Догмат Троицы
В чем состоит догмат Троицы.

1. Категорически утверждается что бог один.
2. Не менее категорически - на уровне догмата веры - утверждается что есть три личности каждая из которых есть бог в полноте его. Подчеркиваю - в полноте его.

Несовместимость этих двух утверждений понятна всем. На вопрос как такое может быть у провозглашающих этот догмат есть только один ответ "тайна сия велика есть". В текстах Священного писания как Нового так и Ветхого заветов нет ничего что могло бы к этому привести.

Хочу остановиться на эпизоде который, как мне кажется, мог подтолкнуть к таким мыслям. Я обратил на него особое внимание при первом же прочтении. Его описание явно не является вставкой или иной фальсификацией - тем кто готов к подлогу такое не придумать. От Иоанна глава 8 подстрочный перевод.

56. Авраам отец ваш возликовал чтобы он увидел день Мой, и он увидел и обрадовался.
57. Сказали итак Иудеи к Нему, Пятьдесят лет еще не имеешь и Авраама Ты увидел?
58. Сказал им Иисус, Истинно, истинно говорю вам, прежде Аврааму случиться Я есть.
59. Они взяли итак камни чтобы они бросили в Него; Иисус же был скрыт и вышел из Храма.

Для меня это "я есть" прозвучало как "я есть и всегда был". Для иудеев тоже, они реагировали как на заявление о равенстве Богу. Те кто через двести лет придумывал Троицу разделяли их заблуждение и это приводило в тупик. Мысль о том что безначального может быть много и это еще не означает божественности или равенства Богу в других отношениях изобретателей Троицы не посетила. И они не нашли ничего лучше чем сказать "верую ибо абсурдно" - Тертуллиан.

Иисус Христос есть безначальное Слово ставшее плотью. Его любовь к Богу - другому Слову - тоже безначальна.

19 февраля 2024 Николай Гурулев
Тема без ответов
Отказ от догмата Троицы требует замены. Вот рабочая гипотеза. В первых двух стихах евангелист Иоанн настоятельно утверждает безначальность Слова и безначальность Бога, другого Слова. В стихе 14 он говорит что Иисус Христос есть воплощенное Слово (первое из двух упомянутых, не Бог). Подстрочный перевод "И Слово плотью сделалось и поселилось у нас, и мы увидели славу Его, славу как единственного у Отца, полное благодати и истины". В синодальном переводе сказано единородного. Такое значение у греческого слова тоже есть, но вряд ли Иоанн назвал бы так того, кто, по его мнению, вообще не был рожден.

Получается что голос Бога на Иордане и на Фаворе "Сей есть Сын Мой возлюбленный" следует относить к воплощению.

Отказ от догмата Троицы естественно следует из предлагаемого этой моделью понимания. В гипотезе представленной ранее я предложил считать что Дух Святой есть Бог, без оговорок. Я ощущал диссонанс этой мысли, но рабочие гипотезы для того и предлагаются чтобы их рассматривать. Результатом рассмотрения стал отказ от этой мысли, со всей определенностью.

Дух Святой есть один из духов. Я предполагаю что Он сотворен, в отличие от безначального Логоса. И да, вероятно, это Он говорил через пророков.

23 марта 2020 Николай Гурулев
Тема без ответов
"Что же до Троицы то в том понимании что культивировалось 17 веков ее просто не существует. Есть три духа играющие важнейшую роль в замысле одного из них - Отца. Их свободная воля дополняет волю друг друга. Они разные и не образуют никакой общности сверх замысла Творца. Замысел любящего красоту, закон и порядок заведомо чужд абсурдному догмату."

Предлагаемая мной картина касается лишь основ бытия, его корня, и намечает возможное направление и последовательность развития. Я понимаю эту модель как своего рода каркас, при разных вариантах наполнения он остается неизменным. По факту существования нас и известного нам мира можно немало сказать о нашем безначальном наборе. При этом я не претендую на то что мои выводы окажутся обязательно верными, или тем более единственно возможными. Я стремился предложить самую простую из картин что представляются мне корректными. Наполняя упомянутый каркас конкретным содержанием я опирался на:

1. Достойные доверия письменные источники
2. Здравый смысл
3. Принцип экономии сущностей Оккама

Здравый смысл и принцип Оккама в комментариях не нуждаются, из письменных источников я не знаю сравнимого со Священным писанием Нового и Ветхого заветов. Результатом такого подхода стали изложенные в начале сообщения представления о двух аспектах отношений упомянутых духов - соотношение свободной воли каждого с волей двух других и о том что их общность есть общее участие в замысле, бытие же их раздельно.

Отдельно про догмат Троицы. Как можно допустить что вложивший в нас здравый смысл допустил бы такое издевательство над тем что так близко и дорого Ему самому?

04 марта 2024 Николай Гурулев
Тема без ответов

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты