## Специалист подобен флюсу: О профессиональной слепоте и ее последствиях
Почему профильные специалисты, обладая глубокими знаниями в своей области, зачастую с поразительной слепотой проводят диагностику и анализ, упуская из виду очевидные просчеты, которые кажутся нелепыми даже студенту-новичку? Этот вопрос возникает все чаще, когда мы сталкиваемся с врачебными ошибками, инженерными просчетами, юридическими казусами и культурной невосприимчивостью.
В медицине, например, мы видим, как пациенту выписывают неподходящие лекарства, не учитывая противопоказания, или не замечают симптомы, которые уже явно проявились. Окулист смотрит на глаза, игнорируя состояние кожи, рентгенолог видит только снимки, а пульмонолог занимается расшифровкой состояния легких, не замечая раковой опухоли, образовавшейся по соседству. Конечно, поборники медицины могут возмутиться: "Этого не может быть, этого не бывает!" Но отрицание проблемы не решает ее. Факты врачебных ошибок и халатности говорят сами за себя.
И это лишь один аспект. Инженеры не видят явных просчетов в конструкции, гонясь за дизайном и удешевлением. Судьи не замечают дел, "шитых белыми нитками". Следователи не могут заметить явных следов преступлений и серийность их происхождения. Писатели могут пройти мимо шедеврального сюжета, а публика - мимо гениального произведения.
Анализируя все это, приходишь к выводу: специалист подобен флюсу – раздувается в одной точке, а все остальное игнорируется.
Как же бороться с этой профессиональной слепотой? Решение заключается в развитии человека разностороннего, интересующегося самой жизнью, а не замыкающегося в рамках профессиональных навыков и маске узкого специалиста. Раньше смеялись над специалистами широкого профиля, называя их дилетантами. Да, они многое не знали в деталях, но всегда были готовы к обучению и расширению кругозора. В то же время узкие специалисты, достигнув своего "потолка", зачастую перестают развиваться, что и приводит к ситуациям, описанным выше.
Чтобы избежать профессиональной слепоты, необходимо:
• Читать разнообразную литературу: Выходить за рамки профессиональной литературы и интересоваться историей, философией, искусством.
• Живо интересоваться самой жизнью: Наблюдать за людьми, событиями, тенденциями, анализировать их.
• Быть готовым к обучению: Никогда не останавливаться в развитии, постоянно пополнять свои знания и навыки.
• Развивать критическое мышление: Подвергать сомнению устоявшиеся догмы и стереотипы.
Только разностороннее развитие, любознательность и готовность к постоянному обучению помогут специалисту избежать профессиональной слепоты и видеть мир во всей его полноте и взаимосвязи. В противном случае, он рискует превратиться в "флюс", ограниченный одной точкой зрения и неспособный увидеть картину целиком.
Почему профильные специалисты, обладая глубокими знаниями в своей области, зачастую с поразительной слепотой проводят диагностику и анализ, упуская из виду очевидные просчеты, которые кажутся нелепыми даже студенту-новичку? Этот вопрос возникает все чаще, когда мы сталкиваемся с врачебными ошибками, инженерными просчетами, юридическими казусами и культурной невосприимчивостью.
В медицине, например, мы видим, как пациенту выписывают неподходящие лекарства, не учитывая противопоказания, или не замечают симптомы, которые уже явно проявились. Окулист смотрит на глаза, игнорируя состояние кожи, рентгенолог видит только снимки, а пульмонолог занимается расшифровкой состояния легких, не замечая раковой опухоли, образовавшейся по соседству. Конечно, поборники медицины могут возмутиться: "Этого не может быть, этого не бывает!" Но отрицание проблемы не решает ее. Факты врачебных ошибок и халатности говорят сами за себя.
И это лишь один аспект. Инженеры не видят явных просчетов в конструкции, гонясь за дизайном и удешевлением. Судьи не замечают дел, "шитых белыми нитками". Следователи не могут заметить явных следов преступлений и серийность их происхождения. Писатели могут пройти мимо шедеврального сюжета, а публика - мимо гениального произведения.
Анализируя все это, приходишь к выводу: специалист подобен флюсу – раздувается в одной точке, а все остальное игнорируется.
Как же бороться с этой профессиональной слепотой? Решение заключается в развитии человека разностороннего, интересующегося самой жизнью, а не замыкающегося в рамках профессиональных навыков и маске узкого специалиста. Раньше смеялись над специалистами широкого профиля, называя их дилетантами. Да, они многое не знали в деталях, но всегда были готовы к обучению и расширению кругозора. В то же время узкие специалисты, достигнув своего "потолка", зачастую перестают развиваться, что и приводит к ситуациям, описанным выше.
Чтобы избежать профессиональной слепоты, необходимо:
• Читать разнообразную литературу: Выходить за рамки профессиональной литературы и интересоваться историей, философией, искусством.
• Живо интересоваться самой жизнью: Наблюдать за людьми, событиями, тенденциями, анализировать их.
• Быть готовым к обучению: Никогда не останавливаться в развитии, постоянно пополнять свои знания и навыки.
• Развивать критическое мышление: Подвергать сомнению устоявшиеся догмы и стереотипы.
Только разностороннее развитие, любознательность и готовность к постоянному обучению помогут специалисту избежать профессиональной слепоты и видеть мир во всей его полноте и взаимосвязи. В противном случае, он рискует превратиться в "флюс", ограниченный одной точкой зрения и неспособный увидеть картину целиком.
Это была единая система знаний, все выработанные знания умещались в голове.
Но со временем производство знаний пошло на поток, Они появлялись во всё новых областях, углублялись, усложнялись. Понять становилось всё труднее, требовалась специальная подготовка, и стало понятно, что человеку не по силам овладеть всеми знаниями, какие появились, нет физической возможности. Система распалась на локальные фрагменты со своими узкими специалистами. И получилось как у персонажа Райкина с косым кривым костюмом. Он спрашивает специалистов - кто шил костюм? Один из них отвечает: "каждый пришивал свою часть. Я пришивал пуговицы. К ним есть претензии? Нет, пришиты насмерть".
В Советское время система образования старалась дать детям общее представление о мире, где они живут, о природе, технике, мироздании, географии, животных и человеке. Увязывали в единую систему, а потом начиналось профилированное образование.
Сейчас стали делать, как на западе. Практически сразу стали распределять по узким специализациям. Кто по физике, кто по химии, кто по технике. Дети перестали понимать этот мир, ничего не знают, кроме одной специализации, но считается, что так они полнее и глубже освоят свою профессию. Людей превращают в производственных роботов. Человечество вымирает.