О практиках дхараны и дхьяны

О практиках дхараны и дхьяны
Практики дхараны и дхьяны – это начальные стадии процесса однонаправленной концентрации внимания, который затем приводит к достижению самадхи. По сути, это практики во внутренних пространствах сознания, хотя вхождение в эти пространства осуществляется обычно через определённые области физического тела. И на этом этапе уже необходим учитель с очень высоким уровнем личной практики. Практика по книгам имеет мало шансов на успех, поскольку в книгах может не быть описания многочисленных нюансов практик, и можно легко зайти в тупик.

Кроме того, можно столкнуться с опытом, который не описан ни в каких книгах, и может потребоваться помощь и руководство живого Учителя. Конечно, желательно, чтобы учитель принадлежал к какой-нибудь парампаре (линии передачи практики), поскольку по этим линиям – от гуру к ученику – могут передаваться знания и практики, не описанные в книгах, но зачастую проверенные многими поколениями практиков. И кроме того, сильная парампара обычно имеет поддержку силы с нефизического плана бытия, и иногда помощь приходит оттуда.

Выбор учителя – непростая задача, поскольку от одного родоначальника парампары может расходиться несколько линий передачи через разных учеников. Далее это может разветвляться ещё больше, и могут быть утеряны или изменены какие-то практики, и высокий уровень личной практики учителя – показатель того, что то, что он даёт, работает.

Но определить уровень личной практики учителя – задача также зачастую очень непростая. Я не имею в виду практику асан: продвинутость в практике асан никакого отношения к продвинутости в йоге не имеет – это абсолютно не связанные вещи. Кроме того, практика асан не является единственным вариантом подготовки физического тела для более серьёзных практик.

То же самое касается и учеников. Получение инициации в линию парампары не делает автоматически человека более развитым. Можно много читать и убедительно говорить о йоге, но не уделять много времени практике и как практик ничего из себя не представлять, не умея даже успокоить собственный ум или даже не видя, что происходит в нём.

Чтение духовной литературы и размышление над прочитанным – обязательный элемент практики йоги, и начальном этапе это может занимать значительно больше времени, чем сама практика – и это нормально.

Но если человек хочет чего-то добиться в йоге, этот баланс должен постепенно существенно смещаться в сторону практики, и в этой практике должны быть определённые достижения (речь не о практике асан). О высоких состояниях всегда проще прочитать и рассказать (не факт, что правильно), чем реализовать это на практике. Не зря известный текст по йоге «Хатха-Йога Прадипика» заканчивается шлокой: «Пока прана не течёт по среднему проходу (сушумне), пока бинду не успокаивается ограничением праны, пока ум не воспроизводит спонтанную медитацию, до тех пор тот, кто говорит о духовном знании, лишь доставляет себе удовольствие, пребывая в хвастовстве и рассказывая ложные истории».

Никогда не стоит забывать, что человек – это дух в физическом теле, и после смерти дух уйдёт из тела, и физическое тело не сможет вам ничем помочь, и сразу станет понятно, что ты напрактиковал при жизни и что из себя представляешь. Там не будет возможности «спрятаться» за физическим телом и ввести в заблуждение разговорами. Сколько книг было прочитано и какие асаны были освоены, не будет иметь никакого значения. Важно будет, насколько пробуждено сознание и энергия в тонком теле и как хорошо человек научился этим управлять, а этот навык – результат практик за пределами физического тела. Смерть – лучший судья этой жизни.

Ещё хуже считать себя очень «продвинутым», «реализованным» или «просветлённым», это зачастую показатель ограниченности ума. Иногда люди, занимающиеся духовными практиками, добиваясь соприкосновения с самым легко достижимым божественным аспектом – аспектом любви, а иногда не достигнув даже этого, считают, что достигли очень многого или вообще всего.
О практиках дхараны и дхьяны
Но если это соприкосновение поверхностное, то такая любовь может легко принимать уродливые формы нетерпимости, а то и ненависти к другим учителям, религиям, линиям парампары, всякому инакомыслию. Если нет навыка самонаблюдения, то носитель такой любви может и не видеть этой трансформации в своём уме или оправдывать свой «праведный гнев» пожеланием «добра», поскольку он многого достиг и лучше знает какой учитель, религия, практика правильные.

Это зачастую и порождает различные конфликтные ситуации. Поэтому всегда неплохо смотреть на самого себя и видеть, что через тебя идёт в этот мир, видеть его многообразие и держать свой ум открытым. Планета Земля – огромная школа для духов разных уровней развития, где они отрабатывают свою карму и учатся зачастую на собственных ошибках. Но у каждого есть полная свобода воли, неразрывно связанная с ответственностью за её проявления в виде мыслей или действий независимо от того, знает человек об этом или нет.

Кроме того, необходимо отличать практики поклонения (Христу, Аллаху, Шиве и так далее) от практик самопознания (йоги), не ограниченных поклонением кому-либо и направленных на пробуждение собственного сознания. Именно люди, практикующие йогу, должны показывать пример спокойствия, терпимости и самообладания, поскольку это - показатель успешности практики.

Кроме учителя, для успешной практики дхараны и дхьяны необходимо иметь подготовленное физическое тело, способное выдерживать длительные практики сидя с прямой спиной. Глубина сознания огромна, и практики в нём могут занимать много времени, и если через полчаса практики у вас заболят колени или спина, то тело вытянет ваше внимание обратно на поверхность, поскольку оно тесно связано с поверхностными слоями сознания и не позволит вам уйти глубоко.

Также практиками пранаямы должны быть подготовлены каналы «тонкого» тела и, прежде всего, канал позвоночника (сушумны). Поскольку ум и прана связаны, пробуждение сознания может сопровождаться очень мощным пробуждением энергии, и чем выше концентрация, тем большую Силу можно пробудить. Поэтому необходимо иметь хотя бы начальные навыки работы с энергией.

Если каналы не подготовлены, такое пробуждение может привести к очень серьёзным негативным последствиям, как для тела, так и для психики. О «живом» примере такого неподготовленного пробуждения энергии в результате практик концентрации можно прочитать в известной книге Гопи Кришны «Кундалини. Эволюционная энергия в человеке».

Кроме того, должны быть пробуждены поверхностные слои сознания (наблюдение собственных мыслей, эмоций и действий), и практикующий должен уметь работать в них, используя присутствие наблюдателя (осознающей пустоты).

Ещё одним условием для успешной практики этого уровня является необходимость создания определённого образа жизни, при котором внешняя жизнь должна быть по возможности более спокойной и не создавать много новых впечатлений для ума, поскольку затем придётся столкнуться с этими впечатлениями в своей практике в виде помех хорошей концентрации внимания.

Если такой образ жизни не создан и новых впечатлений много, а практика достаточно короткая, то можно бесконечно только и заниматься отработкой этих впечатлений, без шансов погрузиться глубже.
О практиках дхараны и дхьяны
Если же баланс выстроен правильно, то есть новых впечатлений немного, а практика достаточно длительная, то отработав эти впечатления, практикующий может погружаться глубже и начать освобождать свой ум от многочисленных прошлых впечатлений, уже осевших в подсознание, и заполнять освободившееся пространство сознания более высокими вибрациями, идущими от объекта концентрации.

Объекты концентрации могут быть различными в разных школах йоги, но они должны иметь связь со сверхсознанием – только в этом случае они будут направлять внимание в нужном направлении и заполнять сознание высокими вибрациями. Это может быть мантра или символ Ом, другие мантры, данные гуру, символ Кутастхи, внутренний звук, свет или «мистические пранаямы», совмещающие мантры с концентрацией на определённых точках и перемещением внимания по определённым каналам «тонкого» тела.

Как я описывал выше, именно свежие впечатления ума в виде многочисленных мыслей и эмоций и отвлекают внимание на начальном этапе практики, прерывая однонаправленность концентрации внимания. Если практикующий хорошо укоренён в осознающей пустоте, она постепенно растворяет эти впечатления, не подавляя их, и не позволяет опускаться им в глубину подсознания. Следующими помехами концентрации зачастую являются многочисленные творческие озарения, которые начинают появляться во время практики, особенно у людей, чья жизнь связана с творчеством. На начальном этапе это может быть показателем успешности практики, говорящим о том, что практикующий начал соприкасаться с огромным творческим потенциалом пустоты. Но если это продолжается и дальше, то зачастую это показатель застоя в практике йоги, показывающий, что практикующий не может пройти этот этап и погрузиться глубже для освобождения от более глубоких впечатлений ума.

Творчество – очень хорошая вещь, но заниматься этим нужно не во время практики йоги и при этом сохранять чувство меры, поскольку интенсивное творчество может забирать очень много энергии, негативно влияя на практику. Если, конечно, вы не сделали творчество главной целью своей жизни, а йогу используете как генератор творческих озарений.

Нужно уметь отделять силу творчества от силы любви, чтобы можно было использовать их отдельно, когда надо. Эти силы, хотя и происходят из одного источника и зачастую приходят вместе, имеют разные качества.

Сила творчества – это сила рождения чего-то нового, сила отделения, сила, создающая множественность. Сила любви – это сила притяжения, сила соединения, сила, создающая единство. Всё, что мы видим вокруг себя, создано этими двумя силами. Многочисленные объекты, созданные силой творчества, удерживаются вместе в едином поле силы любви (единство множественности). То же самое находится внутри сознания: мысли, эмоции, образы созданы творческой силой ума. Всё это находится в едином пространстве пустоты, пропитанной силой любви.

Опытные практики зачастую осознанно игнорируют творчество (если, конечно, им сверху не скажут что-нибудь написать) ради большего проявления противоположных качеств силы любви, которые притягивают практикующего к источнику. Творческие озарения необходимо также растворять в пустоте и погружаться глубже.

Дальше из подсознания появляются впечатления прошлого, постепенно всё более отдалённого, иногда и из прошлой жизни – всё, что эмоционально «зацепило» ум. Это может приходить в виде образов и воспоминаний различных эмоциональных состояний, зачастую очень сильных – их придётся заново проживать, будучи отделённым наблюдателем, освобождаясь от них. Этот процесс может занять очень много времени, поскольку в подсознании может находиться очень много впечатлений.

Так постепенно происходит погружение во всё более глубокие слои сознания. Вместе с этим растёт чувствительность восприятия и расширяется ментальное пространство, выходя далеко за границы физического тела, и на определённом этапе практикующий начинает чувствовать мысли и эмоциональные состояния людей, попавших в это расширенное пространство, а иногда и видеть, чем занимаются люди в соседних квартирах, и это тоже отвлекает внимание, мешая практике. Поэтому практикование глубоких уровней дхараны может быть очень трудным в условиях многонаселённых больших городов.

При ещё более глубоком погружении может происходить вхождение в астральные планы бытия – поначалу, естественно, не высокого уровня, и возможны контакты с обитателями этого мира. Это могут быть контакты с уже умершими родственниками или другими духами, которые не всегда могут быть настроены дружелюбно по отношению к практикующему, и также могут ему мешать.

Но если человек имеет сильного учителя и сильную парампару, то эти проблемы очень быстро решаются; или практикующий вообще с ними не сталкивается, поскольку парампара обычно защищается очень сильными существами в астральном мире.

По мере практики частота вибраций сознания практикующего растёт, поскольку пробужденные слои сознания заполняются высокими вибрациями объектов концентрации, и дальше возможно вхождение в более высокие планы бытия астрального мира. Но на этих планах никаких проблем обычно не возникает, духи высокого уровня прекрасно понимают важность практики и обычно вдохновляют практикующего, иногда помогая ему в ней.

Очень часто на этом уровне, а иногда и раньше, человек начинает получать собственный опыт внетелесного существования. Первые опыты выхода из физического тела могут очень сильно испугать, даже если вы много раз читали об этом в книгах, но затем понимание, основанное на реальном опыте, что после смерти физического тела жизнь продолжается, очень вдохновляет и помогает по-новому взглянуть на жизнь.

На определённом этапе практики человек может достигнуть уровней сознания, где начинают активно проявляться сверхспособности (сиддхи), но состояния сознания, в которых они возникают, могут служить препятствием для продвижения дальше, и здесь может потребоваться помощь учителя.

Всё, что было описано, – лишь краткое пояснение отдельных моментов, с чем человек может столкнуться, погружаясь и пробуждая глубины собственного сознания, поскольку многообразие возможного опыта огромно. При успешной практике длительность однонаправленной концентрации внимания растёт, но пока она прерывается, это всё различные уровни дхараны.
О практиках дхараны и дхьяны
Состояния дхьяны характеризуются непрерывной длительной концентрацией на объект, и эта длительность может исчисляться многими часами. Дхьяна – это не проблески каких-то состояний или творческих озарений, это очень устойчивые состояния, в отличие от неустойчивых состояний дхараны, и на этом уровне может происходить очень мощное пробуждение энергии как следствие хорошей концентрации внимания.

Из дхьяны возможны неожиданные провалы в начальные, бессознательные фазы самадхи, в которых может происходить полная остановка дыхания (кевала кумбхака) и останавливаться сердце. Полная остановка дыхания – очень важный этап практики, часто упоминаемый в текстах по йоге. Пока в физическом теле присутствует дыхание и бьётся сердце, оно накладывает некие физические ограничения на сознание.

Полная остановка дыхания и сердца – показатель того, что практикующий преодолел эти ограничения и полностью проявлен как Дух. Последующая практика разных уровней самадхи обычно проходит в бездыханных состояниях тела, а после этого этапа человек может быть соединён с достигнутыми уровнями сознания и при наличии дыхания.

Без прохождения этого этапа говорить о просветлении, освобождении или реализации в йогическом понимании этих терминов преждевременно. В других духовных традициях под этими словами могут подразумевать другие состояния сознания, подчас не такие глубокие. Но даже это не предел, а, как говорят некоторые практики, начало нового этапа, о котором человечеству пока рано знать.

В заключение хотел бы обратить внимание на один очень важный, с моей точки зрения, момент. Часто говорят и пишут о большой важности осознания: «Нужно осознавать тело, мысли и эмоции», «Нужно быть постоянно осознанным», «Человек -  это точка осознания» и тому подобное, но при этом обычно не упоминают другой не менее важный аспект йоги – умение погружать своё осознание в глубину собственного сознания для того, чтобы пробудить его и сделать вначале сознательным своё подсознание и далее до контакта с сверхсознанием, для чего собственно и занимаются однонаправленной концентрацией.

Развитие этого навыка – задача значительно более сложная, чем совершенствование осознания тела, дыхания, мыслей и эмоций (поверхностных слоёв сознания). Но без развития этого умения ничего серьёзного в йоге добиться в принципе невозможно, ни при какой степени совершенства осознания в обычной жизни и поверхностном сознании. Развитию этого навыка и посвящена эта статья.

Хорошей всем практики, и успехов в ней!
Источник: Владимир Ожогин
×

По теме О практиках дхараны и дхьяны

О волшебных тантрических практиках

Как найти радость в каждодневных обыденных действиях – в банальном мытье посуды...
Религия

О духовных практиках

В этой статье я хотел бы обсудить пользу духовных практик. Даже не сколько...
Религия

Практика дхьяны

Истина полна и совершенна в самой себе. Она не есть нечто, открытое лишь недавно...
Религия

Опыт функционального описания буддийской дхьяны

В настоящее время язык описания сотериологических доктрин древности, будучи все...
Религия

Путь Дхьяны

Существуют три способа, посредством которых ищущие пытаются встать на путь...
Религия

Практика Наблюдение за руками

Рука - первейший агент воли, и нервная сила достигает наивысшей концентрации...
Магия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Внетелесный опыт. Подводные камни
Полезные свойства орехов и семечек