Хатха йога или путь в пропасть чёрной магии

В наш скоростной, стремительный век даже в духовной области люди стремятся всё получить сейчас и сразу, не понимая и не зная даже основ духовной науки (религии или йоги). Однако, все, что построено на песке, то есть все, что не имеет прочного основания, разрушится, увлекая за собой невежественных строителей. Такие строители строят свои духовные замки из песка, основываясь на существующих книгах разных духовных практик и наставлениях лжеучителей и ораторов. Ошибки в книгах равны тяжкому преступлению. Ложь в книгах должна быть преследуема, как вид тяжкой клеветы. Ложь оратора преследуется по числу слушателей, а Ложь писателя - по числу тиража книги.

Известны многие духовные практики (карма, бхакти, джнана, раджа йоги и др.), но сегодня мы рассмотрим, так называемую, хатха-йогу, которой увлекается многие из искателей духовности.

Что же такое хатха-йога?
Хатха-йога (санскр.). Низшая форма практики йоги, она использует физические средства для целей духовного саморазвития.

Противоположна раджа-йоге (Е.П. Блаватская. Теософский словарь М. «Сфера» 1998г.)

Прежде, чем высказать свою точку зрения о Хатхе-йоге, давайте рассмотрим основные понятия данной практики. В основу хатха-йоги входит знание различных асан – положений тела, предписанные позы медитации. «Пока вы,- говорит йога,- не приобретёте устойчивой посадки, вы не можете упражнять дыхание и производить прочие упражнения». Однако так называемые достижения хатха-йогина базируются на асанах, лишь как на предпосылке, как на условии, при котором возможно сверхнакопление жизненной энергии. Основное значение в хатхе-йоге имеет Пранайама – наука управления Праной (энергией).

В современном человеке Прана осуществляет пять видов функций, или выявляет действие пяти видов жизненной энергии, о чем обычно говорят как о «пяти видах» Праны. Ниже мы приводим освещение этих вопросов Свами Вивеканандой.

«Пранайама не занимается, как многие думают, дыханием; дыхание на самом деле имеет весьма мало отношения к ней, чтобы не сказать, никакого. Дыхание есть только одно из многих упражнений, посредством которых мы достигаем действительной Пранайамы. Пранайама значит управление Праной. Согласно индийским философам, вся вселенная состоит из двух элементов, один из которых они называют Акаша. Это всюду находящееся и все проникающее нечто. Все, что имеет форму, все, что представляет собою результат соеди¬нений, все развилось из этой Акаши... Она сама не может быть замечаема, так как настолько тонка, что находится вне всяких обык¬новенных восприятий и может быть видима только тогда, когда станет грубою, примет форму. При начале творения существует только эта Акаша; при конце цикла твердые тела, жидкости и газы, все разложатся в Акашу, и следующее творение подобным же образом разовьется из Акаши.

Какою силою Акаша превратилась в эту Вселенную? - Силою Праны. Как Акаша есть бесконечная, всюду находящаяся материя этой вселенной, совершенно так же Прана есть бесконечная, всюду находящаяся и проявляющаяся сила этой Вселенной. При начале и при конце каждого цикла все становится Акашей, и все силы, которые существуют в этой Вселенной, преобразовываются опять в Пра¬ну; в следующем цикле из Праны развиваются все, что, мы называем энергией, все, что называется силой.

Прана это то, что проявляется как всякого рода движение, как притяжение, магнетизм и прочее. Это Прана, что проявляется в виде процессов тела, в виде нервных токов, в виде силы мысли. От мысли из самой грубой физической силы, все есть только проявление Праны. Сумма всех сил природы, духовных и физических, превратившихся в свое первоначальное состояние, называется Праной.

Прана есть жизненная сила вечного существа, и самое тонкое и самое высокое действие Праны есть мысль. Пранайама очень мало занимается дыханием, и только как упражнением. Многие читали в книгах, трактующих об пранайаме, что, вдыхая, мы должны наполнить все наше тело Праной, не ведая о том, что здесь просто ошибка переводчиков, употребивших в переводе на английский язык слово «Прана», вместо слова «дыхание». Пранайама, выполняемая физическими средствами, например, дыханием, называется физической наукой, не имеющей никакого отношения к духовности, а та часть, которая старается управлять проявлениями Праны, как умственной силы, средствами нашего Сознания, называется Раджа-йогой.

Согласно учению йогинов, в позвоночном столбе имеется два нервных проводника, называемые Пингала и Ида, и пустой канал, проходящий через спинной мозг, называемый Сушумна. На нижнем конце пустого канала находится то, что йогины называют «Лотос Кундалини». По их описанию он имеет треугольную форму, и, говорят, что в нем заключена сила, называемая на символическом языке йогинов «дремлющая Кундалини». Когда эта Кундалини просыпается, она старается проложить себе проходы через пустой канал и, по мере того, как она постепенно подымается, сознание Йогина раскрываете как бы слой за слоем, и он получает способность восприятия из высших сфер и удивительное могущество. Когда она достигает мозга, йогин вполне отрешен от тела и [низшего] сознания, душа его становится свободной.

Цель Пранайамы при этом состоит в возбуждении дремлющей в Муладхаре силы, называемой Кундалини. Когда Кундалини разбужена и входит в канал Сушумны, все восприятия происходят в умственном пространстве. Когда она достигает того конца канала, который открывается в мозг, беспредметное (бесформенное) восприятие происходит в Пространстве Знания.

Не стоит слишком преувеличивать достижения хатха-йоги, говоря, что «адепты ее подобно раджа-йогам пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженст¬ва и освобождения от оков физической материи...». Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого подобными адептами, очень относи¬тельна, но никакого освобождения от оков физи¬ческой материи, в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма, посредством хатха-йоги не достигается. Как сказано в Учении: «Мы не знаем никого достигшего путем хатха-йоги». Даже то развитие низших сиддхи, которого они достига¬ют путем упорных и ужасных механических упражнений, (западная литература не знает и полови¬ны этих ужасов), непрочно, и в следующих своих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлениями внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; и при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпываю¬щих явлений. Упражнения в хатха-йоге — именно только самая легкая пранайама, производимая с большою осторожностью, может укрепить здоро¬вье, в обратном случае они приведут к медиумиз¬му, одержанию, так называемому сумасшествию. Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на хатха-йогу и говорят, что в лучшем случае хат¬ха-йога годится лишь «для тучных и для больных». Также Свами Вивекананда был очень про¬тив погони за так называемыми сиддхи и чудесами и приводил пример, как ему приходилось ви¬деть страшных демонических личностей, совер¬шавших самые большие чудеса, вплоть до исцеле¬ния неизлечимо больных одним взглядом. Потому главный пробный камень для всех духовных Учи¬телей лежит не в чудесах, но в их Магните Сердца, в их оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать со¬знание, самую сущность учеников. Но для этого требуется не низшие сиддхи хатха-йоги, но огнен¬ный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранайама не даст Вам необхо¬димого очищения и высоких следствий, если со¬знание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы йоги не нуждаются в пранайаме. Каждый кули в Индии знает о пранайаме, каждый средний индус ежедневно проделывает ее, но как они далеки от духовных достижений! Потому не полагайтесь на одну пранайаму.

Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что, мы называем ясно¬видением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранайамами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непре¬станных духовных устремлений и самоотвержен¬ных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий, в Чаше. Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый не книжный оккультист.

Хатха-йога никогда не одобрялась и, сейчас не одобряется Архатами. Она вредит здоровью и никогда не может самостоятельно развиться в Раджа-йогу. Невежественным искателям духовности неизвестно, что

хатха-йога ещё тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое вре¬мя в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и еще держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвященным. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея легкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишенный высшего кон¬троля, предоставленный себе, становился жертвой, и обиталищем, и даже орудием самых темных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумистической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным йогом.

Также не нужно преувеличивать значение пранайамы. Ибо наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа-йоги, имеет мало об¬щего с пранайамой. Хатха-йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние рад¬жа-йоги понимали его как дыхание ментальное, именно только овладение этим ментальным дыха¬нием приводит к высшему ясновидению, и к восста¬новлению функции третьего глаза, и к истинным достижениям раджа-йоги.

Как пишет Е.П.Блаватская, «истинно, то, что называется "пранайама", или "смерть дыхания'', всег¬да кончается для упражняющегося в ней смертью -моральной всегда и физической весьма часто. Не¬сколько нетерпеливых чела, которых мы лично знали в Индии, несмотря на наши предупреждения, устре¬мились к этим упражнениям хатха-йоги. Двое из них развили в себе чахотку, из которых один умер; другие стали почти идиотами; третий покончил самоубий¬ством, и один развился в настоящего черного колду¬на, но, по счастью для него самого, его губительная деятельность была прекращена его скорой смертью. Наши Учителя единодушно запрещают упражнения - в пранайаме».

Упражнения в хатха-йоге укрепляют наши низшие тонкие тела и тем задерживают дальнейшую эволюцию, ибо хатха-йог может долго пребывать в мире темных пережитков, иногда многие столетия, и становится черным магом, именно черным магом, ибо для Белой магии нужно, прежде всего, открытие высших центров при жизни на земном плане, но не усиление низших половых центров. Такие черные маги очень опасны и для земного плана, и для потустороннего мира, и губительны для эволюции человечества.

Естественный путь раскрытия внутренних способностей и возжжения огней безопасен, в то время как насильственный, при помощи разных упражнений и дыхания, - опасен. В первом случае развитие идет параллельно расширению сознания и его очищению, во втором раскрытые силы могут ока¬заться не соответствующими моральному уровню. И тогда падение неизбежно. Для примера можно взять способность создавать яркие мысленные образования, стойкие и активные. Если они окажутся нечистыми, насыщенными вожделениями, то увлекут они породителя своего в бездну. Утончение восприятия тоже не менее опасно, ибо созвучие с различными сферами простран¬ства идет по соответствию открытости приемника с тем, на что или к чему устремлен дух. Если устремление недостаточно высоко, то неизбежен контакт с нежела¬тельными сферами астрала. Лучше идти естественным путем, нежели, развив в себе некоторые способности, сделаться жертвой темных поработителей, которые постоянно на страже и готовы воспользоваться каждым пятном на ауре, чтобы через него воздействовать на человека.

Это послужило причиной того, что Владыка Будда сказал: «Я не учу, о монахи, как совершенствоваться в сосредоточении внимания на дыхании тех, кто лишен внимательности, и кто не может ясно осознавать то, что он делает». Несмотря на то, что все медитации могут успешно выполняться только теми, кто внимателен и ясно осознает, однако, во всех других случаях, исключая этот, объект становится отчетливее, когда внимание неоднократно направляется на него. Но эта медитация, связанная с сосредоточением внимания на дыхании, трудна и требует большого напряжения для совершенствования в ней, и правильный объект внимания может быть сформирован только великими людьми, такими, как Будды, Пратьекабудды и Сыны (Ученики) Будд. Это не тривиальная вещь, и она не может культивироваться тривиальными людьми».

Цель человека — овладеть телом и все¬ми другими оболочками, или тоже телами. Каждый чело¬век в процессе своей эволюции достиг определенной ступе¬ни этого овладения. У всех людей эти ступени различны. Один — раб своего тела и оболочек, другой — господин. Один — господин своего тела физического, другой пре¬красно владеет астралом, третий — телом ментальным, четвертый — всеми, но в различной степени. Рабов аст¬ральной своей оболочки очень много, ученик стремится к тому, чтобы в каждом своем воплощении возможно даль¬ше продвинуться к тому, чтобы подчинить все свои проводники воле. Сразу они не подчиняются, но в распоряжении его все время, которое есть. Каждодневно можно упражняться во всех видах овладения собою: от самых малых до больших и великих. Важно понять, что сужденным вла¬дыкою всех временных оболочек своих является сам чело¬век. Но входить в права власти своей над собою самим мо¬жет он постепенно и планомерно, не нарушая гармонии чрезвычайной сложности своего аппарата. Изуверы хатха-йоги пытаются достичь власти над физическим телом пу¬тем крайностей недопустимых. В результате перевес ло¬жится на плотное тело, которое усиливается однобоко и негармонично. Аскеты прошлого пытались овладеть астра¬лом, истязая и мучая физическое тело. Много нелепостей, крайностей и несообразностей допускалось человеком в стремлении его духом над плотью подняться, но о всесто¬роннем, законном, гармоническом развитии микрокосма человеческого мало кто думал. Учение Жизни указывает путь Огненной Йоги, когда все оболочки, все тела человека сознательно развиваются и овладение ими идет естествен¬но и эволюционно, но не насильственно и однобоко. Каж¬дый день ученику предоставляется возможность что-то и как-то в себе укрепить, что-то подчинить воле и, утверждая примат духа над всем, что его облекает, идти уверенно и сознательно по пути восхождения и роста могущества духа.

Литература.

1. Е.П. Блаватская Теософский словарь М. 1998г.
2. Спираль познания. Мистицизм и йога. Путь к вечному т2.

3. Е.И. Рерих Письма в Америку т. 1 1929-1936г. Стр.163-167

4. Е.И. Рерих, Н.К. Рерих письма А.М. Асееву «Оккультизм и йога» т1 1931-1954г.

5. Е.И. Рерих Письма в Америку т. 3 1948-1955г. Стр. 355

6. Грани Агни Йоги т. . 1968г. Стр.132 п.261

7. Э. Конзе «Буддийская медитация» стр. 45
8. Тайная Доктрина т.1 кн.1 1991 г. Ленинград стр.139

9. Грани Агни Йоги т. -. 1962-1963г. Стр.308 п.151

10. Грани Агни Йоги т. Х. Стр.273 п.785
×

По теме Хатха йога или путь в пропасть чёрной магии

Хатха-йога как путь к медитации

В лексиконе йоги наберется, наверное, не менее десятка слов, которые с той или...
Религия

В черной дыре эгоизма

Как человек, переживающий сейчас кризис, сможет понять, что для него лично...
Религия

Эссе о магии

"Познание сути вещей начинается с осознания себя". В любом случае эта мысль...
Религия

Смерть и бессмертие с точки зрения магии

Энергоинформационная жизнь и «не-жизнь» человека. В рамках магической...
Религия

О магии истинного ОКА ДУШИ человека

Одним из величайших даров индивидуальности, о котором сознательный ум редко и...
Религия

Хатха Йога

Станьте прямо. Согните правую ногу в колене и положите ее ступню как можно выше...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Неведение является сансарой
Быть спокойным - самое ценное качество