праздника, среди христианских праздников, как этот. Особый день, особая тематика. Особая тишина в природе – солнце, золотой свет, необыкновенная тишина лесной чащи…Лето на исходе и дарит последнее тепло…
Праздник Преображения
Библейская традиция повествует о том, как в этот день Иисус Христос с учениками подошел к Горе Фавор. Оставив их у подножия, он взошел на гору и стал молиться.

В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви.

Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников - Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума (небольшого городка на севере, на берегу Тивериадского (Галиллейского) озера или как называли его моря, откуда родом были некоторые его ученики, например Петр – Симон) и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана.

На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два ветхозаветных пророка: Моисей и Илия. Они беседовали с Ним. Толкователи священного Писания говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, от грядущем Распятии, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Иисус не только проповедовал Евангелие народу, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников.

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4).

Три апостола — Петр, Иаков и Иоанн (Богослов – самый молодой из апостолов, не имеет отношение к Крестителю) — взошли вместе с Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Оно сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии. Они говорили с Христом о Его близком отшествии (уходе) к Богу Отцу. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

Иисус взошел на гору не один. Он взял с собой трех учеников. На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении. В то время Апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки.

Суть Преображения раскрывается в Его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный Свет. В стремлении к обретению этого Света.

Если взглянуть на икону, посвященную этому празднику особенно знаменита кисти Феофана Грека – с одной стороны от Спасителя, взошедшего на гору – пророк Илья, ветхозаветный пророк. Он держит в руках серый свиток – это Ветхий завет. В руках Иисуса свиток белого цвета – Новый завет. Встреча двух заветов, синтез – еще один мотив этого праздника.

Гора и на самом деле излучает удивительный свет, когда видишь ее в темноте. И точно от нее исходит и особая, притягательная энергетика. Удивительное дело, в самый момент когда я писала эти строки по телевиденью показали сюжет об Иоанне Крестителе – все-таки ученые подтвердили место рождения Иоанна Крестителя в Эйн-Кереме – Горнем месте – археологи и те однозначно подтвердили историчность этого персонажа (см. топик об Ивана Купале). Эта информация прошла по новостям 1го канала в 15:15, 17 августа. Вот так с синхронностями подхожу и ко второй теме: Борис Пастернак.

Поразительное стихотворение посвятил он этому особому дню. Называется оно «Август». На 19 августа падает и второй религиозный праздник – Второй Спас.

Как обещало, не откладывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеса до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома, поселка,
Мою постель, подушку мокрую
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкою.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Сквозной, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Что б вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос где-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь Преображенская
И золото второго Спаса.
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины.
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный
Полета вольно упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Непостижимым для человеческого сознания образом в тайне Преображения соединились Любовь и Смерть. Удивительно, но почти так же сам праздник Преображения трактует и христианство.

«Август» написан летом 1953 года. Переломный момент всей русской истории. Смерть Сталина, арест Берии, из тюрем и ссылок начинают возвращаться друзья и знакомые - в воздухе витает слабый ветер перемен, почти призрачный. Холодное лето 1953. Переделкино. И вся обстановка, лес, провидческий сон. Откуда?

Странное, почти необъясненное чувство вины – за то что почти все соратники, друзья, знакомые – погибли, Маяковский, на похоронах которого рыдал Пастернак (хроника сохранила эти кадры), Есенин. Другие в тюрьмах. Иные погибли в лагерях – Мандельштам. Кто-то просто арестован. Марина Ивановна, с которой Пастернак ведет переписку – близкая, родная душа – в Париже, но читает его между строк, кажется обо всем она догадывается лучше всех, о том, что происходит на Родине, просит его приехать.

Он пишет записку властям в 20-е и 30-е годы – если не можете выпустить меня ненадолго, то хотя бы жену и сына. Какое там! Цветаева потом вернется и найдет свой трагический конец в петле в Елабуге (кто точно знает – сама или помогли) .

А до этого была семнадцатилетняя разлука Поэтов. Одно из самых любимых моих ее стихов, она пишет его в 1923 году – ему, конечно:

Магдалина
О путях твоих пытать не буду, -
Милая, ведь все сбылось.
Я был бос, а ты меня обула
Ливнями волос –
И слез.
Не спрошу тебя, - какой ценою
Эти куплены масла.
Я был наг, а ты меня волною
Тела – как стеною
Обнесла.
Наготу твою перстами трону
Тише вод и ниже трав.
Я был прям, а ты меня наклону
Нежности наставила, припав.

В волосах своих мне яму вырой,
Спеленай меня без льна.
- Мироносица! К чему мне миро?
Ты меня омыла
Как волна.

Летом 1922 года она входит в его жизнь, а он в нее. Он в России, она в Европе – сначала в Праге, затем в Париже. Отныне он будет годы и годы присутствовать в ее судьбе, как и она в его. Их привязанности к друг другу суждено было родиться тогда, когда между ними пролегли не просто версты, а границы. И случиться так, что 17 лет чужбины станут для Цветаевой временем разлуки не просто с Россией – с человеком, который способен был понять ее лучше других людей на земле. В 1939 году она вернется в СССР., в другую страну по сути. И через два года – трагически погибнет, тоже в августе 1941. В России август – месяц имперских потерь – Окуджава и другие. Наверное, Пастернак это чувствовал.

Ему сильно будет ее не хватать. Спустя два года после ее смерти он напишет:

Мне также трудно до сих пор
Вообразить тебя умершей,
Как скопидомкой мильонершей
Средь голодающих сестер
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчаньи твоего ухода
Упрек невысказанный есть.
Всегда загадочны утраты.
В бесплодных розысках в ответ
Я мучаюсь без результата:
У смерти очертаний нет.
Тут все полуслова и тени
Обмолвки и самообман
И только верой в воскресенье
Какой-то указатель дан.
Зима как пышные поминки:
Наружу выйти из жилья,
Прибавить к сумеркам коринки,
Облить вином – вот и кутья.
Пред домом яблоня в сугробе,
И город в снежной пелене –
Твое огромное надгробье,
Как целый год казалось мне.
Лицом повернутая к богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.

Удивительно, он говорит с ней как с живой. Он не верит! Так же спокойно и безмятежно он говорит и своей кончине. Как будто знает – в этой жизни в этом поколении он один еще по-настоящему не пострадал (хотя какие внутренние страдание за происходившее, за судьбы друзей, в нем были и какие!)

А времена изменились. Ко времени написания «Августа» - кажется – вот впереди свобода. Грядет «оттепель». До этого – только гениальные переводы Шекспира, просто русский Шекспир, целый пласт английской культуры, подаренный русскоязычной публике всего мира. Ведь мы читаем «Гамлета» и не задумываемся, сколько в нем от самого Пастернака. Таким же даром открытия будет и Бернс, и другие англоязычные авторы. И в каждом переводе – часть переводчика.

Но теперь все изменилось, и это чувствуют многие. И он сам. В это время он пишет малопонятный роман ( в том числе я могу сказать так и о самой себе) «Доктор Живаго». Судьба интеллигента, дворянина ,врача, музыканта, оставшегося после революции в СССР. Роман в чем-то автобиографичный. Жена и любимая женщина – и все это тесно переплетется и в его жизни, уже после Марины. Здесь будет совсем непросто, не так как в романе, и Лариса – любимая – она окажется совсем не такой в жизни, как он написал ее в книге. И здесь будут потрясающие стихи – якобы Юрия Живаго, на самом деле его, Пастернака. Одни из самых потрясающих. Знал ли он им цену?

Но он этого до конца не узнает. Он публикует роман – и тут разгорается скандал, отказ от Нобелевской премии, травля. Правда, только пишут какую плохую книгу он написал. Страдания иного рода. Но страдания. Лариса в жизни оказывается в лагерях (последние исследователи считают что по статье совсем иного рода) – он словно творит свою судьбу – возможно и пытается сотворить и свой «имперский август».

Существует легенда, что Борис Пастернак умер в день Преображения, 6(19) августа, как и написал Это неверно, он ушел 30 мая 1960 года, но случилось это в Переделкино. Место он угадал с точностью. А день – наверное он видел свое предназначение в синтезе страданий и преображении человеческой души, без которых не могло быть его стихов.
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook!

По теме Праздник Преображения

Праздник в Честь зуба Будды

И, наконец, еще один праздник, отмечаемый только последователями тхеравады...
Религия

Зула Хурал или Праздник тысячи лампад

Один из главных религиозных праздников - Зула Хурал или Праздник тысячи лампад...
Религия

Праздник Суккот

14 тишрея по иудейскому календарю – евреи во всем мире начинают отмечать Суккот...
Религия

Праздник Симхат Тора

22 Тишрея по иудейскому календарю, евреи во всем мире отметят праздник Симхат...
Религия

Праздник Ханука

Еврейский праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при...
Религия

Праздник Курбан Байрам

В этот день принято приносить в жертву животное и часть мяса отдавать бедным...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Кремниевая жизнь
Как стать счастливым