Пустота с позиции Т2С: ключ к самоценности или бездна отчаяния?
Многие из нас сталкивались с ощущением душевной пустоты – гнетущим чувством бессмысленности, оторванности и отсутствия внутренней опоры. Но как прожить этот период с наименьшими потерями? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть его с позиции Т2С (Теории Двух Субстанций), которая разделяет человеческое сознание на рациональную (РС) и эмоциональную (ЭС) составляющие.
Согласно Т2С, формирование личности и ее способность справляться с душевной пустотой напрямую связаны с балансом между РС и ЭС, а также с наличием здоровой самоценности. В этой связи можно выделить два типа людей: "человек знающий" и "человек потерянный".
"Человек знающий": внутренняя опора и осознанность
"Человек знающий" – это тот, кто в детстве получил достаточно безусловной любви, заботы и поддержки. У него сформирована здоровая самоценность – состояние, когда человек сам себя ценит, любит, заботится и уделяет себе внимание. Он знает, что ему нравится, а что – нет, что приносит удовольствие и удовлетворение, а что – нет. Его рациональная субстанция (РС) хорошо интегрирована с эмоциональной (ЭС), позволяя ему осознавать свои чувства и потребности.
Для "человека знающего" душевная пустота – неприятное состояние, но он воспринимает его как временное, необходимое для переосмысления и дальнейшего роста. У него есть внутренняя опора, сформированная благодаря гармоничному взаимодействию РС и ЭС, которая помогает ему прожить это время, не разваливаясь на части, прочувствовать эти эмоции. Он понимает, что пустота для чего-то нужна. Это шаг, который нужно сделать навстречу новому этапу.
"Человек потерянный": бездна и зависимость
В отличие от "человека знающего", "человек потерянный" не получил в детстве достаточно безусловной любви, заботы и поддержки. Его родители либо были "отсутствующими", либо "гиперконтролирующими", что привело к формированию низкой самоценности, недоверию к себе, зависимости от чужого мнения и ощущению, что его не любят, он никому не нужен, он все делает неправильно, он недостаточно хорош, чтобы его любили. В его сознании РС доминирует над ЭС, подавляя эмоции и лишая его возможности осознавать свои истинные потребности.
Для "человека потерянного" пустота совершенно невыносима. Он не чувствует внутренней опоры, силы для ее проживания. Страх, тревога, волнение, апатия и тоска могут задержаться в нем надолго, не находить выхода и приводить к затяжному стрессу и депрессии. Пытаясь компенсировать опустошение, он прибегает к различным защитным механизмам, таким как:
• Создание постоянной активности, высокий ритм жизни (бегство от себя).
• Избегание одиночества, молчания (страх столкнуться с собой).
• Стереотипное пищевое поведение: заедание, булимия, компульсивное переедание (попытка заполнить внутреннюю пустоту).
• Употребление алкоголя, других веществ, которые стирают сознание и отдаляют от тревожной реальности (подавление ЭС).
• Многочисленные интимные связи (поиск подтверждения своей ценности).
• Азартные игры (попытка получить острые эмоции, заглушающие пустоту).
• Экстремальный спорт (то же самое).
Все эти методы, однако, лишь временно заглушают ощущение пустоты, не решая проблему в корне.
Как преодолеть пустоту и вырастить здоровую самоценность с позиции Т2С?
Основная задача для "человека потерянного" – приобрести качества "человека знающего", то есть, взрастить здоровую самоценность и восстановить гармоничное взаимодействие РС и ЭС. Для этого необходимо:
1. Вырастить здоровую самоценность: Если в детстве нам не хватило безусловной любви, заботы и поддержки взрослых, то мы в состоянии оказать ее сами себе сегодня. Для этого нужно быть внимательным к себе, перестать себя оценивать, убедить себя, что «я молодец» по факту своего существования. Это подразумевает осознанное взращивание ЭС.
• Принудительно перестать себя ругать, искать ошибки в своих действиях: РС должна перестать критиковать ЭС.
• Каждый вечер писать список из пяти вещей, за которые можем себя похвалить: Это могут быть любые действи
я: вышел на прогулку, сделал какую-то работу, нашел пять минут для спорта, позволил себе просто полежать и передохнуть. Это поможет укрепить положительный образ себя в ЭС.
2. Изменить угол зрения на любые дела и действия: Надо искать в них плюсы, стараться получить удовольствие даже от простых и привычных вещей — даже от тех, которые кажутся нам на первый взгляд неприятными. Это работа с РС, направленная на изменение отношения к ЭС.
• Переворачивать негативные мысли, отвечая на вопросы: в чем плюсы от этого дела, что хорошего оно мне принесет? РС помогает ЭС увидеть позитивные стороны ситуации.
• Учиться получать удовольствие от мелочей: Именно из маленьких удовольствий возникает ощущение большой радости и удовлетворения.
3. Дать себе выбор делать что-либо без конкретной цели: Позволить себе заниматься тем, что приносит удовольствие, даже если это не имеет практической пользы. Это способствует развитию спонтанности и творческого начала в ЭС.
Таким образом, преодоление душевной пустоты с позиции Т2С – это путь к восстановлению гармонии между РС и ЭС, к взращиванию здоровой самоценности и к осознанию своей уникальности и значимости. Это путь к тому, чтобы стать "человеком знающим" – человеком, способным проживать свою жизнь максимально полно и осознанно, не боясь пустоты, а используя ее как возможность для роста и развития.
Многие из нас сталкивались с ощущением душевной пустоты – гнетущим чувством бессмысленности, оторванности и отсутствия внутренней опоры. Но как прожить этот период с наименьшими потерями? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть его с позиции Т2С (Теории Двух Субстанций), которая разделяет человеческое сознание на рациональную (РС) и эмоциональную (ЭС) составляющие.
Согласно Т2С, формирование личности и ее способность справляться с душевной пустотой напрямую связаны с балансом между РС и ЭС, а также с наличием здоровой самоценности. В этой связи можно выделить два типа людей: "человек знающий" и "человек потерянный".
"Человек знающий": внутренняя опора и осознанность
"Человек знающий" – это тот, кто в детстве получил достаточно безусловной любви, заботы и поддержки. У него сформирована здоровая самоценность – состояние, когда человек сам себя ценит, любит, заботится и уделяет себе внимание. Он знает, что ему нравится, а что – нет, что приносит удовольствие и удовлетворение, а что – нет. Его рациональная субстанция (РС) хорошо интегрирована с эмоциональной (ЭС), позволяя ему осознавать свои чувства и потребности.
Для "человека знающего" душевная пустота – неприятное состояние, но он воспринимает его как временное, необходимое для переосмысления и дальнейшего роста. У него есть внутренняя опора, сформированная благодаря гармоничному взаимодействию РС и ЭС, которая помогает ему прожить это время, не разваливаясь на части, прочувствовать эти эмоции. Он понимает, что пустота для чего-то нужна. Это шаг, который нужно сделать навстречу новому этапу.
"Человек потерянный": бездна и зависимость
В отличие от "человека знающего", "человек потерянный" не получил в детстве достаточно безусловной любви, заботы и поддержки. Его родители либо были "отсутствующими", либо "гиперконтролирующими", что привело к формированию низкой самоценности, недоверию к себе, зависимости от чужого мнения и ощущению, что его не любят, он никому не нужен, он все делает неправильно, он недостаточно хорош, чтобы его любили. В его сознании РС доминирует над ЭС, подавляя эмоции и лишая его возможности осознавать свои истинные потребности.
Для "человека потерянного" пустота совершенно невыносима. Он не чувствует внутренней опоры, силы для ее проживания. Страх, тревога, волнение, апатия и тоска могут задержаться в нем надолго, не находить выхода и приводить к затяжному стрессу и депрессии. Пытаясь компенсировать опустошение, он прибегает к различным защитным механизмам, таким как:
• Создание постоянной активности, высокий ритм жизни (бегство от себя).
• Избегание одиночества, молчания (страх столкнуться с собой).
• Стереотипное пищевое поведение: заедание, булимия, компульсивное переедание (попытка заполнить внутреннюю пустоту).
• Употребление алкоголя, других веществ, которые стирают сознание и отдаляют от тревожной реальности (подавление ЭС).
• Многочисленные интимные связи (поиск подтверждения своей ценности).
• Азартные игры (попытка получить острые эмоции, заглушающие пустоту).
• Экстремальный спорт (то же самое).
Все эти методы, однако, лишь временно заглушают ощущение пустоты, не решая проблему в корне.
Как преодолеть пустоту и вырастить здоровую самоценность с позиции Т2С?
Основная задача для "человека потерянного" – приобрести качества "человека знающего", то есть, взрастить здоровую самоценность и восстановить гармоничное взаимодействие РС и ЭС. Для этого необходимо:
1. Вырастить здоровую самоценность: Если в детстве нам не хватило безусловной любви, заботы и поддержки взрослых, то мы в состоянии оказать ее сами себе сегодня. Для этого нужно быть внимательным к себе, перестать себя оценивать, убедить себя, что «я молодец» по факту своего существования. Это подразумевает осознанное взращивание ЭС.
• Принудительно перестать себя ругать, искать ошибки в своих действиях: РС должна перестать критиковать ЭС.
• Каждый вечер писать список из пяти вещей, за которые можем себя похвалить: Это могут быть любые действи
я: вышел на прогулку, сделал какую-то работу, нашел пять минут для спорта, позволил себе просто полежать и передохнуть. Это поможет укрепить положительный образ себя в ЭС.
2. Изменить угол зрения на любые дела и действия: Надо искать в них плюсы, стараться получить удовольствие даже от простых и привычных вещей — даже от тех, которые кажутся нам на первый взгляд неприятными. Это работа с РС, направленная на изменение отношения к ЭС.
• Переворачивать негативные мысли, отвечая на вопросы: в чем плюсы от этого дела, что хорошего оно мне принесет? РС помогает ЭС увидеть позитивные стороны ситуации.
• Учиться получать удовольствие от мелочей: Именно из маленьких удовольствий возникает ощущение большой радости и удовлетворения.
3. Дать себе выбор делать что-либо без конкретной цели: Позволить себе заниматься тем, что приносит удовольствие, даже если это не имеет практической пользы. Это способствует развитию спонтанности и творческого начала в ЭС.
Таким образом, преодоление душевной пустоты с позиции Т2С – это путь к восстановлению гармонии между РС и ЭС, к взращиванию здоровой самоценности и к осознанию своей уникальности и значимости. Это путь к тому, чтобы стать "человеком знающим" – человеком, способным проживать свою жизнь максимально полно и осознанно, не боясь пустоты, а используя ее как возможность для роста и развития.